Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ и обоснование эффективности слияния и поглощения компаний. В соответствие с целью в данной работе были поставлены следующие задачи:
Исследовать место и роль процессов слияния и поглощения в условиях глобализации экономики;
Сформулировать основные принципы и мотивы слияний и поглощений;
Проанализировать современные методы оценки эффективности слияния или поглощения, а также выявить основные мотивы, руководствуясь которыми менеджеры принимают решения о проведении сделки по слиянию или поглощению
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения слияний и поглощений компаний 4
1.1 Основные понятия и сущность сделок слияний и поглощений компаний 4
1.2 Классификация типов слияний и поглощений 6
1.3 Экономическое значение посредников при осуществлении сделок по слиянию и поглощению страховых компаний 9
1.4 Мотивы и принципы слияний и поглощений компаний 13
2. Подходы к оценке эффективности слияния и поглощения 18
2.1 Доходный подход 20
2.2 Затратный подход 39
2.3 Сравнительный подход 41
Заключение 43
Список используемой литературы 44
В свою очередь, в зависимости от того, какой потенциал в ходе слияния объединяется, можно выделить:
Слияния могут осуществляться и на паритетных условиях. Однако накопленный опыт свидетельствует о том, что «модель равенства» является самым трудным вариантом интеграции. Любое слияние в результате может завершиться поглощением.
В зарубежной практике можно выделить также следующие виды слияний компаний:
Тип слияний зависит от ситуации на рынке, а также от стратегии деятельности компаний и ресурсов, которыми они располагают.
Слияния и поглощения компаний имеют свои особенности в разных странах или регионах мира. Так, например, в отличие от США, где происходят, прежде всего, слияния или поглощения крупных фирм, в Европе идет поглощение мелких и средних компаний, семейных фирм, небольших акционерных обществ смежных отраслей.
Слияния и поглощения в настоящее время относятся к одному из ключевых аспектов деятельности инвестиционных компаний и банков, предоставляющих консультационные и иные услуги в области корпоративного финансирования.
Кроме того, услуги по организации слияний и поглощений предоставляют наряду с инвестиционными банками, также специализированные отделы универсальных банков и консалтинговых компаний, а также юридические и специализированные компании (M&A-Boutiquen). Они, как правило, представляют интересы одной из участвующих сторон и обеспечивают поддержку клиента на каждом этапе процесса. В отличие от них ряд компаний (маклеров) занимается посредничеством между участвующими сторонами и, как правило, получают вознаграждение от каждой из сторон. Их усилия концентрируются в основном на установлении контактов и ограничиваются в большинстве случаев на сделках с незначительной стоимостью и имеющих локальный характер.
В связи с законодательными ограничениями на сделки с использованием инсайдерской информации, компании и банки вынуждены разделять консультационную деятельность с собственными и иными операциями на рынке. В результате этого в сфере слияний и поглощений сформировалась самостоятельная корпоративная и отраслевая культура.
Профессиональные
консультанты располагают подробными
знаниями национальных и международных
обычаев при осуществлении
Путем привлечения
консультантов участвующие
Специализированные компании в области оказания услуг по слияниям и поглощениям, как правило, успешно действуют на рынке за счет определенной отраслевой или региональной специализации, а также при осуществлении средних по размеру сделок. В свою очередь, специализированные отделы универсальных коммерческих банков часто оказываю подобные услуги корпоративным клиентам в качестве одного из элементов комплексного обслуживания.
Консультанты выступаю в качестве партнера руководства компании, обеспечивая его поддержку в управлении процессом приобретения или продажи бизнеса с использованием своих экспертных знаний относительно технического выполнения сделки и специфики отрасли.
Качество
консультанта определяется его способностью
определять наилучшие условия
Выбор консультанта
осуществляется путем тщательного
отбора. Все претенденты, как правило,
получают стандартизованный
Оформление договора на оказание консультационных услуг осуществляется после предоставления компании соответствующего поручения на участие в сделке.
Вознаграждение консультанта, как правило, состоит из гонорара, размер которого зависит от успеха проведения сделки («гонорар за успех»). Так, например, приобретаемыми компаниями он устанавливается в виде определенного процента дохода от продажи. В случае если сделка имеет относительно небольшую стоимость, как правило, оговаривается минимальный размер гонорара за ее успешное осуществление. Поглощающие компании часто при привлечении консультантов предусматривают финансовые стимулы для уплаты более низкой цены покупки, например, процентное возмещение разницы между максимальной предполагаемой ценой оплаты и фактически уплаченной ценой. Следует отметить, что ранее широкое использование при определении размера выплачиваемого гонорара получила шкала Лемана, устанавливающая правило 5–4–3–2–1. Так, размер вознаграждения составляет 5% за первый миллион, 4% за второй миллион, 3% за третий миллион, 2% за четвертый миллион и 1% за остаток покупной цены. В настоящее время, это правило как минимум используется в качестве исходного пункта в переговорах о размере гонорара. При этом гонорар по крупным сделкам на развивающихся рынках часто сопровождается более высокими вознаграждениями, в то время как, более мелкие сделки на сформировавшихся рынках могут быть оценены ниже.
Наряду с величиной сделки на размер гонорара определенное влияние оказывает ряд других факторов, таких как, сложность сделки, предполагаемый срок объединения, репутация консультанта и общая доходность проекта.
Помимо гонорара оговаривается размер авансового платежа, который засчитывается при успешном завершении сделки в счет гонорара, а также возмещаются дополнительные расходы (командировочные расходы, затраты на информационное обеспечение и проч.). В ряде случаев оговаривается размер возмещения в случае отказа от завершения проекта клиентом или противоположной стороной (обычно почасовая компенсация). Таким образом, посредники играют важную роль в сделках по слияниям и поглощениям.
Рис. 2. Основные мотивы слияний и поглощений компаний.
Прежде чем выделить основные принципы слияний и поглощений необходимо разобраться с теми мотивами, которые движут руководством компании при принятии ими решения о слиянии.
Выделяют следующие группы мотивов исходя из стремления компаний к максимизации прибыли:
К первой группе мотивов, нацеленных, прежде всего на уменьшение издержек можно отнести следующие:
Ко второй группе мотивов, нацеленных на увеличение и стабилизацию ресурсных поступлений, можно отнести:
К третьей группе нейтральных по отношению к движению ресурсов мотивов относятся:
Информация о работе Особенности оценки эффективности слияний и поглощений на растущих рынках