Перспективы развития доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать динамику и роль доходов от внешнеэкономической деятельности в формировании доходов федерального бюджета и экономике РФ.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
– рассмотреть состав и структуру доходов от внешнеэкономической деятельности;
– проанализировать роль доходов от внешнеэкономической деятельности в формировании доходной части бюджета РФ;
– раскрыть финансово-правовые аспекты внешних займов как составную часть внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1 Роль доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах бюджета и экономике страны
5
2. Состав и структура доходов от внешнеэкономической деятельности
10
2.1 Система таможенных платежей РФ 14
2.2 Экспортные и импортные таможенные пошлины – основа доходов от внешнеэкономической деятельности
14
2.3 Финансово-правовые аспекты внешних займов РФ 29
3. Перспективы развития доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах федерального бюджета
38
Заключение 43
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по внешнеэк. деят-ти.doc

— 568.00 Кб (Скачать)

     Реальной альтернативой внешним кредитам в удовлетворении "валютного голода" могло стать привлечение прямых долговременных иностранных инвестиций, не увеличивающих внешнюю задолженность. Во многом именно они могли привнести в страну современные технику и технологии, столь необходимые для перевооружения и реконструкции отечественного  производства.

     Программа государственных внешних заимствований  Российской Федерации на 2005 – 2007 годы сформирована исходя из необходимости снижения совокупного государственного долга Российской Федерации и замещения внешних источников финансирования как внутренними заимствованиями, так и средствами Стабилизационного фонда.

     Объем государственных внешних заимствований, установленный Программой государственных внешних заимствований на 2005 год, был определен в сумме до 1 127,32 млн. долларов США.

     В 2005 – 2007 году не привлекались финансовые ресурсы с международных рынков капитала путем выпуска внешних облигационных займов (еврооблигаций) Российской Федерации. Указанное решение обусловлено, с одной стороны, объемом средств стабилизационного фонда, который к концу 2005 года достиг суммы 795 млрд. рублей, что позволило использовать часть средств, превышающих законодательно установленный уровень в 500 млрд. рублей, в качестве источника замещения внешних займов. С другой стороны, такое решение связано с общим ухудшением стоимостных условий внешних заимствований для Российской Федерации на международных финансовых рынках. Стоимость указанных заимствований в 2005 году во многом зависела от ситуации, складывающейся на мировых финансовых рынках, в частности, в США. На фоне поступательного увеличения Федеральной резервной системы США ставки рефинансирования и, соответственно, доходности американских государственных ценных бумаг, условия привлечения средств на внешнем рынке для Российской Федерации ухудшались. Таким образом, учитывая, что вышеуказанные тенденции могли существенно увеличить процентные расходы по обслуживанию государственного внешнего долга Российской Федерации в части новых евро-облигационных займов, а также, принимая во внимание в 2005 году объем средств Стабилизационного фонда, представлялось целесообразным воздержаться в 2005 году от эмиссии внешних облигационных займов для целей рефинансирования платежей по основному долгу.

     Сложившаяся на сегодняшний день макроэкономическая ситуация диктует необходимость существенного ограничения внешних заимствований в целом. Консервативная политика в области внешних заимствований позволит ограничить приток иностранной валюты в российскую экономику и, как следствие, снизить давление на российский рубль. Кроме того, наличие достаточных внутренних ресурсов позволяет говорить о нецелесообразности привлечения иностранных заимствований под ставку, превышающую возможности России по размещению своих временно свободных ресурсов на рынке.

     В то же время это не означает сворачивания сотрудничества с международными финансовыми  организациями (МФО). Министерство финансов Российской Федерации считает целесообразным развивать сотрудничество с МФО, в первую очередь, в рамках консультационного и экспертного содействия России в проведении социально-экономических реформ, эффективного использования опыта МФО в проектном финансировании, с применением в ряде случаев схемы финансирования проектов из федерального бюджета при содействии МФО.

     В этой связи в проекте Программы  предусматривается финансирование одного нового проекта "Реформа жилищно-коммунального  хозяйства в России" и не предусматривается привлечение финансовых займов от МФО на цели реализации проектов.

