Особенности оценки эффективности слияний и поглощений на растущих рынках

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ и обоснование эффективности слияния и поглощения компаний. В соответствие с целью в данной работе были поставлены следующие задачи:
Исследовать место и роль процессов слияния и поглощения в условиях глобализации экономики;
Сформулировать основные принципы и мотивы слияний и поглощений;
Проанализировать современные методы оценки эффективности слияния или поглощения, а также выявить основные мотивы, руководствуясь которыми менеджеры принимают решения о проведении сделки по слиянию или поглощению

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения слияний и поглощений компаний 4
1.1 Основные понятия и сущность сделок слияний и поглощений компаний 4
1.2 Классификация типов слияний и поглощений 6
1.3 Экономическое значение посредников при осуществлении сделок по слиянию и поглощению страховых компаний 9
1.4 Мотивы и принципы слияний и поглощений компаний 13
2. Подходы к оценке эффективности слияния и поглощения 18
2.1 Доходный подход 20
2.2 Затратный подход 39
2.3 Сравнительный подход 41
Заключение 43
Список используемой литературы 44

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 164.97 Кб (Скачать)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Экономический факультет

 

 

Кафедра теоретической и институциональной  экономики

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

 

 

 

Особенности оценки эффективности  слияний и поглощений на растущих рынках

 

 

 

 

 

 

Руководитель:

Старший преподаватель Табала Д.Ч.

 

 

Выполнил

студент 3 курса

отд. «Финансы и кредит»

Чернявский Владислав Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2012

Содержание

Введение 3

1. Теоретические аспекты изучения слияний и поглощений компаний 4

1.1 Основные понятия и сущность сделок слияний и поглощений компаний 4

1.2 Классификация типов слияний и поглощений 6

1.3 Экономическое значение посредников при осуществлении сделок по слиянию и поглощению страховых компаний 9

1.4 Мотивы и принципы слияний и поглощений компаний 13

2. Подходы к оценке эффективности слияния и поглощения 18

2.1 Доходный подход 20

2.2 Затратный подход 39

2.3 Сравнительный подход 41

Заключение 43

Список используемой литературы 44

 

  

Введение

На данный момент в мировой и белорусской практике сложилась такая ситуация, когда для обеспечения роста производства и освоения новых рынков у компаний возникает потребность в процессах слияния и поглощения, ведь особенно в последние годы резко возрос уровень глобальной конкуренции в большинстве сфер деятельности, который и принуждает компании к интегрированию.

Актуальность моей темы состоит в том, что для белорусских компаний, осуществляющих свою деятельность в конкурентной борьбе так же необходимо эффективно адаптироваться к стремительно изменяющимся мировым рыночным условиям.

Слияния и поглощения являются для многих предприятий той стратегией роста, которая позволяет не только сохранить имеющиеся позиции на рынке, но так же и занять лидирующие позиции.

Всемирный опыт в данной области говорит, что около 76% сделок слияния и поглощения оканчиваются неудачей1. Таким образом, стратегия роста предприятия путём интеграции является крайне эффективной, но лишь при условии правильно проведённой сделки по слиянию или поглощению на всех ее этапах.

Целью курсовой работы является анализ и обоснование эффективности слияния и поглощения компаний. В соответствие с целью в данной работе были поставлены следующие задачи:

  1. Исследовать место и роль процессов слияния и поглощения в условиях глобализации экономики;
  2. Сформулировать основные принципы и мотивы слияний и поглощений;
  3. Проанализировать современные методы оценки эффективности слияния или поглощения, а также выявить основные мотивы, руководствуясь которыми менеджеры принимают решения о проведении сделки по слиянию или поглощению;

Предмет исследования данной работы – слияния  и поглощения предприятий, как стратегия роста компании в условия рынка.

В курсовой работе использованы статистико-экономический метод исследования, метод сравнения, методы анализа и синтеза теоретического и практического материала, индукции и дедукции, методы оценки финансового состояния предприятия, методы дисконтированного денежного потока, метод стоимости чистых активов и др.

1. Теоретические аспекты изучения слияний и поглощений компаний

1.1 Основные  понятия и сущность сделок  слияний и поглощений компаний

 

В настоящее  время, слияния и поглощения стали  одной из основных стратегией роста  компаний в условиях мировой глобализации экономики.

