Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 16:51, курсовая работа
Исходя из этого, необходимо рассмотреть состояние и направления эффективного развития малого предпринимательства, что и является целью данной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность малого предпринимательства , как объекта государственного регулирования;
- оценить современное состояние малого предпринимательства в Казахстане;
рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого предпринимательства, а также его эффективность.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ
Экономическая сущность малого предпринимательства 5
Статус субъектов предпринимательства 10
Становление и развитие малого предпринимательства в Казахстане 21
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Анализ современного состояния развития малого предпринимательства 29
2.2 Роль АО «Фонд развития малого предпринимательства» в сфере поддержки малого бизнеса 45
2.3 Расчет экономической эффективности объекта малого предпринимательства
(предприятие ТОО « АгроСервис - Кулан») 55
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИ-МАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ
Экономические инструменты развития малого предпринимательства в Казахстане 77
Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2006-2008 годы 81
Основные направления развития малого предпринимательства в Республике Казахстан 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 105
В налоговом законодательстве значительно усилилось налоговое администрирование, без учета специфики субъектов малого бизнеса, что привело к значительному увеличению выплаты штрафов, что привело к тому, что только по г. Алматы предпринимателями в 2004 году было выплачено 2 млрд. тенге штрафов и пени, в том числе за ненадлежащее заполнение форм отчетности.
В течение 15 лет государственная поддержка малого предпринимательства в Казахстане акцентировалась на проблемных вопросах, характерных для конкретного этапа развития экономики. Это было обусловлено тем, что перспективы и задачи развития малого предпринимательства рассматривались без взаимосвязи с общей системой целей и приоритетов экономического развития государства на долгосрочную перспективу.
В последние годы государственная политика направлена на содействие развитию малого и среднего предпринимательства, которые являются наиболее конкурентоспособными в деле повышения научно-технологического потенциала страны. Создание условий для ускоренного развития малого и среднего бизнеса, эффективного взаимодействия частного предпринимательства и государства, разработка новых подходов к формированию государственной политики поддержки частного предпринимательства – это основные задачи государства на всех этапах его развития.
Количество зарегистрированных субъектов малого бизнеса в Казахстане ежегодно увеличивается. Основные итоги статистического наблюдения малых предприятий показаны в таблице 2. Обследование проводилось по единой программе и охватывало малые предприятия (самостоятельные юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью) с основным видом деятельности (по действующему классификатору видов экономической деятельности) в сферах:: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство, горнодобывающая промышленность, обрабатывающая промышленность, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, торговля и ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны, транспорт, связь, вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям.[29]
Таблица 4. Количество зарегистрированных юридических лиц по формам собственности в разрезе регионов (на 1 января 2007 года)
Регионы |
В том числе по формам и видам собственности |
Всего | |||||
государственная |
частная, всего |
из них |
иностранная | ||||
с участием государства (без иностранного участия) |
совместных предприятий (с иностранным участием) | ||||||
Акмолинская область |
1957 |
6298 |
16 |
115 |
96 |
8482 | |
Актюбинская область |
1305 |
7218 |
14 |
209 |
129 |
8875 | |
Алматинская область |
1488 |
8455 |
45 |
211 |
166 |
10365 | |
Атыраускаяобласть |
798 |
4859 |
20 |
293 |
220 |
6190 |
|
Западно-Казахстанская область |
850 |
4112 |
15 |
135 |
84 |
5193 | |
Жамбылская область |
1218 |
5734 |
40 |
43 |
47 |
7082 | |
Карагандинская область |
1276 |
12384 |
61 |
212 |
252 |
14185 | |
Костанайскаяобласть |
1896 |
7213 |
4 |
185 |
223 |
9521 | |
Кызылординская область |
883 |
3821 |
5 |
39 |
24 |
4772 | |
Южно-Казахстанская область |
1902 |
16515 |
42 |
466 |
358 |
19283 | |
Павлодарская область |
1167 |
8848 |
14 |
91 |
72 |
10192 | |
Северо-Казахстанская область |
1563 |
4885 |
25 |
150 |
157 |
6780 | |
Восточно-Казахстанская область |
1779 |
12825 |
26 |
222 |
198 |
15050 | |
г. Астана |
385 |
15819 |
60 |
605 |
797 |
17666 | |
г. Алматы |
723 |
59150 |
157 |
3723 |
7586 |
71339 |
Из таблицы 4 видно, что доля частной собственности значительно превышает количество иных видов собственности (приложение А).
Государственная политика поддержки малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства, которая строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства, особенно в тех направлениях его деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект. Более десяти лет государством для предпринимательства создаются условия для устойчивого его развития и определенные положительные результаты достигнуты в этой сфере.
