Основные направления развития малого предпринимательства в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Исходя из этого, необходимо рассмотреть состояние и направления эффективного развития малого предпринимательства, что и является целью данной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность малого предпринимательства , как объекта государственного регулирования;
- оценить современное состояние малого предпринимательства в Казахстане;
рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого предпринимательства, а также его эффективность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

1 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ
Экономическая сущность малого предпринимательства 5
Статус субъектов предпринимательства 10
Становление и развитие малого предпринимательства в Казахстане 21
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Анализ современного состояния развития малого предпринимательства 29
2.2 Роль АО «Фонд развития малого предпринимательства» в сфере поддержки малого бизнеса 45
2.3 Расчет экономической эффективности объекта малого предпринимательства
(предприятие ТОО « АгроСервис - Кулан») 55
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИ-МАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ
Экономические инструменты развития малого предпринимательства в Казахстане 77
Государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2006-2008 годы 81
Основные направления развития малого предпринимательства в Республике Казахстан 95

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 105

Работа содержит 1 файл

Дип.-ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ-МАЛОГО-ПРЕДПРИЯТИЯ-В-РЫНОЧНОЙ-ЭКОНОМИКЕ-И-ЕЁ-ОСОБЕННОСТИ.doc

— 639.00 Кб (Скачать)

Но  при  всех  недостатках   и   упущениях   первых   лет   становления предпринимательства, сейчас оно превращается  в  заметное  явление  в  жизни общества и завоевывает все  более  устойчивые  и  доверительные  позиции.  В Казахстане все увереннее начинают  заявлять  о  себе  предприниматели  новой волны.

Происходящие в промышленности структурные  изменения  и  реформирование крупных государственных  предприятий  привели  к  значительному  свертыванию объемов производства и, в ряде случаев, к ликвидации  отдельных  предприятий и производств. Занятость населения в государственном секторе  понизилась,  и часть высвободившихся трудовых  ресурсов  перетекла  из  государственного  в частный сектор экономики. Это  подтверждается  и  данными   государственной   статистики.   Общая численность работников малых предприятий в период с 2004 по 2005 годы возросла на 1361 человек.[29]

В  Казахстане  идет  процесс  формирования  предпринимателя-   фермера, производителя сельскохозяйственной продукции. По состоянию на  1  января  2006 г. в сельском хозяйстве  насчитывалось 60620  хозяйствующих субъектов. 

Реализация  двух  государственных   программ   поддержки   и   развития предпринимательства  в период с 1992 по 1996 гг.  позволила  заложить  основы частного предпринимательства  в Республике Казахстан.

Более 38 процентов малых предприятий  были созданы  в  1994-1995  гг.  в  период малой   приватизации.   Именно   в   эти   годы   наметилась   тенденция   к макроэкономической стабилизации, сопровождавшаяся снижением инфляции.  Кроме того, высвобождалось значительное  количество  населения  в  государственном секторе,   часть   которого   впоследствии   перетекала   в   сферу   малого предпринимательства. Отрицательное  воздействие  на  развитие   малого   предпринимательства оказало общее  кризисное  состояние  экономики,  выразившееся  в  дефицитном бюджете, неплатежеспособности отдельных  предприятий,  низком  уровне  жизни населения, сокращении его платежеспособного спроса и др.

 

Рисунок 1. Количество малых предприятий в Казахстане,

1991-2002 г.г. (в тысячах)

Источник: Агентство по статистике Республики Казахстан

 

   Также огромное значение на развитие казахстанского предпринимательства  оказала государственная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан за  1999-2000 годы. В результате реализации основных мероприятий Программы наблюдался значительный рост числа новых рабочих мест, создание реальной конкурентной среды, формирование массового слоя собственников, как основы среднего класса общества.

              В рамках государственной поддержки малого предпринимательства в ряде регионов страны созданы кредитные товарищества, технопарки и бизнес-инкубаторы, утверждены перечни объектов коммунальной собственности для залогового обеспечения кредитов.

В целях совершенствования государственной политики в области поддержки и развития предпринимательства, укрепления законности в деятельности государственных органов, осуществляющих надзорные и контролирующие функции, активно велась работа по снятию ненужных административных барьеров, защите прав и интересов частного предпринимательства.

 

 

Таблица 2. Доля малых предприятий в общей численности предприятий и организаций по отраслям (на 1 января)

Отрасль

Доля малых предприятий, в %

2002

2003

2004

2005

1

2

3

4

5

Всего

В том числе:

46,1

39,0

33,1

31,8

Промышленность

41,0

41,5

39,9

39,9

Сельское хозяйство

3,3

2,9

3,2

3,5

Транспорт и связь

37,1

38,6

31,6

30,2

Строительство

52,6

56,2

50,0

49,7

Торговля и общественное питание

79,9

58,5

47,3

44,2

Материально-техническое снабжение  и сбыт

48,7

47,8

38,8

36,2

Информационно-техническое обслуживание

65,3

67,0

55,8

54,3

Операции с недвижимым имуществом

0,0

0,0

0,0

38,5

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

89,2

63,6

45,2

41,4

ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания населения

32,8

29,1

22,5

27,7

Наука и научное обслуживание

56,8

50,4

45,7

42,3


Источник: Агентство по статистике Республики Казахстан

 

Малое предпринимательство, как свидетельствуют  итоги 2005г., обеспечивало занятость  каждого восьмого-девятого работающего на предприятиях. Доля работающих на малых предприятиях в общем числе занятых составила 13,2%. В ряде отраслей вклад МП в обеспечение занятости был еще выше. Так, на строительных предприятиях работали 39,3% от общего числа занятых в данной отрасли, в науке и научном обслуживании – 35,9%, а в торговле и общественном питании – 35,2%. В промышленности на малых предприятиях работал каждый десятый.

