Основные направления укрепления финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 10:50, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – разработать основные направления укрепления финансового состояния ООО ТД «Московский».
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы анализа финансового состояния предприятия;
- дать общую экономическую характеристику ООО ТД «Московский»;
- произвести анализ бухгалтерской отчетности предприятия;
- оценить финансовое состояние предприятия на основе анализа показателей эффективности хозяйственной деятельности, показателей рентабельности и деловой активности, показателей текущей ликвидности и финансовой устойчивости;
- разработать основные направления укрепления финансового состояния ООО ТД «Московский».

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 632.50 Кб (Скачать)

Основные направления  анализа финансовой отчётности:

-анализ финансового  состояния организации;

-анализ финансовых результатов деятельности организации.

Принципы анализа  финансовой отчётности:

  1. Объективность.
  2. Достоверность.
  3. Конкретность.
  4. Оперативность.
  5. Практическая значимость.
  6. Гласность.

1.2. Система показателей эффективности функционирования предприятия

Эффективность производства представляет собой комплексное  отражение конечных результатов  использования всех ресурсов производства за определенный промежуток времени.

Эффективность производства характеризует повышение производительности труда, наиболее полное использование производственных мощностей, сырьевых и материальных ресурсов, достижение наибольших результатов при наименьших затратах. 

Оценка экономической  эффективности производится путем  сопоставления результатов производства с затратами:

Эффективность = Результат/ Ресурсы (затраты) (1)

Под результатами производства понимают его полезный конечный результат в виде:

1) материализированного результата процесса производства, измеряемого объемом продукции в натуральной и стоимостной формах; 

2) народнохозяйственного  результата деятельности предприятия,  который включает не только  количество изготовленной продукции,  но и охватывает ее потребительскую стоимость. 

Конечным результатом  производственно-хозяйственной деятельности предприятия за определенный промежуток времени является чистая продукция, т.е. вновь созданная стоимость, а  конечным финансовым результатом коммерческой деятельности - прибыль.

Эффективность производства можно классифицировать по отдельным признакам на следующие виды: - по последствиям - экономическая, социальная и экологическая; - по месту получения эффекта - локальная (хозрасчетная) и народнохозяйственная; - по степени увеличения (повторения) - первичная (одноразовый эффект) и мультипликационная (многократно-повторяющаяся); - по цели определения - абсолютная (характеризует общую величину эффекта или в расчете на единицу затрат или ресурсов) и сравнительная (при выборе оптимального варианта из нескольких вариантов хозяйственных или других решений).

Все вместе взятые виды эффективности  формируют общую интегральную эффективность деятельности предприятия.

На уровне предприятия  формой единого критерия эффективности  его деятельности может служить максимизация прибыли.

Эффективность производства находит конкретное количественное выражение во взаимосвязанной системе  показателей, характеризующих эффективность  использования основных элементов  производственного процесса. Система  показателей экономической эффективности производства должна соответствовать следующим принципам:

- обеспечивать взаимосвязь  критерия и системы конкретных  показателей эффективности производства;

- определять уровень  эффективности использования всех  видов, применяемых в производстве ресурсов;

- обеспечивать измерение  эффективности производства на  разных уровнях управления;

- стимулировать мобилизацию  внутрипроизводственных резервов  повышения эффективности производства.

С учетом указанных принципов  определена следующая система показателей эффективности производства:

1) обобщающие показатели:

- производство чистой  продукции на единицу затрат ресурсов;

- прибыль на единицу общих затрат;

 - рентабельность производства;

- затраты на 1 рубль товарной продукции;

- доля прироста продукции за счет интенсификации производства;

- народнохозяйственный  эффект использования единицы продукции;

2) показатели эффективности  использования труда (персонала):

- темп роста производительности труда;

- доля прироста продукции  за счет увеличения производительности труда;

- абсолютное и относительное  высвобождение работников;

- коэффициент использования  полезного фонда рабочего времени;

- трудоемкость единицы продукции;

- зарплатоемкость единицы продукции;

3) показатели эффективности  использования производственных фондов:

- общая фондоотдача;

- фондоотдача активной части основных фондов;

- рентабельность основных фондов;

- фондоемкость единицы продукции;

- материалоемкость единицы продукции;

- коэффициент использования наиважнейших видов сырья и материалов;

4) показатели эффективности  использования финансовых средств:

- оборачиваемость оборотных средств;

- рентабельность оборотных средств;

- относительное высвобождение оборотных средств;

- удельные капитальные  вложения (на единицу прироста мощности или продукции);

- рентабельность капитальных  вложений;

- срок окупаемости капитальных вложений и др.

