Переходная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 12:32, реферат

Описание работы

Переходная экономика по своей природе есть особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует как бы “промежуточное” состояние общества, переломную эпоху, эпоху экономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особый характер переходной экономики, отличающей ее от “обычной” экономики той или другой ступени.

Содержание

Макроэкономическая несбалансированность в переходной экономике

Структурная политика и ее главные направления в переходный период

Концепция структурной перестройки экономики России

Взаимосвязь стабилизационной и структурной политики

Институциональные преобразования

Формирование правовой основы рыночной экономики

Становление рыночных институтов

Особенности рыночных институтов в переходной экономике

Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по экономике.docx

— 21.33 Кб (Скачать)

Введение 

Переходная экономика  по своей природе есть особое состояние  в эволюции экономики, когда она  функционирует именно в период перехода общества от одной исторической ступени  к другой. Переходная экономика характеризует  как бы “промежуточное” состояние  общества, переломную эпоху, эпоху экономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особый характер переходной экономики, отличающей ее от “обычной”  экономики той или другой ступени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Макроэкономическая  несбалансированность в переходной экономике 

Переходная экономика  индустриального типа, как правило, получает в наследство от административно-командной  системы большую или меньшую  несбалансированность структуры экономики. Она проявляется, во-первых, в неравномерности  развития отдельных отраслей и, во-вторых, в глубоких различиях в технической  оснащенности отдельных отраслей и  предприятий.

Неравномерность в развитии отдельных отраслей во всех странах с плановой экономикой проявлялась прежде всего в гипертрофированном развитии отраслей, производящих средства производства, а также военно-промышленного комплекса. В то же время сохранялось и даже усиливалось отставание отраслей, производящих потребительские товары, а также инфрастуктуры (финансовой, информационной, социальной).

Неравномерность технического оснащения отдельных  отраслей выражалась в сочетании  высокотехнологичных производств (в  освоении космоса, ВПК) и отраслей с  преобладанием ручного труда  и низким уровнем механизации (производство многих потребительских товаров, сельское хозяйство). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Структурная политика и ее главные направления  в переходный период 

Главной задачей  структурной политики является создание условий для устойчивого долгосрочного  экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом  на внутреннем и внешнем рынках или  служащей национальным интересам.

Структурная политика оказывает воздействие прежде всего на совокупное предложение. При этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью полдержания или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.

Важной задачей  структурной политики переходного  периода, особенно на начальных его  этапах, является государственная поддержка  отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных  отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров  и услуг на внешний рынок.

Одним из главных  направлений структурной политики в этот период должно стать формирование финансовой системы, которая могла  бы аккумулировать временно свободные  средства населения и направлять их на инвестиционные проекты, главным  образом в реальный сектор экономики. Решение этой задачи может осуществляться как путем прямого участия  государства в инвестициях и  предоставления гарантий, так и на основе налогового и денежно-кредитного регулирования с целью сделать  наиболее выгодными инвестиции в  наиболее эффективные объекты реального  сектора.

Особое значение имеет политика по перестройке отраслевой структуры экономики, хотя такая  перестройка происходит стихийно с  самого начала рыночных преобразований. Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой экономике - производство потребительских  товаров и оказание услуг (финансовых, информационных, социальных).

В России за годы реформ в структуре ВВП резко  выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся  на государственный спрос (ВПК) или  бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство).

Структурные сдвиги на макро уровне проявляются в ограничении предприятиями ассортимента наиболее конкурентоспособными видами продукции, освоении выпуска новых изделий, зачастую на основе кооперации с иностранными партнерами. В результате начинается постепенное оживление производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Концепция структурной перестройки экономики  России 

В структуре  российской экономики в переходный период продолжает расти доля добывающих отраслей и производств "первого" передела (металлургия) и снижается  доля высокотехнологичных производств. Подобный сдвиг часто называется "утяжелением" экономической структуры.

Концепция структурной  перестройки в России исходит  из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:

1) топливно-энергетический  комплекс. Эти отрасли сохраняют  свою конкурентоспособность и  могут привлекать иностранные  инвестиции;

2) отрасли обрабатывающей  промышленности, способные поставлять  продукцию на экспорт (авиакосмическая, энергетическое машиностроение, отчасти станкостроение). Они нуждаются в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынках;

3) отрасли обрабатывающей  промышленности, которые могут быть  конкурентоспособными на внутреннем  рынке (автомобильная, сельскохозяйственное  машиностроение, пищевая). Развитие  этих отраслей напрямую зависит  от умеренно протекционистских  мер и стимулирования внутреннего  спроса на их продукцию путем  лизинга и потребительского кредита. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Взаимосвязь стабилизационной и структурной  политики 

