Автор: d*********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 20:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных этапов проведения аудиторской проверки, анализ состояния и поиск путей совершенствования аудиторской деятельности.
Объектом исследования является аудиторская проверка.
Предметом исследования является комплекс вопросов, касающихся основных этапов проведения аудиторской проверки.
Введение………………………………………………………………………...4
1. Сущность и необходимость аудита………………………………………...6
2. Аудиторская проверка и основные этапы её проведения……………….16
3. Анализ состояния, проблемы и пути совершенствования аудиторской деятельности в Республике Беларусь……………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………40
Список использованных источников………………………………………..42
1. Письмо-обязательство о согласии на проведение аудита
Подготовка к проведению аудита включает в себя определение объема аудиторской проверки и стоимости ее проведения, а также заключение договора на оказание аудиторских услуг. Во многих случаях заключению договора предшествует письменное обращение заказчика аудиторских услуг в аудиторскую организацию (к аудитору — индивидуальному предпринимателю) с предложением о проведении аудиторской проверки. В обращении приводится исчерпывающая информация о клиенте: полное наименование; дата и номер государственной регистрации; виды деятельности; состав учредителей, участников и собственников имущества; юридический и фактический адрес и др.
В соответствии со ст. 405 Гражданского кодекса Республики Беларусь подобное обращение можно считать офертой.
Оферта — адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, достаточно определенное и выражающее намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Оферта связывает направившее ее лицо (заказчика аудиторских услуг) с адресатом (аудиторской организацией или аудитором — индивидуальным предпринимателем) по моменту ее получения.
Если заказчик аудиторских услуг меняет решение в части проведения аудиторской проверки с привлечением определенной аудиторской организации, он направляет данной аудиторской организации или аудитору извещение об отзыве оферты. Если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, она считается не полученной аудиторской организацией (аудитором — индивидуальным предпринимателем).
Получив письменное предложение о проведении аудита (оферту), аудиторская организация (аудитор — индивидуальный предприниматель) должна дать на него ответ - письмо-обязательство аудитора перед клиентом, как называют его в международной практике проведения аудита.
Письмо-обязательство направляется заказчику с целью подтверждения правильности понимания им условий предстоящего договора. Форма и содержание письма-обязательства определяются необходимостью включения в него сведений в соответствии с особенностями оказания аудиторских услуг.
Практика показывает, что отдельные руководители и специалисты аудируемого лица не всегда четко и ясно понимают цели и задачи аудиторской проверки, не представляют, какие действия потребуются от них, какова степень их ответственности за представленную для проверки документацию, устную информацию. Поэтому во избежание конфликтов в процессе проведения аудита необходимо все эти вопросы разъяснить заказчику аудиторских услуг до момента заключения договора оказания аудиторских услуг.
Письмо-обязательство, направленное заказчику, подтверждает согласие аудитора или аудиторской организации на проведение аудита, понимание им поставленной перед ним задачи и степени ответственности перед клиентом. Основное содержание письма-обязательства составляют:
• описание объектов аудита и период, за который они будут подвергнуты проверке;
• установление границ аудита, включая ссылки на действующие нормативные правовые акты, инструктивные материалы, правила аудиторской деятельности;
• определение целей аудита;
• указание на необходимость проведения тестов проверки достоверности и достаточности учетной информации состояния внутреннего контроля;
• информация о сопутствующих аудиту услугах, которые имеет возможность оказать аудитор или аудиторская организация;
• распределение ответственности и обязанностей между аудиторами и должностными лицами аудируемой организации.
Под ответственностью аудитора понимаются его моральные и материальные обязательства перед клиентом. Она определяется действующим законодательством Республики Беларусь и договором оказания аудиторских услуг.[3, c. 23]
Ответственность клиента заключается в его обязательстве представлять достоверную и полную информацию для аудита, обеспечивать свободный доступ к первичным документам, бухгалтерским регистрам, компьютерной базе данных и любой другой документации и информации, необходимой для проведения аудиторской проверки.
