Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:39, дипломная работа
Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных и престарелых граждан существовала с момента возникновения человеческого общества. Вместе с тем по мере развития экономики возрастают риски снижения уровня жизни в связи с утратой трудового или другого постоянного дохода по объективным причинам (временная или стойкая потеря трудоспособности под воздействием производственных и экономических факторов (профессиональные заболевания, несчастные случаи), безработица и др.). Кроме вновь возникших экономических причин сохраняются физиологические и демографические причины материальной необеспеченности (временная или стойкая утрата трудоспособности от общего заболевания, материнство, старость, содержание и воспитание детей и др.). При этом необеспеченность может быть вызвана не только краткосрочной или длительной утратой трудового или иного постоянного дохода, но и расходами, связанными с необходимостью удовлетворения дополнительных потребностей в услугах (например, в медицинской помощи, реабилитационных и рекреационных услугах).
Глава 1. Сущность и виды систем пенсионного обеспечения. Эволюция пенсионной системы России. 1
1.1. Сущность, функции и виды пенсионного обеспечения. 1
1.2. История пенсионного обеспечения в России до 1990-х годов XX века. 9
1.3. Развитие современной пенсионной системы России. 17
Российский опыт пенсионного обеспечения стал привлекать внимание зарубежных специалистов. В 1892 и 1895 гг. на международных железнодорожных конгрессах в Санкт-Петербурге и в Лондоне, в 1895 г. на международном конгрессе актуариев в Брюсселе передовые европейские страны активно интересовались российским опытом построения пенсионных касс страхового типа, которые наиболее интенсивно создавались на частных и государственных железных дорогах. К 1897 году в России действовали более 200 эмеритальных, сберегательно-вспомогательных и пенсионных касс. На рубеже XIX-XX веков устраивались лекции и беседы по предмету страхования, издавались разъяснительные приказы, распространялись популярные брошюры. Целенаправленно формировалась традиция заботливого, уважительного отношения к пенсионным сбережениям. Кассы тех лет служат аналогом современных организаций, осуществляющих пенсионное обеспечение и страхование.
Проведенный обзор свидетельствует
о том, что надежное и качественное
пенсионное обеспечение в дореволюционной
России было создано только для государственных
чиновников и членов их семей. Большим
достоинством царского пенсионного
законодательства является распространение
пенсионного обеспечения на семьи
ушедших из жизни чиновников и
появление института
Радикальные преобразования
в пенсионном обеспечении стали
осуществляться после социалистической
революции. Революция 1917 года упразднила
чиновничью пенсионную систему царской
России. Декретом 14 декабря 1917 г. был
установлен «принцип монополизации
банковского дела в России путем
национализации (или ликвидации) всех
существовавших тогда частных и
общественных кредитных учреждений».
Под этот Декрет попали и существовавшие
в дореволюционной России пенсионные
кассы. После национализации промышленности
предприятия были переведены на так
называемое сметно-бюджетное
В ходе становления советская
пенсионная система управлялась
и регулировалась декретами и
постановлениями высших законодательных
и исполнительных органов власти.
Первыми постановлениями СНК
и Наркомата государственного призрения
в декабре 1917 – феврале 1918 г. были
решены основные организационные вопросы
– созданы соответствующие
Постановлением ЦИК СССР от 28 августа 1925 г. определялся размер пенсий инвалидам труда - не менее половины средней заработной платы в данной местности, при наличии семьи пенсия увеличивалась. Особое внимание к вопросам пенсионного обеспечения инвалидов войны и труда, прежде всего инвалидов и участников Великой Отечественной войны, проявлялось в течение всех лет существования СССР.
Следует отметить, что первоначально к инвалидам труда относились и нетрудоспособные по возрасту. Но в силу преобладающей численности нетрудоспособных по возрасту возникла необходимость выделения их в особую категорию пенсионеров. В постановлении ЦИК и СНК СССР от 15 мая 1929 г. «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости» сформулированы принципы пенсионного обеспечения по возрасту. Определены возрастные границы, дающие право на пенсию по возрасту: 60 - лет для мужчин, 55 - для женщин. Пенсия по возрасту предоставлялась независимо от состояния трудоспособности. Союзный совет социального страхования наделялся правом понижать возраст и стаж работы для лиц, занятых во вредных производствах.
В конце 1930-х гг. был введен
новый принцип пенсионного
На этапе становления пенсионной системы Советское государство ввело пенсии за выслугу лет, государственные пенсии по старости, персональные пенсии. Устанавливалось, что лица, получающие персональные пенсии, не могут получать от государства иного обеспечения. В денежном выражении персональные пенсии превосходили обычные трудовые пенсии и приближались к размерам заработной платы высококвалифицированных категорий трудящихся.
В рассматриваемый период было введено льготное пенсионное обеспечение для работающих за полярным кругом, а также занятых в ведущих отраслях экономики, в частности, в угольной промышленности, которая являлась основным поставщиком энергоносителей для экономики. Так, понижался возраст выхода на пенсию (50 лет); ее размер составлял 50% оклада; пенсионерам, продолжающим работать в угольной промышленности, пенсия по старости и инвалидности сохранялась независимо от получаемой зарплаты.