И с каждым днём всё больше предприятий в  стремлении к увеличению своего масштаба, экономии издержек, получения эффекта  синергии выбирают стратегию слияния и поглощения.

Слияния и поглощения – это современная тенденция объединения активов и концентрации бизнеса.

Слияния и поглощения представляют собой  сделки, которые наряду с переходом  прав собственности подразумевают, прежде всего, смену контроля над предприятием. Следовательно, приобретение незначительных, пакетов акций со стороны частных лиц или банков к ним не относится.

Следует отметить, что в экономической  реальности достаточно трудно определить, чем является та или иная форма  объединения компаний – слиянием или поглощением. В большинстве сделок, связанных со слиянием или поглощением компаний, какова бы ни была правовая судьба объединяющихся юридических лиц, всегда можно выделить доминирующую и зависимую сторону сделки. Т.е. так или иначе, в результате слияния или поглощения происходит приобретение бизнеса. Очевидно, именно поэтому в зарубежной экономической литературе оба термина используют как синонимы для обозначения явлений, имеющих общую экономическую природу. Поскольку в настоящее время значительное количество крупных слияний и поглощений имеет международный характер и осуществляется в связи с этим часто в соответствии с международными, главным образом, англосаксонскими обычаями. На мой взгляд, целесообразно придерживаться именно зарубежного подхода и использовать термины «слияние» и «поглощение» на взаимозаменяемой основе.

В соответствии с законодательством «под слиянием понимается реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом».

Следовательно, необходимым условием оформления сделки слияния компании является появление  нового юридического лица, при этом, новая компания образуется на основе двух или нескольких прежних фирм, утрачивающих полностью своё самостоятельное существование. Новая компания берёт под свой контроль и управление все активы и обязательства перед клиентами компаний своих составных частей, после чего последние распускаются. Поглощение компании можно определить, как взятие одной компанией другой под свой контроль, управление ею с приобретением абсолютного или частичного права собственности на неё. Поглощение компании зачастую осуществляется путём скупки всех акций предприятия на бирже, означающей приобретение этого предприятия

На данный момент в зарубежной практике нет чёткого разграничения между слиянием и поглощением. Даже сами английские аналоги данных понятий не имеют однозначного значения.

Merger – поглощение (путём приобретения ценных бумаг или основного капитала), слияние компаний.

Acquisition – приобретение (к примеру акций), поглощение компаний.

Mergers & Acquisitions – слияния и поглощения компаний.

Существуют  различные теории, объясняющие причины  слияний и поглощений компаний. Проблему объединения компаний рассматривали Р. Коуз, О. Уильямсон, и Р. Фаулер. Они понимают слияние, как способ сократить транзакционные издержки. Они приходят к заключению о том, что эффективность менеджеров на крупном предприятии гораздо ниже, чем на более мелком предприятии, и вертикальная интеграция позволяет сократить издержки на управление. На мой взгляд, стоит обратить внимание на вывод Р. Коуза, О. Уильямсона и А. Маршалла о том, что крупное предприятие, в отличие от более мелкого может себе позволить более эффективно использовать капитал и осуществлять инвестиции в оборудование и новые технологии, за счет концентрации капитала.

В дальнейшем исследования специалистов в сфере  слияния и поглощений, а именно Динза Грейма, привели к выводу о том, что любая компания в любой отрасли должна поглощать, либо быть поглощённой более сильным «игроком» рынка. В своей работе он выделил несколько этапов, которые обязательно пройдёт каждая компания, стремящаяся завоевать лидирующие позиции в долгосрочном периоде. На первой, начальной стадии, на рынке присутствует небольшое количество игроков, которое постоянно нарастает и к концу данного этапа, рынок становится «перегретым» от количества фирм, реализующих, по сути, одинаковые услуги или товары.

Затем начинается вторая стадия, когда возникает необходимость  наращивания размера фирмы, начинается процесс консолидации путём слияний и поглощений, количество фирм уменьшается с одновременным увеличением размеров их самих. Возникает несколько крупных компаний, которые возглавляют данную сферу рынка.

