Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:45, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать динамику и роль доходов от внешнеэкономической деятельности в формировании доходов федерального бюджета и экономике РФ.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
– рассмотреть состав и структуру доходов от внешнеэкономической деятельности;
– проанализировать роль доходов от внешнеэкономической деятельности в формировании доходной части бюджета РФ;
– раскрыть финансово-правовые аспекты внешних займов как составную часть внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
Введение 3
1 Роль доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах бюджета и экономике страны
5
2. Состав и структура доходов от внешнеэкономической деятельности
10
2.1 Система таможенных платежей РФ 14
2.2 Экспортные и импортные таможенные пошлины – основа доходов от внешнеэкономической деятельности
14
2.3 Финансово-правовые аспекты внешних займов РФ 29
3. Перспективы развития доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах федерального бюджета
38
Заключение 43
Список использованной литературы
Содержание
Введение | 3 | |
1 | Роль доходов
от внешнеэкономической |
5 |
2. | Состав и структура доходов от внешнеэкономической деятельности | 10 |
2.1 | Система таможенных платежей РФ | 14 |
2.2 | Экспортные и импортные таможенные пошлины – основа доходов от внешнеэкономической деятельности | 14 |
2.3 | Финансово-правовые аспекты внешних займов РФ | 29 |
3. | Перспективы развития доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах федерального бюджета | 38 |
Заключение | 43 | |
Список использованной литературы | 45 | |
Приложения | 49 |
Внешнеэкономическая деятельность является одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, – мировое хозяйство.
Развитие
российской экономики невозможно без
ее последовательной интеграции в систему
международных экономических
Грамотно построенная политика в области внешнеэкономической деятельности может оказать огромное влияние на макроэкономические показатели развития и функционирование экономики страны в целом, на предпринимательскую активность юридических и физических лиц.
Важным источником формирования доходов бюджета являются доходы от одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства – налогов и сборов от внешнеэкономической деятельности.
Нет
практически ни одной отрасли
в промышленно развитых странах,
которая не была бы вовлечена в
сферу внешнеэкономической
Цель курсовой работы – исследовать динамику и роль доходов от внешнеэкономической деятельности в формировании доходов федерального бюджета и экономике РФ.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
– рассмотреть состав и структуру доходов от внешнеэкономической деятельности;
– проанализировать роль доходов от внешнеэкономической деятельности в формировании доходной части бюджета РФ;
–
раскрыть финансово-правовые аспекты
внешних займов как составную
часть внешнеэкономической
Объектом исследования являются доходы от внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
При написании работы использовались нормативно-правовые акты РФ, учебная литература и статьи печатных изданий по теме работы.
Курсовая
работа состоит из введения, трех глав,
заключения и списка использованной литературы.
1.
Роль доходов от
внешнеэкономической
деятельности в
доходах бюджета и экономике
страны
Внешнеэкономическая деятельность государства (ВЭД) в федеральном законе от 18 июля 1999 года «Об экспортном контроле» (в редакции от 18 июля 2005 года)1 определяется как внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.
Доходы федерального бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения им своих функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти федерального уровня. Источники и виды государственных доходов, и назначение каждого их них определяются экономической и правовой системой государства.
Доходы бюджета РФ формируются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, принятым Государственной Думой РФ и подписанным Президентом РФ 31 июля 1998г. (с изменениями от 2007 года), за счет налоговых и неналоговых видов дохода, а также за счет безвозмездных перечислений.
Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Бюджет занимает центральное место в финансовой системе любого государства, это имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.
Основными источниками доходов федерального бюджета России являются: налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль организаций, таможенный пошлины. На их долю приходится примерно 85% от общего объема доходов бюджета.
Таблица 1.
Структура доходов федерального бюджета за 2005-2007 гг.
(в % к общей сумме доходов)
Виды доходов | 2005 | 2006 | 2007 |
Налог на прибыль | 7.1 | 6.5 | 6,0 |
НДС | 35.0 | 26.9 | 29,0 |
НДПИ | 14.4 | 18.3 | 18,0 |
Акцизы | 2.6 | 1.8 | 2,2 |
Таможенные пошлины | 25.3 | 35.7 | 33,8 |
Неналоговые доходы | 2.9 | 2.9 | 3.1 |
ЕСН | 5.2 | 4.7 | 4,4 |
Прочие доходы | 7.2 | 2.9 | 6,6 |
ИТОГО | 100 | 100 | 100 |
Основные макроэкономические показатели, принятые за основу при расчете доходов бюджетной системы Российской Федерации, приведены в приложении 1.
