Основные проблемы переходной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:12, лекция

Описание работы

Поступательное социально-экономическое развитие предполагает переход от достигнутого уровня к более высокому, от одной системы к другой, качественно новой. Современный период для стран бывшего СССР характеризуется переходом от централизованно-планируемой экономике к экономике рыночного типа. В данной теме раскрывается сущность переходной экономики, ее особенности, структурные преобразования, трансформация собственности и роль государственного регулирования в ее становлении.

Работа содержит 1 файл

Основные проблемы переходной экономики.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

    Основные проблемы переходной экономики 

    Первый  вопрос  Сущность и особенности переходной экономики

    Поступательное  социально-экономическое развитие предполагает переход от достигнутого уровня к более высокому, от одной системы к другой, качественно новой. Современный период для стран бывшего СССР характеризуется переходом от централизованно-планируемой экономике к экономике рыночного типа. В данной теме раскрывается сущность переходной экономики, ее особенности, структурные преобразования, трансформация собственности и роль государственного регулирования в ее становлении.

    Переходная  экономика - это особое состояние экономики, связанное с переходом общества от одного типа экономической системы к другому. Это промежуточное состояние общества с происходящими экономическими, политическими и социальными преобразованиями. Здесь происходят изменения самих основ экономической системы - господствующей формы собственности, форм хозяйства и хозяйственных связей. Изменения эти носят безвозвратный характер. Происходит отмирание старых и становление новых связей и элементов. В ней не действуют в полной мере экономические законы, ни прошлой, ни будущей систем. Существует тенденция к столкновению старых и новых экономических интересов и обострения экономических и политических отношений. Поэтому должна быть определенная преемственность с прошлым. Новая экономика строится на существующей материально-технической базе, экономической культуре и кадровом потенциале.

    В переходной экономике возрастает роль субъективного фактора, т.е.роли государства в экономике. Это связано с неразвитостью экономического механизма хозяйствования, так как еще не сложилась рыночная инфраструктура, слабо развита конкуренция, не решены социальные проблемы и т.д. Переходной экономике присущ экономический кризис, обусловленный трансформацией одной системы в другую.

    Переходные  процессы по характеру могут быть естественно-эволюционными

    и реформаторскими.

      Естественно-эволюционный  способ  перехода является основным. При этом изменение экономической системы происходит постепенно, плавно перетекает в другую, по мере созревания и накопления соответствующих предпосылок, в течение длительного времени, под воздействием объективных экономических законов. Естественно-эволюционным путем осуществляется смена традиционной экономики рыночной, а затем современной экономикой смешанного типа /Китай, Вьетнам, Беларусь, Азербайджан, Узбекистан и др./

    Реформаторский  способ перехода к новой системе осуществляется на основе разработанных программ преобразования экономики. Успех реформ обеспечивается тогда, когда они основаны на познании закономерностей эволюции, учете реальных условий и объективных возможностей экономики .

    Второй  вопрос.  варианты и задачи переходной экономики

    Переход от централизованно-плановой системы  к рыночной может осуществляться только реформаторским путем, так как рынок не может вырасти из социализма. Существует два основных пути /варианта/перехода плановой системы в рыночную экономику.

    Первый  путь - это путь постепенных, рассчитанных на десятилетия реформ,

    проводимых в условиях стабильной власти, без изменения политической системы. Такой путь осуществляется в Китае  и его можно назвать реформаторско-эволюционным. Его основные черты:

    - начало  реформ обусловлено насыщением  потребительского рынка товарами  и услугами за счет снятия ограничений на деятельность частного сектора;

    - образуется  двухсекторная модель экономики:  первоначально частное предпринимательство  и рыночные механизмы охватывают  лишь производство и сбыт потребительских  товаров, а в производстве инвестиционных товаров, а в производстве инвестиционных товаров сохраняются государственная собственность и регулирование, которые со временем вытесняются частным сектором;

    - либерализация  цен проводится при сохранении  госконтроля за ценообразованием.

    Второй  путь - "шоковая терапия", применявшаяся в большинстве стран Центральной и Восточной Европы, в том числе в России. Он предполагает быстрое проведение либерализации экономики в сочетании с жесткой финансовой политикой . Это относится также и к институциональным преобразованиям /формирование нового законодательства, приватизация и т.п./.

    Переход к рыночной системе предполагает решение следующих задач:

    I/Разгосударствление и приватизация собственности.

    Разгосударствление  представляет собой снятие с государства  функций прямого госуправления экономикой. Приватизация предполагает смену собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной и муниципальной собственности экономическим субъектам.

    2/Либерализация  экономики - предоставление всем хозяйствующим субъектам экономической свободы в предпринимательской деятельности, установление хозяйственных связей, осуществление внешнеэкономической деятельности, а также снятие государственного контроля за ценообразованием, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением.

    3/Демонополизация  и регулирование  деятельности монополий.

    Демонополизация предполагает, во-первых, предотвращение появления новых монополий, во-вторых проведение деконцентрации /разукрупнения/ сложившихся монополий, в-третьих содействие конкуренции в монополизированных отраслях.

    4/Формирование рыночной инфраструктуры /банков, бирж, фондов и т.п./ и новых механизмов управления хозяйственными связями.

    5/Структурная  перестройка экономики - приведение  структуры народного хозяйства в соответствии с требованиями рыночной экономики и потребностями страны, перестройку технической базы предприятий на основе передовых технологии. Приоритетными являются отрасли, выпускающие потребительские товары, высокотехнологичную, наукоемкую продукцию, а также отрасли производственной, информационной и социальной инфраструктуры.

