Пенсионная система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:39, дипломная работа

Описание работы

Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных и престарелых граждан существовала с момента возникновения человеческого общества. Вместе с тем по мере развития экономики возрастают риски снижения уровня жизни в связи с утратой трудового или другого постоянного дохода по объективным причинам (временная или стойкая потеря трудоспособности под воздействием производственных и экономических факторов (профессиональные заболевания, несчастные случаи), безработица и др.). Кроме вновь возникших экономических причин сохраняются физиологические и демографические причины материальной необеспеченности (временная или стойкая утрата трудоспособности от общего заболевания, материнство, старость, содержание и воспитание детей и др.). При этом необеспеченность может быть вызвана не только краткосрочной или длительной утратой трудового или иного постоянного дохода, но и расходами, связанными с необходимостью удовлетворения дополнительных потребностей в услугах (например, в медицинской помощи, реабилитационных и рекреационных услугах).

Содержание

Глава 1. Сущность и виды систем пенсионного обеспечения. Эволюция пенсионной системы России. 1
1.1. Сущность, функции и виды пенсионного обеспечения. 1
1.2. История пенсионного обеспечения в России до 1990-х годов XX века. 9
1.3. Развитие современной пенсионной системы России. 17

Работа содержит 1 файл

1 ГЛАВА ДИССЕРТАЦИИ. на проверку.docx

— 146.97 Кб (Скачать)

 

Таким образом, и распределительная, и накопительная пенсионная модели имеют свои недостатки и преимущества. В связи с этим был принят курс на диверсификацию пенсионного обеспечения - выход был найден в сочетании  обеих моделей. В результате появилась  так называемая распределительно-накопительная  или смешанная система, в которой  присутствуют как элементы распределительной  системы в виде обязательной пенсии всем работающим, выплачиваемой за счет взносов работающих членов общества, так и дополнительная пенсия, образующаяся за счет инвестирования определенной части взносов на финансовых рынках. Подобной смешанной системе свойственны  следующие основные черты:

1) Обязательное наличие государственной схемы с внутри- и межпоколенческим перераспределением. Ее социальной функцией является защита от бедности в виде предоставляемых гарантий определенного прожиточного минимума. Реализует данную функцию государственная социальная распределительная пенсионная система. Дифференциация социальных пенсий (в зависимости от стажа, трудового вклада, заработной платы и других показателей) отсутствует или минимальна;

2) Обязательное включение в пенсионную систему накопительной части, в которой пенсия зависит от средств, накопленных на индивидуальных счетах пенсионеров, и инвестиционных доходов. Накопительная часть системы может быть централизованной и управляемой государством, либо представлять собой систему индивидуальных счетов, находящихся в частном управлении; функция этой части смешанной пенсионной системы заключается в обеспечении потребностей пенсионера на привычном ему уровне. Накопительная часть пенсионной системы рассчитана на активно работающее население, стимулируя или обязывая его к накоплениям в трудоспособном возрасте, направляемым на потребление в пенсионном возрасте. Реализует данную функцию обязательная пенсионная система, создаваемая государством или под его контролем;

3) Добровольное частное  пенсионное страхование, функцией  которого является индивидуальное  дополнительное добровольное пенсионное  обеспечение. Этот третий уровень  пенсионного обеспечения реализуется  с помощью страховых компаний, банков, частных пенсионных и  иных фондов. Государство в добровольном  частном пенсионном страховании  непосредственного участия обычно  не принимает.

Многоуровневая система  страхует от многих рисков, в особенности  от общего риска, вытекающего из неопределенностей  в экономике и политике с помощью  диверсификации типов управления (государственного и частного), источников финансирования (капитала и труда) и инвестиционных стратегий (акций и облигаций, международных  и внутренних инвестиций). В настоящее  время принято считать, что многоуровневая схема может эффективно разрешать  многие проблемы современных пенсионных систем.

В большинстве развитых стран  пенсионная система является трехуровневой, т.е. смешанной. По оценкам специалистов, в мире существует до 268 различных  пенсионных систем, представляющих самые  различные формы сочетания накопительных  и распределительных моделей. К  концу истекшего столетия лишь пять государств - Чили, Боливия, Сальвадор, Мексика и Казахстан - полностью  отказались от распределительной системы и перешли на чисто накопительную. Большинство стран создавали смешанные, многоуровневые системы, сочетающие накопительные и распределительные элементы.

Таким образом, исходя из данной выше классификации пенсионных систем, можно сделать вывод о том, что вид пенсионной системы в  немалой степени зависит от экономических  и политических факторов, преобладающих  в определенное время в данной стране. Изменение соотношения этих факторов и экономических и социальных условий развития страны приводит к  необходимости либо замены пенсионной системы, либо ее более или менее  серьезного реформирования. Об этом свидетельствует  исторический опыт развития пенсионных систем как в России, так и в различных странах мира, который будет рассмотрен в следующих параграфах.