     Во  исполнение поручений Правительства  Российской Федерации от 15 июля 2007 года (протокол заседания № 25) финансирование проектов “Развитие бюджетного федерализма и реформирование региональных финансов” и “Развитие государственной статистики – 2” в 2008 году предлагается осуществлять исключительно за счет средств федерального бюджета, в сумме 600 млн. рублей и 150 млн. рублей соответственно, без привлечения займов МФО. В случае недостаточности источников финансирования федерального бюджета планируется дополнительно рассмотреть вопрос о привлечении займов МФО для реализации указанных проектов в 2008 году. При этом имеется в виду, что упомянутые проекты будут реализовываться при участии МФО, в том числе в качестве консультантов.

     Для перехода к стабильному графику  заимствований Минфин России планомерно осуществляет комплекс мер, направленных на повышение эффективности заимствований  у международных банков развития и эффективности управления кредитным портфелем, в том числе:

     – сокращение заимствований по неэффективно используемым займам и займам, реализуемым в течение длительного времени;

     – обеспечение реализации действующих проектов в установленные сроки;

     – увеличение лимита заимствований по действующим проектам;

     – увеличение российской доли софинансирования проектов, в том числе из федерального бюджета.

     С целью завершения действующих проектов в установленные сроки Минфином России при формировании проекта  Программы (перечень 1) подготовлены предложения о существенном увеличении в 2008 году лимита использования займов по действующим проектам до 952,42 млн. долл. США, что превышает аналогичный показатель 2007 года почти в 3 раза. Необходимо отметить, что сумма 952,42 млн. долл. США была рассчитана на основе предложений главных распорядителей, подготовленных и согласованных с МФО в соответствии с планами реализации проектов, предусмотренными соглашениями о займе. При этом предложения Минфина России в значительной степени совпадают с расчетами Минэкономразвития России.

     В соответствии с поручением Правительства  Российской Федерации от 3 июня 2007 года Минфином России совместно с Минэкономразвития России в рамках 11 заседания Совместной рабочей группы Правительства Российской Федерации и Всемирного банка (СРГ) проведен анализ эффективности проблемных проектов, реализуемых с участием Международного банка реконструкции и развития (МБРР). По итогам работы СРГ приняты решения о завершении ряда неэффективно реализуемых проектов, установлены контрольные даты для достижения необходимых показателей, а также приняты рекомендации для главных распорядителей по повышению эффективности и ускорению реализации конкретных проектов.

     Вместе  с тем следует отметить, что  Минфином России совместно с другими  участниками СРГ мониторинг и контроль за ходом реализации проектов МФО осуществляется на регулярной основе. По итогам деятельности СРГ с января по июль 2007 года приняты решения об аннулировании 39,16 млн. долл. США по семи неэффективно реализуемым проектам. При этом, представляется целесообразным продолжить работу по ускоренному завершению неэффективно и долго реализуемых проектов, с тем чтобы освободить место для реализации новых высокоприоритетных и быстрореализуемых проектов. Представляется, что принятие нового положения о Порядке работы с проектами, реализуемыми Российской Федерацией при участии МФО, разработку и согласование которого осуществляют в настоящее время Минфин России и Минэкономразвития России, будет способствовать повышению эффективности управления портфелем готовящихся и действующих проектов МФО.

     Ряд проектов предполагается завершить  в 2008 году: “Правовая реформа”, компоненты Минпромэнерго России и Федеральной службы по тарифам проекта “Поддержка реформы в электроэнергетическом секторе”, “Модернизация железнодорожного транспорта России”, “Развитие финансовых учреждений”, “Инновационный проект развития образования”. По данным проектам в 2008 году предусмотрено финансирование только для оплаты завершенных до конца 2007 года контрактов, расходов по аудиту и минимальных операционных расходов, связанных с закрытием специальных и проектных счетов, предоставлением отчетности в Банки, и др. Процедура оплаты указанных расходов в течение 4 месяцев после завершения проекта предусмотрена правилами Международного банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития.

     В проект Программы не включен действующий  заем МБРР на развитие бюджетного федерализма  и реформирование региональных финансов, так как предполагается, что вся  сумма займа (120 млн. долл. США) будет использована до конца 2008 года.

