Особенности налоговой системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить и рассмотреть особенности налоговой системы Республики Беларусь, охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь, рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы, охарактеризовать основные виды налогов, определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 5
1. Налоги в системе финансовых отношений
1.1 Сущность и функции налогов. Классификация налогов. Роль налогов в государственном регулировании экономики 7
1.2 Налоговая система в Республике Беларусь: сущность, особенности и недостатки 21
Современная налоговая система и принципы ее построения .27
1.4Тенденции прогрессивного налогообложения в Республике Беларусь…………………………………………………..40
2. Комплексное практическое задание
Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики
2.1 Система национальных счетов. Расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов….49
2.2 Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели IS-LM…………………………………………....51
Заключение…………………………………………………………70
Список использованных источников……………………………..72
Приложение А……………………………………………………...74

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ)).docx

— 214.45 Кб (Скачать)

 

 

На основе данных таблицы 2.8 строится график.

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.6 – Стимулирующая монетарная политика на графике IS/LM

 Проведение сдерживающей  монетарной политики.  Строится  таблица 2.9 (Прогноз показателей  национальной экономики при проведении  сдерживающей монетарной политики), аналогичная таблице 2.6.

Расчет и анализ проводится для 5 периодов, в каждом из которых  номинальное предложение денег MS на 20% меньше, чем в предыдущем периоде. Государственные расходы, налоги и уровень цен при этом принимается на уровне базового периода.

Расчет проводится по методике, приведенной при описании табл. 2.6, начиная с гр.9.

 

Таблица 2.9 Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей монетарной политики

 

 

Период (месяц)

Про-цент-ная ставка  r

Потре-битель-ские расходы  C, млрд.руб.

Инвес-ти-цион-ные расходы I, млрд.руб.

Государ-ствен-ные расходы  G, млрд.руб.

Совоку-пные расходы  E,  млрд.руб.

Сбере-жения  S, млрд.руб.

Спрос на деньги (M/P)d, млрд.руб.

Предло-жение денег (M/P)s, млрд.руб.

Нацио-нальный доход  Y, млрд.руб.

Налоги Т

Номи-наль-ное пред-ложе-ние денег, Мs

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

10,57

1185,14

331,96

180

1697,09

331,96

514,71

514,71

1697,09

180

1050

2

11,24

1162,20

322,59

180

1664,79

322,59

411,76

411,76

1664,79

180

840

3

11,78

1143,85

315,09

180

1638,94

315,09

329,41

329,41

1638,94

180

672

4

12,21

1129,17

309,10

180

1618,27

309,10

263,53

263,53

1618,27

180

537,6

5

12,55

1117,42

304,30

180

1601,72

304,30

210,82

210,82

1601,72

180

430,08


 

На основании данных таблицы 2.9 строится рисунок 2.7 (Сдерживающая монетарная политика на графике IS/LM).

 

 

Рисунок 2.7 – Сдерживающая монетарная политика на графике IS/LM

 

Вывод: Проведение стимулирующей монетарной политики заключается в увеличении предложения денег с 514,71 млрд. руб. по 1067,29 млрд. руб. Процентная ставка на денежном рынке в этом случае будет снижаться на 3,6. Снижение процентной ставки стимулирует рост инвестиций в реальный сектор экономики с 331,96 млрд. руб. по 382,25 млрд. руб. В результате чего увеличивается национальный доход с 1697,09 млрд. руб. по 1870,51 млрд. руб. (на 90,73%).

При проведении сдерживающей монетарной политики предложение денег уменьшается с 514,71 млрд. руб. по 210,83 млрд. руб., а процентная ставка на денежном рынке в этом случае будет увеличиваться на 1,97. Увеличение процентной ставки ведет к снижению роста инвестиций в реальный сектор экономики с 331,96 млрд. руб. по 304,3 млрд. руб. В результате чего национальный доход начинает уменьшаться с 1697,09 млрд. руб. по 1601,72 млрд. руб. (на 5,54%).

