Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:22, курсовая работа
Цель работы – изучить и рассмотреть особенности налоговой системы Республики Беларусь, охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь, рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы, охарактеризовать основные виды налогов, определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.
Введение 5
1. Налоги в системе финансовых отношений
1.1 Сущность и функции налогов. Классификация налогов. Роль налогов в государственном регулировании экономики 7
1.2 Налоговая система в Республике Беларусь: сущность, особенности и недостатки 21
Современная налоговая система и принципы ее построения .27
1.4Тенденции прогрессивного налогообложения в Республике Беларусь…………………………………………………..40
2. Комплексное практическое задание
Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики
2.1 Система национальных счетов. Расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов….49
2.2 Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели IS-LM…………………………………………....51
Заключение…………………………………………………………70
Список использованных источников……………………………..72
Приложение А……………………………………………………...74
1.4 Тенденции прогрессивного налогообложения в Республике Беларусь
Оценивая любую налоговую
систему, следует исходить из того,
что она представляет собой сложной
экономический феномен, тесно связанный
с состоянием экономики. Налоги из простого
инструмента мобилизации
Можно предположить, что
в перспективе проявится
Одной из важнейших налоговых проблем является упрощение налоговой системы Беларуси. В будущем целесообразна отмена некоторых налогов, которые можно охарактеризовать как финансово неэффективные. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов, а контроль за их уплатой затруднен или невозможен. Было бы логично также объединить налоги, имеющие сходную налоговую базу и аналогичный контингент налогоплательщиков.
Ряд налогов требует серьезного
реформирования. Например, налог на
недвижимость. Обработка механизма
его функционирования предполагает
создание кадастров земли и
При определении основных направлений налоговой политики следует исходить из особой важности стимулирования роста производства и его качественного параметра. В основу приоритетов также должно быть заложено решение проблем экологии и социальной сферы, развитие производства товаров народного потребления, торговли и бытового обслуживания населения. В стратегическом плане в основу налоговой политики должна быть заложена концепция приоритетных направлений развития тех отраслей и производств, которые обеспечат эффективный экономический рост.
Требуют постоянного внимания, глубокого осмысления и практического применения вопросы льгот по налогам; введения дифференцированных налоговых ставок отдельно для производителей национальных богатств и тех, кто его перераспределяет; дальнейшего совершенствования подоходного налога в условии инфляции [5, с 143].
Главным остается усиление
стимулирующей
Для большей стабильности законодательства и упрощения налоговой системы необходимо привести в порядок всю систему не только законодательных, но и подзаконных нормативных ведомств, имеющих право издавать документы, касающиеся налоговых законов, и трактующих их по-разному. Нередко даже инструкции подправляют налоговые законы. Необходимо, чтобы право на толкование законодательных и других нормативных актов, связанных с налоговыми вопросами, было представлено только тем органам, который их принимают.
Не менее важным является
установление паритетных отношений
между налогоплательщиками и
налоговыми органами. В настоящее
время права налогоплательщиков
ограничены, что выражается в бесспорном
взимании налогов, пени, штрафных санкций,
в невозможности получения
Налоговые платежи за пользование
природными ресурсами установлены
при отсутствии рынка земельных
ресурсов и земельного кадастра, что
исключает возможность
В современных условиях налоговое бремя для плательщиков налогов в Беларуси высоко, льготы несовершенны, эффективность многих из них велика. Тяжесть налогообложения во всех развитых странах является показательной характеристикой уровня налогообложения. Однако общепринятой методики исчисления тяжести и уровня налогов нет. Существуют разрозненные показатели, которые в косвенной форме могут давать представление о тяжести уплачиваемых налогов.
Особенно важно подчеркнуть,
что главным направлением совершенствования
налогообложения было и остается
сохранение существующей и наращивание
налогооблагаемой базы, что прямо
зависит от экономической политики,
проводимой государством. Первостепенное
внимание при совершенствовании
налогообложения должно быть уделено
расширению налогооблагаемой базы, в
том числе и с помощью налогов,
которые могут оказывать
С целью расширения налогооблагаемой базы должны быть разработаны методы налоговой защиты новых инвестиций и налоговые методы стимулирования НТП: возмещающий эффект от этих мероприятий скажется на получении дополнительного налога на прибыль. В то же время нельзя вводить льготы на капиталовложения без учета их значимости в воспроизводственном процессе. Льготы, связанные со структурной перестройкой экономики и стимулированием инвестиций, необходимо сохранить. В нынешних условиях они должны иметь временный и направленный характер, и, что особо важно, льготы должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным регионам и территориям.
Одной из важных проблем в современной ситуации налогообложения является система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Она касается целого ряда налогов, и в первую очередь – налога на прибыль. Было бы целесообразно ввести регрессивные ставки налога на прибыль. Регрессия ставок привела бы к стимулированию капитальных вложений в научно-технический прогресс. Причем поступления в бюджет не сократятся, поскольку сумму платежей определит не столько ставка, сколько величина налогооблагаемой базы, которая в этом случае будет иметь тенденцию к росту [5, с 145].
Что касается земли, то она как главный вид общественного богатства должна быть очень дорогой, особенно для иностранных инвесторов.
Требует налоговой поддержки малое предпринимательство, которое создает новые рабочие места для населения, в том числе инвалидов и домохозяек; экономит пособия по безработице; дает возможность использовать вторичное сырье, материалы, отходы производства; создает новые формы обслуживания населения.
Проблема платежей существует и при взимании налогов с физических лиц: подоходного налога с физических лиц, - поскольку нет совершенной законодательной базы, что осложняет исчисление налогов и контроль за своевременной их уплатой.
Следует учитывать, что между налогами и инфляцией существует многосторонняя связь, когда рост налогов, особенно косвенных, может усилить инфляцию, так как ведет к росту цен на потребительские товары. В результате инфляция обесценивает доходы не только населения, но и государства, что усиливает налоговое давление на население.
Обобщая отмеченное, следует
сделать вывод о том, что основными
направлениями налоговой
Таким образом, следует отметит, что налоговая система является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране. Совершенствование налоговой системы позволит эффективно и надежно решить практически все проблемы, мешающие Беларуси достойно развиваться [5, с 146].
С 2013 г. предлагают внести изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК), в т.ч. и в порядок применения упрощенной системы налогообложения (далее – УСН). Рассмотрим, какие предложения предусматривает законопроект в этой части.
1. Предел выручки, при
котором плательщики налога
2. Предложено снизить
размер ставок налога при УСН
с 7 % и 5 % до 5 % и 3 % соответственно.
Таким образом, ставки налога
при УСН предполагают
3. Для осуществляющих
розничную торговлю и не
4. С 1 января 2013 г. выручку
для налога при УСН планируют
определять по методу
5. Для плательщиков налога
при УСН намечено установить
обязанность уплаты налога на
недвижимость, если общая площадь
зданий и сооружений (их частей)
и машино-мест, находящихся в собственности,
хозяйственном ведении,
6. Для исключения вопросов
правомерности применения УСН
представительствами
7. С учетом введения
с 2012 г. уведомительного принципа
перехода на УСН с 2013 г. планируют
предоставить возможность
8. В целях приведения
норм НК в соответствие с
положениями Указа Президента
РБ от 11.07.2012 № 312 "О некоторых
вопросах налогообложения и
Информация о работе Особенности налоговой системы Республики Беларусь