Особенности налоговой системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить и рассмотреть особенности налоговой системы Республики Беларусь, охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь, рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы, охарактеризовать основные виды налогов, определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 5
1. Налоги в системе финансовых отношений
1.1 Сущность и функции налогов. Классификация налогов. Роль налогов в государственном регулировании экономики 7
1.2 Налоговая система в Республике Беларусь: сущность, особенности и недостатки 21
Современная налоговая система и принципы ее построения .27
1.4Тенденции прогрессивного налогообложения в Республике Беларусь…………………………………………………..40
2. Комплексное практическое задание
Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики
2.1 Система национальных счетов. Расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов….49
2.2 Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели IS-LM…………………………………………....51
Заключение…………………………………………………………70
Список использованных источников……………………………..72
Приложение А……………………………………………………...74

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ)).docx

— 214.45 Кб (Скачать)

В настоящее время консолидированный  бюджет республики более чем на 55% формируется за счет косвенных налогов, а их доля в ВВП достигает 19,5 %.

В налоговой системе Беларуси преобладают подоходные налоги, за счет которых формируется около 1/4 доходов бюджета.

В свою очередь, подоходные налоги классифицируются на основе соотношения  между ставкой налога и величиной  дохода. В данном случае налоги делятся  на:

  • прогрессивные (по мере роста дохода ставка налога увеличивается);
  • регрессивные (по мере роста дохода ставка налога уменьшается);
  • пропорциональные (ставка налога не зависит от величины дохода) [8].

Основные недостатки налоговой  системы в Республике Беларусь:

  • Количество применяемых в Беларуси налогов, сборов, различных отчислений и платежей, имеющих налоговый характер, более чем в 3 раза превышает стандартный минимум, который считается оптимальным. Это приводит к избыточному налоговому давлению на реальный сектор экономики, инвестиции и экспорт. Кроме того, сохраняются такие "вредные" налоги, которые взимаются непосредственно с выручки и оказывают наиболее сильное искажающее воздействие на экономику.
  • Практикуется многократное обложение разными налогами одной и той же базы (в частности, оборотов по реализации, фонда заработной платы), что приводит к неравномерности налоговой нагрузки на предприятия и отрасли национальной экономики;
  • Неэффективная система налоговых льгот отдельным отраслям и видам производств, которая, в конечном счете, приводит только к расширению круга фактически убыточных и малорентабельных предприятий.
  • Неоправданно высокая доля косвенных налогов в доходах бюджета, что существенно удорожает цену товара. В развитых странах доля косвенных налогов в доходах бюджета, как правило, не превышает 30%, а в Беларуси - 55-60%.
  • В белорусской модели акцизов применяются, как правило, специальные ставки в евро или белорусских рублях. Причем уровень ставок утверждается не законом, а специальными актами правительства, и постоянно меняется под воздействием инфляции и динамики обменного курса, что не позволяет производителям подакцизных товаров планировать свою деятельность и ее результаты. Отмечается и постоянное недовыполнение предусмотренного в бюджете плана по поступлениям акцизов.
  • Предусмотрены широкие льготы по НДС, т.е. прямые освобождения (причем не от начисления, а от уплаты налога), особенно в отношении сельскохозяйственных товаров, что существенно сокращает налоговую базу и уровень доходности НДС.
  • Нестабильность налогового законодательства, что ведет как к произволу в системе налогового администрирования и отсутствию правовых гарантий для участников налоговых отношений, так и к уклонению представителей бизнеса от налогообложения.
  • Отсутствие системного подхода в налоговой политике, обеспечивающей устойчивый экономический рост, и соответствующей национальной модели экономики.
  • С сожалением следует отметить, что становление современной белорусской налоговой системы сопровождалось значительным ростом числа налоговых правонарушений. По оценкам специалистов, в неисполнении налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно недополучает от 30 до 40 % бюджетных средств. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение и является главной причиной не поступления налогов в государственную казну.
  • За последние годы в Беларуси были предприняты реальные шаги, направленные на реформирование налоговой системы:
  • Сокращено значительное число индивидуальных налоговых льгот и преференций.
  • Происходит постепенное уменьшение ставок оборотных налогов и налогов на заработную плату, упрощается механизм их исчисления и уплаты.
  • Расходы на реализацию программ ликвидации последствий Чернобыльской аварии предусмотрены непосредственно за счет средств бюджета РБ.
  • Предусмотрено введение пониженных ставок налога при применении упрощенной системы налогообложения в размере 5% с выручки (в случае неуплаты НДС) и 3% с выручки (в случае уплаты НДС в общем порядке) для организаций и ИП, зарегистрированных и осуществляющих деятельность в агрогородках, а также малых городах районного подчинения и поселках городского типа с численностью населения до 50 тыс. чел., отнесенных по ряду критериев к проблемным по перечню, утверждаемому правительством по согласованию с Президентом.
  • Предусмотрено исключить из объектов обложения НДС оборотов по реализации работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности за пределы РБ. Это позволит предотвратить случаи двойного налогообложения работ и услуг во внешнеэкономической деятельности и применять единый, общепринятый в мировой практике принцип их налогообложения.
  • Намечено ввести единый перечень продовольственных товаров и товаров для детей, ввоз на таможенную территорию и реализация которых на внутреннем рынке РБ облагается НДС по пониженной ставке в размере 10%.
  • Исключены таможенные сборы за таможенное оформление товаров.
  • С начала года прекращается практика применения специального налога на доходы в виде дивидендов. Дивиденды и приравненные к ним доходы будут включаться в состав внереализационных доходов организаций и соответственно облагаться налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке по ставке 24%.
  • Усовершенствован и упрощен порядок предоставления налоговых вычетов. Сокращен перечень документов, предоставляемых плательщиками для получения стандартного налогового вычета на детей и иждивенцев [5, с 152].