 

Для повышения конечной результативности регулирования национальной экономики  целесообразно сочетать мероприятия  фискальной и монетарной политики: расширение государственных закупок  на рынке благ согласовывать с  мерами Центрального банка по увеличению ликвидности, а сокращение номинального количества денег – с ростом налогообложения  или сокращением государственных  расходов.

Для анализа комбинированной политики строится таблица 2.10.

 

Таблица 2.10 – Прогноз показателей национальной экономики при проведении комбинированной экономической политики в условиях нестабильных цен

Пе-ри-од (месяц)

Про-цент-ная ставка  r

Потре-битель-ские расходы  C, млрд.руб.

Инвес-тицион-ные расходы I, млрд.руб.

Государ-ственные расходы  G, млрд.руб.

Совокуп-ные расходы  E,  млрд.руб.

Сбере-жения  S, млрд.руб.

Спрос на деньги (M/P)d, млрд.руб.

Пред-ложение денег (M/P)s, млрд.руб

Нацио-нальный доход  Y, млрд.руб.

Налоги Т

Номи-наль-ное пред-ложе-ние денег, Мs

Уро-вень цен Р

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

10,57

1185,14

331,96

180

1697,09

331,96

514,71

514,71

1697,09

180

1050

2,04

2

10,61

1183,89

331,45

234

1749,34

331,45

561,50

561,50

1749,34

234

1260

2,24

3

10,72

1180,09

329,90

304,2

1814,19

329,90

612,54

612,54

1814,19

304,2

1512

2,47

4

10,94

1172,77

326,91

395,46

1895,14

326,91

668,23

668,23

1895,14

395,5

1814,4

2,72

5

11,29

1160,67

321,96

514,10

1996,73

321,96

728,98

728,98

1996,73

514,1

2177,28

2,99


 

Расчет и анализ проводится для 5 периодов, в каждом из которых  государственные расходы и налоги на 30% больше, чем в предыдущем, номинальное  предложение денег на 20% больше, чем  в предыдущем, а уровень цен  на 10% выше, чем в предыдущем.

Расчет производится по методике, приведенной при описании таблицы 2.6.

На основании данных таблицы 2.10 строится график Комбинированная экономическая политика на графике IS/LM. На рисунке 2.8 строятся графики функций IS и LM для нулевого и пятого анализируемого периодов.

 

 

Рисунок 2.8 – Комбинированная экономическая политика на графике IS/LM

 

Вывод: Одновременное использование мер фискальной и денежно-кредитной политики имело бы больший положительный эффект, чем использование этих видов регулирования по отдельности. Из исследованных видов политик наиболее оптимальным является комбинированная, так как она предоставляет больше инструментов воздействия на национальную экономику.

При проведении комбинированной  денежной политики предложение денег  увеличивается с 514,71 млрд. руб. по 728,98 млрд. руб., как и процентная ставка на денежном рынке (на 0,71). Увеличение процентной ставки ведет к увеличению национального дохода с 1697,09 млрд. руб. по 1996,73 млрд. руб. (на 84,99%). И поэтому комбинированная денежная политика имеет наибольший эффект для государства так как, при ней национальный доход увеличивается на 84,99%.

 

 

Заключение

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Налоги являются одним  из важнейших инструментов рыночной экономики, а поэтому опыт их использования  в управлении хозяйством высокоразвитых стран Запада представляет значительный интерес для молодых государств СНГ, в том числе для Беларуси. Вводя новые или отменяя какие-то прежние налоги и сборы, повышая  или понижая ставки, используя  другие рычаги, государство на просто формирует свой национальный бюджет, но и создает в обществе соответствующую  экономическую, нравственную и политическую атмосферу, стимулы для трудовой активности граждан, и в этом смысле налоги могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны.

Основу налоговой системы Республики Беларусь составляют Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК), Закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", который упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства.

Затем было обращено внимание на основные недостатки и пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь, которые привели к выводу, что нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода белорусской экономики к рыночным отношениям. Нестабильность налоговой системы – главная проблема реформы налогообложения. Необходимость реформирования налоговой системы Республики Беларусь очевидна. Но пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.

