Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 21:45, курсовая работа
Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку
предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении
десятилетий административно-командную систему. Рыночная система
функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем
административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки
невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую
структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную
структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец,
новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.
Введение ........................... 2
1. Основные черты переходной экономики и особенности ее
функционирования ...................... 4
1.1. Основные черты переходной экономики .......... 4
1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития
переходной экономики ................. 4
2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения ..... 9
3. Структура переходной экономики ................ 11
4. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике... 15
5. Модели и разновидности переходной экономики .......... 16
5.1. Градуализм ...................... 16
5.2. «Шоковая терапия» .................. 17
6. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как страны с
переходной экономикой ................... 21
Заключение ........................ 25
Список литературы .......................
Содержание
Введение ........................... 2
1. Основные черты
переходной экономики и
функционирования ...................... 4
1.1. Основные черты переходной экономики .......... 4
1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития
переходной экономики ................. 4
2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения ..... 9
3. Структура переходной экономики ................ 11
4. Соотношение
функций государства и рынка
в переходной экономике...
5. Модели и разновидности
переходной экономики .........
5.1. Градуализм ...................... 16
5.2. «Шоковая терапия» .................. 17
6. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как страны с
переходной экономикой ................... 21
Заключение ........................ 25
Список литературы ....................... 26
Введение
Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран
назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год
неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые
темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания
экстенсивных и
предпринимаемых попыток
роста.
Неэффективность функционирования административно-командной системы
обусловлена по крайней
мере двумя существенными
негибкостью, неспособностью этой системы быстро адаптироваться к
экономическим переменам. Формальное существование товарно-денежных отношений
подрывало здоровую конкуренцию производителей, а централизованное,
директивное планирование подавляло хозяйственную инициативу.
Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность
труда. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные
черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения
экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно
реализовать достижения НТР. В результате страны с плановой экономикой резко
отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и
технологическом отношениях. Все это и обусловило необходимость
реформирования административно-командной экономики, ее преобразования в
рыночную.
Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку
предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении
десятилетий административно-командную систему. Рыночная система
функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем
административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки
невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую
структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную
структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец,
новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.
Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой —
весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной
стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических
отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых,
противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в
экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов
современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов
административно-командной системы.
Таким образом, процесс
становления современной
довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет
существовать так называемая переходная экономическая система или переходная
экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов
административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика
характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя
система социально-экономических отношений и институтов разрушается и
реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в
переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не
функционирования, как это характерно для сложившейся системы.
1. Основные черты
переходной экономики и
1.1. Основные черты переходной экономики.
Во-первых, для переходной экономики характерны изменчивость,
нестабильность, носящие "безвозвратный" характер. Они не просто временно
нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное
состояние, а ослабляют ее, она постепенно уступает место другой
экономической системе. Эта неустойчивость, нестабильность состояния
переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее
развития и соответствующий характер изменений —необратимость,
неповторяемость, а с другой — рост неопределенности итогов развития
переходной экономики, вариантов формирования новой системы.
Во-вторых, для переходной экономики, представляющей собой некую смесь
старого и нового, характерно существование особых переходных экономических
форм.
В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это
противоречия нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми или
другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, происходящие в
переходной экономике, ведут в конечном итоге к смене экономической системы, а
в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким
обострением противоречий, приводящих к социально-политическим потрясениям.
В-четвертых, характерной чертой переходной экономики является ее
историчность, что обусловлено особенностями экономического развития
отдельных стран. Проблемы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны
и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее чем,
например, проблемы латиноамериканских стран, где уже ранее существовали
некоторые рыночные институты, и число государственных предприятий,
подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. К тому же
конкретные уровни развития каждой страны обусловливают специфику протекания
переходных процессов. Общие для переходной экономики закономерности получают
разные формы проявления в различных условиях. Все это необходимо учитывать
при разработке программ реформирования экономической системы в переходный
период.
1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития
переходной экономики.
Первая особенность связана с преемственностью (инерционностью)
воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены
существующих экономических форм другими, желательными. Подобные действия
неизбежно внесли бы хаос в производственный процесс. Именно инерционность
воспроизводства предполагает такую особенность функционирования переходной
экономики, как сохранение в течение достаточно длительного периода старых
экономических форм и отношений.
Другой особенностью функционирования переходной экономики является
интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости
эволюционного процесса, а также его основных тенденций позволяет ускорить его
путем осуществления той или иной программы реформ. Резко возрастает роль
субъективного фактора, от которого зависит правильность выбор0а направлений и
путей развития, и его практическая реализация. Успех ускорения переходных
процессов обеспечивается, если реформы намечены не произвольно, а на основе
познания закономерностей эволюции, построения системы действий в
соответствующих направлениях.
Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период, некоторые
носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как
закономерности. Их три:
— утрата государством функций единоличного распоряжения экономическими
ресурсами;
— бюджетный кризис;
— трансформационный спад.
Как видим, эти закономерности носят в основном отрицательный характер и
находят выражение в кризисах. Это связано с тем, что в переходный период
экономика переживает
чрезвычайно болезненные
неизбежности этих кризисов и их быстрое преодоление дает возможность создать
рыночную экономику.
Главная закономерность переходного периода - утрата государством функций
единоличного распоряжения ресурсами. Как известно, в период командно-
административной системы государство было единственным собственником и
всесильным распорядителем всех материальных богатств общества. Теперь
значительная часть имущества переходит в частную собственность, и
государство теряет монопольную власть на принятие экономических решений.
Это ведет к принципиальным изменениям положения государства в экономике. Оно
имеет три основных аспекта.
Первый аспект состоит в следующем. Трансформация должна привести к такому
положению, при котором государство, будучи источником экономического
законодательства, действует согласно установленным им же законам. Это значит,
что после принятия закона все государственные органы должны
руководствоваться законом и в случае нарушения подвергаться санкциям -
подобно частным компаниям и гражданам. Если иное не оговорено в законе, то
государственные органы и государственные предприятия должны действовать по
тем же правилам, что и остальные субъекты рынка. Например, при нарушении
условий поставки товара потребителю государственные предприятия должны нести