Основные направления развития малого предпринимательства в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Исходя из этого, необходимо рассмотреть состояние и направления эффективного развития малого предпринимательства, что и является целью данной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность малого предпринимательства , как объекта государственного регулирования;
- оценить современное состояние малого предпринимательства в Казахстане;
рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого предпринимательства, а также его эффективность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ
Экономическая сущность малого предпринимательства 5
Статус субъектов предпринимательства 10
Становление и развитие малого предпринимательства в Казахстане 21
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Анализ современного состояния развития малого предпринимательства 29
2.2 Роль АО «Фонд развития малого предпринимательства» в сфере поддержки малого бизнеса 45
2.3 Расчет экономической эффективности объекта малого предпринимательства
(предприятие ТОО « АгроСервис - Кулан») 55
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИ-МАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ
Экономические инструменты развития малого предпринимательства в Казахстане 77
Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2006-2008 годы 81
Основные направления развития малого предпринимательства в Республике Казахстан 95

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 105

Работа содержит 1 файл

Дип.-ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ-МАЛОГО-ПРЕДПРИЯТИЯ-В-РЫНОЧНОЙ-ЭКОНОМИКЕ-И-ЕЁ-ОСОБЕННОСТИ.doc

— 639.00 Кб (Скачать)

В зарубежной практике применяется  довольно сложная система показателей  для оценки кредитоспособности клиентов. Ряд американских экономистов описывают  систему оценки кредитоспособности, основанную на сальдовых показателях отчётности для расчета показателей.

- ликвидности (отношение наиболее  ликвидных средств и краткосрочных  долговых  активов). Чем выше показатель  ликвидности, тем выше кредитоспособность.

- оборачиваемости капитала (отношение оборотного капитала и краткосрочных долговых обязательств). Рост коэффициента препятствует росту кредитоспособности.

- коэффициента привлечения средств  ( отношение всех долговых обязательств  к общей сумме активов). Чем  выше коэффициент привлечения. тем хуже кредитоспособность.

- прибыльность деятельности (норма  прибыли на активы). Чем выше  прибыльность тем выше кредитоспособность  заёмщика.

Названные показатели взаимосвязаны  и образуют единую систему оценки кредитоспособности, но казахстанские банки помимо показателя ликвидности другие названные показатели применяются достаточно редко. Согласно «Правил ведения документаций по кредитованию банками второго уровня» №276 от 26 августа 1999 года одним основных документов для ведения кредитного досье являются финансовые отчёты по состоянию на день подачи заявления на кредит, подписанные заёмщиком и заверенные аудиторами, о также отчет о прибылях и убытках и сам баланс. Однако, как показывает практика, финансовые отчёты заемщиков редко заверяются аудиторами из-за высокой стоимости их услуг. Отчёты, заверены аудиторами. Порой несут недостоверную информацию. Кроме того «правила» рассчитаны только для начальной стадий кредитования ( на момент выдачи кредитов)в них не рассматриваются требования по ведению кредитной документаций до полного погашения кредита. Качественные кредиты могут стать проблемными в случае отсутствия анализа кредитоспособности после их выдачи.

В зарубежной банковской практике дополнительно  привлекается информация центрального банка. К примеру, оценка кредитоспособности французскими коммерческими банками, включает анализ отчётности и баланса заёмщика; оценки кредитоспособности по методикам, разработанным каждым банком; использование для оценки кредитоспособности данных картотеки центрального банка – Банка Франции. Картотека содержит сведения в первом разделе о кредитной котировке потенциальных заёмщиков по степени доверия им  при кредитований. Во втором разделе дана классификация кредитоспособности клиентов по их платежеспособности. Банком Франции фиксируются все случай неплатежей. И в зависимости от этого заёмщики разделены на подгруппы. Отлаженная централизованная система наблюдения за финансовым состоянием заёмщиков создана в банковской системе Японии, Германий и других странах. Обладая  полной информаций о клиенте, необходимо для сохранения надёжных клиентов и для защиты самого банка  от недобросовестных заёмщиков.

