Особенности налоговой системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить и рассмотреть особенности налоговой системы Республики Беларусь, охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь, рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы, охарактеризовать основные виды налогов, определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 5
1. Налоги в системе финансовых отношений
1.1 Сущность и функции налогов. Классификация налогов. Роль налогов в государственном регулировании экономики 7
1.2 Налоговая система в Республике Беларусь: сущность, особенности и недостатки 21
Современная налоговая система и принципы ее построения .27
1.4Тенденции прогрессивного налогообложения в Республике Беларусь…………………………………………………..40
2. Комплексное практическое задание
Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики
2.1 Система национальных счетов. Расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов….49
2.2 Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели IS-LM…………………………………………....51
Заключение…………………………………………………………70
Список использованных источников……………………………..72
Приложение А……………………………………………………...74

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ)).docx

— 214.45 Кб (Скачать)

1.4 Тенденции прогрессивного налогообложения в Республике Беларусь

Оценивая любую налоговую  систему, следует исходить из того, что она представляет собой сложной  экономический феномен, тесно связанный  с состоянием экономики. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов  бюджета государства превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономики [5, с 142].

Можно предположить, что  в перспективе проявится тенденции  к опережающему росту местных  налогов в сравнении с республиканскими. Залогом этому является поворот  экономики развитых стран к социальной ориентации с передачей социально ориентированных отраслей местным органам власти и управления.

Одной из важнейших налоговых  проблем является упрощение налоговой  системы Беларуси. В будущем целесообразна отмена некоторых налогов, которые можно охарактеризовать как финансово неэффективные. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание которых превышают сумму собранных налогов, а контроль за их уплатой затруднен или невозможен. Было бы логично также объединить налоги, имеющие сходную налоговую базу и аналогичный контингент налогоплательщиков.

Ряд налогов требует серьезного реформирования. Например, налог на недвижимость. Обработка механизма  его функционирования предполагает создание кадастров земли и недвижимости, реестра собственников, автоматизированной системы управления недвижимостью  и системы юридического консультирования по вопросам оценки земли. В отдаленной перспективе следовало бы предусмотреть  возможность вместо трех налогов  – на землю, на имущество предприятий  и имущество физических лиц –  введение единого налога на недвижимость как для юридических, так и для физических лиц. Цель введения такого налога на недвижимость – увеличение налоговых доходов местных бюджетов за счет более эффективного налогообложения имущества и земельной составляющей.

При определении основных направлений налоговой политики следует исходить из особой важности стимулирования роста производства и его качественного параметра. В основу приоритетов также должно быть заложено решение проблем экологии и социальной сферы, развитие производства товаров народного потребления, торговли и бытового обслуживания населения. В стратегическом плане в основу налоговой политики должна быть заложена концепция приоритетных направлений  развития тех отраслей и производств, которые обеспечат эффективный  экономический рост.

Требуют постоянного внимания, глубокого осмысления и практического  применения вопросы льгот по налогам; введения дифференцированных налоговых  ставок отдельно для производителей национальных богатств и тех, кто  его перераспределяет; дальнейшего  совершенствования подоходного  налога в условии инфляции [5, с 143].

Главным остается усиление стимулирующей предпринимательство  функции налогов, поощрение товаропроизводителей, осуществление региональной экономической  политики и устранение противоречий в налоговом законодательстве. Особо важным направлением в налоговой политике является стабильность налогового законодательства. Недопустимо вносить изменения каждые два-три месяца. Необходимо анализировать ситуацию, накапливать необходимые изменения и дополнения, вносить их на рассмотрение вместе с бюджетом, но ни в коем случае задним числом, как это бывало неоднократно. В результате нарушается главное требование, необходимое для бесперебойного функционирования налогового механизма – устойчивость и предсказуемость налогового законодательства в части налогообложения юридических и физических лиц. Нестабильность налогового законодательства сдерживает как отечественных, так и иностранных инвесторов.