Стабилизация социально-
Численность занятых в малом бизнесе достигла 1525,7 тыс. человек. Прирост к соответствующему уровню 2006 года составил 10,1 процента.
31 января 2006 года был принят Закон республики Казахстан «О частном предпринимательстве». Данный закон предусматривает организацию взаимодействия бизнес-сообщества с государственными органами при принятии нормативно-правовых актов через работу экспертных советов.
В основе предлагаемой системы важным для государственного органа при принятии нормативно-правовых актов является обязательное наличие экспертного заключения от представителей объединений предпринимателей, а для предпринимательства – подготовка обоснованных заключений с учетом мнения предпринимателей региона, отрасли.
Такой подход обеспечит конструктивный диалог государства и бизнеса и соблюдение государственными органами интересов частного предпринимательства при принятии решений, затрагивающих их интересы, а объединениям предпринимателей даст возможность определить конкретные способы реализации своих правозащитных функций и выдвинуть для представления интересов позиций отраслей экономики и предприятий страны в государственных органах всех уровней наиболее профессиональных и активных своих членов.
Вместе с тем, 31 января 2006 года был принят, сопутствующий Закону «О частном предпринимательстве», Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства», который внес изменения и дополнения в 66 нормативно-правовых акта и 9 Кодексов.
Целью этого закона является снижение административного давления и количества проверок со стороны государственных органов.
Предметом регулирования Закона является законодательное обеспечение развития общественных отношений в области государственной поддержки субъектов предпринимательства, определение порядка взаимоотношений субъектов предпринимательства с государственными организациями, осуществляющими контрольные и надзорные функции и государственными организациями, оказывающими услуги для субъектов предпринимательства.
С начало 90-х годов создавались и упразднялись различные институты инфраструктуры поддержки малого бизнеса (Фонды, Центры), органы исполнительной власти (Агентства), призванные обеспечить государственную поддержку предпринимательств. Эти структуры очень часто реорганизовывались, лишались бюджетного финансирования. Без соответствующей поддержки со стороны государства эти институты не способны в полной мере оказывать поддержку предпринимателей, особенно начинающим. В результате мы до сих пор не имеем развитую инфраструктуру поддержки малого бизнеса, что сказывается на темпах развития этого сектора экономики в стране.
Особенно часто подвергается реорганизации центральный исполнительный орган. Все это приводит к тому, что до сих пор нет авторитетного и компетентного государственного органа, развитой инфраструктуры и системной работы по поддержке и развитию малого бизнеса. Объединения предпринимателей оставляют желать лучшего, чаще всего они предпочитают лоббировать интересы небольшой группы компаний. Это является решающим фактором того, что малый бизнес остается, в подавляющем большинстве торгово-посредническим.
Продолжают оставаться нерешенными проблемы квалификации предпринимателей и их обучения. Высококвалифицированные консалтинговые услуги по вопросам регистрации, разработке бизнес-планов, оценке бизнес-идеи, анализу рынка, поиску партнеров, доступу к новым технологиям остаются по-прежнему недоступными для большого числа потенциальных предпринимателей.
Существенным ограничителем становления производственной деятельности частных предприятий выступает недоступность финансовых средств. Невозможность использования ссудного капитала определяется, во-первых, тем, что кредит слабо обеспечен: собственной весомой недвижимости в первые годы функционирования большинство созданных предпринимательских структур не имеют, а уставный капитал, как правило, формируется ими в размере, не превышающем установленный государством минимальный уровень.
Кредитоспособность малых предприятий до недавнего времени разработанными Национальным Банком РК «правилами №1 краткосрочного кредитования экономики РК» от 11,02,1994г., «Методическими указаниями по анализу банками кредитоспособности заёмщика» от 27,10,1994г. и с учётом особенностей, предусматриваемых уставами малых предприятий. Банками учитывалось то обстоятельство, что при заключений кредитных договоров паевые взносы учредителей, предусмотренных уставами, являются основным обеспечением обязательств этих предприятий перед банком по погашению полученных кредитов. Это означало, что при определений размера краткосрочных ссуд по кредитному договору общий объём задолженности не может быть выше суммы оборотных фондов, которым наделено малое предприятие согласно условию учредительного договора либо суммы гарантийного обязательства учредителя, оформлённого в установленном порядке. При любом количество учредителей банк принимает гарантию только от одного учредителя, поскольку сложно произвести одновременное списание сумм по нескольким гарантиям. Распределение взаимной задолженности между остальными учредителями осуществляется по договоренности между ними.