Национальный Банк Казахстана с  середины 2001 года тоже начал проводить мониторинг (непрерывное наблюдение) предприятий реального сектора экономики и накопление базы данных о финансовом состояний субъектов хозяйствования основных отраслей экономики в региональном разрезе с первоначальным охватом 448 предприятий или 11% их численности. К примеру, в Японии система мониторинга действует с 1960 с достижением 100% охвата субъектов только в 90-е годы. В России подобная система начала действовать с 1997г. на уровне отдельных регионов с охватом 80% субъектов в этих регионах. По опыту Немецкого федерального банка  на получение кредитов рефинансирования могу рассчитывать только те предприятия, которые регулярно предоставляют в центральный банк  запрашиваемую информацию о состояний своих балансов и коньюктуре показателей, а также имеют рейтинг не ниже определённых параметров.

« Мониторинг предприятий реального сектора экономики» Нацбанка РК позволят ежеквартально анализировать изменения экономической конъюнктуры, оценивать процессы, формирующие спрос и предложение  на денежные ресурсы, их влияния на проводимую банками кредитную политику, а также аккумулировать  информацию для анализа финансового положения и платежеспособности предприятий. Представляется целесообразным наладить систему использования банками второго уровня   данных мониторинга в форме корреспонденций данных  для полноты оценки финансового состояния заёмщиков – субъектов  малого предпринимательства.

В стартовый  начальный период для оценки кредитоспособности малых предприятий важно использовать хотя бы два  финансовых показателя, рассчитываемых на основе средних сальдовых  показателей годовых балансов ( при необходимости на основе оперативных отчетных данных ). Этот коэффициент ликвидности (Кл) и коэффициент покрытия (Кп):

 

                            

                                    Ликвидационные средства

(1),              Кл = --------------------------------------------------------

                                 Краткосрочные долговые обязательства 

 

 

                  Ликвидные средства + быстро и  медленно реализуемые активы

(2),  Кп = ------------------------------------------------------------------------------------

                              Краткосрочные долговые обязательства

 

 

 

При анализе показателя ликвидности  баланса заёмщика следует придерживаться следующих общепринятых требований в оценке результатов.

Первое, анализируемый коэффициент  ликвидности баланса  должен соответствовать  нормативному значению 0,5-0,8. Это означает что на единицу краткосрочных  обязательств должно приходиться не менее 50-80 тенге денежных средств, товаров  отгруженных в дебиторской задолженности.

Второе на снижение коэффициента ликвидности  влияют:

- убытки от текущей деятельности

- оценка ликвидных средств

- иммобилизации средств в капитальное  вложение  и на целевое их  использование

Третье, излишек ликвидных средств  также нежелателен, поскольку при его наличий оборотные средства малого предприятия используются недостаточно эффективно по причинам:

- задержки платежей по текущим  операциям издержки расчетов  по капитальным вложениям в  развитие производства;

- накопление амортизационных средств, вследствие задержки обновления оборудования и других амортизируемых объектов.

Следует выявить некоторые особенности  оценки кредитоспособности малых предприятий, которые заключаются в следующем:

- банки кредитуют значительное  число вновь создаваемых малых предприятий, немеющих кредитного досье, что повышает необходимых регулярного контроля их кредитоспособности, особенно после выдачи кредита. Целесообразно привлечение внешних маркетинговых данных о состояний товарного рынка и соответствующая стартовому периоду система показателей оценки кредитоспособности малого предприятия не должна быть сложной;

- на этапе заключения на выдачу  кредита вместо анализа отчётных  данных должен быть произведен  основательный анализ заключённых  договоров на поставку сырья и сбыта готовой продукций (таблица);

- неустойчивость производственных  связей малого предприятия   может вызвать значительные колебания  в поступлений на банковский  счёт выручки от реализаций  продукций и оказания услуг.

Данное обстоятельство сопровождается повышением риска банка – кредитора  и потребует дополнительных гарантий  сбалансированности кредитных ресурсов   и кредитных вложений  в малый бизнес за счёт процентной ставки  вознаграждения  и более чётких схем погашения;

- в связи с неустойчивостью  юридического и экономического положения в кредитном договоре  должны быть предусмотрены условия досрочного погашения  ссуд либо прерывание кредитной линий  при нарушений графика погашения ранее выданных кредитов.

Применение данного порядка  определения возможности возврата ссуды значительно снижает неопределенность кредитного риска. Остаётся риск процентной ставки вознаграждения ( интереса ). Процентная политика при кредитований Предусматривает обязательный позитивный характер вознаграждения ( интереса ), учитывающий фактический и ожидаемаый темпы изменения уровня инфляций не только среднего по республике, но и по региону.

