Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 16:51, курсовая работа
Исходя из этого, необходимо рассмотреть состояние и направления эффективного развития малого предпринимательства, что и является целью данной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность малого предпринимательства , как объекта государственного регулирования;
- оценить современное состояние малого предпринимательства в Казахстане;
рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого предпринимательства, а также его эффективность.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ
Экономическая сущность малого предпринимательства 5
Статус субъектов предпринимательства 10
Становление и развитие малого предпринимательства в Казахстане 21
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Анализ современного состояния развития малого предпринимательства 29
2.2 Роль АО «Фонд развития малого предпринимательства» в сфере поддержки малого бизнеса 45
2.3 Расчет экономической эффективности объекта малого предпринимательства
(предприятие ТОО « АгроСервис - Кулан») 55
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИ-МАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ
Экономические инструменты развития малого предпринимательства в Казахстане 77
Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2006-2008 годы 81
Основные направления развития малого предпринимательства в Республике Казахстан 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 105
Но при всех недостатках
и упущениях первых
лет становления предпринимательств
Происходящие в промышленности структурные изменения и реформирование крупных государственных предприятий привели к значительному свертыванию объемов производства и, в ряде случаев, к ликвидации отдельных предприятий и производств. Занятость населения в государственном секторе понизилась, и часть высвободившихся трудовых ресурсов перетекла из государственного в частный сектор экономики. Это подтверждается и данными государственной статистики. Общая численность работников малых предприятий в период с 2004 по 2005 годы возросла на 1361 человек.[29]
В Казахстане идет процесс
формирования предпринимателя-
фермера, производителя
Реализация двух государственных программ поддержки и развития предпринимательства в период с 1992 по 1996 гг. позволила заложить основы частного предпринимательства в Республике Казахстан.
Более 38 процентов малых предприятий были созданы в 1994-1995 гг. в период малой приватизации. Именно в эти годы наметилась тенденция к макроэкономической стабилизации, сопровождавшаяся снижением инфляции. Кроме того, высвобождалось значительное количество населения в государственном секторе, часть которого впоследствии перетекала в сферу малого предпринимательства. Отрицательное воздействие на развитие малого предпринимательства оказало общее кризисное состояние экономики, выразившееся в дефицитном бюджете, неплатежеспособности отдельных предприятий, низком уровне жизни населения, сокращении его платежеспособного спроса и др.
Рисунок 1. Количество малых предприятий в Казахстане,
1991-2002 г.г. (в тысячах)
Источник: Агентство по статистике Республики Казахстан
Также огромное значение на развитие казахстанского предпринимательства оказала государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан за 1999-2000 годы. В результате реализации основных мероприятий Программы наблюдался значительный рост числа новых рабочих мест, создание реальной конкурентной среды, формирование массового слоя собственников, как основы среднего класса общества.
В рамках государственной поддержки малого предпринимательства в ряде регионов страны созданы кредитные товарищества, технопарки и бизнес-инкубаторы, утверждены перечни объектов коммунальной собственности для залогового обеспечения кредитов.
В целях совершенствования
Таблица 2. Доля малых предприятий в общей численности предприятий и организаций по отраслям (на 1 января)
Отрасль |
Доля малых предприятий, в % | |||
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Всего В том числе: |
46,1 |
39,0 |
33,1 |
31,8 |
Промышленность |
41,0 |
41,5 |
39,9 |
39,9 |
Сельское хозяйство |
3,3 |
2,9 |
3,2 |
3,5 |
Транспорт и связь |
37,1 |
38,6 |
31,6 |
30,2 |
Строительство |
52,6 |
56,2 |
50,0 |
49,7 |
Торговля и общественное питание |
79,9 |
58,5 |
47,3 |
44,2 |
Материально-техническое |
48,7 |
47,8 |
38,8 |
36,2 |
Информационно-техническое |
65,3 |
67,0 |
55,8 |
54,3 |
Операции с недвижимым имуществом |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
38,5 |
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка |
89,2 |
63,6 |
45,2 |
41,4 |
ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания населения |
32,8 |
29,1 |
22,5 |
27,7 |
Наука и научное обслуживание |
56,8 |
50,4 |
45,7 |
42,3 |
Источник: Агентство по статистике Республики Казахстан
Малое предпринимательство, как свидетельствуют итоги 2005г., обеспечивало занятость каждого восьмого-девятого работающего на предприятиях. Доля работающих на малых предприятиях в общем числе занятых составила 13,2%. В ряде отраслей вклад МП в обеспечение занятости был еще выше. Так, на строительных предприятиях работали 39,3% от общего числа занятых в данной отрасли, в науке и научном обслуживании – 35,9%, а в торговле и общественном питании – 35,2%. В промышленности на малых предприятиях работал каждый десятый.
