Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:12, лекция
Поступательное социально-экономическое развитие предполагает переход от достигнутого уровня к более высокому, от одной системы к другой, качественно новой. Современный период для стран бывшего СССР характеризуется переходом от централизованно-планируемой экономике к экономике рыночного типа. В данной теме раскрывается сущность переходной экономики, ее особенности, структурные преобразования, трансформация собственности и роль государственного регулирования в ее становлении.
Основные
проблемы переходной
экономики
Первый вопрос Сущность и особенности переходной экономики
Поступательное
социально-экономическое
Переходная экономика - это особое состояние экономики, связанное с переходом общества от одного типа экономической системы к другому. Это промежуточное состояние общества с происходящими экономическими, политическими и социальными преобразованиями. Здесь происходят изменения самих основ экономической системы - господствующей формы собственности, форм хозяйства и хозяйственных связей. Изменения эти носят безвозвратный характер. Происходит отмирание старых и становление новых связей и элементов. В ней не действуют в полной мере экономические законы, ни прошлой, ни будущей систем. Существует тенденция к столкновению старых и новых экономических интересов и обострения экономических и политических отношений. Поэтому должна быть определенная преемственность с прошлым. Новая экономика строится на существующей материально-технической базе, экономической культуре и кадровом потенциале.
В переходной экономике возрастает роль субъективного фактора, т.е.роли государства в экономике. Это связано с неразвитостью экономического механизма хозяйствования, так как еще не сложилась рыночная инфраструктура, слабо развита конкуренция, не решены социальные проблемы и т.д. Переходной экономике присущ экономический кризис, обусловленный трансформацией одной системы в другую.
Переходные процессы по характеру могут быть естественно-эволюционными
и реформаторскими.
Естественно-эволюционный способ перехода является основным. При этом изменение экономической системы происходит постепенно, плавно перетекает в другую, по мере созревания и накопления соответствующих предпосылок, в течение длительного времени, под воздействием объективных экономических законов. Естественно-эволюционным путем осуществляется смена традиционной экономики рыночной, а затем современной экономикой смешанного типа /Китай, Вьетнам, Беларусь, Азербайджан, Узбекистан и др./
Реформаторский способ перехода к новой системе осуществляется на основе разработанных программ преобразования экономики. Успех реформ обеспечивается тогда, когда они основаны на познании закономерностей эволюции, учете реальных условий и объективных возможностей экономики .
Второй вопрос. варианты и задачи переходной экономики
Переход от централизованно-плановой системы к рыночной может осуществляться только реформаторским путем, так как рынок не может вырасти из социализма. Существует два основных пути /варианта/перехода плановой системы в рыночную экономику.
Первый путь - это путь постепенных, рассчитанных на десятилетия реформ,
проводимых в условиях стабильной власти, без изменения политической системы. Такой путь осуществляется в Китае и его можно назвать реформаторско-эволюционным. Его основные черты:
- начало
реформ обусловлено насыщением
потребительского рынка
- образуется
двухсекторная модель
- либерализация
цен проводится при сохранении
госконтроля за
Второй путь - "шоковая терапия", применявшаяся в большинстве стран Центральной и Восточной Европы, в том числе в России. Он предполагает быстрое проведение либерализации экономики в сочетании с жесткой финансовой политикой . Это относится также и к институциональным преобразованиям /формирование нового законодательства, приватизация и т.п./.
Переход к рыночной системе предполагает решение следующих задач:
I/Разгосударствление и приватизация собственности.
Разгосударствление представляет собой снятие с государства функций прямого госуправления экономикой. Приватизация предполагает смену собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной и муниципальной собственности экономическим субъектам.
2/Либерализация экономики - предоставление всем хозяйствующим субъектам экономической свободы в предпринимательской деятельности, установление хозяйственных связей, осуществление внешнеэкономической деятельности, а также снятие государственного контроля за ценообразованием, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением.
3/Демонополизация и регулирование деятельности монополий.
Демонополизация предполагает, во-первых, предотвращение появления новых монополий, во-вторых проведение деконцентрации /разукрупнения/ сложившихся монополий, в-третьих содействие конкуренции в монополизированных отраслях.
4/Формирование рыночной инфраструктуры /банков, бирж, фондов и т.п./ и новых механизмов управления хозяйственными связями.
5/Структурная перестройка экономики - приведение структуры народного хозяйства в соответствии с требованиями рыночной экономики и потребностями страны, перестройку технической базы предприятий на основе передовых технологии. Приоритетными являются отрасли, выпускающие потребительские товары, высокотехнологичную, наукоемкую продукцию, а также отрасли производственной, информационной и социальной инфраструктуры.