Для реальной оценки уровня прибыльности организации пользуются методами комплексного анализа прибыли  по технико-экономическим факторам. В числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используются показатели рентабельности.

Показатели  рентабельности – это важнейшие  характеристики фактической среды  формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.[45]

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

1) показатели рентабельности капитала (активов),

2) показатели  рентабельности продукции;

3) показатели, рассчитанные  на основе потоков наличных  денежных средств.

Первая группа показателей рентабельности формируется  как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал:

 (1)

Несовпадение  уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей - доходность акции и т.д.

Каждый из перечисленных  показателей легко моделируется по факторным зависимостям. Рассмотрим следующую очевидную зависимость:

 (2)

Эта формула  раскрывает связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов. Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

Рассмотрим  еще одну факторную модель рентабельности:

 (3)

Как видно, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например:

Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного ( ) и отчетного ( ) периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации:

;   
  (4)

или:

;
  (5)

где

-прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;

- реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

- себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

- изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

Влияние фактора  изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок):

    (6)

Соответственно  влияние изменения себестоимости  составит:

    (7)

Сумма факторных  отклонений дает общее изменение  рентабельности в отчетном периоде  по сравнению с базисным периодом;

     (8)

Третья группам  показателей рентабельности формируется  аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается  чистый приток денежных средств.

 (9)

где:

ЧПДС -чистый приток денежных средств

Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.

Основными источниками  резервов повышения уровня рентабельности продаж являются, увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости товарной продукции. Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:

   (10)

где:

Р­R – резерв роста рентабельности;

Rв – рентабельность возможная;

Rф –  рентабельность  фактическая;

Р­П – резерв роста прибыли от реализации продукции;

VРПвi - возможный  объем реализации продукции с  учетом выявленных резервов его  роста;

Свi - возможный  уровень себестоимости i-х видов  продукции с учетом выявленных резервов снижения;

Пф – фактическая  прибыль от реализации продукции;

Иф - фактическая  сумма затрат по реализованной продукции.[47]

Показатели  рентабельности и эффективности  использования имущества характеризуют  прибыльность деятельности предприятия и рассчитывается как отношение полученной прибыли к различным видам или статьям затрат.

Это важнейшая  группа показателей, так как результаты их анализа позволят принять решения вложениях собственных средств в тот или иной бизнес, характеризует целесообразность деятельности компании, является результирующей ее ценой.

Рентабельность  оборота, характеризует эффективность  операционной (производственно-хозяйственной) деятельности предприятия. Она призвана оценить прибыльность производства в целом, но также может быть использована для сравнения прибыльности отдельных видов продукции. Рассчитывается как отношение операционного дохода к валовой выручке.

Средний уровень  рентабельности продаж колеблется в зависимости от отрасли и поэтому не имеет какого-либо норматива. Данный показатель важен при сравнении его с соответствующими показателями однотипных предприятий, в динамике или по сравнению с плановыми показателями.[3, с. 26]

1.3. Методы оценки финансового состояния предприятия

Методы оценки финансового состояния предприятия можно разделить на три группы: качественные методы, коэффициентные методы и интегральные методы.

Методы качественного  анализа исследуют структуру  и динамику статей бухгалтерской  отчетности. Проводится сопоставление  статей активов и пассивов, делается вывод о ликвидности баланса, анализируются тенденции в изменении значений статей. В данную группу можно отнести:

- анализ и оценку  среды хозяйственной деятельности (экономический анализ позволяет обеспечить выявление экономических закономерностей из фактов экономической действительности. Экономический анализ подразумевает раскладку экономики на раздельные компоненты (экономические категории) и сопряжен: с изучением экономических процессов в их связи между собой; с академическим обоснованием бизнес-планов, с объективной оценкой их исполнения; с раскрытием положительных и негативных факторов и количественным измерением их воздействия; с выявлением тенденций и соотношений хозяйственного развития, с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов; с обобщением передового опыта, с принятием оптимальных управленческих решений);

Информация о работе Основные направления укрепления финансового состояния предприятия