При экспертизе бизнес - проектов малого предпринимательства, который производится кредитным и юридическим подразделениями  банков необходимо учитывать, главным моментом в технико-экономическом обоснований кредита малому предприятию является элемент неопределённости, который находит отражение в величине доходов от продаж, производственных и инвестиционных издержках.

Наиболее общие причины неопределённости – это колебания инфляций, изменения в технологий реализаций проекта, неправильный расчет проектной мощности, сроков строительства и эксплуатаций.

Поэтому для окончательного заключения по проекту важно определить точку  безубыточности предстоящей деятельности малого предприятия, при которой доходы от продаж должны быть равны издержкам производства. Для расчета точки безубыточности необходимо. Чтобы бизнес-проект удовлетворял следующим условиям:

- объём производства должен  быть равен объёму продаж;

- структура постоянных функциональных  издержек производства одинакова  для любого производства;

- переменные удельные издержек  производства меняются пропорционально  объёму производства;

- общая стоимость продаж является  линейной функцией цены продаваемого  товара и реализуемого его количества.

                   

 

2.2 Роль АО «Фонд  развития малого предпринимательства»  в сфере поддержки малого бизнеса

 

С момента приобретения независимости  Казахстана развитие малого бизнеса  стало одним из главных составляющих экономической политики государства, и определенные положительные результаты достигнуты в этой сфере. Так, доля вклада субъектов малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте (далее - ВВП) в 2003 году составила 16,2 процента, то есть оценочно малое и среднее предпринимательство дает около 25 процентов.[27] За 2004 год доля малого бизнеса (малый бизнес и домашние хозяйства) в ВВП республики составила 35,2 процента.[15]

По состоянию  на 1 июля 2006 года по данным Агентства Республики Казахстан  по статистике в республике зарегистрировано 786697 субъектов малого предпринимательства (далее – СМП), что на 6,6 процентов больше, чем на начало 2006 года. В среднем рост численности СМП с 2002 по 2005 гг. составлял 18 процентов ежегодно. Численность занятых в малом бизнесе к 1 июля 2006 года достигла 1591,5 тыс. человек. В среднем, ежегодный рост данного показателя с 2002 по 2005 годы составил 8 процентов.[29]

Сегодняшнее состояние законодательства Республики Казахстан в области  поддержки малого и среднего бизнеса характеризуется достаточной развитостью в обеспечении составляющих предпринимательской деятельности.

Основные правовые, экономические  и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу частного предпринимательства  в РК, определяет Закон РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года № 124-III.

За время независимости  Казахстана были приняты и реализованы  шесть государственных программ поддержки и развития малого предпринимательства (включая действующую программу  на 2005 – 2007 годы).

Реализация первых двух государственных программ поддержки и развития  предпринимательства в сложный для экономики республики период с 1992 года по 1996 год позволила заложить основы формирования и становления частного предпринимательства в Казахстане.

В 2003 году Государственная политика поддержки предпринимательства получила новый импульс с утверждением «Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы».

В числе основных задач Стратегии  – создание предпринимательского климата, структуры и содержания общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости; стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспорто-ориентированных производств; диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества; развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.

Первые годы реализации Стратегии  индустриально-инновационного развития Казахстана показали, что необходимо скорректировать государственную политику поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и выстроить новую идеологию взаимоотношений государства и  предпринимательства. Назрела ситуация, когда малое и среднее предпринимательство должно использовать свою гибкость, мобильность, рыночную объективность для ускоренного поиска своего места в инновационной экономике. Государство, в свою очередь, должно создать благоприятные условия для реализации инициатив предпринимательской среды и нацелить свою помощь на те предприятия малого и среднего бизнеса, которые имеют наибольший потенциал с точки зрения их конкурентоспособности и повышения научно-технологического потенциала страны.

Для реализации поставленных задач  Правительством Республики Казахстан  была принята «Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы». Данная Программа предполагает обеспечение дополнительного увеличения объемов кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, совершенствование законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства, обеспечение создания жизнеспособных инфраструктурных систем, обеспечение усиления роли АО «Фонд развития малого предпринимательства» как системообразующего элемента государственной поддержки малого предпринимательства.

Информация о работе Основные направления развития малого предпринимательства в Республике Казахстан