Основные направления преобразований в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 20:52, реферат

Описание работы

1. Экономические системы, их цели и функции. Типы экономических систем.
2. Особенности и черты переходной экономики Беларуси.
3. Элементы и направления переходной экономики. Либерализация. Цели и направления государственного регулирования в переходной экономике.
4. Основные направления формирования социально ориентированной смешанной экономики.
5. Экономическая безопасность: определяющие факторы и пути обеспечения.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 43.99 Кб (Скачать)

Характерный признак  переходной экономики — институциональная незавершенность, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это, прежде всего отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей рыночной инфраструктуры в целом. Значительно замедляют рыночные преобразования, слабо работающие законы о несостоятельности и банкротстве предприятий. Однако следует учитывать, что основная причина медленных темпов реформ — глубокий экономический кризис, характерный для первого этапа рыночных преобразований.

Он обусловил  массовую финансовую несостоятельность  и взаимные неплатежи предприятий. Приведение в действие в таких  условиях закона о банкротстве приведет к закрытию большинства предприятий  и вызовет массовую безработицу.

Таким образом, переход к рыночной экономике  требует глубоких изменений институциональной  структуры общества, т.е. институциональной  трансформации; преобразования отношений  собственности (приватизации) и введения института частной собственности, либерализации экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения  роли государства, формирования новых  субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.).

Начало переходного  периода в странах СНГ, в том  числе и в Беларуси, характеризуется  воздействием на процесс формирования рыночных отношений следующих факторов:

1)                глубокий экономический кризис, унаследованный в результате краха КАС;

2)                распад СССР и превращение бывших республик в самостоятельные государства, прервавшие хозяйственные связи друг с другом. Попытки самостоятельно решить свои экономические проблемы путем экспорта товаров на Запад оказались тщетными, так как все ниши на западных рынках давно заняты. Качество же товаров из этих стран значительно ниже, поэтому они, кроме сырьевых ресурсов, не находят спроса. Поэтому и правительства, и население бывших республик приходят к выводу о неизбежности интеграции в рамках СНГ;

3)                деформированная структура экономики, сложившаяся в условиях КАС. Она отличается преобладанием производства средств производства, потребляющего огромные капитальные, трудовые и сырьевые ресурсы. Поэтому во всех странах СНГ необходимо провести структурную перестройку народного хозяйства, требующую значительного количества времени и денег;

4)                характерная для переходного периода экономическая, политическая и социальная неустойчивость;

5)                экономический кризис не позволяет предоставить необходимое время для выработки долгосрочной стратегии и ее спокойной реализации. Решения часто приходится принимать и корректировать на ходу.

В настоящее  время в переходной экономике  практически каждой постсоциалистической страны сочетаются три фундаментальные  тенденции:

* постепенное  отмирание административного социализма;

* генезис отношений  постклассического мирового капиталистического  хозяйства, т.е. современной рыночной  экономики, основанной на частно-корпоративной  собственности;

* социализация  и гуманизация общественно-экономической  жизни, как фундаментальной предпосылки  любых современных трансформационных  процессов. Отличительной чертой  переходной экономики являются  масштабность и глубина преобразований. Они захватывают основы существующего  строя: отношения собственности,  политическую и правовую системы  общества, общественное сознание. О  размахе экономических реформ  свидетельствует тот факт, что  за 5 лет (1990—1995) в странах с  переходной экономикой было приватизировано  более 30 тыс. крупных и средних  предприятий, а в остальных  странах мира за 11 лет (1980—1991) — менее 7 тыс.

Особенности переходной экономики нашей страны заключаются  в следующем:

* одновременное  существование доиндустриальных, индустриальных  и постиндустриальных подсистем  производительных сил;

* система производственных  отношений находится в своеобразном  «переходном» состоянии, т.е. не  относится пока ни к смешанной  рыночной, ни к постсоциалистической  экономике. Прежняя система социально-экономических  отношений разрушена и уже  не может быть базисом, а  новая еще не сложилась и  поэтому пока не может стать  базисом;

* наблюдаются  процессы свертывания общественного  разделения труда и перехода  к натурализации производства;

* в ключевых  отношениях соединения работника  со средствами производства до  сих пор сохраняются деформированные  элементы социализма (искусственно  поддерживаемая гарантированная  занятость, непосильная для экономики  социальная защита и др.).

Существенной  чертой переходной экономики является социально-экономический кризис. Возникший как результат краха КАС, этот кризис характеризуется массовым падением объемов производства, снижением жизненного уровня населения, банкротством предприятий, увеличивающейся безработицей. Кризису способствовали такие факторы, как деформация структуры народного хозяйства, совпавший по времени с трансформацией экономики массовый износ основных фондов, катастрофически медленное внедрение достижений НТП в производство.

Для Беларуси этот кризис характеризуется следующими основными чертами:

1)                длительный спад, последствия которого сохраняются до настоящего времени. Он особенно ощутим в таких сферах, как реальное потребление населения, инвестиции и др.;

2)                углубляющиеся структурные диспропорции;

3)                высокие темпы инфляции;

4)                значительный дефицит государственного бюджета;

5)                снижение инвестиционной активности, переходящее в инвестиционный кризис;

6)                падение курса национальной валюты;

7)                относительно низкий жизненный уровень населения при усиливающейся дифференциации доходов;

8)                значительные масштабы скрытой безработицы.

