Основные направления развития малого предпринимательства в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Исходя из этого, необходимо рассмотреть состояние и направления эффективного развития малого предпринимательства, что и является целью данной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность малого предпринимательства , как объекта государственного регулирования;
- оценить современное состояние малого предпринимательства в Казахстане;
рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого предпринимательства, а также его эффективность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ
Экономическая сущность малого предпринимательства 5
Статус субъектов предпринимательства 10
Становление и развитие малого предпринимательства в Казахстане 21
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Анализ современного состояния развития малого предпринимательства 29
2.2 Роль АО «Фонд развития малого предпринимательства» в сфере поддержки малого бизнеса 45
2.3 Расчет экономической эффективности объекта малого предпринимательства
(предприятие ТОО « АгроСервис - Кулан») 55
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИ-МАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ
Экономические инструменты развития малого предпринимательства в Казахстане 77
Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2006-2008 годы 81
Основные направления развития малого предпринимательства в Республике Казахстан 95

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 105

Работа содержит 1 файл

Дип.-ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ-МАЛОГО-ПРЕДПРИЯТИЯ-В-РЫНОЧНОЙ-ЭКОНОМИКЕ-И-ЕЁ-ОСОБЕННОСТИ.doc

— 639.00 Кб (Скачать)

АО  «Фонд развития малого предпринимательства» был создан Правительством Казахстана в апреле 1997 года с целью стимулирования становления и экономического роста  субъектов малого предпринимательства, повышения эффективности использования  финансовых средств государства, направляемых на поддержку малого бизнеса. Сто процентов акций Фонда принадлежит государству.

Предпосылкой создания Фонда стали  Закон Республики Казахстан от 4 июля 1992 г. «О защите и поддержке  частного предпринимательства»  и ряд постановлений Президента Республики Казахстан: 

 

  • от 5 мая 1992 г. «О государственной программе поддержки и развития предпринимательства в Республике Казахстан на 1992-1994 гг.»;
  • от 10 июня 1994 г. «О государственной программе поддержки и развития предпринимательства в Республике Казахстан на 1994-1996 гг.».

 

  В целом, развитие деятельности Фонда  за период его существования можно  условно подразделить на четыре этапа:

Первый этап: 1997-2001 годы. Деятельность Фонда началась с реализации Программного Займа Азиатского Банка развития (АБР – 50 млн.долларов США), Программы развития малого бизнеса в Казахстане по кредитной  линии Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР –77,5 млн.долларов США) и Программы мер по поддержке отечественных товаропроизводителей (22, 7 млн.долларов США) за счет средств государственного бюджета.

Кредиты малому бизнесу по данным Программам выдавались через отобранные по финансовым показателям банки  второго уровня, с которыми Фонд заключал специальные соглашения, т.е. Фонд выполнял функции агента по учету и контролю за использованием заемных средств и средств государственного бюджета.

Средства Займа АБР были направлены для кредитования предпринимателей из сельскохозяйственного сектора, а кредиты Программы поддержки  отечественных товаропроизводителей предназначались для экспортоориентированных и импортозамещающих производств.

В рамках Программы ЕБРР уполномоченным банкам предоставлялась  техническая помощь из средств займа  с привлечением иностранных консультантов. Кроме масштабной финансовой поддержки малого бизнеса, Программа ЕБРР стала основой для построения партнерских отношений банков с малым бизнесом. Участие в Программе дало ведущим коммерческим банкам страны:

  • методику финансового анализа, направленного именно на малый бизнес;
  • внедрение упрощенного пакета документов у заемщиков;
  • эффективные методы привлечения клиентов;
  • систему набора и ускоренной подготовки кредитных специалистов;
  • внедрение новых банковских продуктов, таких, к примеру, как экспресс-кредит,
  • готовность к работе в условиях возрастания конкуренции между банками.

Второй этап: 2002-2004 годы. С апреля 2002 года Фонд начал формировать республиканскую филиальную сеть. В дополнение к ранее реализуемым программам с 2002 года Фонд начал самостоятельно выдавать кредиты СМП со сроком кредитования до 5 лет под 12% годовых, а с июня 2004 года процентная ставка была снижена до 10% годовых, кредитование осуществлялось за счет возврата средств по Программе мер по поддержке отечественных товаропроизводителей .

