Особенности налоговой системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить и рассмотреть особенности налоговой системы Республики Беларусь, охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь, рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы, охарактеризовать основные виды налогов, определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 5
1. Налоги в системе финансовых отношений
1.1 Сущность и функции налогов. Классификация налогов. Роль налогов в государственном регулировании экономики 7
1.2 Налоговая система в Республике Беларусь: сущность, особенности и недостатки 21
Современная налоговая система и принципы ее построения .27
1.4Тенденции прогрессивного налогообложения в Республике Беларусь…………………………………………………..40
2. Комплексное практическое задание
Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики
2.1 Система национальных счетов. Расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов….49
2.2 Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели IS-LM…………………………………………....51
Заключение…………………………………………………………70
Список использованных источников……………………………..72
Приложение А……………………………………………………...74

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ)).docx

— 214.45 Кб (Скачать)

Распределительная функция  налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Изначально распределительная функция  налогов носила сугубо фискальный характер. Но с развитием государства она  стала активно участвовать в  организации хозяйственной жизни  и развитии экономики в стране. У этой функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через  налоговый механизм. Сегодня регулирующие функции государства настолько  велики, что можно рассматривать  отдельно эти процессы как проявление регулирующей функции налогов. Это  обусловлено тем, что налоги, активно  участвуя в перераспределительном  процессе, оказывают влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его  темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость  регулирования экономических процессов  порождена функциями государства  по регулированию экономики. Экономические  функции государства усложняются  и получают развитие в рыночных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих  субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности  и одновременно ответственности за результаты производства [3, с 23].

Регулирующая функция  неотделима от других функций, в частности  фискальной. Расширение налогового метода изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов происходит при постоянном соприкосновении  с ними в процессе производства. Внутреннее единство функций, связанное с мобилизацией финансовых ресурсов, предполагает противоречие каждого из них и между ними, что заложено в сущности налогов. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений. Фискальная функция отражает отношение налогоплательщика к государству, основанное на максимальной мобилизации ресурсов в бюджет. Регулирующая функция отражает отношение государства к налогоплательщику в создании благоприятных условий для развития экономики [3, с 25].

Несмотря на то, что функции  налогов взаимосвязаны, каждая из них  имеет определенные границы самостоятельности  и обособленности. Так, акцизы на табак  и алкогольные напитки преследуют в основном фискальные цели, а налог  на землю в большей мере играет стимулирующую роль.

На различных этапах развития общества роль регулирующей функции  налогов менялась. В ранних периодах развития общества она оказывала  незначительное влияние на производство. В период перехода к развитому капитализму, вызванного ростом производительных сил, были созданы объективные предпосылки и потребность в более масштабном регулировании экономических отношений. Это обусловило роли налогового регулирования.

Налог как специфическая  форма производственных отношений  оказывает влияние на основные факторы  общественного производства и различные  социальные группы. Работники наемного труда, получив заработную плату, расходуют  ее преимущественно на потребление  товаров и услуг, уплату налогов. В связи с этим налоги воздействуют на экономику в зависимости от уровня оплаты труда. Во-первых, размер налога определяет уровень оплаты труда, которая включает налоговые платежи. Во-вторых, он влияет на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рынка содействует развитию производства или тормозит его. Это связано с тем, что преобладающая часть доходов лиц наемного труда предназначена для потребления в данный момент или в перспективе. Поэтому изменение величины налогообложения сразу отражается на их спросе и в целом на платежеспособности страны. В-третьих, налоги определяют соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг. Влияние налогов распространяется и на владельцев капитала, хотя оно своеобразно, так как налоги нейтральны к личному потреблению предпринимателя, поскольку его прибыль, как правило превышает затраты на удовлетворение его потребностей. В то время налоги воздействуют на собственника капитала через другие рычаги [3, с 25].

Результативность системы  налогообложения определяется ролью  налогов. Эта роль положительна, если потенциал налогообложения реализован на практике в максимально возможной  степени и достигнуто относительное  равновесие между функциями. Это  проявляется в оптимизации уровня налоговых изъятий, а именно в  формировании бюджета,  не ущемляющего  интересы плательщиков. Обеспечение  положительного влияния налогообложения  на сферы финансово-хозяйственной  деятельности – задача сложная, к  тому же противоречивая: для государства  первостепенной и главной является максимизация, для налогоплательщика  – минимизация налоговых изъятий. Оптимизация налогообложения зависит  от многих объективных и субъективных факторов, поскольку находится под  воздействием экономики и политики. Налогообложение в реальной экономической  жизни отражает уровень экономической  и политической зрелости общества.

Как уже упоминалось, в  налогообложении сталкиваются интересы государства и плательщика, по-разному  оценивающих роль налогов. Естественно, что роль системы налогообложения  не может быть в равной степени  позитивной для обеих сторон налоговых  отношений. Особенно полярны интересы государства и налогоплательщиков в условиях кризиса экономики  и политики. Власти должны внимательно  следить за состоянием налогового регулирования  и своевременно вносить необходимые  коррективы в систему налогообложения  [5, с 70].

Каждый налог включает такие элементы: субъект, объект, источник, единица обложения, налоговая ставка, налоговый оклад, налоговые льготы.