На третьей  стадии, перед фирмой остро встаёт вопрос о ликвидации непрофильных компаний и выделение основной сферы деятельности, в которой необходимо продолжать агрессивную политику по опережению конкурентов.

И на четвёртой  стадии в отрасли доминирует небольшое  число «игроков», так называемых «титанов отрасли», которые могут образовывать альянсы с другими крупными «игроками».

Таким образом, Динз Грейм выделяет процессы слияний и поглощений одних компаний другими, как обязательные условия развития любого предприятия в условиях рынка. И, следовательно, большая часть предприятий, в определенный момент времени будет вынуждена столкнуться с процессами слияния и поглощения и стать либо поглощающей фирмой, либо поглощаемой.

1.2 Классификация  типов слияний и поглощений

 

Рисунок 1. Классификация  типов слияний и поглощений компаний

Большинство авторов описывает  большое количество слияний и  поглощений по различным признакам. В зависимости от характера объединения  выделяют:

  • полное поглощение - происходит фактическое объединение фирм и их активы сливаются;
  • частичное поглощение - компания приобретает такой пакет акций другой компании, который позволяет ей полностью контролировать деятельность последней, т.е. образуется холдинг и подконтрольная компания становится дочерней; при этом фактическое слияние активов обеих компаний не происходит, либо происходит лишь частично.

 

В зависимости  от характера интеграции компаний целесообразно  выделять следующие виды:

  • горизонтальные слияния – объединение компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства;
  • вертикальные слияния – объединение компаний разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта. Например, слияние горнодобывающих, металлургических и машиностроительных компаний;
  • родовые слияния – объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, фирма, производящая фотоаппараты, объединяется с фирмой, производящей фотопленку или химреактивы для фотографирования;
  • конгломератные слияния – объединение компаний различных отраслей без наличия производственной общности, т.е. слияние такого типа – это слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом. В рамках конгломерата объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующий вид деятельности в подобных объединениях принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе.

 

В свою очередь  можно выделить три разновидности  конгломератных слияний:

  • Слияния с расширением продуктовой, т.е. соединение неконкурирующих продуктов, каналы реализации и процесс производства которых похожи. В качестве примера можно привести приобретение компанией Procter & Gamble, ведущим производителем моющих средств, фирмы Clorox – производителя отбеливающих веществ для белья.
  • Слияния с расширением рынка, т.е. приобретение дополнительных каналов реализации продукции, например, супермаркетов, в географических районах, которые ранее не обслуживались.
  • Чистые конгломератные слияния, не предполагающие никакой общности.

 

В зависимости  от национальной принадлежности объединяемых компаний можно выделить два вида слияния компаний:

  • национальные слияния – объединение компаний, находящихся в рамках одного государства;
  • транснациональные слияния – слияния компаний, находящихся в разных странах, приобретение компаний в других странах.

Учитывая  глобализацию хозяйственной деятельности, в современных условиях характерной  чертой становится слияние и поглощение не только компаний разных стран, но и  транснациональных корпораций.

В зависимости  от отношения управленческого персонала  можно выделить:

  • дружественные слияния – слияния, при которых руководящий состав и акционеры приобретающей и приобретаемой (целевой) компаний поддерживают данную сделку;
  • враждебные слияния – слияния и поглощения, при которых руководящий состав целевой компании не согласен с готовящейся сделкой и осуществляет ряд противозахватных мероприятий. В этом случае приобретающей компании приходится вести действия против целевой компании с целью ее поглощения.

 

В зависимости  от способа объединения потенциала можно выделить следующие типы слияния:

  • корпоративные альянсы – это объединение двух или нескольких компаний, сконцентрированное на конкретном отдельном направлении бизнеса, обеспечивающее получение синергетического эффекта только в этом направлении, в остальных же видах деятельности фирмы действуют самостоятельно. Компании для этих целей могут создавать совместные структуры, например, совместные предприятия;
  • корпорации – этот тип слияния имеет место тогда, когда объединяются все активы вовлекаемых в сделку фирм.

Информация о работе Особенности оценки эффективности слияний и поглощений на растущих рынках