 

1.2. История пенсионного обеспечения  в России до 1990-х годов XX века.

 

Первые упоминания о государственном  пенсионном обеспечении на территории современной России относятся к  древним временам. Как отмечается в летописях, князья и воеводы  славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих  подданных, но и об обеспечении их в случае ранения и по достижении старости. Постепенно забота о раненых  и престарелых ставится на все  более регулярную основу.

Уже в 1663 г. при царе Алексее  Михайловиче раненым назначались  “лечебные” денежные выплаты, размер которых зависел от тяжести полученных увечий. Распространенными формами  социальной поддержки военных, ушедших  со службы по ранению, являлось предоставление поместья или прибавки земель к уже  имеющимся владениям.

Во времена Петра I внимание к увечным, раненым и престарелым  воинам усилилось. Их стремились устроить  так, чтобы они имели источник существования. Первые нормативные  положения о пенсионном обеспечении  появились в Морском уставе  для военных чинов, утвержденном 17 января 1720г. указом Петра I, согласно которому по "благоустремлению верховной власти" офицерам могла быть назначена премия по старости. Принятый 24 января 1722г. Закон о порядке прохождения государственной службы (Табель о рангах) с небольшими изменениями действовал до октября 1917г. Табель о рангах регламентировал порядок продвижения по службе, сроки службы, льготы чиновников, их денежное содержание, что в дальнейшем стало основой для определения размеров пенсий. Следующий шаг в развитии пенсионного дела был сделан императрицей Елизаветой Петровной. В 1758 г. она утвердила Положение о пенсионном довольствии военнослужащих сухопутных войск.

В 1764–1765 гг. Екатерина II осуществила  серьезные законодательные нововведения: пенсионное обеспечение распространилось и на гражданских чиновников, оставлявших  службу по выслуге лет. Сфера пенсионного  обеспечения государственных служащих, тем самым, была существенно расширена. В развитие пенсионного обеспечения  Екатериной II было предписано составление  специальных пенсионных капиталов, с которых на выплату пенсий направлялись только проценты. С этого времени  можно вести отсчет формирования пенсионных накоплений и говорить о  необходимости доходного размещения пенсионных капиталов.

Важной вехой эволюции пенсионного обеспечения стала  разработка Общего устава о пенсиях  и единовременных пособий чиновникам и членам их семей, который был  утвержден 6 декабря 1827 г. императором  Николаем I, а также уставов о  пенсиях по  горному, ученому, учебному и другим ведомствам. На протяжении XIX в., в основном под влиянием изменений в экономике страны, пенсионный Устав и вся система пенсионного обеспечения постоянно уточнялись и изменялись. Итоговыми законодательными актами дореволюционной России стали Положения о пенсионных кассах 1900-1903, 1912 гг. , законы «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», новый Устав о пенсиях 1912 г .

Происходящие изменения  в области пенсионного обеспечения  практически полностью совпадают  с динамикой и тенденциями  развития экономики страны. Данная взаимосвязь представляется неразрывной  на всем протяжении эволюции систем пенсионного  обеспечения не только в нашей  стране, но и за рубежом. Ведущая  роль в этом процессе принадлежала государству как главному политическому  и экономическому субъекту.

По мере того как государство  набирало экономическую мощь, возрастал  объем финансовых ресурсов, направляемых им на решение задач, связанных с  содержанием нетрудоспособных членов общества, прежде всего государственных  служащих, вышедших в отставку, что  делало их службу  престижной и привлекательной. Получение пенсии как милость  сменилось правом на пенсионное обеспечение. Однако этим правом наделялись лишь государственные  служащие при достижении определенного  пенсионного возраста и члены  их семей.

Особенность существовавшей пенсионной системы состояла в том, что это была по своей природе  бюрократическая, государственно-казначейская система, обеспечивающая пенсиями привилегированные  слои военных, статских, придворных чиновников и высшее духовенство, а также  членов их семей в зависимости  от сроков выслуги (продолжительности  службы) и размеров жалованья.

В первой половине XIX в. пенсионная система в России представляла собой  сложный механизм. Государство, непрерывно уточняя и шлифуя принципы пенсионного  обеспечения, закрепляло их дифференцированный характер законодательными и нормативными актами, учитывая специфику государственной  службы в различных ведомствах и  территориях Империи. Пенсионное обеспечение  регламентировалось как в вопросах назначения пенсий, их размеров, так  и прекращения выплат. До середины XIX в. пенсионная система  финансировалась  за счет средств государственного казначейства.

