Особенности налоговой системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить и рассмотреть особенности налоговой системы Республики Беларусь, охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь, рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы, охарактеризовать основные виды налогов, определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 5
1. Налоги в системе финансовых отношений
1.1 Сущность и функции налогов. Классификация налогов. Роль налогов в государственном регулировании экономики 7
1.2 Налоговая система в Республике Беларусь: сущность, особенности и недостатки 21
Современная налоговая система и принципы ее построения .27
1.4Тенденции прогрессивного налогообложения в Республике Беларусь…………………………………………………..40
2. Комплексное практическое задание
Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики
2.1 Система национальных счетов. Расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов….49
2.2 Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели IS-LM…………………………………………....51
Заключение…………………………………………………………70
Список использованных источников……………………………..72
Приложение А……………………………………………………...74

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ)).docx

— 214.45 Кб (Скачать)

 

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский Национальный Технический Университет

 

Приборостроительный факультет

Кафедра «Экономика и управление научными исследованиями, проектированием  и производством»

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему «Особенности налоговой системы Республики Беларусь»

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:                           

Руководитель:                                                   

 

 

 

 

 

Минск 2012

 

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа 76 с., 12 рис., 11 табл., 13 источников, 1 прил.

НАЛОГИ, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ, ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАЛОГИ, НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ПРЯМЫЕ НАЛОГИ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ,  ОБЩИЕ НАЛОГИ , СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАЛОГИ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ НАЛОГИ.

Объектом исследования является налоговая система Республики Беларусь.

Цель работы – изучить  и рассмотреть особенности налоговой  системы Республики Беларусь, охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь, рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы, охарактеризовать основные виды налогов, определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

В процессе исследования были изучены функции, классификация  налогов, а также налоговая система  Республики Беларусь. В результате были определены тенденции прогрессивного налогообложения Республики Беларусь.

 

 

 

 

Содержание

Введение 5

1. Налоги в  системе финансовых отношений 

1.1 Сущность и функции  налогов. Классификация налогов.  Роль налогов в государственном  регулировании экономики 7

    1.2 Налоговая  система в Республике Беларусь: сущность, особенности и недостатки  21

    1. Современная налоговая система и принципы ее построения .27

1.4Тенденции прогрессивного налогообложения в Республике Беларусь…………………………………………………..40

2. Комплексное практическое  задание 

Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики 

        2.1 Система  национальных счетов. Расчет основных  макроэкономических показателей  по системе национальных счетов….49

        2.2 Анализ  и прогноз изменений в экономике  с использованием модели IS-LM…………………………………………....51

Заключение…………………………………………………………70

Список использованных источников……………………………..72

Приложение А……………………………………………………...74

 

 

 

 

 

 

Введение

В обеспечении нормального  функционирования любой современной  экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство  на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации  национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное  регулирование экономики имеет  долгую историю - даже в период раннего  капитализма в Европе существовал  централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными  ставками и внешней торговлей. В  современных условиях любое государство  осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства.

Государственное регулирование  экономики и международных экономических  отношений имеет важное значение для экономического и социального  развития страны. При этом, осуществляя  данное регулирование, государство, использует широкий набор средств и методов  воздействия на экономику таких, как бюджет, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и, конечно же, налоги.

Налоги являются одним  из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общегосударственными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.

Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах  налогообложения, с учетом разработанных  налоговой практикой других стран  принципов налогообложения.

Сегодня комплекс вопросов, связанных с состоянием налоговой  системы Республики Беларусь, ее возможностями  полноценной реализации своих функций  приобретает первостепенное значение как для большинства предприятий  и граждан налогоплательщиков, так  и для самого государства. Необходимость  изъятия в пользу государства  части полученных с таким большим  трудом средств всегда воспринималась очень болезненно, особенно на современном  этапе. Налоговая система Республики Беларусь включает в себя достаточно большое число налогов и различных других платежей как на республиканском так и на и местном уровнях.

Поэтому целью данной работы является изучение и рассмотрение особенности налоговой системы Республики Беларусь, характеристика основных элементов налоговой системы Республики Беларусь, рассмотрение перспектив перестройки ее в ближайшие годы, характер основных видов налогов, определение основных направлений совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Налоги в системе финансовых отношений 

 

1.1 Сущность и функции налогов. Классификация налогов. Роль налогов в государственном регулировании экономики

Налоги – обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательными актами. Они отражают экономические  отношения между государством (в  лице уполномоченных государственных  органов управления) и юридическими и физическими лицами по поводу изъяснения части совокупного общественного  продукта и национального дохода в денежной форме с целью ее перераспределения  для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Налоги имеют ряд отличительных  особенностей:

  • они обязательны к уплате и принудительны в изъятии;
  • являются основным источником формирования государственных доходов;
  • возникают и функционируют в фазе распределения (перераспределения) совокупного общественного продукта и национального дохода;
  • налоговые отношения носят односторонний характер от налогоплательщика к государству.

Функции любой экономической  категории раскрывают ее сущность, внутреннее содержание и значение. Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Она показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории  как инструмента стоимостного распределения  и перераспределения доходов.

