Особенности оценки эффективности слияний и поглощений на растущих рынках

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ и обоснование эффективности слияния и поглощения компаний. В соответствие с целью в данной работе были поставлены следующие задачи:
Исследовать место и роль процессов слияния и поглощения в условиях глобализации экономики;
Сформулировать основные принципы и мотивы слияний и поглощений;
Проанализировать современные методы оценки эффективности слияния или поглощения, а также выявить основные мотивы, руководствуясь которыми менеджеры принимают решения о проведении сделки по слиянию или поглощению

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения слияний и поглощений компаний 4
1.1 Основные понятия и сущность сделок слияний и поглощений компаний 4
1.2 Классификация типов слияний и поглощений 6
1.3 Экономическое значение посредников при осуществлении сделок по слиянию и поглощению страховых компаний 9
1.4 Мотивы и принципы слияний и поглощений компаний 13
2. Подходы к оценке эффективности слияния и поглощения 18
2.1 Доходный подход 20
2.2 Затратный подход 39
2.3 Сравнительный подход 41
Заключение 43
Список используемой литературы 44

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 164.97 Кб (Скачать)

Рыночная  стоимость собственного капитала оцениваемой  компании до внесения поправок определяется как сумма текущих стоимостей денежных потоков и стоимости  компании в постпрогнозный период.

 

Расчет обоснованной величины стоимости бизнеса методом дисконтированных денежных потоков с учетом заключительных поправок

Полученная  выше рыночная стоимость оцениваемой  компании представляет собой величину стоимости его собственного капитала, рассчитанную на основе текущей (прогнозируемой) деятельности. Она не включает стоимость избыточных (неоперационных) активов, которые не принимают участия в формировании денежного потока. Эти активы подлежат отдельной оценке, результат которой затем должен быть прибавлен к величине предварительной стоимости собственного капитала, полученной путем дисконтирования денежных потоков от текущей (прогнозируемой) деятельности.

Также, если компания имеет избыточный собственный  оборотный капитал, его величина прибавляется к стоимости собственного капитала. В случае недостатка собственного оборотного капитала стоимость собственного капитала уменьшается на соответствующую величину.

Таким образом, после определения предварительной  величины стоимости собственного капитала оцениваемой компании для получения окончательной величины его рыночной стоимости вводятся перечисленные выше поправки.

Поправка на величину неоперационных активов

К неоперационным активам относятся объекты, не планируемые к использованию (например, непрофильные активы), объекты c незавершенным строительством, а также объекты социальной сферы, планируемые к перепрофилированию и продаже и т.п. Данные об этих данных активах могут быть получены на основании финансового анализа.

В качестве корректирующей величины можно использовать либо остаточную стоимость, приведенную на дату оценки вышеуказанных активов, либо рыночную стоимость указанных объектов.

Поправка на избыток (дефицит) собственного оборотного капитала

Поправка  на избыток (дефицит) собственного оборотного капитала определяется как разница  между фактической (рассчитанной по данным бухгалтерской отчетности компании на последнюю отчетную дату без учета дебиторской задолженности, не реальной к взысканию, а также мораторной кредиторской задолженности) и требуемой (рассчитанной по планируемым показателям оборачиваемости) величинами собственного оборотного капитала.

Согласование полученных результатов.

Окончательная рыночная стоимость собственного капитала определяется как средневзвешенная величина результатов, полученных при его оценке по пессимистическому, наиболее вероятному и оптимистическому сценариям развития компании в прогнозный период.

Осуществление процедуры проверки. При проведении оценки бизнеса компании доходным подходом важно не допустить следующие ошибки:

  • прогнозируемый рост выручки должен отражать перспективы развития отрасли и ретроспективных тенденций развития компании;
  • сумма затрат должна корректироваться на нетипичные, либо не стандартные затраты, фактически необоснованно завышающие себестоимость;
  • полученная чистая прибыль компании должна корректироваться на величину расходов, связанных с содержанием объектов социальной сферы, также при прогнозировании должна учитываться действующая система налогообложения;
  • при осуществлении приведения планируемых денежных потоков к текущей стоимости коэффициент текущей стоимости должен рассчитываться на основании ставки дисконта для середины года, в случае приведения стоимости бизнеса в постпрогнозном периоде к текущей стоимости коэффициент текущей стоимости должен определяться для конца года;
  • при расчете стоимости бизнеса в постпрогнозном периоде с помощью модели Гордона величина износа должна быть равна величине капитальных вложений.

