Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:39, дипломная работа
Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных и престарелых граждан существовала с момента возникновения человеческого общества. Вместе с тем по мере развития экономики возрастают риски снижения уровня жизни в связи с утратой трудового или другого постоянного дохода по объективным причинам (временная или стойкая потеря трудоспособности под воздействием производственных и экономических факторов (профессиональные заболевания, несчастные случаи), безработица и др.). Кроме вновь возникших экономических причин сохраняются физиологические и демографические причины материальной необеспеченности (временная или стойкая утрата трудоспособности от общего заболевания, материнство, старость, содержание и воспитание детей и др.). При этом необеспеченность может быть вызвана не только краткосрочной или длительной утратой трудового или иного постоянного дохода, но и расходами, связанными с необходимостью удовлетворения дополнительных потребностей в услугах (например, в медицинской помощи, реабилитационных и рекреационных услугах).
Глава 1. Сущность и виды систем пенсионного обеспечения. Эволюция пенсионной системы России. 1
1.1. Сущность, функции и виды пенсионного обеспечения. 1
1.2. История пенсионного обеспечения в России до 1990-х годов XX века. 9
1.3. Развитие современной пенсионной системы России. 17
После введения нового законодательства базовая и страховая часть пенсии индексировались в соответствии с Законом «О трудовых пенсиях». Однако обязательства пенсионной системы повышались не только из-за индексации. В 2007 году были установлены повышенные пенсии лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях. Причем получать их можно в любом регионе. Правом получать трудовые пенсии (в дополнение к пенсиям за выслугу лет) наделили военнослужащих, служащих силовых министерств и государственных служащих. При расчете пенсии стал учитываться также стаж за те периоды работы, когда страховые взносы не уплачивались или уплачивались не в полном объеме. Был расширен перечень «нестраховых» периодов, включаемых в расчет пенсии, разница между трудовым и страховым стажем-де-факто исчезла.
Нараставшие обязательства не удавалось покрыть за счет отчислений работодателей, приходилось увеличивать долю бюджетного финансирования пенсионной системы. Благодаря этому ПФР удавалось сводить бюджет без дефицита. По оценкам Е. Гурвича, в 2005–2006 годах дополнительные трансферты, направленные в пенсионную систему из федерального бюджета за счет общих налогов, достигали 0,9% ВВП. В других экономических условиях подобная ситуация привела бы к появлению задолженности по выплате пенсий. И финансово-экономический кризис, начавшийся осенью 2008 года, дает основания для таких опасений.
Сам по себе текущий дефицит
пенсионной системы в период проведения
реформы не является неожиданностью.
Выпадающие из-за введения накопительной
компоненты доходы страны, проводящей
реформы, компенсируют, как правило,
привлекая средства из внешних источников,
чаще всего это доходы от приватизации.
В России механизм такой компенсации
отсутствовал. Поскольку обязательства
пенсионной системы продолжали увеличиваться,
а тарифы ЕСН с 2005 года были снижены,
ПФР не хватало налоговых поступлений
для выплаты пенсий. Дефицит нарастал,
а четкой политики по его покрытию
не было – эксперты заговорили о
кризисе пенсионного
Полноценное включение России
в мировой экономический
Пока основные усилия властей
направлены на то, чтобы не допустить
резкого падения уровня жизни
пенсионеров. Для этого в 2009 году
пенсии повышаются трижды: дважды индексируется
базовая часть трудовой пенсии, которая
для пенсионеров по старости к 1 декабря
2009 года должна была достичь 2562 рубля
в месяц, один раз, в апреле, была
повышена страховая часть пенсии.
С 2010 года социальная пенсия будет равна
прожиточному минимуму пенсионера. Готовятся
и рассматриваются в Госдуме
законопроекты, направленные на реализацию
Программы совершенствования
Любое политическое решение
имеет свои плюсы, минусы и свою цену.
Российские старики уже давно
получают маленькие пенсии, поэтому
решения правительства об их повышении
социально оправданны. Но чем это
обернется для пенсионной системы,
бизнеса и работающих поколений?
Программа совершенствования
В 2008 году были приняты решения
об ускоренном повышении базовых
частей пенсии и введении системы
дополнительных пенсионных накоплений
по принципу «тысяча на тысячу». Работнику
предоставлено право в