Кредитование малого предприятия относится к числу наиболее рисковых кредитных операций, особенно если ссуда выдается на начальном периоде функционирования малого предприятия, когда зачастую отсутствуют основные средства и первоначальный капитал. В таком случае банк вправе потребовать от заёмщика обязательства о переходе в собственность банка ( на случай несвоевременного погашения ссуды) основных фондов и другого имущества, приобретаемого за счёт кредита, и включить это обязательство в кредитный договор в качестве дополнительной гарантий обеспечений и возвратности кредита. Кроме того, в целях обеспечения своевременности погашения кредитов банк осуществляет постоянный контроль за целевым использованием ссуд, соблюдением кредитного договора по уплате процентов и основного долга посредством следующих действий.
- заблаговременно до наступления срока погашения ссуды анализирует целесообразность и условия пролонгаций (отсрочки) её погашения при возникшей на то необходимости.
- при наступления срока
- предусматривает в условиях кредитного договора при нарушений заёмщиками (малыми предприятиями) целевого использования и возвратности полученных ссуд ( особенно при отсутствий гарантий учредителя) направление выручки на погашение просроченной задолженности а также принудительного в арбитражном порядке взыскания ( до наступления сроков платежа задолженности по ссуде) паевых взносов, предусмотренных уставом малого предприятия, его основных и оборотных средств. В условиях коммерциализаций банковской деятельности каждый банк, соблюдая требования центрального банка, создаёт свои собственные модели управления банковскими рисками .позволяющие идентифицировать, рассчитывать и контролировать риски по банковским операциям кредитования ищет способы наращивать собственный капитал для покрытия возможных потерь. Политика управления рисками является частью кредитной политикой банков, составной частью общей стратегий их развития.
В системе банковских рисков кредитные риски представляют вероятность потерь. Связанных с неспособностью либо нежеланием заёмщика выполнить свои обязанности перед банком. Кредитные риски включают прямой кредитный риск- риск невозврата кредита заёмщиком и выплаты процентов по нему и риск дефолта – риск невозврата принципала ( стоимости приобретения ценных бумаг) и выплаты дохода по ценным бумагам. Традиционно банки в своей работе уделяют повышенное внимание этим рискам. Финансовое состояние заёмщика и содержание финансовой сделки анализируется по разработанной каждым банком методике. Делается это для того, чтобы при наличий спроса на кредиты клиентов банка, произвести классификацию выдаваемых кредитов по классам риска на самих клиентов.
В основе определения класса кредитоспособности лежит критериальный уровень показателей и их рейтинг. Критериальные значения важны в реализаций кредитной политике региональных структур банков, особенно их филиалов. Их следует разрабатывать в кредитной политике банка для однородных заёмщиков с учётом региональных особенностей реализаций бизнес- проектов ( особенно малых предприятий) как на стадий стартового(первоначального) получения кредита, так и на стадий последующего кредитования.
Основная цель изучения кредитоспособности заёмщика состоит в определений способности и готовности заёмщика вернуть ссуду в соответствий с условиями кредитного договора.
Банк должен в каждом конкретном случае изучить степень риска, который он должен взять на себя и размер кредита, который может быть предоставлен в таких случаях. Оценка кредитоспособности заёмщика производится, как при рассмотрений возможности предоставления кредита, так и в процессе мониторинга за финансовым состоянием заёмщика в пределах срока кредитования.
При обоснований выдачи кредита уровень кредитоспособности оценивается с позиций оценки инвестиционного проекта. Под который запрашивается кредит.
Оценка кредитоспособности в процессе погашения процентов и основного долга больше носит характер мониторинга .(наблюдения ) и контроля над финансовым состоянием заёмщика на оснований отчётных данных его деятельности.
С этих позиций справедливо определени
Оценка кредитоспособности заёмщика осуществляется разными показателями. В экономической литературе существует множество на то рекомендаций. К примеру, казахстанское экономисты рекомендуют использовать такие характеристики . кредитный рейтинг, капитал, заемная мощность, движение денежных средств. Залог, которые в совокупности формируют 5 критериев отбора заёмщика по правилу «пяти си»
character - характер заёмщика
capital - капитал
capacity - финансовые возможности
collateral - обеспечение
conditions – общие экономические условия
Характер заёмщика определяется кредитной историей, имиджем и статусом в деловом мире, которого однако, может не иметь предприниматель впервые обратившийся за кредитом. Составляется психологический портрет заёмщика с использованием всех форм информаций о нём ( насколько он ответственен. честен, порядочен и деловит). Финансовый потенциал заёмщика составляется на оснований анализа рентабельности инвестиционного проекта . доходов, расходов и перспектив функционирования объекта кредитования в будущем ( маркетинг продукций, рентабельность производства ) и главное , наличие источников погашения кредита в срок.
Информация о работе Основные направления развития малого предпринимательства в Республике Казахстан