 

 


 

 

 

 



 

 

 

Рисунок 1.1 – Основные функции налогов

 

Конкретный механизм действия функций налогов вытекает из определения  сущности и понятия налогов. Из определения  налогов, выражающего их сущностный характер, вытекает, что  налогом  присущ обязательный и принудительный характер изъятия платежей в бюджет, которые устанавливаются законодательно. Налоги обязательны к уплате. Именно эта специфическая особенность  налогов, их устойчивость делает налоги основой государственных доходов. Как раз эти особенности и  специфические черты налогов  раскрывают их фискальный (фиск – государственная  казна) характер, вытекающий из определения  финансов.

Фискальная функция появляется в бесперебойном обеспечении  государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления  его деятельности. Это основная функция, характерная  для всех государств на различных этапах развития. С  развитием рыночных отношений значение фискальной функции возрастает.

Последние десятилетия в  мировой практике характеризуются  резким увеличением налоговых поступлений  в бюджет государства. Это связанно с ростом объектов производства, развитием научно-технического прогресса, которые обеспечили реальные условия для увеличения национального дохода и, соответственно, повлекли за собой рост финансовых ресурсов государства в основном за счет налоговых поступлений [3, с 20].

С другой стороны, рост налогов  в ряде стран мира привел к увеличению издержек производства, росту цен  и удорожанию товаров. Следствием этого  стало снижение темпов экономического роста. Чрезмерное налогообложение  населения отрицательно отразилось на материальном положении отдельных  социальных групп. По этим причинам с  середины 80-х годов заметно снижение налоговых поступлений. Однако, несмотря на это, их доля в национальном доходе остается высокой.

Фискальная функция налогов  отражает форму принудительного  лишения принадлежащей юридическому или физическому лицу собственности  в виде капитала или заработка, рассматривается  как своеобразная эксплуатация со стороны  государства.

Для этой функции характерно лишь одно свойств: максимальная мобилизация  финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета. Что касается доходов государства, то это свойство фискальной функции  позволяет бесперебойно обеспечивать доходную часть бюджета.

Однако фискальная функция  не учитывает другого важного  свойства – стимулирования лучшего  и более эффективного использования  имеющихся ресурсов: труда, капитала, природных ресурсов.

В налоговых отношениях возникла стимулирующая функция налогов, которая реализуется через систему  льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими  признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Существуют следующие  виды льгот: необлагаемый минимум объекта  налогообложения; изъятие из обложения  определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц  или категорий плательщиков; понижение  налоговых ставок, целевые налоговые  льготы, включая налоговые кредиты  в форме отсрочки взимания налогов; прочие налоговые льготы [3, с 21].

Действующие льготы по налогообложению  прибыли предприятий направлены на стимулирование:

  • финансирование затрат на развитие производства и жилищное строительство;
  • малых форм предпринимательства;
  • занятости инвалидов и пенсионеров;
  • благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранительной сферах.

Преференции могут устанавливаться  в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой  льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

Налоговый кредит, как и  всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором  между хозяйствующим субъектом  и налоговым органом.

Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного  кредита может предоставляться  любому хозяйствующему субъекту органами власти на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в бюджет.

Вместе с этим стимулирующая  функция налогов реализуется  через стимулирование более эффективного использования природных ресурсов, земли, минерально-сырьевых ресурсов. Посредством этих налогов одновременно происходит стимулирование воспроизводства природных ресурсов и земли, направление средств в дорожные фонды и др. В этом качестве налоги могут выполнять воспроизводственную функцию. Они имеют четко выраженную отраслевую принадлежность.

Для стимулирующей функции  характерны две основные черты: во-первых, стимулирование социально-экономической  деятельности приоритетных для государства  направлений через различные  виды льгот по налогам и преференции (в этом отличие стимулирующей  функции от других функций налогов: никакая другая функция налогов  непосредственно стимулирующими свойствами не обладает); во-вторых, мобилизация  и аккумуляция финансовых ресурсов государства в централизованном фонде финансовых ресурсов. Данная черта характерна и для фискальной функции [3, с 22].

Из сущности налогов вытекает то, что для них характерна распределительная, а точнее, перераспределительная  функция. Она обеспечивает процесс  перераспределения части совокупного  общественно продукта, главным образом  чистого дохода, и направления  одной части на расширенное воспроизводство  израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а с другой – в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства в форме  налогов как особого централизованного  инструмента распределительных  отношений.

Именно через налоги реализуется  главное их общественное назначение – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной  системе и внебюджетных фондах, необходимых  для осуществления собственных  функций государства (политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных, природоохранных и др.).

Формирование доходов  государственного бюджета на основе стабильного и централизованного  взимания налогов превращает само государство  в крупнейший экономический субъект. Распорядительная функция налогов  носит объективный характер, как  объективно и само существование  и функционирование государства. Она  возникла вместе с появлением государства, которому требовались средства для  выполнения своих функций, изымаемые  в форме налогов.

Информация о работе Особенности налоговой системы Республики Беларусь