Субъект налога, или же налогоплательщик, - физическое или же юридическое  лицо, на которое законом возложена  обязательство уплачивать налог.

Объект налога - предмет, подлежащий обложению налогом (доход, имущество, товары). Иногда название налога обусловлено названием объекта, например, земельный налог, подоходный налог.

Источник налога - доход  субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого уплачивается налог. У некоторых  видов налога (например, налог на прибыль) объект и источник налога совпадают.

Единица обложения - единица  измерения здания (для подоходного  налога - денежная единица страны, для  земельного налога - гектар, акр).

Налоговая ставка - величина налога на единицу обложении.

Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

Налоговые льготы - полное или  же частичное избавление субъекта от налогов в соответствии с действующим  законодательством (скидки, вычеты и др.). Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.

В зависимости от построения налогов различают твердые и  долевые ставки. Твердые ставки устанавливаются  в полной сумме на единицу здания. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта налогообложения. Установленные в сотых долях  объекта ставки подразделяются на пропорциональные и прогрессивные [1, с 6].

Классификация налогов –  это группировка налогов по различным  признакам. Для организации рационального  управления налогообложения она  имеет большое значение. Наибольшее распространение получило деление  налогов по способу изъятия –  на прямые и косвенные. В теории и  практике налогообложения существуют и другие не менее важные классификационные  признаки. Эти признаки универсальны, а подведение под них тех или  иных видов налогов и сборов зависит  от состояния общественно – экономических  отношений в стране.

 Состав налогов налоговой  системы Беларуси можно классифицировать  определенным образом, объединив  группы налогов по классификационным  признакам: объект налогообложения,  особенности ставки, полнота прав  соответствующих бюджетов в использовании  поступающих налоговых сумм и  др. Классификацию налогов Беларуси  по основным классификационным  признакам можно представить  следующим образом.

 

 

 

 

 

 



 



 

 


 

 

 


 



 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 – Классификационный состав налогов по признакам

Данная классификация  необходима как составления налоговых  расчетов, составления отчетности с  использованием компьютерной обработки  данных, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой  классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению  к республиканскому бюджету, местным  бюджетам, по отношению к финансовому  состоянию, как плательщиков, так  и государства. [7, с 24]

Классификация налогов по определенным признакам является значительным вкладом в систематизацию учета  налогов и налоговых групп  и на этой основе введение для плательщиков налогов, сборов (пошлин) классификационных  кодов.

Применение классификационных  кодов позволяет получать оперативную  информацию о состоянии налоговых  процессов, выявлять негативные стороны  налоговой техники и исправлять их.

Классифицируя налоги по различным  признакам, следует отметить, что  по характеру взаимоотношений между  государством и субъектами налогов, т.е. по способу изъятия, различают  прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги – это  налоги, взимаемые государством непосредственно  с доходов или  имущества налогоплательщика.

Прямые налоги делятся  на реальные и личные.

Реальные налоги построены  без учета личности плательщика  и уровня доходности объекта налогообложения. Сам факт наличия имущества является основанием для налогообложения. Первыми  видами реальных налогов были поземельный  и подомовой. К реальным налогом  относятся также промысловый  налог, налог на ценные бумаги и др.

Личные налоги – это  налоги, взимаемые с доходов или  имущества плательщиков. В мировой  практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный, налог с физических лиц, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверх прибыль, налог на прирост капитала и др. Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

Основными видами косвенных  налогов являются акцизы, государственные  фискальные монополии, таможенные пошлины  и т.п.

В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (налогообложение  по сырью, по полуфабрикатам, по готовой  продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный  косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные  косвенные налоги делятся на однократные, много кратные и налог на добавленную  стоимость. [7, с 26]

Государственные фискальные монополии делятся на полные и  частичные, в зависимости от полной или частичной монополии государства  на производство и продажу некоторых  товаров (спиртных напитков, табачных изделий, соли, спичек, пива) с целью  увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.

Самую сложную структуру  имеют таможенные пошлины. Они классифицируются по различным признакам. Наиболее распространенной является классификация по следующим  четырем признакам:

  • по происхождению: внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные);
  • по целям взимания: фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические;
  • по характеру взимания (по ставкам): специфические, адвалорные (взимаемые в процентном соотношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешанные) таможенные пошлины;
  • по характеру отношений: конвенционные и автономные [7, с 27].

Общие налоги – налоги. которые  обезличиваются при поступлении  в бюджет государства. Они предназначены  для общегосударственных мероприятий.

Специальные целевые налоги – налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют  вне бюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного  медицинского страхования, дорожные фонды  и др.). Такое деление сложилось  исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные  фонды, счета и действовали преимущественно целевые налоги [7, с 28].

Классификация налогов по классификационному признаку, отражающему  полноту прав использования налоговых  сумм, различает налоги в качестве закрепленных и регулирующих.

Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые полностью  в твердо фиксированной доле (в  процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий  бюджет, за которым они закреплены.

Регулирующие налоги –  налоги, используемые для регулирования  поступлений в нижестоящие бюджеты  в виде процентных отчислений от налогов  по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной  финансовый год [7, с 29].

 

    1.  Современная налоговая система и принципы ее построения

Понятие "налоговая система" является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия "налоги". Если налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает, и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.

Информация о работе Особенности налоговой системы Республики Беларусь