 

Согласно концепции EVA стоимость компании – представляет собой ее балансовую стоимость, увеличенную на текущую стоимость будущих EVA.

Остановимся более подробно на анализе основных моментов данной концепции.

Очевидно, что наибольший прирост стоимости  любой компании в первую очередь  вызван ее инвестиционной активностью, которая может быть реализована  как за счет собственных так и за счет заемных источников. Основная идея, обосновывающая целесообразность использования EVA, состоит в том, что инвесторы (в лице которых могут выступать собственники компании) компании должны получить норму возврата за принятый риск. Другими словами, капитал компании должен заработать по крайней мере ту же самую норму возврата как схожие инвестиционные риски на рынках капитала. Если данного момента не происходит, то отсутствует реальная прибыль, и акционеры не видят выгод от инвестиционной деятельности компании.

Таким образом, положительное значение ЕVА характеризует эффективное использование капитала, значение ЕVА равное нулю, характеризует определенного рода достижение, так как инвесторы владельцы компании фактически получили норму возврата, компенсирующую риск, отрицательное значение ЕVА характеризует неэффективное использование капитала.

 

Оценка бизнеса компании на основе показателя EVA

С помощью  показателя EVA также можно рассчитать стоимость компании.

Стоимость компании (Firm Value) = Ранее инвестированный капитал (Capital Invested in Assets in Place) + Текущая добавленная стоимость от капитальных вложений (PV of EVA from Assets in Place) + Сумма текущих добавленных стоимостей от новых проектов (Sum of PV of EVA from new projects);

Необходимо  учитывать, что простота расчета  показателя EVA является лишь кажущимся  явлением. Разработчиком данной модели (Stewart G. Bennett) предусматривается перечень возможных поправок и корректировок величины NOPAT и инвестированного капитала, участвующих в расчете.

 

Метод капитализации дохода

Согласно  методу капитализации дохода рыночная стоимость бизнеса определяется по формуле:

 

Vm = Д / K = Д x M, где: Vm – оцениваемая стоимость; Д – доход; К – коэффициент капитализации; М – мультипликатор.

Капитализация – это превращение денежного потока в стоимость путем деления или умножения (чаще деления) рассчитанной величины потока дохода на коэффициент капитализации или мультипликатор.

Суть  метода капитализации заключается  в определении величины ежегодных доходов и соответствующей этим доходам ставки капитализации, на основе которой рассчитывается рыночная стоимость компании. Использование данного метода заставляет оценщика решать следующие задачи:

  1. Определить продолжительность анализируемого периода.
  2. Определить капитализируемую базу.
  3. Определить коэффициент капитализации.
  4. Рассчитать рыночную стоимость.

Существует  множество методов капитализации  дохода предприятия, различающиеся  в зависимости от принятых для  базы (видов) дохода и фактора, на который делятся или умножаются эти доходы. Так, например, можно выделить:

  • капитализацию чистого дохода (до налогообложения, выплаты процентов и капитализации затрат);
  • капитализацию чистого дохода (после налогообложения, выплаты процентов и капитальных затрат);
  • капитализацию фактических дивидендов;
  • капитализацию потенциальных дивидендов;

При расчете  чистого дохода важно правильно  выбрать период времени, за который  производятся расчеты. Это может  быть несколько периодов в прошлом, обычно пять, а могут использоваться данные о доходах за несколько периодов в прошлом и прогнозы на ближайшее будущее. Например, могут быть использованы данные о доходах за 2 ближайших периода в прошлом, за текущий период и за 2 года в будущем.

В качестве анализируемого периода можно выбрать  три периода в прошлом, либо два  периода в прошлом, один в настоящем  и два прогнозных периода. Особое внимание следует обращать на сопоставимость используемых показателей.

Капитализируемой  базой, как правило, является скорректированная  прибыль компании, тем не менее в практике иногда не используется выручка, либо финансовый результат до налогообложения.

Показатель  чистой прибыли обычно используется для оценки компаний, в активах которых преобладает быстроизнашивающееся оборудование. Для компаний, обладающих значительной недвижимостью, балансовая стоимость которых уменьшается, а фактическая остается почти неизменной, предпочитают использовать денежный поток.

Следующий важный вопрос, который возникает  при расчете чистого дохода – выбор способа его расчета. Простейшим способом является расчет по формуле средней арифметической чистого дохода. Более точно рыночную стоимость обычно удается рассчитать в случае определения чистого дохода по формуле средневзвешивания или тренду.

Если  в динамике показателя чистого дохода за выбранный ретроспективный период не прослеживается какой-либо четкой тенденции, то базовый показатель чистого дохода компании может быть получен как среднеарифметическая за этот период.

Если  же аналитик считает, что для прогноза будущих чистых доходов наиболее важными являются чистые доходы за последние периоды, то он использует весовые коэффициенты.

 

Таблица 3

 

Чистые Доходы

Весовые коэффициенты

 

30 тыс.

1

=30

34 тыс.

2

=68

37 тыс.

3

=111

41 тыс.

4

=164

44 тыс.

5

=220

 

15

=593


 

Средневзвешенный  чистый доход равен 593: 15 = 39,5 тыс.

Если  предполагается, что тенденция динамики чистого дохода сохранится и на перспективу, то его величина определяется на основе тренда. Для этого используется уравнение трендовой прямой:

у = а + b * х, где: у – чистый доход в i-ом году; х – вес i-го года; n – число периодов наблюдения;  а и b – коэффициенты, которые рассчитываются:

 

а = ∑у-b(∑x)/n

d = n(∑xy) – (∑x) *(∑y)/ n (∑x²) – (∑x) ²

 

В некоторых  случаях для оценки компаний используется объем валовой выручки. Он чаще всего применяется для определения рыночной стоимости бизнеса в сфере услуг.

Иногда  для оценки активов организации используется метод капитализация дивидендов.

Этот  метод предпочтителен для акционеров, не обладающих контрольным пакетом акций, а влиять на политику общества по вопросу выплаты дивидендов они не могут. Для акционеров, обладающих контрольным пакетом, предпочтительнее использование метода капитализации чистого дохода. В качестве коэффициента капитализации может быть использована:

1. Норма  прибыли, скорректированная на  уровень риска.

2. Ставка  капитализации по сопоставимым  компаниям.

Область применения методов капитализации

Методы  применяются в тех случаях, когда  имеется достаточное количество данных для оценки дохода. Доход является стабильным или, по крайней мере, ожидается, что текущие денежные доходы приблизительно будут равны будущим или темпы их роста – умеренны. Это касается, например, бизнеса основанного на арендной плате, постоянной клиентской базе и т.п. на многие годы вперед. В силу того, что текущая стоимость очень чувствительна к изменениям коэффициента капитализации, для использования метода прямой капитализации необходимо тщательное обоснование коэффициента капитализации.

Достоинства и недостатки метода капитализации

Основное  преимущество – простота расчетов. Другое преимущество состоит в том, что метод прямой капитализации так или иначе непосредственно отражает рыночную конъюнктуру. Однако метод не следует применять, когда:

  • Отсутствует информация о рыночных сделках или не проведен их экономический анализ.
  • Если бизнес находится в стадии становления: не вышел на режим стабильных доходов или отсутствует информация о них.
  • Когда компания требует серьезной реструктуризации.

2.2 Затратный подход

Затратный подход наиболее применим для оценки объектов специального назначения, а также нового строительства, для определения варианта наилучшего и наиболее эффективного использования земли, а также в целях страхования.

Затратный (имущественный) подход в оценке бизнеса  рассматривает стоимость предприятия  с точки зрения понесенных издержек. Балансовая стоимость активов и  обязательств предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует рыночной стоимости. В результате перед оценщиком встает задача проведения корректировки баланса предприятия. Для осуществления этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия.

Информация о работе Особенности оценки эффективности слияний и поглощений на растущих рынках