Кризис поразил  и внешнеторговые отношения. Из-за разницы  в ценах снизился экспорт продукции  белорусских предприятий на российский рынок. Постоянное удорожание энергоносителей, поставляемых из России, привело к  растущему дефициту в торговле с  соседней страной. При отсутствии в  Беларуси достаточного количества валюты расчеты за энергоносители осуществляются посредством бартерных поставок продукции ее ведущих машиностроительных предприятий. В результате страна теряет часть своего национального продукта. Кроме того, предприятия, работающие на импортируемом сырье и энергии, вынуждены повышать цены на свою продукцию, что снижает ее конкурентоспособность  на внешних рынках.

3.                 Элементы и направления переходной экономики.

Либерализация. Цели и направления  государственного

регулирования в переходной экономике.  

Выделяют следующие  главные задачи переходной экономики:

1)                преодоление кризисных явлений, усугубившихся после вступления общества в переходную экономику;

2)                формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры;

3)                реформирование отношений собственности как основы экономической системы;

4)                создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования;

5)                формирование развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики. Как показывает практика, в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем в них можно выделить несколько общих, «обязательных» направлений:

* либерализацию  экономики, связанную, в первую  очередь, с отпуском цен. Это  первоочередной шаг реформирования  экономики. Он позволяет выявить  реальное соотношение спроса  и предложения, определить нерентабельные  виды производства и тем самым  наметить первоочередные направления  структурной перестройки народного  хозяйства. Последующие (а зачастую  и одновременные) шаги — освобождение  от государственного диктата  финансовых отношений, а также  внутренней и внешней торговли;

* реформирование  отношений собственности путем  разгосударствления и приватизации  государственной собственности.  Именно в результате приватизации  должно установиться многообразие  форм собственности: государственной,  коллективной и частной. Оно  необходимо для преодоления монополии  государства, формирования многоукладной  рыночной экономики, сокращения  сферы государственной регламентации  общественного производства, создания  и развития конкурентных рыночных  отношений;

* стабилизацию  экономики, под которой понимается  устранение резких колебаний  цен и формирование устойчивых  финансовых отношений;

* реструктуризацию (структурную перестройку) экономики  и отдельных предприятий, включающую  санацию производства, приведение  структуры народного хозяйства  в соответствие с требованиями  современной рыночной экономики  и потребностями страны, перестройку  технической базы предприятий  на основе передовых, высокоэффективных  технологий;

* интеграцию  национальной экономики в систему  мирохозяйственных связей, становление  экономики открытого типа. Для  этого необходимо либерализовать  внешнюю торговлю, обеспечить надежную  правовую и экономическую защиту  иностранных инвестиций, внешнюю  и внутреннюю конвертируемость  национальной валюты. Важнейшую  роль в переходной экономике  играют широкомасштабная либерализация  и последовательная стабилизация.

Либерализация предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства над торговлей. Значимость либерализации заключается в возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация заставляет предприятия ориентироваться на потребительский спрос и получение прибыли в условиях конкуренции. Она способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению спроса и предложения, предоставляющему производителю сигнальную информацию о потребности в тех или иных товарах. Либерализация на первом этапе неизбежно ведет к скачку цен, а инфляция мешает нормальному функционированию экономики. Но, несмотря на все издержки, либерализация позволяет разорвать жесткие административные связи между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым условия для стабилизации экономики.

Роль либерализации  не ограничивается только «отпуском» цен. В переходной экономике она  включает целый комплекс широкомасштабных мероприятий: отмену системы государственных  заказов и поставок, ликвидацию государственной  производственной и торговой монополии, предоставление экономической свободы  предприятиям в выборе ассортимента продукции и поставщиков, отказ  от централизованного распределения  иностранной валюты.

В постсоциалистических странах либерализация была осуществлена в различные сроки. В Венгрии  частичные преобразования начались в 60-е годы, в Китае — в 70-е. В  Польше провели «мгновенную» либерализацию, когда в январе 1990 г. отпустили 90 % цен, отменили монополию государства  в сфере торговли и обеспечили конвертируемость валюты. Подобная модель быстрой и комплексной либерализации  была реализована в Албании, Чехословакии, странах Балтии и Кыргызстане.

В России и некоторых  других странах СНГ на первоначальном этапе перехода к рыночной экономике  произошла значительная либерализация  цен и импортных операций. В  то же время более медленными темпами  в этих странах освобождаются  цены на коммунальные услуги и общественный транспорт, а цены на многие потребительские  товары до сих пор находятся под  контролем местных властей.

Практически во всех странах с трансформирующейся экономикой после освобождения цен  наблюдалась значительная инфляция, спад производства, взаимные неплатежи, усиление социального расслоения населения, снижение его жизненного уровня. Опыт разных стран показывает, что если уровень инфляции превышает порог  в 40 % в год, то развитие экономики  резко замедляется. Высокая инфляция искажает ценовые стимулы, порождает  неопределенность ожиданий, препятствующую накоплению сбережений и инвестирования. Поэтому правительства этих стран  вынуждены проводить политику макроэкономической стабилизации, Она означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготного кредитования и ничем не обеспеченной денежной эмиссии.

Стабилизация  включает преодоление диспропорций в народном хозяйстве и внешнеэкономической  сфере. При всем разнообразии способов она обычно предусматривает такие  меры, как контроль над денежной массой и ее регулирование, введение внутренней конвертируемости валют, регулирование  учетной ставки валютного курса  и другие жесткие монетаристские методы. Однако в тех странах, где  наблюдается высокая социальная и политическая нестабильность, проведение подобной политики значительно усиливает  социальную напряженность и иногда чревато социальным взрывом. В таких  условиях более результативными  являются более мягкие методы финансового  регулирования.

Информация о работе Основные направления преобразований в переходной экономике