Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:22, курсовая работа
Цель работы – изучить и рассмотреть особенности налоговой системы Республики Беларусь, охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь, рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы, охарактеризовать основные виды налогов, определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.
Введение 5
1. Налоги в системе финансовых отношений
1.1 Сущность и функции налогов. Классификация налогов. Роль налогов в государственном регулировании экономики 7
1.2 Налоговая система в Республике Беларусь: сущность, особенности и недостатки 21
Современная налоговая система и принципы ее построения .27
1.4Тенденции прогрессивного налогообложения в Республике Беларусь…………………………………………………..40
2. Комплексное практическое задание
Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики
2.1 Система национальных счетов. Расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов….49
2.2 Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели IS-LM…………………………………………....51
Заключение…………………………………………………………70
Список использованных источников……………………………..72
Приложение А……………………………………………………...74
Налоговая система – это совокупность налогов; установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также принципов, способов, форм и методов их взимания.
Необходимо различать понятия "налоговая система" и "финансовый аппарат". Первое понятие включает систему финансовых отношений, присущих базису общества, второе - часть общегосударственного управленческого аппарата, на который возложено управление налоговой системой Республики Беларусь, относящейся к надстроечным отношениям. В экономической литературе нередко понятие "финансовая система" используется для обозначения совокупности налоговых учреждений государства. Налоговый аппарат через налоговые органы Государственного налогового комитета оказывает серьезное влияние на организационные формы построения объективно существующих налоговых отношений, т.е. на налоговую систему, и тем самым воздействует через принципы, формы и методы налогообложения на эффективность общественного производства [3, с 44].
Состав налоговой системы разнообразен и включает большое количество налогов. В основу их классификации, как отмечалось, положены различные классификационные признаки.
Практика налогообложения, исчисляемая столетиями, разработала основные принципы построения налоговой системы, не устаревшие до нашего времени. Эти принципы, или правила, впервые сформулированы А.Смитом еще в прошлом веке.
Первый – принцип равномерности требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно своим доходам, которые они получают под покровительством правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения.
Второй – принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.
Третий – принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, т.е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода.
Четвертый — принцип экономности предполагает сокращение издержек взимания налогов, расходы по сбору налогов должны быть минимальными.
Именно в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику [3, с 45].
Кроме этих классических принципов, со временем сложился комплекс требований, предъявляемых как со стороны государства, так и плательщиков:
Экономическое развитие Германии в послевоенный период связано с именем видного экономиста профессора Людвига Эрхарда, государственного деятеля, министра, а затем канцлера ФРГ, со времен которого в Германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения, которые актуальны и сегодня:
Л. Эрхард признавал весьма справедливыми пожелания всех граждан и хозяйственных кругов снижать налоговое бремя. При этом важны средства достижения цели: если "стабилизация расходов и развитие производительности будет расти теми же темпами, легко себе представить и вычислить, какое снижение налогов окажется возможным. Только таким путем можно добиться настоящего и реалистичного решения угнетающей всех нас налоговой проблемы [3, с 46].
В Республике Беларусь разработан Налоговый кодекс, который является единым систематизированным сводом законов Республики Беларусь, регулирующим отношения в области налогообложения, сборов и пошлин.
В Кодексе законодательно
развиты и расширены
Наряду с принципами налоговая система включает способы и методы взимания налогов.
В налогообложении действуют три способа взимания налогов: кадастровый; декларационный; административный у источника, образования объекта.
Первый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, для поземельного налога в зарубежных странах действует земельный кадастр, при составлении которого типичные, участки земли группируются в зависимости от качества, местоположения, использования. Для каждой группы определена средняя доходность на единицу площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той или иной категории, для которой установлена ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры составляются государственными органами.
На таких же принципах построен и используется для исчисления налога на землю земельный кадастр в Беларуси. В нем представлен систематизированный перечень данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях. В нем приводится описание земельных угодий, участков, указываются их площадь и место расположения, конфигурация, качество, оценка стоимости. Однако такие подходы к составлению земельного кадастра имеют определенные недостатки. Во-первых, его составление требует длительного времени, во-вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценности земли и инфляции. В прошлом кадастры широко использовались для переписи лиц при обложении подушным налогом [3, с 47].
Второй способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления — декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают, данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления оклада налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.
Третий способ предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачивает налог. Таким путем взимается подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность уклонения от уплаты налога. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.
Применяются следующие методы уплаты налога:
Налоговая система Республики Беларусь первоначально, в 1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, установивших общий порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога. В дополнение к законам утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа. Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом разработаны разъяснения, уточняющие отдельные положения. Налоговая система гарантировала формирование доходов бюджета и тем самым сыграла положительную роль в обеспечении перехода Беларуси как самостоятельной республики на путь рыночных реформ.
Сегодня в системе налогового контроля Республики Беларусь главным контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в сфере налогообложения; инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам и ИМНС по районам в городах.
Основу налоговой системы Республики Беларусь составляют Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК), Закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" (определяет общие принципы построения налоговой системы в РБ, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов), а также специальные акты налогового законодательства, касающиеся взимания отдельных видов налогов [6].
Рисунок 1.4 – Инструменты налоговой системы
Первый законодательный уровень - это сам Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения, а также правовые акты Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения, второй - все остальные нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с актами первого уровня и обеспечивающие, как правило, их применение.
Налоговый кодекс упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меры его обязанности, а государственному налоговому органу - меру дозволенного поведения. Кодекс выполняет роль важнейшего механизма непрямого государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества. Он является выразителем налоговой политики, от обоснованности которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния населения [4, с. 52].
В налоговой структуре Республике Беларусь основную долю доходов бюджета (55-60%) составляют косвенные налоги. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы (статья 6 НК).
В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:
Эти принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность нарушается при взимании НДС с импортных товаров, за которые уже уплачены таможенные пошлины. Нет четкой классификации в зависимости от уровней органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов является регулирующей по отношению к местным органам власти. Нередко действие закона, подписанного в середине года, распространяется на весь год.
Информация о работе Особенности налоговой системы Республики Беларусь