6/Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления экономики в переходный период.
7.Интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. Для этого необходимо либерализовать
внешнюю торговлю, обеспечить надежную правовую и экономическую защиту иностранных инвестиции, внешнюю и внутреннюю конвертируемость национальной валюты.
8/Осуществление правовой реформы. Необходимы "четкие правила игры", которые задаются сильной правовой базой, судебным и правоохранительным аппаратом, которые обеспечивают неуклонное исполнение законов.
9/Проведение реформы в социальной сфере - это создание эффективной сис-темы социальной защиты и гарантий населению.
Таким образом, в переходной экономике происходят изменения троякого рода.
Во-первых,
это институциональные
Вопрос третий. Основные социально-экономические преобразования в
переходной экономике
Необходимость реформирования отношений собственности Ключевой момент
переходного периода - реформирование отношений собственности. Собственность выступает основой не только экономических, но и всех общественных отношений. Поэтому от темпов и масштабов этих реформ зависит успех всей рыночной трансформации народного хозяйства.
Необходимость реформирования отношений собственности обусловлена разным положением собственников и коренными различиями в отношениях собственности в рыночной и плановой экономике. Рыночная экономика предполагает множество субъектов и форм собственности. В плановой экономике господствует только один субъект собственности - государство и только одна форма собственности - государственная. Отношения, возникающие между многими" независимыми собственниками в рыночной экономике, требуют фиксации четких имущественных прав. Рыночная экономика требует также, чтобы предприятия, как самостоятельные субъекты хозяйствования, несли полную ответственность за конечные результаты своей деятельности.
Кроме того, рыночная и централизованно-плановая экономики базируются на разных стимулах и мотивах, генерируемых отношениями собственности. В рыночной экономике движущим мотивом являются экономические интересы субъектов хозяйствования, реализующиеся через механизмы конкуренции и ценообразования.
Отсюда следует, что переход, от сложившейся плановой экономики к рыночной, может быть осуществлен только на базе перестройки отношений собственности, путем децентрализации экономических отношений и прав собственности. Реорганизация отношений собственности необходима не только для реализации принципа социальной справедливости, но и для повышения эффективности народного хозяйства, создания условий для экономической мотивации широких слоев населения. Для этого проводят разгосударствление экономики и приватизацию госпредприятий. Таким образом, с государства снимаются функции прямого управления народным хозяйством. Государственный сектор экономики переходит в негосударственные формы собственности.
Разгосударствление и приватизация. Под разгосударствлением в большинстве стран понимается передача от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления собственностью. При этом происходит замена вертикальных связей между органами государственного управления и предприятиями на горизонтальные, т.е.связи между самими предприятиями. Разгосударствление предполагает изменение роли и функций государства в экономике, в частности переход от административных к преимущественно экономическим методам регулирования.
Целями разгосударствления являются:
- преодоление монополии государства, создание и развитие конкурентных рыночных отношений, формирование многоукладной экономики;
- устранение существующего в условиях плановой системы отчуждения работника от средств и результатов производства, превращение работника в реального собственника;
- преобразование
трудовых отношений путем
Разгосударствление включает следующие основные направления:
- сокращение
доли государственного сектора
в экономике на основе
- уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через государственный бюджет;
- коммерциализацию
государственных предприятий
- ликвидацию государственной монополии на внешнюю торговлю;
- переход
от централизованного
Приватизация означает смену собственника путем продажи или безвозмездной передачи объектов государственной собственности другим экономическим субъектам: частным или юридическим лицам, трудовым коллективам. На базе бывших госпредприятий возникают частные фирмы, акционерные общества с ограниченной ответственностью, другие виды коллективных и смешанных предприятий. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, распоряжения и пользования государственной собственностью. В широком смысле приватизацию понимают как передачу частному сектору государственных активов, сопровождающуюся коренным перераспределением имеющихся производственных ресурсов, перестройкой существующей институциональной структуры производства, введением новых методов корпоративного управления.
Приватизация - не самоцель, а способ формирования крупного негосударственного сектора, получения средств для реконструкции народного хозяйства, становления слоя частных собственников, так называемого среднего класса. Главное содержание приватизации заключается в том, что преобразование централизованно регулируемых государственных предприятий в независимые рыночные субъекты коренным образом изменяет отношения собственности как внутри предприятия, так и во всем обществе. В результате возникает новая система экономических интересов, требующая новых механизмов их согласования, т.е. другой системы управления. Появляются новые социальные слои и группы - управляющие /менеджеры/,собственники /акционеры/,крупные и мелкие предприниматели, таким образом, приватизация, трансформируя отношения собственности, создает предпосылки для коренных изменений в социальной структуре общества.