Таблица 3. Доля работающих на малых предприятиях в общем числе работников казахстанских предприятий и организаций по отраслям экономики
Показатели |
Доля работающих на малых предприятиях в общем числе работников, в % | ||||
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | ||
Всего В том числе: |
22,7 |
20,7 |
12,9 |
13,2 | |
Промышленность |
13,1 |
19,4 |
11,3 |
12,3 | |
Сельское и лесное хозяйство |
0,0 |
0,0 |
3,5 |
3,5 | |
Транспорт |
5,5 |
6,6 |
5,2 |
5,2 | |
Строительство |
78,0 |
64,3 |
35,9 |
39,3 | |
Торговля и общественное питание;
материально-техническое |
___ |
___ |
35,7 |
35,2 | |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение |
4,1 |
4,0 |
2,2 |
2,7 | |
Народное образование; культура и искусство |
2,7 |
3,3 |
2,0 |
1,2 | |
Наука и научное обслуживание |
51,1 |
43,8 |
29,2 |
35,9 | |
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение |
___ |
___ |
9,95 |
8,3 |
Источник: Агентство по статистике Республики Казахстан
Кроме того, казахстанская налоговая система одинакова и для производителя, и для посредника не случайно около 60% всех малых фирм занимаются торговлей (рисунок 2). И пока не будет устранен этот парадокс, бегство капитала из производства в сферу обращения не прекратится.
Рисунок 2. Распределение малых предприятий по видам деятельности
по итогам 2006г.
Источник: Агентство по статистике Республики Казахстан
Разумеется, благодаря всему
Как отмечалось ранее, имеющиеся официальные статистические данные не в полной мере отражают масштабы формирующегося негосударственного сектора. В частности, практически не оценен потенциал индивидуальной трудовой деятельности, поскольку еще не приведена в цивилизованные рамки уличная торговля на универсальных рынках, не контролируется беспатентная производственная, консультационная, репетиторская, переводческая и иная деятельность по предоставлению услуг населению. Все эти виды деятельности часто не облагаются налогами и функционируют в теневом секторе экономики.
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1Анализ современного состояния развития малого предпринимательства
Формирование отечественного частного предпринимательства в Казахстане началось с первых лет независимости - в период жесточайшего товарного дефицита, гиперинфляции, снижения жизненного уровня населения. Это было время трудных решений. В экономике преобладала государственная собственность. Полностью отсутствовала законодательная база для развития рыночных отношений. Действующие законы носили репрессивный характер по отношению к частной собственности и предпринимательской деятельности. И самое страшное – в общественном сознании предпринимателя воспринимали только негативно как спекулянты, эксплуататора, расхитителя общенародного достояния.
Ряд принятых в республике нормативно-правовых актов, способствовали реабилитации предпринимательства, повышению его экономической и социальной роли в становлении смешанной экономики.
Следующим крупным шагом была поэтапная приватизация государственной собственности. В результате приватизации, при которой государственные и муниципальные предприятия розничной торговли, бытового обслуживания населения, общественного питания, мелкие государственные предприятия в отраслях легкой и пищевой промышленности, оптовой торговли превратились в субъекты частной предпринимательской деятельности.
Поддержка малого бизнеса является краеугольным камнем государственной политики. Это закреплено в таких основополагающих документах, как «Стратегия Казахстана – 2030», «Стратегический план 2010» и Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года. Вопросам дальнейшего укрепления предпринимательской среды уделено исключительное внимание в Послании Президента народу Казахстана.
Проведенный SWOT - анализ сектора малого бизнеса показывает, что слабые стороны практически не изменились с 1997 года, когда готовилась Стратегия развития Республики Казахстан на период до 2030 года:
Принятые в последнее время усилия со стороны государства по созданию нормативно-правовой базы регулирования малого предпринимательства не решили проблем по созданию благоприятного климата для этого сектора экономики. В действующем законодательстве имеется расхождения в критериях определения субъектов малого бизнеса, что создало проблемы в получении реальных статистических данных, не говоря о стимулировании развития этого сектора экономики.
Информация о работе Основные направления развития малого предпринимательства в Республике Казахстан