      В этот же период, кроме кредитования за счет собственных средств, Фонд начал реализацию следующих программ:

  1. Программа кредитования СМП из средств республиканского бюджета – 300,0 млн. тенге (порядка 2,3 млн. долл. США), в том числе 150,0 млн. тенге (порядка 1,17 млн. долл. США) на кредитование женского предпринимательства, с июня 2002 года;
  2. Программа развития  малых  городов  на  2004 - 2006 годы – 1 500,0 млн. тенге (порядка 11,7 млн. долл. США), с января 2004 года.

Третий этап: 2005 - 2007 годы - Правительством РК принята Программа ускоренных мер по развитию МСП в РК на 2005-2007 годы.

В соответствии с указанной Программой за 2005-2007 годы на капитализацию Фонда, из средств  республиканского бюджета планируется выделить 30 млрд. тенге (таблица 3).

       Четвёртый этап: 2008-2012 гг. 

  Реализация Стратегии развития Казахстана до 2030 года, Стратегии вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира и Стратегии индустриально-инновационного развития до 2015 года предполагает диверсификацию экономики, осуществление технологических прорывов, а также развитие бизнес сектора как основного фундамента рыночных отношений и конкурентоспособной экономики.

На сегодняшний день Фонд является единственным государственным институтом развития, через который Правительство РК реализует политику поддержки и развития МП. Фонд в 2007 году разработал новую концепцию развития МСП, к  реализаций которого должен приступить в этом году.

Основная цель новой концепции и политики в отношении поддержки малого и среднего бизнеса – содействие повышению конкурентоспособности МСБ в Казахстане, его качественному прорыву, росту производительности и конкурентоспособности в этой сфере. 

    Фонд, как важный системообразующий элемент государственной поддержки МСП, будет усиливать и совершенствовать следующие направления деятельности:

1) содействие  МСП в доступе к финансовым  ресурсам, выделяемым государством  на развитие данного сектора;

2) информационно-аналитическая  и консалтинговая поддержка субъектов МСП. 

     Достижение поставленных целей Фонд видит за счет:

1)      изменения статуса с ФРМП на ФРМСП, а также расширения соответствующих полномочий по поддержке;

2)      изменения функции Фонда с финансового института на функции агента Правительства РК по учету, контролю и распределению средств, выделенных государством на поддержку малого и среднего предпринимательства;

3)      увеличения ресурсной базы для оказания поддержки субъектам МСП;

4)      создания и развития Фондом инфраструктуры бизнес-окружения малого и среднего предпринимательства в регионах страны.

Несмотря  на 10-летний опыт финансовой поддержки субъектов МП, реальная доля, занимаемая Фондом на финансовом рынке, среди БВУ по финансированию субъектов МП составляет всего 2-3%.

Для того чтобы  в ближайшее время оказывать  существенное воздействие на сектор МСБ Казахстана и дать реальную возможность доступа большему количеству предпринимателей к финансовым ресурсам, а также повлиять на стоимость этих ресурсов (т.е. снижение процентных ставок), Фонду необходимо значительное увеличение финансовой поддержки.

Финансовые  средства, выделяемые государством Фонду, планируется направить через  банки второго уровня по программе  обусловленного размещения, что должно значительно снизить конечные процентные ставки для СМП, так как средства, которые привлекут БВУ через Фонд, будут иметь изначально меньшую стоимость, чем средства, привлекаемые БВУ на внешних рынках.

    Кроме того, Фонд инициировал изменение критериев по определению субъектов частного предпринимательства адекватно потребностям развития экономики и приведение в соответствие с этим законодательства, статистического, финансового, налогового и таможенного учета.

   Ориентиром для выбора критериев определения субъектов частного предпринимательства на ближайшее время могут стать страны, входящие в предыдущую десятку конкурентоспособных стран мира перед той, в которой сейчас находится Казахстан. По итогам 2006 г. в рейтинге Казахстан занимает 56-е место, Литва – 40-е, Италия – 42-е, Греция – 47-е, Польша – 48-е, Индонезия – 50-е место.

Из этой группы для сравнения  взяты такие страны, как Италия и Польша, представляющие для Казахстана ориентир для выбора на ближайшее  время (Италия – как страна с устоявшимися традициями предпринимательства, Польша – как постсоветская страна с одинаковым уровнем ВВП).

Субъекты предпринимательства  подразделяются в этих странах:

1)      на микро – до 10 человек и годовым оборотом до 2,7 млн. долл.;

2)      на малые – до 50 человек и годовым оборотом до 13,5 млн. долл.;

3)      на средние – до 250 человек и годовым оборотом до 67,4 млн. долл.