Для большей стабильности законодательства и упрощения  налоговой  системы необходимо привести в порядок  всю систему не только законодательных, но и подзаконных нормативных  ведомств, имеющих право издавать документы, касающиеся налоговых законов, и трактующих их по-разному. Нередко  даже инструкции подправляют налоговые  законы. Необходимо, чтобы право  на толкование законодательных и  других нормативных актов, связанных  с налоговыми вопросами, было представлено только тем органам, который их принимают.

Не менее важным является установление паритетных отношений  между налогоплательщиками и  налоговыми органами. В настоящее  время права налогоплательщиков ограничены, что выражается в бесспорном взимании налогов, пени, штрафных санкций, в невозможности получения консультаций в налоговых инспекциях и в  том, что налоговая инспекция  не несет ответственности за разъяснения, оказавшиеся неточными. Даже в случае обращения налогоплательщика в  суд и принятия решения в его  пользу ранее изъятые налоговыми органами суммы не всегда ему возвращаются, а засчитываются в уплату текущих  налогов [5, с 144].

Налоговые платежи за пользование  природными ресурсами установлены  при отсутствии рынка земельных  ресурсов и земельного кадастра, что  исключает возможность применения реальных рыночных цен на землю для  целей налогообложения. Масштабы налогообложения  в сфере природопользования и  загрязнения окружающей среды несопоставимы с масштабами налогообложения доходов и имущества предприятий.

В современных условиях налоговое  бремя для плательщиков налогов  в Беларуси высоко, льготы несовершенны, эффективность многих из них велика. Тяжесть налогообложения во всех развитых странах является показательной  характеристикой уровня налогообложения. Однако общепринятой методики исчисления тяжести и уровня налогов нет. Существуют разрозненные показатели, которые в косвенной форме  могут давать представление о  тяжести уплачиваемых налогов.

Особенно важно подчеркнуть, что главным направлением совершенствования  налогообложения было и остается сохранение существующей и наращивание  налогооблагаемой базы, что прямо  зависит от экономической политики, проводимой государством. Первостепенное внимание при совершенствовании  налогообложения должно быть уделено  расширению налогооблагаемой базы, в  том числе и с помощью налогов, которые могут оказывать стимулирующее  влияние на налогообложение. Налоговый  механизм должен взаимодействовать  с банковско-кредитной системой, процентными ставками, предоставлять  определенные преимущества финансовым и кредитным учреждениям и  предприятиям, которые используют долгосрочные ссуды на инвестиционные цели.

С целью расширения налогооблагаемой базы должны быть разработаны методы налоговой защиты новых инвестиций и налоговые методы стимулирования НТП: возмещающий эффект от этих мероприятий  скажется на получении дополнительного  налога на прибыль. В то же время  нельзя вводить льготы на капиталовложения без учета их значимости в воспроизводственном  процессе. Льготы, связанные со структурной  перестройкой экономики и стимулированием  инвестиций, необходимо сохранить. В нынешних условиях они должны иметь временный и направленный характер, и, что особо важно, льготы должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным регионам и территориям.

Одной из важных проблем  в современной ситуации налогообложения  является система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Она касается целого ряда налогов, и в первую очередь – налога на прибыль. Было бы целесообразно ввести регрессивные ставки налога на прибыль. Регрессия ставок привела бы к  стимулированию капитальных вложений в научно-технический прогресс. Причем поступления в бюджет не сократятся, поскольку сумму платежей определит  не столько ставка, сколько величина налогооблагаемой базы, которая в  этом случае будет иметь тенденцию  к росту [5, с 145].

Что касается земли, то она  как главный вид общественного  богатства должна быть очень дорогой, особенно для иностранных инвесторов.

Требует налоговой поддержки  малое предпринимательство, которое  создает новые рабочие места  для населения, в том числе  инвалидов и домохозяек; экономит пособия по безработице; дает возможность  использовать вторичное сырье, материалы, отходы производства; создает новые  формы обслуживания населения.

Проблема платежей существует и при взимании налогов с физических лиц: подоходного налога с физических лиц, - поскольку нет совершенной  законодательной базы, что осложняет  исчисление налогов и контроль за своевременной их уплатой.

Следует учитывать, что между  налогами и инфляцией существует многосторонняя связь, когда рост налогов, особенно косвенных, может усилить  инфляцию, так как ведет к росту  цен на потребительские товары. В результате инфляция обесценивает доходы не только населения, но и государства, что усиливает налоговое давление на население.