Таким образом, налоговая  система Беларуси за последние пятнадцать лет существенно изменилась, так  как были предприняты реальные шаги, направленные на ее реформирование. Но следует отметить, что по своим  основным характеристикам она значительно  отличается от применяемой в экономически развитых странах, и имеет ряд  недостатков.

 

Список использованных источников

1. О. А. Карякина, Налоговая система Республики Беларусь: Учебное пособие / О. А. Карякина, Е. В. Васина, Л. М. Барсегян; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. Каф. экон. методов упр. – Мн.: АУ при Президенте РБ, 2000. – 58 с.

2. С. И. Адаменкова, Налоговая система РБ: Учебное пособие / С. И. Адаменкова, О. С. Евменчик; Ин-т повышения квалификации и переподготовки кадров по новым направлениям развития техники, технологии и экономики – Мн.: Тонпик, 2002. – 198 с.

3. Е. Заяц, Налоги: Учебник для студентов эконом. специальностей вузов / Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко, Т. И. Василевская и др.; Под общей ред. Т. И. Василевской. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 367 с.

4. Василевская Т.И., Налоги  Беларуси: Теория, методика и практика. / Василевская Т.И., Стасенко В.А. Мн.: Белпринт, 1999. 544 с.

5. Теория налогов: Учеб. для студентов экономических  специальностей вузов / Н. Е.  Заяц. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 220с.

6. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2000 года // 4. Рег. номер 2/1009.Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004.

7. Н. Е. Заяц, Налоги и налогообложение: учебник для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / [Н. Е. Заяц и др.]; под общей редакцией Н. Е. Заяц, Т. Е. Бондарь и Н. Алешкевич. – 5-е изд., исправленное и дополненное. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 316, [1] с.

8. Налоговый кодекс Республики  Беларусь: Общ. часть. Мн.: Национальный  центр правовой информации Республики  Беларусь, 2003г. 69с.

9. А. Л. Ивашутин, Макроэкономика: учеб. пособие / А. Л. Ивашутин. – Минск: Амалфея, 2008. – 340 с.

10. Правовой национальный  интернет портал Республики Беларусь  «Указ президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011г. № 136» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=P31100136&p2={NRPA}

11. Ставки подоходного налога в Республике Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.femida.by/index.php?page=se_nalog1\

12. Васильев В. «Упрощенная система налогообложения в 2013 году» [Электронный ресурс] – Режим доступа:

http://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/uproshchennaya-sistema-nalogooblozheniya_0000000-3

13. Новшества налогового законодательства 2012 [Электронный ресурс] – Режим доступа:

http://www.belaruspartisan.org/bp-forte/?page=100&news=120427

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Таблица А.1 – Основные показатели функционирования национальной экономики

Показатели 

Значения

1. Реализация товаров и услуг  (промежуточных и конечных) в стране 

10055

млдр. руб.

2. Экспорт товаров и услуг 

980

млдр. руб.

3. Изменение запасов товарно-материальных  ценностей 

-905

млдр. руб.

4. Материальные затраты при производстве  товаров и услуг 

5210

млдр. руб.

5. Импорт (затраты на импорт товаров  и услуг) 

2000

млдр. руб.

6. Амортизация основных средств 

780

млдр. руб.

7. Заработная плата, выплаченная  при производстве товаров и  услуг 

1100

млдр. руб.

8. Отчисления на социальное страхование  

390

млдр. руб.

9. Прочие отчисления 

80

млдр. руб.

10. Косвенные налоги 

350

млдр. руб.

11. Прямые налоги 

480

млдр. руб.

12. Доход от предпринимательской  деятельности и имущества (часть  прибыли) 

620

млдр. руб.

13. Субсидии 

400

млдр. руб.

14. Социальные выплаты

290

млдр. руб.

15. Потребление (расходы на потребительские  товары и услуги домохозяйствами) 

1160

млдр. руб.

16. Вложения в реальный капитал  в экономике 

1230

млдр. руб.

17. Изменение объема задолженности 

190

млдр. руб.

18. Изменение объема кредитования 

130

млдр. руб.

Информация о работе Особенности налоговой системы Республики Беларусь