Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:45, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать динамику и роль доходов от внешнеэкономической деятельности в формировании доходов федерального бюджета и экономике РФ.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
– рассмотреть состав и структуру доходов от внешнеэкономической деятельности;
– проанализировать роль доходов от внешнеэкономической деятельности в формировании доходной части бюджета РФ;
– раскрыть финансово-правовые аспекты внешних займов как составную часть внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
Введение 3
1 Роль доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах бюджета и экономике страны
5
2. Состав и структура доходов от внешнеэкономической деятельности
10
2.1 Система таможенных платежей РФ 14
2.2 Экспортные и импортные таможенные пошлины – основа доходов от внешнеэкономической деятельности
14
2.3 Финансово-правовые аспекты внешних займов РФ 29
3. Перспективы развития доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах федерального бюджета
38
Заключение 43
Список использованной литературы
Российская
Федерация динамично развивает
внешнеэкономическую
Таможенная политика — сложный механизм деятельности государства, затрагивающий комплекс интересов страны, предпринимателей, населения, в том числе их финансовые интересы.
Компетенция таможенных органов РФ довольно обширна, в нее входят вопросы разработки таможенной политики государства, защиты прав граждан, предприятий и организаций при осуществлении таможенного дела, регулирования торгово-экономических отношений, ведения товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и многое другое.
Среди финансово-экономических задач, которые таможенные органы решают посредством реализации таможенной политики государства, можно выделить три основные. Во-первых, это формирование товарной структуры потребительского рынка РФ и создание конкурентной среды; во-вторых, — защита отечественных производителей от экспансии мирового рынка и от доступа на российский рынок дешевых, некачественных товаров, прежде всего потребительских; и, наконец, в-третьих, — обеспечение поступления средств от взимания таможенных пошлин и налогов в доходную часть федерального бюджета.
Инструментом федерального регулирования внутреннего рынка страны в процессе взаимодействия с мировым рынком является таможенный тариф. Таможенное регулирование импорта осуществляется с помощью импортных таможенных пошлин и таможенных льгот, регулирование экспорта — с помощью экспортных таможенных пошлин.
Правительством
России устанавливаются также
2.2
Экспортные и импортные
таможенные пошлины
– основа доходов
от внешнеэкономической
деятельности
Таможенные пошлины – это ключевой элемент во внешнеэкономической политике государства, поскольку они регулируют взаимосвязь внутренних и внешних рынков. Наибольшее значение в странах с рыночной экономикой имеют импортные пошлины. Экономической анализ выигрышей и потерь от импортных тарифов показывает, что они пополняют государственный бюджет и выгодны, прежде всего, отечественным производителям, конкурирующим с импортом, особенно в молодых отраслях производства. С этой точки зрения импортные пошлины можно рассматривать как средство стимулирования отечественного производства и защиты молодых отраслей.
Таможенная пошлина – обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами страны при ввозе (вывозе) товара на ее таможенную территорию и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза (вывоза).
Методика построения таможенных пошлин основана на формировании двух их основных видов — импортной и экспортной, где импортная таможенная пошлина представляет собой плату за предоставление юридическому лицу, импортирующему определенный товар, возможности реализовать его на внутреннем рынке страны-импортера, а экспортная — плату за предоставление государством юридическому лицу возможности реализации конкретного товара на международном рынке.
Экспортно-импортные пошлины – виды интернациональных дифференциальных рент. В целях защиты экономических интересов страны к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды таможенных пошлин: специальные, антидемпинговые и сезонные.
Антидемпинговая пошлина применяется в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или может нанести материальный ущерб отечественным товаропроизводителям, либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров.
Антидемпинговая пошлина действует в течение такого периода и в таком размере, которые необходимы для ликвидации существенного ущерба отрасли российской экономики, причиненного демпинговым импортом товара.
Срок действия антидемпинговой пошлины не должен превышать пять лет со дня ее введения или со дня последнего пересмотра ставки такой пошлины в результате повторного антидемпингового расследования.
Необходимость продолжения взимания антидемпинговой пошлины или пересмотра ее ставки определяется Правительством Российской Федерации на основании результатов повторного антидемпингового расследования, которое проводится в порядке, установленном статьями 18 и 20 Федерального закона от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами", по инициативе Правительства Российской Федерации или на основании запросов заинтересованных лиц. Расследование, предшествующее применению антидемпинговых мер, должно быть завершено в течение двенадцати месяцев.
Специальная таможенная пошлина применяется в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Данный вид пошлин может использоваться в качестве ответной меры на дискриминационные или иные негативные действия других государств или их союзов.
В случае введения специальных защитных мер на срок более чем один год условия их применения (объем импортной квоты, ставка специальной пошлины) рассматриваются Правительством Российской Федерации в течение указанного срока для определения возможности их смягчения в целях адаптации отрасли российской экономики к меняющимся экономическим условиям.
В случае если срок действия специальных защитных мер превышает три года, не позднее чем через полтора года после их введения должно быть проведено повторное расследование, в результате которого специальные защитные меры могут быть отменены или продлены.