     По  ряду проектов ("Техническое содействие реформе здравоохранения", "Профилактика, диагностика, лечение туберкулеза  и СПИДа", "Информатизация системы  образования", "Развитие систем государственного учета объектов недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость", "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета", "Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России") предполагается после соответствующих консультаций с МФО уменьшить объемы заимствований. При этом имеется в виду частичное замещение займов МФО российским софинансированием и максимально возможное увеличение доли софинансирования в общем объеме проектных расходов. Это позволит минимизировать расходы федерального бюджета, связанные с обслуживанием займов и их сопровождением, и в то же время максимально эффективно реализовать проекты, соответствующие приоритетам социально-экономического развития России.

     В качестве источников такого увеличения софинансирования предполагается использовать средства федерального бюджета, предусмотренные ФЦП, ФАИП и другими федеральными программами. Конкретные суммы уменьшения объемов заимствований и альтернативные замещающие их источники финансирования будут определены в ходе подготовки проектов по каждому проекту в отдельности.

     Данный  подход позволит сохранить возможность  привлечения в 2008 году новых займов МФО (в рамках установленного лимита расходования средств займов МФО) для финансирования приоритетных для России проектов (например, одобренных СРГ), с использованием новых механизмов финансирования, в том числе с высокой (до 95 % от стоимости проекта) долей российского софинансирования.

     Поскольку большинство связанных кредитов привлекается по "плавающим" ставкам, федеральный бюджет несет существенные риски, связанные с колебанием процентных ставок в течение срока погашения  кредита (от 5 до 7,5 лет). В этой связи  стоимость связанных кредитов с учетом процентного риска составляет около 8,5 – 9 % годовых, что существенно превышает возможную стоимость привлечения евро-облигационных займов на аналогичные сроки.

     Кроме того, традиционно цены на товары, закупаемые в счет указанных кредитов, превышают мировые, поскольку отсутствует возможность осуществления свободного выбора импортером поставщика товаров.

     С учетом изложенного, связанные кредиты  являются наиболее неэффективной формой внешних заимствований и, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, должны быть прекращены по мере завершения действующих соглашений.

     Анализ  хода реализации проектов, предусмотренных  Программой государственных внешних  заимствований на 2008 год, позволяет предположить, что использование кредитов по следующим проектам будет завершено в текущем году:

     – закупка медицинского оборудования (Управление делами Президента Российской Федерации);

     – закупка оборудования (Онкологический научный центр Н.Н. Блохина);

     – закупка медицинского инженерного и лифтового оборудования, строительных материалов и изделий и выполнение необходимого объёма строительно-монтажных работ для реконструкции зоны “Б” клинико-хирургического корпуса института (НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского);

     – закупка научных приборов и оборудования (МГУ им. М.В. Ломоносова).

     В 2008 году в продолжение многолетнего курса поддержки экспорта промышленной продукции, предусмотренного в принятой Правительством Российской Федерации Концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации, предусматривается предоставление государственных гарантий на общую сумму 600,0 млн. долларов США для поддержки экспорта промышленной продукции.

     Министерство  финансов Российской Федерации, являясь  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной долговой политики и управлению в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации, осуществляет расходы на обслуживание государственного долга, которые отражаются по разделу "Общегосударственные вопросы", подразделу "Обслуживание государственного и муниципального долга".

     Указанные расходы составят в 2008 году 156 845,3 млн. рублей, что на 41 636,9 млн. рублей меньше объема расходов по обслуживанию государственного долга, утвержденного Федеральным законом от 26.12.2006 № 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год". При этом расходы на обслуживание внутреннего долга планируются в размере 76 859,2 млн. рублей, по внешнему долгу - 79 986,1 млн. рублей. Уменьшение расходов по указанной категории связано с сокращением расходов, направляемых на обслуживание внешнего долга, на 52 320,5 млн. рублей при одновременном увеличении расходов по внутреннему долгу на 10 683,6 млн. рублей.

     Планирование  расходов на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации в 2008 году осуществлено с учетом досрочного погашения остатка задолженности по долгу бывшего СССР перед странами-членами Парижского клуба в 2007 году. В проекте федерального бюджета на 2008 год расходы на обслуживание внешнего долга ожидаются в размере 3 016,1 млн. долларов США (79 986,1 млн. рублей), что на 1 610,0 млн. долларов США (52 320,5 млн. рублей) меньше по сравнению с планом 2007 года.

Информация о работе Перспективы развития доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах федерального бюджета