Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:45, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать динамику и роль доходов от внешнеэкономической деятельности в формировании доходов федерального бюджета и экономике РФ.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
– рассмотреть состав и структуру доходов от внешнеэкономической деятельности;
– проанализировать роль доходов от внешнеэкономической деятельности в формировании доходной части бюджета РФ;
– раскрыть финансово-правовые аспекты внешних займов как составную часть внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
Введение 3
1 Роль доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах бюджета и экономике страны
5
2. Состав и структура доходов от внешнеэкономической деятельности
10
2.1 Система таможенных платежей РФ 14
2.2 Экспортные и импортные таможенные пошлины – основа доходов от внешнеэкономической деятельности
14
2.3 Финансово-правовые аспекты внешних займов РФ 29
3. Перспективы развития доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах федерального бюджета
38
Заключение 43
Список использованной литературы
2. Состав и структура доходов от внешнеэкономической деятельности
В
российской практике ВЭД реализуется
преимущественно через
ВТД – это предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.
Основные показатели внешней торговли Российской Федерации (по методологии платежного баланса) приведены в следующей таблице.
Таблица 2.
Внешняя торговля российской федерации
(миллионов долларов США)
Экспорт | Импорт | |||||
2005 | 2006 | 2007 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Всего
в том числе: |
183207 | 243798 | 303926 | 97382 | 125434 | 164692 |
со странами дальнего зарубежья | 153004 | 210249 | 260558 | 77491 | 103535 | 140115 |
со странами СНГ | 30203 | 33549 | 43368 | 19891 | 21899 | 24577 |
По информации
Росстата мировая цена на нефть Юралс
в 2007 г сложилась на уровне 58,9 долл долл.
за баррель, что на 27,1% выше, чем в сопоставимом
периоде 2006 г.
После пика в динамике нефтяных цен в начале августа 2007 г. стоимость нефтяного сырья, при уменьшении геополитической напряженности в районах нефтедобычи, стала постепенно снижаться. Кроме того, в снижении цен на нефть сыграло роль некоторое замедление экономического роста в США в третьем квартале и снижение нефтяного импорта на этом крупнейшем рынке.
По
прогнозам американского
В соответствии со статистикой Всемирного Банка, цена на природный газ в Европе в 2007 г. была на 39,3% выше, чем в 2006 году.
Контрактные цены на российский природный газ показали еще более быструю динамику роста. На основе таможенной статистики можно заключить, что в январе-сентябре 2007 г. они составили 215,8 долл. за тысячу кубометров, что на 50,7% выше уровня 2006 г.
По сравнению с сопоставимым периодом 2006 г., в 2007 году мировые цены на алюминий выросли на 36,9%, медь подорожала на 90,3%, никель на 37,9%, а индекс цен на продукцию черной металлургии снизился на 1,7%. В третьем квартале по сравнению со вторым кварталом алюминий подешевел на 6,5%, медь еще подорожала на 6,4%, никель на 46,3%, индекс цен черной металлургии повысился на 3,2%.
Физические объемы российского экспорта в описываемый период росли не столь быстро, как цены, и в целом неравномерно по разным товарным группам. По последней информации ФТС, физобъемы нефтяного экспорта в дальнее зарубежье за 2007 г. составили 158,4 млн. тонн, что, при сопоставлении с уточненными данными Росстата за 2006 г., дает рост в 0,3%.
Экспорт природного газа в физическом выражении в 2007 снизился на 5,0% по сравнению с тем же периодом 2006 г., но неравномерно по группам стран: в дальнее зарубежье поставки остались на том же уровне, в то время как в СНГ сократились на 20,2%.
Отмеченный рост цен на алюминий стимулировал наращивание физических объемов его экспорта, что в 2007 г. составило 16,4%, хотя другие существенно подорожавшие металлы в физобъемах экспорта не показали сравнимого роста: никель -0,6%, медь -9,4% (Росстат).
На фоне отсутствия положительной динамики цен, экспорт черных металлов и изделий из них в стоимостном выражении снизился на 6,4% (Росстат), а поскольку эта подгруппа преобладает в группе металлов, в целом за 2007 г. экспорт металлов, несмотря на взлет цен и рост стоимости экспорта по группе цветных металлов на 44,9%, в стоимостном выражении возрос весьма умеренно – на 12,5% по сравнению с 2006 годом.