Налоговая система Беларуси приводится в соответствие с законодательством  стран Таможенного союза.

Этим обусловлен ряд нововведений в налоговой сфере в 2012 году, не все из которых однозначно восприняты белорусскими плательщиками.

Налог на прибыль.

Одним из существенных нововведений, касающихся налога на прибыль, помимо уменьшения ставки налога с 24 до 18%, является отмена традиционной льготы по финансированию капитальных вложений производственного  назначения и жилищного строительства.

В текущем году организации  вправе на дату принятия к бухгалтерскому учету основных средств, нематериальных активов отнести на затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), которые учитываются  при налогообложении, часть их первоначальной стоимости. По зданиям и сооружениям  размеры амортизационной премии составляют 10% первоначальной стоимости, по машинам, оборудованию, транспортным средствам и нематериальным активам - 20%.

Ставка налога на прибыль, которая в 2012 году снижена с 24 до 18% на сегодняшний день является самой  низкой среди стран ТС и одной  из самых низких среди европейских  стран. По расчетам МНС, снижение ставки позволит оставить в распоряжении плательщиков порядка 2 трлн. BYR.

В качестве стимула для  инновационной деятельности с 2012 года предусмотрена льгота в виде освобождения от налогообложения прибыли, которая  будет получена непосредственно  от реализации инновационной продукции  собственного производства. Перечень такой продукции будет определен  Совмином, и прибыль от ее реализации будет льготироваться в полном объеме.

Льгота по налогу на прибыль  также предусмотрена при реализации высокотехнологичных товаров (их перечень будет определен правительством). Однако, прибыль будет освобождаться  в полном объеме от налогообложения, если выручка от реализации такой  продукции в общем объеме выручки  составит более 50%. Если объем выручки  меньше, то будет применяться пониженная ставка в размере 10%.

Что касается льгот в целом, то согласно Общей части Налогового кодекса с 2012 года плательщики освобождены  от представления наряду с налоговой  декларацией документов, подтверждающих льготы, примененные к ним в  связи с исчислением и уплатой  налогов. Такие документы будут  проверяться налоговыми органами в  ходе плановой проверки.

Среди нововведений - возможность  в течение текущего налогового периода  изменять выбранный метод уплаты текущих платежей по налогу на прибыль.

Налог на добавленную стоимость.

Из объектов налогообложения  НДС исключены обороты по прочему  выбытию товаров, основных средств, нематериальных активов и объектов незавершенного строительства. Это  означает, что при хищении, недостаче, порче товаров объекта налогообложения  не возникает. Объектом налогообложения  остается только реализация товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также обороты по безвозмездной передаче товаров.

Кроме того, с 2012 года вводятся дополнительные льготы в отношении  иностранных организаций, не состоящих  в Беларуси на налоговом учете. Если они оказывают услуги или выполняют  работы для белорусских организаций, связанные с проведением выставок, ярмарок, которые проводятся в иностранном  государстве, то обороты от реализации таких услуг или работ на территории Республики Беларусь облагаться НДС не будут.

Также в текущем году льготы по оказанию туристических услуг  предоставляются как в случае их оказания иностранным, так и белорусским гражданам.

Снимается ряд ограничений  по вычетам НДС, а порядок их предоставления приводится в соответствие с законодательством  ТС. В частности, исключены ограничения  права вычета сумм НДС, уплаченных при  приобретении основных средств в  случае наличия оборотов по реализации, освобождаемых от уплаты налога либо по которым предоставлен налоговый  кредит. Напомним, сегодня суммы  налога относятся на увеличение стоимости основных средств.

Кроме того, стал возможен вычет  сумм НДС, уплаченных при приобретении объектов за счет средств, высвобождаемых в связи с применением плательщиком освобождения от уплаты налога.

Налог на недвижимость и  земельный налог.

Введено правило, согласно которому коэффициенты к ставкам налога на недвижимость и на землю, устанавливаемые местными Советами депутатов, могут применяться только с 1 января года, следующего за годом, в котором принято решение о введении таких коэффициентов.

Дополнительные льготы вводятся для технопарков, научных организаций, центров трансферта технологий: по принадлежащим им зданиям и сооружениям, а также по земельным участкам до 1.01.2016 г. введено освобождение от уплаты налогов на недвижимость и на землю.