Аккумулируя доходы в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных граждан: здравоохранение, образование, культуру и искусство, правоохранительную деятельность, государственное управление, инвестиционную деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства, и многое другое.
Чтобы проследить динамику доходов от внешнеэкономической деятельности в формировании доходной части федерального бюджета, необходимо рассмотреть структуру его доходов за несколько последних лет. В 2005 г. доходы федерального бюджета составили 5125,1 млрд. рублей, в 2006 – 6170,5 млрд. рублей, увеличившись на 1045,4 млрд. руб. или на 20,4 %. В 2007 году доходы федерального бюджета составили в сумме 6965,3 млрд. рублей, что превысило доходы 2006 года на 794,8 млрд. рублей.
Более
наглядно динамика доходов федерального
бюджета представлена на диаграмме (см.
рис. 1).
В структуре доходов РФ на 2005 год доля таможенных пошлин составила 25,3 %.
В 2006 году доля доходов от таможенных пошлин в общей сумме доходов увеличилась, составив 35,7 % от всех доходов федерального бюджета. На диаграмме отчетливо видно, что по объему сборов сумма налогов на таможенные пошлины превышает сумму НДС.
В 2007 году ситуация меняется – происходит, небольшое снижение доли налогов на таможенные пошлины, которая составила в целом 33,8 % от общей суммы налоговых поступлений в бюджет.
В денежном выражении таможенные пошлины и другие сборы составили:
Рост доходов федерального бюджета, главным образом, объясняется увеличением неналоговых поступлений, включающих таможенные пошлины. Объем неналоговых поступлений за 2006 год превысил аналогичный показатель 2005 года на 1,1 п.п. ВВП и составил 8, 9% ВВП. Неналоговые доходы в 2007 немного выросли по сравнению с 2006 годом, достигнув уровня в 8,8% ВВП против 8,6 %, в основном за счет роста таможенных поступлений. Этот рост можно объяснить увеличением ставки экспортной пошлины на нефть.
Интересно отметить, что фактическое поступление налогов и таможенных пошлин в федеральный бюджет идет с существенным превышением показателей, предусмотренных в законе о бюджете. По оценке, общий объем доходов, поступивших в 2007 г. в федеральный бюджет, превышает запланированный бюджетом уровень на 26% (на 948,5 млрд. руб.) или на 2,7 п.п. ВВП.
Это превышение объясняется, в основном, значительным отклонением от заложенного в бюджет уровня поступлений от экспортных пошлин,
Согласно проведенному факторному анализу, главной причиной роста доходов в рассматриваемом периоде стало увеличение мировых цен на энергоносители. Средняя цена нефти марки «Юралс» за 2007 год превысила аналогичный показатель 2006 года на 13,4 долл. и составила 62,8 долл. США за баррель, что дало прирост доходов федерального бюджета на 2,4 п.п. ВВП. Увеличение цены на газ оказало меньшее влияние и привело к увеличению доходов федерального бюджета на 0,4 п.п. ВВП.
За апрель 2008 года, как сообщает ГТК России, таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 163,58 млрд. рублей.
Установленное Правительством Российской Федерации плановое задание выполнено на 122 процента. Таким образом, за четыре месяца текущего года таможенными органами перечислено в федеральный бюджет 919,97 млрд. рублей, что составило 109,5 процента от планового задания.
Несмотря на то, что утвержденные суммы таможенных пошлин и акцизов в текущем финансовом году больше, чем в предыдущем, можно сделать вывод о существовании тенденции к снижению доли таможенных пошлин в налоговых доходах федерального бюджета РФ.
В январе-феврале 2008г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 106,7 млрд. долларов США (150,3% к январю-февралю 2007г.), в том числе экспорт - 70,1 млрд. долларов (155,2%), импорт – 36,5 млрд. долларов (141,6%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 33,6 млрд. долларов США (в январе-феврале 2007г. – 19,4 млрд. долларов).
Разработка параметров федерального бюджета в предыдущие годы была апробирована в форме финансового плана, опыт которого был реализован на трехлетний период – 2008-2010 гг.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период до 2010 года» прогнозируемый объем доходов федерального бюджета утвержден в размере 6 644,4 млрд. руб.