Вторая половина ХIХв. знаменует наступление нового этапа в развитии пенсионного обеспечения в Российской империи. Рост государственно-чиновничьего аппарата и увеличивавшееся бремя пенсионных расходов (в том числе вследствие роста числа инвалидов Крымской войны 1853-56 гг.) привели к тому, что государственная казна стала испытывать серьезные финансовые затруднения. Под давлением этих обстоятельств пенсионная система России стала эволюционировать уже как самостоятельный внутренний  атрибут рынка. Можно выделить два направления этого процесса.

Первое направление, имеющее  целью облегчение бремени для  государственной казны, состояло во введении государством порядка отчисления определенного процента от получаемого  чиновником жалованья в пенсионный казначейский фонд. Это означало, что  появляется новый для отечественного пенсионного обеспечения элемент  – страховой. Второе направление  связано с реформированием государственно-казначейской системы пенсионного обеспечения  и созданием для государственных  чиновников - сначала военных, а затем  гражданских и земских служащих – так называемых эмеритальных касс как источника дополнительного  поощрения. Их участниками могли  быть только государственные служащие военных и гражданских ведомств. В финансовом отношении кассы  базировались на взносах чиновников из своего жалования (6-8%) на личные счета  и неприкосновенном капитале, выделяемом казной и размещаемом в ценные бумаги. Доходы от последних подпитывали  финансовую устойчивость касс и служили  дополнительным источником пополнения личных счетов чиновников. Уставы эмеритальных касс регламентировали их деятельность, порядок членства, размеры пенсий чиновников и их семей в зависимости  от выслуги (стажа) и размеров накоплений на личных счетах.

Это означало, что в государственно-казначейскую распределительную пенсионную систему  вводится страховой накопительный  фактор как дополнительный к казначейскому  пенсионному обеспечению, превращающий эту систему из чисто распределительной в централизованную распределительно-накопительную систему. После 1859 г.  чиновник мог получать две пенсии: основную – из казначейства и дополнительную – из эмеритальной кассы. Первую пенсию чиновник получал в зависимости от продолжительности и беспорочности службы. Если он допускал служебные нарушения, то мог лишиться пенсии. Иначе выстраивалось пенсионное обеспечение чиновника – члена эмеритальной кассы. Он получал пенсию только в зависимости от выслуги и размера накоплений на его личном счете. Обстоятельства службы никак не влияли на его пенсионное обеспечение.

Казначейско-эмеритальная система обладала несомненными достоинствами. Она заложила основы эффективной системы пенсионного обеспечения, сформулировала основные принципы ее регламентации, совершенствования и реформирования. Однако она распространялось только на чиновников, оставляя в стороне другие социальные группы общества.

Необходимость эволюции пенсионной системы вширь, которая становилась  очевидной по мере развития капиталистического товарного производства и распространения  вследствие этого наемного труда  и тех форм дохода, которые им порождены (заработная плата, жалованье  и т.д.), обусловила появление нового направления реформирования пенсионного  обеспечения, связанного с вовлечением  широких слоев населения в  пенсионную систему. Это направление  представлено стихийно возникавшими страховыми пенсионными и сберегательно-вспомогательными кассами, которые появились на рубеже XIX – XX вв. и сделали попытку вовлечь в сферу пенсионного обеспечения массы населения, в том числе наемных рабочих. Сберегательно-вспомогательные кассы создавались лицами одинаковой профессии за счет добровольных, а также благотворительных взносов с целью выплаты их членам пособий и пенсий, а также предоставления доступных кредитов. Пенсионные кассы также занимались выплатой пенсий или единовременных пособий как самим участникам касс по прошествии определенного числа лет участия в кассе или по выслуге известного числа лет службы, так равно и членам семейств таких участников в случае смерти последних. Учреждались же пенсионные кассы преимущественно самим правительством, самоуправляющимися общественными единицами (земствами, городами), а также отдельными предпринимателями или частными обществами.

Учреждение сберегательно-вспомогательных касс на практике не встречало особых затруднений, но их открытие допускалось только в случае невозможности создания пенсионной кассы. Устройство же страховых пенсионных касс не было простым делом. Чтобы добиться финансовой устойчивости, их деятельность должна была строиться на использовании статистических данных о смертности, наступлении нетрудоспособности и т.п. Необходима была и ежегодная финансовая проверка исполнения обязательств касс по отношению к своим участникам. Поэтому требовалось провести большую подготовительную работу по составлению специальных таблиц, на основании которых рассчитывались бы пенсии. По причине сложности задача по разработке пенсионных таблиц возлагалась на правительство. Данная работа была поручена магистру математики Б.Ф.Малешевскому, который подготовил обширное сочинение, содержащее богатый материал, необходимый для устройства пенсионных касс и расчета пенсий.

Информация о работе Пенсионная система России