В переходной экономике  стабилизационная и структурная  политика тесно взаимосвязаны и  могут как усиливать, так и существенно ослаблять действие друг друга. Так, успешная макроэкономическая стабилизация приводит к улучшению инвестиционного климата, создает условия для притока капиталов в конкурентоспособные отрасли реального сектора, открывает путь к возобновлению экономического роста. Сокращение бюджетного дефицита ведет к уменьшению государственных заимствований и к увеличению финансовых ресурсов, которые могли быть использованы в качестве частных инвестиций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Институциональные преобразования 

Под институциональными преобразованиями понимается изменение  формальных и неформальных условий  хозяйственной деятельности. Эта  система мер включает прежде всего разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям обычно относят изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Формирование  правовой основы рыночной экономики 

Институциональные преобразования выражаются прежде всего в разработке законов, регулирующих деятельность экономических агентов в условиях рыночного хозяйства. Рыночное законодательство должно регулировать, по крайней мере, следующие области:

а) права собственности;

б) договоры между  экономическими агентами, включая их выполнение;

в) порядок начала и окончания хозяйственной деятельности (процедуры открытия фирм или регистрации  юридических лиц, слияния, поглощения и банкротство предприятий);

г) поддержание  конкурентной среды.

В переходный период могут действовать особые правовые нормы и основанные на них меры экономической политики государства (например, приватизация, демонополизация  и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Становление рыночных институтов 

В переходный период рыночные институты могут возникать  самостоятельно, без видимого участия  государства, в ответ на потребности  экономических агентов (например, создание нескольких сотен товарных бирж в  России в 1990-1991 гг. вследствие стихийной  либерализации хозяйственных связей между предприятиями). При этом, однако, могут возникнуть социально нецелесообразные институты (вроде "уполномоченных банков", получавших - в нарушение принципов  конкуренции - особые выгоды от ведения  операций с государственными финансами). Поэтому государство должно играть активную роль в формировании рыночных институтов, в том числе путем  отбора социально целесообразных.

В переходный период в экономике России возникли основные институты рынка: частная собственность; свобода установления хозяйственных  связей; конкуренция. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Особенности рыночных институтов в переходной экономике 

Рыночные институты  переходного периода заметно  отличаются от институтов, сложившихся  в развитых странах рыночной системы. Они имеют следующие характерные  черты.

Во-первых, институциональная  неполнота (институциональные лакуны), т.е. отсутствие или крайне слабое развитие некоторых важных институтов рынка. В России такой лакуной является отсутствие купли-продажи земли, что  не позволяет использовать ее в качестве залога и препятствует привлечению  кредитов и инвестиций в сельское хозяйство.

Другой институциональной  лакуной, характерной для всех стран  с переходной экономикой, является фактическое отсутствие рыночной селекции (отбора) в форме ликвидации обанкротившихся  предприятий. Эта лакуна нарушает действие конкурентного механизма и сдерживает перестройку структуры экономики.

Во-вторых, структурная  асимметричность, т.е. неравномерное  развитие различных сегментов рынка. В России наибольшее развитие получил  рынок товаров и услуг, тогда  как другие сегменты рынка - рынки  факторов производства (капитала, труда, земли и других природных ресурсов) - развиты значительно слабее. Так, формированию рынка капитала вплоть до финансового кризиса 1998 г. препятствовала почти монопольная роль государства  как заемщика. Становление рынка  труда затруднено вследствие низкой мобильности трудовых ресурсов.

Институциональные лакуны и структурная асимметричность  порождают нерыночные формы поведения  экономических агентов: неплатежи, бартер, слабую адаптацию к колебаниям спроса. 
 
 
 
 
 
 

Вывод 

1. Переход к  рынку сопровождается либерализацией  экономики - отказом государства  от монополии на те или иные виды хозяйственной деятельности или резким ограничением его регулирующих функций. Одновременно происходит переход от преимущественно административных методов государственного регулирования к экономическим (через денежно-кредитную и бюджетно-налоговую системы).

2. При переходе  от плановой к рыночной экономике, как правило, возникает необходимость в макроэкономической (финансовой) стабилизации. Ее главной целью является подавление (или предотвращение) высокой инфляции, а также смягчение (или недопущение) трансформационного спада.

3. Сложились  два главных подхода к финансовой  стабилизации, в основе которых  лежат различные представления  о природе инфляции в переходной  экономике. В соответствии с  монетарным подходом инфляция  целиком зависит от темпов  прироста денежной массы. Согласно  немонетарному подходу на инфляцию  в переходной экономике влияют  такие факторы, как диспропорции  в структуре народного хозяйства,  высокая степень монополизации  экономики и т.д.

4. Выделяются  два основных сценария макроэкономической  стабилизации: ортодоксальный (сокращение  или ликвидация дефицита госбюджета, жесткий контроль за денежной эмиссией, установление "монетарного якоря") и гетеродоксный (те же меры в сочетании с регулированием цен и доходов).

Информация о работе Переходная экономика