Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:22, курсовая работа
Цель работы – изучить и рассмотреть особенности налоговой системы Республики Беларусь, охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь, рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы, охарактеризовать основные виды налогов, определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.
Введение 5
1. Налоги в системе финансовых отношений
1.1 Сущность и функции налогов. Классификация налогов. Роль налогов в государственном регулировании экономики 7
1.2 Налоговая система в Республике Беларусь: сущность, особенности и недостатки 21
Современная налоговая система и принципы ее построения .27
1.4Тенденции прогрессивного налогообложения в Республике Беларусь…………………………………………………..40
2. Комплексное практическое задание
Макроэкономический анализ и прогноз функционирования национальной экономики
2.1 Система национальных счетов. Расчет основных макроэкономических показателей по системе национальных счетов….49
2.2 Анализ и прогноз изменений в экономике с использованием модели IS-LM…………………………………………....51
Заключение…………………………………………………………70
Список использованных источников……………………………..72
Приложение А……………………………………………………...74
Распределительная функция
налогов обладает рядом свойств,
характеризующих многогранность ее
роли в воспроизводственном
Регулирующая функция неотделима от других функций, в частности фискальной. Расширение налогового метода изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов происходит при постоянном соприкосновении с ними в процессе производства. Внутреннее единство функций, связанное с мобилизацией финансовых ресурсов, предполагает противоречие каждого из них и между ними, что заложено в сущности налогов. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений. Фискальная функция отражает отношение налогоплательщика к государству, основанное на максимальной мобилизации ресурсов в бюджет. Регулирующая функция отражает отношение государства к налогоплательщику в создании благоприятных условий для развития экономики [3, с 25].
Несмотря на то, что функции
налогов взаимосвязаны, каждая из них
имеет определенные границы самостоятельности
и обособленности. Так, акцизы на табак
и алкогольные напитки
На различных этапах развития общества роль регулирующей функции налогов менялась. В ранних периодах развития общества она оказывала незначительное влияние на производство. В период перехода к развитому капитализму, вызванного ростом производительных сил, были созданы объективные предпосылки и потребность в более масштабном регулировании экономических отношений. Это обусловило роли налогового регулирования.
Налог как специфическая форма производственных отношений оказывает влияние на основные факторы общественного производства и различные социальные группы. Работники наемного труда, получив заработную плату, расходуют ее преимущественно на потребление товаров и услуг, уплату налогов. В связи с этим налоги воздействуют на экономику в зависимости от уровня оплаты труда. Во-первых, размер налога определяет уровень оплаты труда, которая включает налоговые платежи. Во-вторых, он влияет на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рынка содействует развитию производства или тормозит его. Это связано с тем, что преобладающая часть доходов лиц наемного труда предназначена для потребления в данный момент или в перспективе. Поэтому изменение величины налогообложения сразу отражается на их спросе и в целом на платежеспособности страны. В-третьих, налоги определяют соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг. Влияние налогов распространяется и на владельцев капитала, хотя оно своеобразно, так как налоги нейтральны к личному потреблению предпринимателя, поскольку его прибыль, как правило превышает затраты на удовлетворение его потребностей. В то время налоги воздействуют на собственника капитала через другие рычаги [3, с 25].
Результативность системы
налогообложения определяется ролью
налогов. Эта роль положительна, если
потенциал налогообложения
Как уже упоминалось, в
налогообложении сталкиваются интересы
государства и плательщика, по-разному
оценивающих роль налогов. Естественно,
что роль системы налогообложения
не может быть в равной степени
позитивной для обеих сторон налоговых
отношений. Особенно полярны интересы
государства и
Каждый налог включает такие элементы: субъект, объект, источник, единица обложения, налоговая ставка, налоговый оклад, налоговые льготы.
Субъект налога, или же налогоплательщик, - физическое или же юридическое лицо, на которое законом возложена обязательство уплачивать налог.
Объект налога - предмет, подлежащий обложению налогом (доход, имущество, товары). Иногда название налога обусловлено названием объекта, например, земельный налог, подоходный налог.
Источник налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого уплачивается налог. У некоторых видов налога (например, налог на прибыль) объект и источник налога совпадают.
Единица обложения - единица измерения здания (для подоходного налога - денежная единица страны, для земельного налога - гектар, акр).
Налоговая ставка - величина налога на единицу обложении.
Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.
Налоговые льготы - полное или же частичное избавление субъекта от налогов в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.). Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.
В зависимости от построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки устанавливаются в полной сумме на единицу здания. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта налогообложения. Установленные в сотых долях объекта ставки подразделяются на пропорциональные и прогрессивные [1, с 6].
Классификация налогов –
это группировка налогов по различным
признакам. Для организации рационального
управления налогообложения она
имеет большое значение. Наибольшее
распространение получило деление
налогов по способу изъятия –
на прямые и косвенные. В теории и
практике налогообложения существуют
и другие не менее важные классификационные
признаки. Эти признаки универсальны,
а подведение под них тех или
иных видов налогов и сборов зависит
от состояния общественно –
Состав налогов налоговой
системы Беларуси можно
Рисунок 1.2 – Классификационный состав налогов по признакам
Данная классификация необходима как составления налоговых расчетов, составления отчетности с использованием компьютерной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию, как плательщиков, так и государства. [7, с 24]
Классификация налогов по определенным признакам является значительным вкладом в систематизацию учета налогов и налоговых групп и на этой основе введение для плательщиков налогов, сборов (пошлин) классификационных кодов.
Применение классификационных кодов позволяет получать оперативную информацию о состоянии налоговых процессов, выявлять негативные стороны налоговой техники и исправлять их.
Классифицируя налоги по различным
признакам, следует отметить, что
по характеру взаимоотношений
Прямые налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.
Прямые налоги делятся на реальные и личные.
Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта налогообложения. Сам факт наличия имущества является основанием для налогообложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогом относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги и др.
Личные налоги – это налоги, взимаемые с доходов или имущества плательщиков. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный, налог с физических лиц, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверх прибыль, налог на прирост капитала и др. Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.
Основными видами косвенных налогов являются акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины и т.п.
В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (налогообложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, много кратные и налог на добавленную стоимость. [7, с 26]
Государственные фискальные
монополии делятся на полные и
частичные, в зависимости от полной
или частичной монополии
Самую сложную структуру имеют таможенные пошлины. Они классифицируются по различным признакам. Наиболее распространенной является классификация по следующим четырем признакам:
Общие налоги – налоги. которые
обезличиваются при поступлении
в бюджет государства. Они предназначены
для общегосударственных
Специальные целевые налоги
– налоги, которые имеют строго
определенное назначение и обычно формируют
вне бюджетные фонды (пенсионный,
социального страхования, обязательного
медицинского страхования, дорожные фонды
и др.). Такое деление сложилось
исторически, когда не существовало
бюджета, а функционировали различные
фонды, счета и действовали
Классификация налогов по классификационному признаку, отражающему полноту прав использования налоговых сумм, различает налоги в качестве закрепленных и регулирующих.
Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.
Регулирующие налоги –
налоги, используемые для регулирования
поступлений в нижестоящие
Понятие "налоговая система" является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия "налоги". Если налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает, и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.
Информация о работе Особенности налоговой системы Республики Беларусь