Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 20:29, лекция
Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период -- это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.
1.1 Понятие переходной экономики и ее основные черты:
Переходная экономика
представляет собой такое особое
состояние экономической
Во-вторых, если для
командной и рыночной экономик свойственна
определенная целостность, устойчивость
развития, то переходная экономика
характеризуется
В-третьих, переходная
экономика характеризуется
В-четвертых, в переходной
экономике наблюдается
Следует отметить, что
понятие "переходная экономика" является
не новым в истории развития нашей
страны. Она существовала в 20-е годы
нашего столетия и насчитывала 5 общественно-экономических
укладов: социалистический, частно-капиталистический,
государственно-
Содержанием же переходной
экономики является создание рыночных
отношений, реформирование экономической
политики и методов хозяйствования,
преобразование социально-экономических
отношений в направлении
Целью идущих преобразований в Беларуси и других странах СНГ, как отмечалось, является социально ориентированная модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей тем, что в ее основе лежит широкий плюрализм форм собственности, причем значительное место в экономике занимает госсектор.
Основная трудность переходного периода -- это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.
Характерный признак переходной экономики -- институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом. Значительно замедляют рыночные преобразования недейственность законов о "несостоятельности и банкротстве предприятий. Объективные причины этого - глубокий экономический кризис, характерный для первого этапа рыночных преобразований. Он обусловил массовую финансовую несостоятельность и взаимные неплатежи предприятий. Приведение в действие в таких условиях закона о банкротстве, без учета объективных причин, приведет к закрытию большинства предприятий и вызовет массовую безработицу [1, с.17-20].
Отличительной чертой
переходной экономики являются масштабность
и глубина идущих преобразований.
Они захватывают основы существующего
строя; отношения собственности, политическую
и правовую системы общества, общественное
сознание. Таким образом, переход
к рыночной экономике требует
глубоких изменений в институциональной
структуре общества, институциональной
трансформации: преобразования отношений
собственности (приватизацию) и введения
института частной
Существенной чертой
переходной экономики является социально-экономический
кризис. Возникший как результат
краха командно-
1.2 Закономерности
функционирования переходной
В переходной экономике
любого типа обязательно осуществляется
воспроизводственный процесс. Его
общие особенности по сравнению
с «воспроизводством» в чистой системе
можно было бы назвать специфическими
закономерностями функционирования переходной
экономики. К их числу следует
отнести инерционность
Инерционность воспроизводства
связана с непрерывностью воспроизводственного
процесса, исключающей развитие по
принципу первоначального «разрушения
до основания» всего старого, а затем
создания на этом основании всего
нового. Эта непрерывность
Это, прежде всего, проявляется
в сохранении в течение какого-то
времени структуры
Инерционность воспроизводственного
процесса порождает ряд следствий,
которые важно иметь в виду
в экономической политике. Во-первых,
она обусловливает глубокую преемственность
переходной экономики с исходным
состоянием перехода. Во-вторых, она
обусловливает относительно длительные
сроки переходной экономики. В-третьих,
инерционность усиливает
Игнорирование инерционности воспроизводственного процесса - недооценка объективного характера общественной эволюции, преклонение перед якобы особой ролью сознательного начала в развитии общества.
Другая отмеченная закономерность - интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений. Если первая закономерность выражает, прежде всего, преемственность переходной экономики с исходным состоянием перехода, то вторая как бы подчеркивает механизм перехода от одной ступени к другой. Это проявление необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций [2, c. 45-47].
1.3 Главные цели и задачи переходного периода и пути их решения:
Можно выделить следующие главные задачи переходной экономики:
1. Преодоление кризисных
явлений, углубившихся после
Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.
Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.
4. Создание условий
экономической свободы для
5. Создание развитой
системы социальной защиты и
социальных гарантий, ограждающих
население от тяжелых
Практика показывает, что в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем, в них можно выделить несколько общих, "обязательных" направлений:
ь либерализацию экономики, связанную, в первую очередь, с отпуском цен. Это первоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и тем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги -- освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также внутренней и внешней торговли;
ь реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной, коллективной и частной. Они необходимы для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений;
ь стабилизацию экономики, под которой понимается устранение резких колебаний освобожденных цен и формирование устойчивых финансовых отношений;
ь реструктуризацию (структурную перестройку) экономики и отдельных предприятий, включающую мероприятия по санации производства, приведение структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностями страны, перестройкой технической базы предприятий на основе передовых, высокоэффективных технологий;
ь интеграцию национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. Для этого нужно осуществить либерализацию внешней торговли, дать надежную правовую и экономическую защиту иностранных инвестиций, обеспечить подлинную конвертируемость рубля.
Важнейшую роль в
переходной экономике играют такие
первоочередные мероприятия, как широкомасштабная
либерализация и
Макроэкономическая стабилизация народного хозяйства означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготного кредитования и избыточной денежной эмиссии. Стабилизация включает преодоление диспропорций в народном хозяйстве и внешнеэкономической сфере. При всем разнообразии способов она обычно включает в себя такие меры, как контроль над денежной массой и ее регулирование, введение внутренней конвертируемости валют, регулирование учетной ставки валютного курса и другие, жесткие монетаристские методы. Однако в тех странах, где наблюдается высокая социальная и политическая нестабильность, проведение подобной политики значительно усиливает социальную напряженность и даже чревато социальным взрывом. В таких условиях более результативными являются мягкие методы финансового регулирования.