Специальная пошлина на сельскохозяйственный товар может вводиться без проведения расследования только на срок до окончания календарного года, в котором введена указанная пошлина, и в размере, не более чем на одну треть превышающем ставку таможенной пошлины на такой товар.
Сезонная пошлина применяется в целях оперативного регулирования ввоза отдельных товаров. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. В Российской Федерации сезонная пошлина устанавливаются Правительством РФ, причем срок ее действия не может превышать шести месяцев в году.
При дифференциации таможенных пошлин могут учитываться такие основные критерии, как объемы производства конкретных товаров на отечественном рынке, сложившийся уровень конкуренции на внутреннем рынке по конкретному товару, платежеспособный спрос и предложение по данному товару, потребность отечественных текстильных предприятий в конкретном товаре, используемом ими в качестве сырья, необходимость защиты внутреннего рынка и отечественных производителей, сравнительные качественные характеристики импортируемого и отечественного товара и многое другое.
Начисление, уплата и взимание пошлины на товар производится на основе его таможенной стоимости в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Размер таможенной пошлины определяется таможенным тарифом, который содержит списки товаров, облагаемых таможенной пошлиной.
Стоимость устанавливает декларант в соответствии с Законом «О таможенном тарифе», где изложены методы ее определения. Контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется таможенным органом Российской Федерации, производящим таможенное оформление товара.
Таможенная стоимость определяется на основании Постановлений Правительства РФ. На базе таможенной стоимости исчисляются не только импортные, но и налоги на импорт, таможенные сборы и штрафы, а также ведется таможенная статистика. Установленные Постановлением Правительства РФ ставки импортных пошлин колеблются в основном в пределах от 1 до 30%. В 1994 году впервые введены пошлины, имеющие протекционистский характер. Размер импортной пошлины зависит от страны происхождения товара, и импортный таможенный тариф имеет в своем составе 3 колонки. Базовая ставка импортной пошлины (вторая колонка) применяется к странам, которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие режим наибольшего благоприятствования (РНБ). В настоящее время в этом списке числится 127 государств и ЕЭС. Для товаров, происходящих из развивающихся стран, размер импортной пошлины уменьшен в 2 раза (первая колонка тарифа). В списке развивающихся стран - 104 государства. При этом товары из так называемых наименее развитых стран (всего их 47) импортной пошлиной вообще не облагаются. Наконец, товары из стран, с которыми нет торговых соглашений, облагаются пошлиной в двойном размере (третья колонка тарифа).
Таможенный тариф РФ — свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, которая определяется Правительством РФ, исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.
В законе «О таможенном тарифе» устанавливается порядок его формирования и применения, а также правила обложения пошлинами товаров при их перемещении через таможенную границу РФ. Использование таможенного тарифа позволяет рационализировать товарную структуру ввоза в РФ, создать и поддержать рациональное соотношение вывоза и ввоза товаров, создать условия для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров, защитить экономику РФ от неблагоприятных для нее воздействий мирового рынка.
Что касается методических основ расчета таможенных пошлин, то наиболее приемлемой является концепция, разработанная в Российской таможенной академии ГТК РФ. Сущность ее заключается в том, что таможенная пошлина определяется через разницу цен, отражающих величину мировой и национальной стоимости товара. Кроме того, расчетная величина конкретной пошлины должна быть скорректирована с учетом приоритетности продукции, соотношения спроса и предложения, уровня конкурентоспособности отечественной продукции, прогнозируемых
В России применяются следующие виды ставок пошлин:
– адвалорные (взимаются в процентах от таможенной стоимости);
– специфические (в определенной сумме к количественной или весовой единице измерения товаров);
–комбинированные (альтернативные) ставки сочетают в себе элементы двух первых видов. Обычно комбинированные таможенные тарифы содержат несколько типов ставок на один и тот же товар.
При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам (в определенной сумме к количественной или весовой единице измерения товаров) или комбинированным ставкам, в качестве расчетной базы используется масса товара с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной торговли.
Для каждого вида пошлин существуют базовые методологические принципы и факторы, определяющие их уровень. Для импортных пошлин это привлекательность внутреннего рынка страны-импортера, уровень цен на импортируемый товар на международном рынке и внутреннем рынке страны-импортера, производственные издержки товара по месту его производства, политическая, экономическая стабильность в стране реализации, а также стабильность внутреннего рынка страны-импортера.
Для экспортных пошлин такими факторами являются: привлекательность (имидж) сегмента международного рынка реализации экспортного товара, уровень себестоимости производства товара в стране-экспортере, спрос и предложение товара на внутреннем и международном рынках.
Введение таможенной пошлины может иметь несколько целей, среди которых фискальные, экономические и политические. В отличие от других налогов взимание пошлины осуществляется не только и не столько в фискальных целях (формирование доходной части бюджета), сколько направлено в основном на формирование рациональной структуры экспорта и импорта в условиях отсутствия прямого вмешательства государства в эту сферу. Введение пошлины может иметь целью осуществление экономического давления на соответствующие государства или создание им режима наибольшего благоприятствования по политическим мотивам.