Обобщая отмеченное, следует  сделать вывод о том, что основными  направлениями налоговой реформы  являются:

  • сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены некоторых налогов, не приносящих значительных поступлений;
  • уменьшение количества льгот и исключение из общего режима налогообложения в основном редко используемых налоговых льгот;
  • построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость в течение финансового года системы налогов и платежей при сохранении действующих ставок налогов в течение двух-трех лет;
  • облегчение налогового бремени производителей продукции и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы;
  • консолидация в государственном бюджете государственных внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств;
  • ослабление финансовых санкций.

Таким образом, следует отметит, что налоговая система является важнейшим инструментом государства  по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране. Совершенствование налоговой системы позволит эффективно и надежно решить практически все проблемы, мешающие Беларуси достойно развиваться [5, с 146].

С 2013 г. предлагают внести изменения  в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК), в т.ч. и в порядок применения упрощенной системы налогообложения (далее – УСН). Рассмотрим, какие предложения предусматривает законопроект в этой части.

1. Предел выручки, при  котором плательщики налога при  УСН вправе не уплачивать НДС,  планируют проиндексировать с  3 400 000 000 руб. до 4 100 000 000 руб.

2. Предложено снизить  размер ставок налога при УСН  с 7 % и 5 % до 5 % и 3 % соответственно. Таким образом, ставки налога  при УСН предполагают установить  одинаковыми при осуществлении  деятельности на всей территории  Республики Беларусь вне зависимости  от того, где находятся организации  – в городских или сельских  населенных пунктах.

3. Для осуществляющих  розничную торговлю и не уплачивающих  НДС организаций с численностью  работников в среднем за период  с начала года по отчетный  период включительно не более  15 человек, валовая выручка которых  нарастающим итогом с начала  года составляет не более 4 100 000 000 руб., намечено установить  ставку налога при УСН в  размере 3 % в отношении выручки  от реализации в розничной  торговле приобретенных товаров.

4. С 1 января 2013 г. выручку  для налога при УСН планируют  определять по методу начисления. Вместе с тем предложено сохранить  возможность применения метода  определения выручки "по оплате" для организаций, ведущих учет  в книге учета доходов и  расходов организаций, а также  определить понятия "дата отгрузки" и "дата оплаты".

5. Для плательщиков налога  при УСН намечено установить  обязанность уплаты налога на  недвижимость, если общая площадь  зданий и сооружений (их частей) и машино-мест, находящихся в собственности,  хозяйственном ведении, оперативном  управлении плательщиков, превышает  150 м2, а также земельного налога, если общая площадь их земельных участков превышает 0,5 га. Для плательщиков, ведущих учет в книге доходов и расходов при УСН, предполагают установить необходимость ведения учета зданий и сооружений (их частей), в т.ч. сверхнормативного незавершенного строительства, а также машино-мест.

6. Для исключения вопросов  правомерности применения УСН  представительствами иностранных  организаций намечено внести  редакционную правку в ст. 285 НК, признав плательщиками налога  при УСН только белорусские  организации.

7. С учетом введения  с 2012 г. уведомительного принципа  перехода на УСН с 2013 г. планируют  предоставить возможность изменения  налоговой базы в течение календарного  года, исключив соответствующее  положение из п. 2 ст. 287 НК.

8. В целях приведения  норм НК в соответствие с  положениями Указа Президента  РБ от 11.07.2012 № 312 "О некоторых  вопросах налогообложения и взимания  арендной платы за земельные  участки, находящиеся в государственной  собственности" предложено ст. 288 НК дополнить нормой о том,  что суммы возмещаемых расходов, не включенных в арендную плату  (лизинговый платеж), учитываются  в составе валовой выручки  на дату поступления возмещения  этих расходов (в т.ч. в натуральной  форме) либо на дату иного  прекращения обязательства по  возмещению указанных расходов, в т.ч. в результате зачета, уступки права требования, перечисления  денежных средств на счета  третьих лиц.

Информация о работе Особенности налоговой системы Республики Беларусь