 

 

Таблица  3. Доля работающих на малых предприятиях в общем числе работников казахстанских предприятий и организаций по отраслям экономики

 

Показатели

Доля работающих на малых  предприятиях в общем числе работников, в %

2002

2003

2004

2005

Всего

В том числе:

22,7

20,7

12,9

13,2

Промышленность

13,1

19,4

11,3

12,3

Сельское и лесное хозяйство

0,0

0,0

3,5

3,5

Транспорт

5,5

6,6

5,2

5,2

Строительство

78,0

64,3

35,9

39,3

Торговля и общественное питание; материально-техническое снабжение  и сбыт

___

___

35,7

35,2

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

4,1

4,0

2,2

2,7

Народное образование; культура и искусство

2,7

3,3

2,0

1,2

Наука и научное обслуживание

51,1

43,8

29,2

35,9

Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

___

___

9,95

8,3


Источник: Агентство по статистике Республики Казахстан

 

 

 

Кроме того, казахстанская налоговая система одинакова и для производителя, и для посредника не случайно около 60% всех малых фирм занимаются торговлей (рисунок 2). И пока не будет устранен этот парадокс, бегство капитала из производства в сферу обращения не прекратится.

Рисунок 2. Распределение малых предприятий по видам деятельности

   по итогам 2006г.

Источник: Агентство по статистике Республики Казахстан

 

Разумеется, благодаря всему вышеперечисленному процветает практика сокрытия доходов  от налогообложения. Очевидно, у предприятий  торговли больше возможностей избежать налогообложения (особенно при переплетении розничной торговли с оптовыми посредниками), о чем свидетельствует распространенность работы с наличностью, без касс. Процветает и практика деятельности без оформленных договоров со "своими" поставщиками и потребителями.

 Как отмечалось ранее, имеющиеся официальные статистические данные не  в полной мере отражают масштабы формирующегося негосударственного  сектора.  В частности,  практически  не   оценен   потенциал   индивидуальной   трудовой деятельности, поскольку еще не  приведена  в  цивилизованные  рамки  уличная торговля   на   универсальных   рынках,   не   контролируется   беспатентная производственная,  консультационная,  репетиторская,  переводческая  и  иная деятельность по предоставлению услуг населению. Все  эти  виды  деятельности часто не облагаются налогами и функционируют в теневом секторе экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В          

      РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

2.1Анализ современного состояния развития малого предпринимательства

 

Формирование  отечественного частного предпринимательства в Казахстане началось  с первых лет независимости -  в период  жесточайшего товарного дефицита, гиперинфляции, снижения  жизненного уровня населения. Это было время трудных решений. В экономике преобладала государственная собственность. Полностью отсутствовала законодательная база для развития рыночных отношений. Действующие законы носили репрессивный характер по отношению к частной собственности и предпринимательской деятельности. И самое страшное – в общественном сознании предпринимателя воспринимали только негативно как спекулянты, эксплуататора, расхитителя общенародного достояния.

Ряд принятых в республике  нормативно-правовых актов, способствовали реабилитации предпринимательства, повышению его экономической и социальной роли в становлении смешанной экономики.

Следующим крупным шагом была поэтапная  приватизация государственной собственности. В результате приватизации, при которой государственные и муниципальные предприятия розничной торговли, бытового обслуживания населения, общественного питания, мелкие государственные предприятия в отраслях легкой и пищевой промышленности, оптовой торговли превратились в субъекты частной предпринимательской деятельности.

Поддержка малого бизнеса является краеугольным камнем государственной  политики. Это закреплено в таких  основополагающих  документах, как «Стратегия Казахстана – 2030», «Стратегический план 2010» и Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года. Вопросам дальнейшего укрепления предпринимательской среды уделено исключительное внимание в Послании Президента народу Казахстана.

Проведенный SWOT - анализ сектора малого бизнеса показывает, что слабые стороны практически не изменились с 1997 года, когда готовилась Стратегия развития Республики Казахстан на период до 2030 года:

  • отсутствие четко выраженных  практических мер по проведению политики поддержки малого бизнеса и подготовки кадров;
  • противоречивость законодательных и нормативных актов;
  • проблемы доступа к финансовым источникам (отсутствие стартового капитала, эффективного залогового и страхового механизма);
  • отсутствие эффективного механизма кооперации с крупными предприятиями, условий для развития франчайзинга;
  • отсутствие у начинающих предпринимателей знаний и навыков работы в рыночных условиях, их правовая неосведомленность;
  • бюрократизм, коррупция,  вымогательство;
  • слабость и фрагментарность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  • жесткая налоговая и таможенная политика, особенно в вопросах  администрирования;
  • повышенная чувствительность малого предпринимательства к экономическим изменениям;
  • низкий уровень специализации малого предпринимательства, недостаточный уровень необходимого информационного обеспечения.

Принятые в последнее время  усилия со стороны государства по созданию нормативно-правовой базы регулирования  малого предпринимательства не решили проблем по созданию благоприятного климата для этого сектора  экономики. В действующем законодательстве имеется расхождения в критериях определения субъектов малого бизнеса, что создало проблемы в получении реальных статистических данных, не говоря о стимулировании развития этого сектора экономики.

Информация о работе Основные направления развития малого предпринимательства в Республике Казахстан