На фоне скромного роста стоимости экспорта металлов, аналогичный показатель по группе «машины и оборудование» существенно выше – за восемь месяцев +21,3%, год к году (Росстат), несмотря на то, что в данной группе, при относительно стабильных мировых ценах, должны сказываться последствия продолжающегося укрепления рубля. Отчасти это объясняется серьезным спадом экспорта по данной группе в начале 2006 года. С другой стороны, инициативы правительства по финансовой и гарантийной поддержке промышленного экспорта привели к заключению ряда крупных контрактов. Кроме того, показатели по группам стран – дальнее зарубежье и СНГ заметно отличаются: +13,7% против +30,6% соответственно, чему причиной может служить отсутствие сравнимого укрепления рубля к валютам стран СНГ.
В отношении других групп экспорта Росстат приводит следующую информацию: стоимостные объемы продукции химической промышленности и каучука увеличились в 2007 г. на 15,3%, древесины и целлюлозно-бумажной промышленности – на 12,7%.
По данным Банка России, в третьем квартале 2007 г. стоимость экспорта увеличилась на 0,7% по сравнению с уровнем предыдущего квартала (с учетом сезонности). В основном это произошло за счет 3,7-процентного всплеска в августе. В сентябре же сезонно скорректированный экспорт снизился на 4,3% по сравнению с августом.
По расчетам ЭЭГ, конъюнктурные доходы российской экономики в 2007 г. от экспорта продуктов топливно-энергетического комплекса составили 87,8 млрд. долларов. Из них 51,2 млрд. долл. относится к сырой нефти, 20,8 млрд. долл. к нефтепродуктам, 15,8 млрд. долл. к природному газу. Указанные конъюнктурные доходы первого полугодия превосходят в 1,8 раз соответственные доходы 2006 г. (50,3 млрд. долл.).
Средние
экспортные цены за 2005 – 2007 гг. на основные
товары в долл. США за тонну указаны
в приложении 2.
2.1.
Система таможенных
платежей РФ
Таможенные платежи – способ регулирования внешнеэкономической деятельности и специальная категория платежей в налоговой системе.
В условиях реформирования экономики России таможенные платежи являются важнейшим инструментом внешнеторговой политики государства в целях ограничения ввоза иностранных товаров, защиты и поощрения развития отечественного производства и стимулирования вывоза национальных товаров.
Понятие "таможенные платежи" определяется в ТК РФ дважды. В ст. 18 ТК дается следующее определение: "Таможенные платежи – таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации". Статья 110 ТК РФ содержит перечень платежей, взимаемых таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и в других установленных законодательством случаях. В него включены:
- таможенная пошлина;
-
налог на добавленную
- акцизы;
-
сборы за выдачу лицензий
- сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;
-
таможенные сборы за
- таможенные сборы за хранение товаров;
-
таможенные сборы за
- плата за информирование и консультирование;
-
плата за принятие
- плата за участие в таможенных аукционах.
В соответствии со ст. 8 НК РФ "под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".
Сбор определяется как "обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)".
Таможенные платежи, установленные ст. 110 Таможенного кодекса Российской Федерации, обладают разной правовой природой, из которой следует, соответственно, определенное место в системе государственных доходов и конкретное финансовое назначении каждого платежа.
Часть платежей – НДС и акцизы – косвенные налоги в полном смысле этого слова. Им свойственны индивидуальная безвозмездность, обязательность уплаты в установленные государством сроки, их размер входит в цену товара и, в конечном счете, оплачивается покупателем. Эти особенности определяют их поступление в федеральный бюджет.
К таможенной пошлине полностью относятся все перечисленные особенности косвенных налогов, единственное ее отличие от них – закон не называет ее налогом буквально.
Остальные
таможенные платежи относятся к
неналоговым доходам
Из всех возмездных платежей можно выделить группу, имеющую характер платы государству за выполнение действий, имеющих юридическое значение:
– сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий;
– сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;
– плата за принятие предварительного решения.
Остальные возмездные платежи, взимаются в оплату других действий различного рода: таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование; плата за участие в таможенных аукционах.
Таможенные платежи, носящие возмездный характер, входят в систему неналоговых доходов государства, поступают во внебюджетный фонд, консолидируются в бюджете, имеют целевую направленность, расходуются в порядке указанном в законе о бюджете на текущий год.
Специфика таможенных платежей сегодняшнего дня состоит в том, что уже никто не препятствует вывозу или ввозу товаров в Россию; таможенное оформление происходит в субъектах федерации по месту нахождения предприятия или гражданина, где и должна происходить оплата пошлины, налогов и сборов, т.е. таможенный контроль и оформление происходят не только на границе, но и внутри страны. Появилось понятие внутренней и пограничной таможни. Сложился и действует порядок, при котором, ввезенный товар, представляется на границе или в международном аэропорту и направляется для декларирования и оформления во внутренний таможенный орган.