Нами предлагается использовать в  Казахстане следующие показатели:

4)      микро – до 10 человек и годовым оборотом до 1 млн. долл.;

5)      малые – до 50 человек и годовым оборотом до 3 млн. долл.;

6)      средние – до 250 человек и годовым оборотом до 10 млн. долл. 

Таблица 5 – Капитализация основных Программ, реализуемых АО «ФРМП»       

  млрд. тенге

Направление капитализации

2005г.

2006г.

2007г.

Итого

Микрокредитование,

3.0

4.0

4.0

11.0

Гарантирование

4.0

5.0

6.0

15.0

Проектное финансирование,

3.0

1.0

-

4.0

Итого

10.0

10.0

10.0

30.0


 

С июля 2006г. правопреемником Министерства индустрии и торговли РК по праву владения и пользования государственным пакетом акций Фонда стало АО «Фонд устойчивого развития «Казына», которое было создано в целях эффективного управления национальными институтами развития.

В соответствии с Законом «О частном  предпринимательстве»  основными задачами Фонда являются:

1) проектное финансирование;

2) развитие сети микрокредитных  организаций с участием субъектов  частного предпринимательства;

3) создание системы  гарантирования субъектов малого  предпринимательства при получении  ими кредитов в банках второго уровня;

4)  развитие финансового лизинга;

5) обучение и консалтинг субъектов  малого предпринимательства;

6) развитие грантовой  системы софинансирования операций  по внедрению системы менеджмента  качества для субъектов малого  предпринимательства.

Основными источниками пополнения средств Фонда являются средства, выделяемые на капитализацию Фонда  из республиканского бюджета на соответствующий  финансовый период, а также средства, поступающие за счет программ международных  финансовых институтов.

Капитализация  Фонда (формирование Уставного капитала Фонда).

По состоянию на 1 января 2007 года величина Уставного капитала Фонда  составляет 28 120 272 738,92 (Двадцать восемь миллиардов сто двадцать миллионов двести семьдесят две тысячи семьсот тридцать восемь) тенге 92 тиын, в том числе Приказом МИТ №241 от 20.09.2006г. на пополнение Уставного капитала Фонда зачислена сумма в размере 10 000 000 000,00 тенге. 

Активы Фонда по состоянию на 1 декабря 2006 года составили 34 059,6 млн.тенге, обязательства – 5 957,30 млн.тенге, собственный капитал – 28 102,25 млн.тенге.[15]

Основные финансовые результаты деятельности Фонда, за последние годы показаны в  таблице 4.

Отрицательный доход от неосновной деятельности в 2003 – 2004 гг. сложился в  основном из-за курсовой разницы.

Прибыль Фонда по результатам 2004 года в соответствии с приказом МИТ  о распределении в размере 50 процентов (66,305 млн. тенге) направлена на выплату  дивидендов, а 50 процентов (66,305 млн. тенге) на пополнение резервного капитала Фонда.

Прибыль Фонда за 2005 год в соответствии с Протоколом Правления АО «ФУР «Казына» от 27 ноября 2006 г. № 7 в полном объеме в размере 108,754 млн. тенге направлена на пополнение резервного капитала Фонда.

По результатам 2006г. прогнозируются убытки в размере 3 149,5 млн. тенге, обусловленные дополнительным начислением провизий в размере 100 процентов на средства, размещенные в АО «Валют-Транзит Банк» в размере 1 500,0 млн. тенге, и на портфель ценных бумаг АО «Валют-Транзит Банк» на сумму 1 804,49 млн. тенге.

 

Таблица 5 – Финансовые результаты деятельности АО «ФРМП»           

 тыс.тенге

Показатели

2002

2003

2004

 

 

2005

2006 (оценка)

ДОХОДЫ

         

Итого по основной деятельности

964 716

1 081 478

1 145 269

1 455 644

2 797 519

Итого по не основной деятельности (Доход - Расход)

21 598

-140 924

-26 994

63 401

-44 249

Итого доходы

986 314

940 554

1 118 275

1 519 045

2 753 270

РАСХОДЫ

         

Общеадминистративные  расходы

237 384

236 797

445 027

1 079 560

5 522 152

расходы по вознаграждению

568 250

599 667

488 284

249 700

308 910

Итого расходы

805 634

836 464

933 311

1 329 260

5 831 063

Доход до уплаты подоходного  налога

180 680

104 090

184 964

189 785

-3 077 793

Расходы по подоходному  налогу

65 562

51 582

52 354

81 031

71 663

Итого доход (+), убыток (-)

115 118

52 508

132 610

108 754

-3 149 456

Информация о работе Основные направления развития малого предпринимательства в Республике Казахстан