Экономическое значение вводимых
пенсионных льгот состояло в том,
что они выполняли
Характерно, что с первых
лет существования Советское
государство попыталось сразу взять
на себя все бремя расходов на социальное,
в том числе пенсионное обеспечение,
по-видимому, не оценив реальную экономическую
обстановку. Но с конца 1921 г. государство
в силу тяжелого финансового положения
вынуждено было перейти к социальному
страхованию посредством
Страховая система развивалась до 1937 г. Советское государство, достигнув определенных успехов в экономическом развитии, вернулось к централизованному бюджетному финансированию пенсионного обеспечения, отменив принцип страхования работающего населения, оставив только медицинское страхование по линии профсоюзов . На этой финансовой основе продолжалась дальнейшая эволюция советской пенсионной системы.
В 40-е гг. и в первой половине 50 –х гг. государство, в силу известных обстоятельств, только несколько раз обращалось к вопросам совершенствования пенсионной системы.
Этим завершается многолетний
этап становления централизованной
советской распределительной
Дальнейшая эволюция советской
пенсионной системы связана с
принятием Закона СССР «О государственных
пенсиях» от 11 июля 1956 г. Этот закон
на 30 лет установил основные принципы
организации пенсионного
Только 15 июля 1964 г. Верховным
Советом СССР принят Закон «О пенсиях
и пособиях членам колхозов». Текст
его показывает, что принципы пенсионного
обеспечения, заложенные в Законе о
государственных пенсиях, практически
полностью, за исключением некоторых
льготных факторов, применены для
системы пенсионного
И в условиях соревнования двух мировых систем пенсионная система СССР являлась не только экономическим, но и политическим элементом привлекательности и перспективности социализма.
Дальнейшие преобразования
пенсионной системы были неразрывно
связаны с задачами экономического
развития советского общества. В частности,
велась работа по вовлечению пенсионеров
в общественное производство. В 70-е
гг. возник острый дефицит рабочей
силы в связи с масштабным строительством
промышленных и жилых объектов. В
целях привлечения
Благодаря максимальному
использованию финансового и
трудового потенциала страны, в том
числе средств пенсионной системы
и труда пенсионеров, Советское
государство без иностранных
инвестиций обеспечивало высокие темпы
роста экономики. К 1985 г. в стране
сложилась универсальная
Начавшаяся во второй половине
80-х гг. реформа хозяйственного механизма
повлекла важные изменения в системе
пенсионного обеспечения –
Завершающим актом Советского
государства, направленным на улучшение
пенсионного обеспечения, стал Закон
СССР от 1 августа 1989 г. «О неотложных мерах
по улучшению пенсионного
В результате проводимых государством мер социальной поддержки из-за быстрого роста численности пенсионеров (с 13,7 млн до 33,8 млн за 1961–1990 годы) доля государства в финансировании пенсий росла. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в бюджете государственного социального страхования достигала 60%. При этом в середине 1980-х годов ситуация обострилась в связи с падением мировых цен на нефть и газ: сокращались национальный доход и объем производства, нарастал дефицит госбюджета, и в конце 1980-х годов он приблизился к 10% валового национального продукта (ВНП). Финансовое состояние пенсионной системы также ухудшилось, учитывая ее зависимость от бюджета.
Таким образом, проблемы советской пенсионной системы стали проявляться уже в конце 1980-х годов. Важнейшие из них:
Все вышеперечисленные проблемы, а также масштабные политические, экономические и социальные изменения в стране в начале 90-х годов XX века требовали скорейшего реформирования сложившейся пенсионной системы.
Новое российское пенсионное законодательство оставалось в рамках ранее действовавшей пенсионной парадигмы. 20 ноября 1990 года был принят Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» № 340–1, введен в действие в 1991 году – первой половине 1992 года. Пенсии по-прежнему выплачивались из текущих поступлений, их размер был установлен законодательно в процентах от заработка. Были сохранены действовавшие три категории трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а особые условия пенсионного обеспечения для определенных групп занятых были объединены в четвертую категорию – за выслугу лет.
Но были и принципиально
важные отличия: отказались от бюджетных
дотаций, источником финансирования текущих
пенсий стали целевые отчисления
(страховые взносы) работодателей
и работников. Российская пенсионная
система впервые стала
Для управления средствами государственного пенсионного обеспечения в декабре 1991 года был создан Пенсионный фонд России (ПФР) – самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая система, формируемая из страховых платежей всех работодателей и работников. Вместе с тем в отличие от зарубежных стран средства ПФР, хотя и были отделены от бюджета, оставались собственностью Российской Федерации.
Разработчики закона 1990 года стремились создать универсальное пенсионное обеспечение. Для этого:
Принципы расчета пенсий остались прежними, а формула изменилась, что должно было позволить учесть возросшее разнообразие трудовых биографий и поддерживать реальный размер пенсий: