Пенсионная система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:39, дипломная работа

Описание работы

Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных и престарелых граждан существовала с момента возникновения человеческого общества. Вместе с тем по мере развития экономики возрастают риски снижения уровня жизни в связи с утратой трудового или другого постоянного дохода по объективным причинам (временная или стойкая потеря трудоспособности под воздействием производственных и экономических факторов (профессиональные заболевания, несчастные случаи), безработица и др.). Кроме вновь возникших экономических причин сохраняются физиологические и демографические причины материальной необеспеченности (временная или стойкая утрата трудоспособности от общего заболевания, материнство, старость, содержание и воспитание детей и др.). При этом необеспеченность может быть вызвана не только краткосрочной или длительной утратой трудового или иного постоянного дохода, но и расходами, связанными с необходимостью удовлетворения дополнительных потребностей в услугах (например, в медицинской помощи, реабилитационных и рекреационных услугах).

Содержание

Глава 1. Сущность и виды систем пенсионного обеспечения. Эволюция пенсионной системы России. 1
1.1. Сущность, функции и виды пенсионного обеспечения. 1
1.2. История пенсионного обеспечения в России до 1990-х годов XX века. 9
1.3. Развитие современной пенсионной системы России. 17

Работа содержит 1 файл

1 ГЛАВА ДИССЕРТАЦИИ. на проверку.docx

— 146.97 Кб (Скачать)

После введения нового законодательства базовая и страховая часть  пенсии индексировались в соответствии с Законом «О трудовых пенсиях». Однако обязательства пенсионной системы  повышались не только из-за индексации. В 2007 году были установлены повышенные пенсии лицам, работавшим в районах  Крайнего Севера и приравненных к  ним территориях. Причем получать их можно в любом регионе. Правом получать трудовые пенсии (в дополнение к пенсиям за выслугу лет) наделили военнослужащих, служащих силовых министерств  и государственных служащих. При  расчете пенсии стал учитываться  также стаж за те периоды работы, когда страховые взносы не уплачивались или уплачивались не в полном объеме. Был расширен перечень «нестраховых» периодов, включаемых в расчет пенсии, разница между трудовым и страховым стажем-де-факто исчезла.

Нараставшие обязательства  не удавалось покрыть за счет отчислений работодателей, приходилось увеличивать  долю бюджетного финансирования пенсионной системы. Благодаря этому ПФР  удавалось сводить бюджет без  дефицита. По оценкам Е. Гурвича, в 2005–2006 годах дополнительные трансферты, направленные в пенсионную систему из федерального бюджета за счет общих налогов, достигали 0,9% ВВП. В других экономических условиях подобная ситуация привела бы к появлению  задолженности по выплате пенсий. И финансово-экономический кризис, начавшийся осенью 2008 года, дает основания для таких опасений.

Сам по себе текущий дефицит  пенсионной системы в период проведения реформы не является неожиданностью. Выпадающие из-за введения накопительной  компоненты доходы страны, проводящей реформы, компенсируют, как правило, привлекая средства из внешних источников, чаще всего это доходы от приватизации. В России механизм такой компенсации  отсутствовал. Поскольку обязательства  пенсионной системы продолжали увеличиваться, а тарифы ЕСН с 2005 года были снижены, ПФР не хватало налоговых поступлений  для выплаты пенсий. Дефицит нарастал, а четкой политики по его покрытию не было – эксперты заговорили о  кризисе пенсионного обеспечения. Начавшийся финансово-экономический  кризис повысил риски несбалансированности бюджета ПФР. Таким образом, в 2008 году стало ясно, что реформа не смогла обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость новой пенсионной системы.

Полноценное включение России в мировой экономический кризис, начавшееся осенью 2008 года, не могло  не ударить по пенсионной системе  – крупнейшей составляющей социальной политики государства. Тем более  что ситуация в пенсионном обеспечении  тесно связана с положением на рынке труда, финансовых рынках и  состоянием государственных финансов в целом. Поэтому неудивительно, что в опубликованном в феврале 2009 года заключении Счетной палаты отмечается рост несбалансированности бюджета ПФР и невозможность  обеспечить его финансовую устойчивость в среднесрочной перспективе.

Пока основные усилия властей  направлены на то, чтобы не допустить  резкого падения уровня жизни  пенсионеров. Для этого в 2009 году пенсии повышаются трижды: дважды индексируется  базовая часть трудовой пенсии, которая  для пенсионеров по старости к 1 декабря 2009 года должна была достичь 2562 рубля  в месяц, один раз, в апреле, была повышена страховая часть пенсии. С 2010 года социальная пенсия будет равна  прожиточному минимуму пенсионера. Готовятся  и рассматриваются в Госдуме  законопроекты, направленные на реализацию Программы совершенствования пенсионной системы, утвержденной в октябре 2008 года, в соответствии с которой  будут увеличены пенсии (за счет перерасчета пенсионных прав) тем, кто  работал до 2002 года, и особенно значительное – работавшим до 1991 года. Это означает окончательный разворот пенсионной реформы в сторону поддержки нынешних пенсионеров. А ситуация с пенсионным обеспечением будущих пенсионеров – кому выходить на пенсию через 15–20 лет – открыто не обсуждается, хотя 2008 год стал худшим для доходности пенсионных накоплений.

Любое политическое решение  имеет свои плюсы, минусы и свою цену. Российские старики уже давно  получают маленькие пенсии, поэтому  решения правительства об их повышении  социально оправданны. Но чем это  обернется для пенсионной системы, бизнеса и работающих поколений? Программа совершенствования пенсионной системы предполагает увеличение пенсионной нагрузки на работодателей. Для финансирования возрастающих пенсионных расходов было принято решение о повышении  тарифов отчислений в ПФР. Несмотря на общую политику по снижению налогового бремени на бизнес в период экономического кризиса, решения правительства  о повышении пенсионных отчислений остаются в силе, но лишь отложены до 2011 года. Бизнес же не соглашался с необходимостью больше платить в пенсионную систему  даже в экономически благополучные  годы, не говоря о кризисной ситуации. Именно поэтому нельзя исключать, что  даже если пенсионные взносы будут  повышены, фактические поступления  в ПФР не вырастут из-за возврата к неформальным платежам и задолженности  по уплате взносов. Справится ли с  возросшей пенсионной нагрузкой  федеральный бюджет, зависит от глубины  и продолжительности экономического кризиса в России.

В 2008 году были приняты решения  об ускоренном повышении базовых  частей пенсии и введении системы  дополнительных пенсионных накоплений по принципу «тысяча на тысячу». Работнику  предоставлено право в дополнение к тем деньгам, которые платит за него в ПФР работодатель, перечислять  на свой именной накопительный счет не менее 2 тыс. рублей в год. Федеральный  бюджет увеличит сумму накоплений на такую же величину, но не более 12 тыс. рублей в год. Дополнительный взнос  на счет работника может сделать  и работодатель. Все это направлено на увеличение будущей пенсии. Система  начала действовать в октябре 2008 года и рассчитана на 15 лет, в течение  первых пяти лет (до 2013 года) в нее  могут вступать все желающие. Бюджет обязуется перечислять дополнительные средства на счета работников на протяжении 10 лет с момента их вступления в эти отношения. Предусмотрена  также более щедрая государственная  поддержка тех, кто решил участвовать  в формировании дополнительных накоплений, отложив выход на пенсию.


Информация о работе Пенсионная система России