Введены повышенные ставки по сверхнормативному незавершенному строительству. По налогу на недвижимость такие объекты будут подлежать  налогообложению по ставке 2% без  каких-либо условий. На земельные участки, занятые объектами сверхнормативного  незавершенного строительства, применяются  ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 2.

Уплата экологического налога будет производиться плательщиком по месту его постановки на учет, а не по месту нахождения каждого  объекта налогообложения. Это упростит уплату налога для плательщиков, имеющих  объекты в разных территориальных единицах.

Индивидуальные предприниматели.

С 2012 года индивидуальным предпринимателям предоставлено право учитывать в составе расходов любые расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (ранее существовал определенный перечень таких затрат).

Кроме того, с 1 января отменена норма, согласно которой в налогооблагаемую базу включалась предоплата, если истекало 60 дней с момента ее получения.

Начиная с 2012 года единым налогом  будут облагаться доходы от продажи  товаров из розничной торговой сети субъектам хозяйствования.

Внесены изменения в правила  исчисления единого налога. До текущего года повышающий коэффициент 2 к ставке единого налога применялся в отношении  товаров, не произведенных на территории Республики Беларусь. С 1.01.2012 г. эта норма касается только товаров, на которые отсутствуют документы, подтверждающие их приобретение. При этом в отсутствие документов повышающий коэффициент применяется теперь как к товарам импортного, так и белорусского производства.

С 2012 года будут освобождаться  от уплаты подоходного налога доходы граждан, нуждающихся в оказании медицинской помощи. При этом должно быть подтверждение от Минздрава  о необходимости проведения лечения.

В пределах 1,75 млн. BYR в год  будут освобождаться доходы в  виде оплаты путевок в санаторно-курортные  или оздоровительные организации  Республики Беларусь, приобретенные для детей за счет организаций либо предпринимателей независимо от мест работы родителей.

Также проиндексированы размеры  стандартных налоговых вычетов, которые предоставляются гражданам  по месту основной и неосновной работы.

Стандартный налоговый вычет  на ребенка до 18 лет увеличится в 2012 году с 81 тыс. до 123 тыс. BYR в месяц. Для родителей, имеющих двоих  и более детей в возрасте до 18 лет он будет в размере 246 BYR в  месяц на каждого ребенка (ранее  право на повышенный вычет имели  родители, имеющие 3 и более детей).

Налоговый контроль.

Новые формы налогового контроля, предусмотренные Налоговым кодексом, направлены на минимизацию схем, которые  используются для сокрытия налогов. Механизмы непростые, поэтому предусмотрено их поэтапное введение. Так, с 1 января 2012 года вводится механизм трансфертного ценообразования.

Новый механизм основан на корректировке налогооблагаемой прибыли  исходя из рыночных цен, которые установлены  при реализации товаров, работ и услуг. "Чтобы не допустить произвола при осуществлении контроля, не создать лишней нагрузки и не мешать работе субъектов хозяйствования, количество таких сделок ограниченно. Новый механизм будет применяться на практике под контролем министерства", - отметила Э. Селицкая.

Всего, по данным МНС, в 2011 году внесено налоговых платежей в  бюджет на сумму 53,8 трлн. BYR. В республиканский  бюджет поступило 22,5 трлн. BYR, в местный - 31,3 трлн. BYR. Выполнение планов доходов  консолидированного бюджета составило 104,9%, в республиканский бюджет - 106,7%, в местный бюджет - 103,6%. Сверх плана  в бюджет поступило 2,5 трлн. BYR.

По состоянию на 1 января 2012 года задолженность по платежам в бюджет, контролируемым налоговыми органами, составляла 27,9 млрд. BYR (на 4,1 млрд. BYR меньше, чем по состоянию  на 1.01.2011 г.) [13].

Таблица 1.1 – Системы подоходного налогообложения в Республике Беларусь

Доходы, в отношении которых в РБ установлена  налоговая ставка

Налоговая ставка

Документ

любые доходы, за исключением нижеперечисленных

12%

п. 1 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 21.12.1991 N 1327-XII

полученные  в виде дивидендов

12%

пп. 2.1 п. 2 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 21.12.1991 N 1327-XII

полученные  плательщиками, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь, от физических лиц, не являющихся индивидуальными  предпринимателями, за реализованные  им товары (работы, услуги), иное имущество

15%

пп. 2.2 п.2 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 21.12.1991 N 1327-XII

полученные  физическими лицами (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам

9%

абзац 2 п. 4 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 21.12.1991 N 1327-XII

полученные  индивидуальными предпринимателями - резидентами Парка высоких технологий

9%

абзац 3 п. 4 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 21.12.1991 N 1327-XII

полученные  физическими лицами, участвующими в  реализации зарегистрированного в  установленном порядке бизнес-проекта  в сфере новых и высоких  технологий, от нерезидентов Парка  высоких технологий по трудовым договорам

9%

абзац 4 п. 4 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 21.12.1991 N 1327-XII

полученные  от осуществления предпринимательской  и частной нотариальной деятельности

15%

п. 5 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 21.12.1991 N 1327-XII

Информация о работе Особенности налоговой системы Республики Беларусь