Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 20:52, реферат
1. Экономические системы, их цели и функции. Типы экономических систем.
2. Особенности и черты переходной экономики Беларуси.
3. Элементы и направления переходной экономики. Либерализация. Цели и направления государственного регулирования в переходной экономике.
4. Основные направления формирования социально ориентированной смешанной экономики.
5. Экономическая безопасность: определяющие факторы и пути обеспечения.
Характерный признак переходной экономики — институциональная незавершенность, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это, прежде всего отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей рыночной инфраструктуры в целом. Значительно замедляют рыночные преобразования, слабо работающие законы о несостоятельности и банкротстве предприятий. Однако следует учитывать, что основная причина медленных темпов реформ — глубокий экономический кризис, характерный для первого этапа рыночных преобразований.
Он обусловил массовую финансовую несостоятельность и взаимные неплатежи предприятий. Приведение в действие в таких условиях закона о банкротстве приведет к закрытию большинства предприятий и вызовет массовую безработицу.
Таким образом,
переход к рыночной экономике
требует глубоких изменений институциональной
структуры общества, т.е. институциональной
трансформации; преобразования отношений
собственности (приватизации) и введения
института частной
Начало переходного периода в странах СНГ, в том числе и в Беларуси, характеризуется воздействием на процесс формирования рыночных отношений следующих факторов:
1) глубокий экономический кризис, унаследованный в результате краха КАС;
2) распад СССР и превращение бывших республик в самостоятельные государства, прервавшие хозяйственные связи друг с другом. Попытки самостоятельно решить свои экономические проблемы путем экспорта товаров на Запад оказались тщетными, так как все ниши на западных рынках давно заняты. Качество же товаров из этих стран значительно ниже, поэтому они, кроме сырьевых ресурсов, не находят спроса. Поэтому и правительства, и население бывших республик приходят к выводу о неизбежности интеграции в рамках СНГ;
3) деформированная структура экономики, сложившаяся в условиях КАС. Она отличается преобладанием производства средств производства, потребляющего огромные капитальные, трудовые и сырьевые ресурсы. Поэтому во всех странах СНГ необходимо провести структурную перестройку народного хозяйства, требующую значительного количества времени и денег;
4) характерная для переходного периода экономическая, политическая и социальная неустойчивость;
5) экономический кризис не позволяет предоставить необходимое время для выработки долгосрочной стратегии и ее спокойной реализации. Решения часто приходится принимать и корректировать на ходу.
В настоящее время в переходной экономике практически каждой постсоциалистической страны сочетаются три фундаментальные тенденции:
* постепенное
отмирание административного
* генезис отношений
постклассического мирового
* социализация
и гуманизация общественно-
Особенности переходной экономики нашей страны заключаются в следующем:
* одновременное
существование
* система производственных
отношений находится в
* наблюдаются
процессы свертывания
* в ключевых
отношениях соединения
Существенной чертой переходной экономики является социально-экономический кризис. Возникший как результат краха КАС, этот кризис характеризуется массовым падением объемов производства, снижением жизненного уровня населения, банкротством предприятий, увеличивающейся безработицей. Кризису способствовали такие факторы, как деформация структуры народного хозяйства, совпавший по времени с трансформацией экономики массовый износ основных фондов, катастрофически медленное внедрение достижений НТП в производство.
Для Беларуси этот кризис характеризуется следующими основными чертами:
1) длительный спад, последствия которого сохраняются до настоящего времени. Он особенно ощутим в таких сферах, как реальное потребление населения, инвестиции и др.;
2) углубляющиеся структурные диспропорции;
3) высокие темпы инфляции;
4) значительный дефицит государственного бюджета;
5) снижение инвестиционной активности, переходящее в инвестиционный кризис;
6) падение курса национальной валюты;
7) относительно низкий жизненный уровень населения при усиливающейся дифференциации доходов;
8) значительные масштабы скрытой безработицы.
Кризис поразил и внешнеторговые отношения. Из-за разницы в ценах снизился экспорт продукции белорусских предприятий на российский рынок. Постоянное удорожание энергоносителей, поставляемых из России, привело к растущему дефициту в торговле с соседней страной. При отсутствии в Беларуси достаточного количества валюты расчеты за энергоносители осуществляются посредством бартерных поставок продукции ее ведущих машиностроительных предприятий. В результате страна теряет часть своего национального продукта. Кроме того, предприятия, работающие на импортируемом сырье и энергии, вынуждены повышать цены на свою продукцию, что снижает ее конкурентоспособность на внешних рынках.
3. Элементы и направления переходной экономики.
Либерализация. Цели и направления государственного
регулирования
в переходной экономике.
Выделяют следующие главные задачи переходной экономики:
1) преодоление кризисных явлений, усугубившихся после вступления общества в переходную экономику;
2) формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры;
3) реформирование отношений собственности как основы экономической системы;
4) создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования;
5) формирование развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики. Как показывает практика, в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем в них можно выделить несколько общих, «обязательных» направлений:
* либерализацию
экономики, связанную, в
* реформирование
отношений собственности путем
разгосударствления и
* стабилизацию
экономики, под которой
* реструктуризацию
(структурную перестройку)
* интеграцию
национальной экономики в
Либерализация предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства над торговлей. Значимость либерализации заключается в возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация заставляет предприятия ориентироваться на потребительский спрос и получение прибыли в условиях конкуренции. Она способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению спроса и предложения, предоставляющему производителю сигнальную информацию о потребности в тех или иных товарах. Либерализация на первом этапе неизбежно ведет к скачку цен, а инфляция мешает нормальному функционированию экономики. Но, несмотря на все издержки, либерализация позволяет разорвать жесткие административные связи между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым условия для стабилизации экономики.
Роль либерализации
не ограничивается только «отпуском»
цен. В переходной экономике она
включает целый комплекс широкомасштабных
мероприятий: отмену системы государственных
заказов и поставок, ликвидацию государственной
производственной и торговой монополии,
предоставление экономической свободы
предприятиям в выборе ассортимента
продукции и поставщиков, отказ
от централизованного
В постсоциалистических
странах либерализация была осуществлена
в различные сроки. В Венгрии
частичные преобразования начались
в 60-е годы, в Китае — в 70-е. В
Польше провели «мгновенную» либерализацию,
когда в январе 1990 г. отпустили 90
% цен, отменили монополию государства
в сфере торговли и обеспечили
конвертируемость валюты. Подобная модель
быстрой и комплексной
В России и некоторых других странах СНГ на первоначальном этапе перехода к рыночной экономике произошла значительная либерализация цен и импортных операций. В то же время более медленными темпами в этих странах освобождаются цены на коммунальные услуги и общественный транспорт, а цены на многие потребительские товары до сих пор находятся под контролем местных властей.
Практически во всех странах с трансформирующейся экономикой после освобождения цен наблюдалась значительная инфляция, спад производства, взаимные неплатежи, усиление социального расслоения населения, снижение его жизненного уровня. Опыт разных стран показывает, что если уровень инфляции превышает порог в 40 % в год, то развитие экономики резко замедляется. Высокая инфляция искажает ценовые стимулы, порождает неопределенность ожиданий, препятствующую накоплению сбережений и инвестирования. Поэтому правительства этих стран вынуждены проводить политику макроэкономической стабилизации, Она означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготного кредитования и ничем не обеспеченной денежной эмиссии.
Стабилизация
включает преодоление диспропорций
в народном хозяйстве и
Информация о работе Основные направления преобразований в переходной экономике