    6/Преодоление  кризисных явлений, углубившихся после вступления экономики в переходный период.

    7.Интеграция  национальной экономики  в систему мирохозяйственных  связей, становление экономики открытого типа. Для этого необходимо либерализовать

    внешнюю торговлю, обеспечить надежную правовую и экономическую защиту иностранных инвестиции, внешнюю и внутреннюю конвертируемость национальной валюты.

    8/Осуществление  правовой реформы. Необходимы "четкие правила игры", которые задаются сильной правовой базой, судебным и правоохранительным аппаратом, которые обеспечивают неуклонное исполнение законов.

    9/Проведение  реформы в социальной  сфере - это создание эффективной сис-темы социальной защиты и гарантий населению.

    Таким образом, в переходной экономике происходят изменения троякого рода.

    Во-первых, это институциональные преобразования /изменение собственности и форм хозяйствования/, во-вторых, изменения организационных структур предприятия, банков и т.д., и их взаимоотношений /формирование, товарных, финансовых рынков и создание соответствующей инфраструктуры/, в-третьих, изменения материально-технической структуры и технологического уровня производства. 

    Вопрос  третий.     Основные социально-экономические преобразования в

    переходной  экономике

    Необходимость реформирования отношений  собственности   Ключевой момент

    переходного периода - реформирование отношений  собственности. Собственность выступает  основой не только экономических, но и всех общественных отношений. Поэтому от темпов и масштабов этих реформ зависит успех всей рыночной трансформации народного хозяйства.

    Необходимость реформирования отношений собственности  обусловлена разным положением собственников  и коренными различиями в отношениях собственности в рыночной и плановой экономике. Рыночная экономика предполагает множество субъектов и форм собственности. В плановой экономике господствует только один субъект собственности - государство и только одна форма собственности - государственная. Отношения, возникающие между многими" независимыми собственниками в рыночной экономике, требуют фиксации четких имущественных прав. Рыночная экономика требует также, чтобы предприятия, как самостоятельные субъекты хозяйствования, несли полную ответственность за конечные результаты своей деятельности.

    Кроме того, рыночная и централизованно-плановая экономики базируются на разных стимулах и мотивах, генерируемых отношениями собственности. В рыночной экономике движущим мотивом являются экономические интересы субъектов хозяйствования, реализующиеся через механизмы конкуренции и ценообразования.

    Отсюда  следует, что переход, от сложившейся плановой экономики к рыночной, может быть осуществлен только на базе перестройки отношений собственности, путем децентрализации экономических отношений и прав собственности. Реорганизация отношений собственности необходима не только для реализации принципа социальной справедливости, но и для повышения эффективности народного хозяйства, создания условий для экономической мотивации широких слоев населения. Для этого проводят разгосударствление экономики и приватизацию госпредприятий. Таким образом, с государства снимаются функции прямого управления народным хозяйством. Государственный сектор экономики переходит в негосударственные формы собственности.

    Разгосударствление  и приватизация. Под разгосударствлением в большинстве стран понимается передача от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления собственностью. При этом происходит замена вертикальных связей между органами государственного управления и предприятиями на горизонтальные, т.е.связи между самими предприятиями. Разгосударствление предполагает изменение роли и функций государства в экономике, в частности переход от административных к преимущественно экономическим методам регулирования.

    Целями  разгосударствления являются:

    - преодоление  монополии государства, создание и развитие конкурентных рыночных отношений, формирование многоукладной экономики;

    - устранение существующего в условиях плановой системы отчуждения работника от средств и результатов производства, превращение работника в реального собственника;

    - преобразование  трудовых отношений путем введения  разных форм собственности и  предоставления возможности выбора сферы применения своего труда вместо безальтернативного государственного найма на работу.

    Разгосударствление  включает следующие основные направления:

    - сокращение  доли государственного сектора  в экономике на основе приватизации  государственных и муниципальных предприятий;

    - уменьшение  доли национального продукта, перераспределяемого через государственный бюджет;

    - коммерциализацию  государственных предприятий путем  передачи им полной хозяйственной  самостоятельности и преобразования  их в акционерные общества, все акции которых принадлежат государству;

    - ликвидацию  государственной монополии на  внешнюю торговлю;

    - переход  от централизованного распределения  материальных, финансовых и трудовых ресурсов к формированию соответствующих рынков.

    Приватизация означает смену собственника путем продажи или безвозмездной передачи объектов государственной собственности другим экономическим субъектам: частным или юридическим лицам, трудовым коллективам. На базе бывших госпредприятий возникают частные фирмы, акционерные общества с ограниченной ответственностью, другие виды коллективных и смешанных предприятий. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, распоряжения и пользования государственной собственностью. В широком смысле приватизацию понимают как передачу частному сектору государственных активов, сопровождающуюся коренным перераспределением имеющихся производственных ресурсов, перестройкой существующей институциональной структуры производства, введением новых методов корпоративного управления.

    Приватизация - не самоцель, а способ формирования крупного негосударственного сектора, получения средств для реконструкции народного хозяйства, становления слоя частных собственников, так называемого среднего класса. Главное содержание приватизации заключается в том, что преобразование централизованно регулируемых государственных предприятий в независимые рыночные субъекты коренным образом изменяет отношения собственности как внутри предприятия, так и во всем обществе. В результате возникает новая система экономических интересов, требующая новых механизмов их согласования, т.е. другой системы управления. Появляются новые социальные слои и группы - управляющие /менеджеры/,собственники /акционеры/,крупные и мелкие предприниматели, таким образом, приватизация, трансформируя отношения собственности, создает предпосылки для коренных изменений в социальной структуре общества.

Информация о работе Основные проблемы переходной экономики