Как правило, письмо-обязательство о согласии на проведение аудита направляют заказчику аудиторских услуг при первоначальном аудите. Если аудит повторный, то такое письмо необходимо лишь в следующих случаях:
• при изменении состава должностных лиц аудируемого лица или специалистов, ответственных за организацию и состояние бухгалтерского учета, составление отчетности;
• изменении или пересмотре сроков, размеров оплаты оказываемых услуг и других значимых условий аудиторской проверки;
• существенных изменениях в действующем законодательстве, изменении вида и масштаба деятельности постоянного клиента (заказчика аудиторских услуг);
• наличии серьезных разногласий с должностными лицами проверяемой организации в понимании объектов и масштаба аудита, ограничений аудиторской деятельности, степени ответственности специалистов клиента за представляемую документацию, отчетность и другие материалы, необходимые для проверки.
2. Договор оказания аудиторских услуг.
Правоотношения, возникающие между сторонами при проведении аудита, регулируются, как неоднократно отмечалось, договором оказания аудиторских услуг.
Его содержание, а также порядок взаимоотношений заказчиков аудиторских услуг (аудируемых лиц и иных лиц в соответствии с законодательством) и исполнителей услуг (аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей) определены Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (с учетом изменений и дополнений), требованиями Гражданского кодекса Республики Беларусь и правилами аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров оказания аудиторских услуг».[10, c.211]
Договор оказания аудиторских услуг существенно отличается от иных гражданско-правовых договоров, так как в его содержании незримо присутствуют интересы третьей стороны — пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В силу ст. 9 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» данный договор должен заключаться в письменной форме и содержать следующие обязательные условия:
• предмет договора;
• сроки выполнения аудиторских услуг;
• стоимость оказываемых аудиторских услуг;
• права и обязанности сторон;
• ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором;
• иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.[4]
Подготовка к заключению договора начинается после предварительного ознакомления с деятельностью заказчика и принятия решения о возможности оказания аудиторских услуг. В этот период необходимо определить трудоемкость и (с ее учетом) стоимость, а также сроки оказания аудиторских услуг. Для решения данной задачи проводится преддоговорное обследование заказчика. Аудитор (представитель аудиторской организации) выезжает к заказчику для беседы и общего ознакомления с его документацией. Непродолжительное обследование иногда бывает слишком поверхностным и недостаточным, так что целесообразно предложить клиенту заполнить преддоговорный тест-запрос.
В аудиторской организации должен вестись учет договоров оказания аудиторских услуг. Для этих целей предусмотрена Книга регистрации заключенных договоров оказания аудиторских услуг, которая должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена печатью (при ее наличии) и подписана руководителем аудиторской организации (аудитором — индивидуальным предпринимателем).
3. Планирование аудита
Планирование — начальный этап проведения аудита, позволяющий определить значимые для аудита области, выявить и своевременно решить проблемы, которые могут возникнуть в ходе аудита, надлежащим образом организовать выполнение аудиторского задания, распределить обязанности между членами аудиторской группы, обеспечить руководство и контроль в процессе аудита.[14, c.187]
Процесс планирования включает в себя следующие виды работ:
• предварительное планирование;
• разработку общей стратегии аудита;
• подготовку и составление плана аудита;
• внесение изменений в план в ходе аудита;
• осуществление, руководства и контроля;
• документирование действий, связанных с составлением и изменениями стратегии и плана аудита.
Для координации действий аудиторов и аудируемого лица вопросы планирования целесообразно обсудить с руководством аудируемого лица и (или) другими заказчиками аудита. Как правило, это вопросы общей стратегии аудита и сроков его проведения. Ответственность за общую стратегию и план аудита несет аудиторская организация, но аудируемое лицо имеет возможность оказывать содействие в надлежащем проведении аудита.
Следует оговориться, что аудитор (аудиторская организация) не должен раскрывать аудируемому лицу детальное содержание плана аудита, так как чрезмерная предсказуемость аудиторских процедур отрицательно отражается на эффективности аудита.
Аудитор должен планировать свою работу так, чтобы своевременно и качественно провести аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, законности и достоверности финансовых операций и хозяйственных процессов, правильности их отражения на счетах бухгалтерского учета.
При планировании необходимо руководствоваться такими принципами планирования, как комплексность, непрерывность и оптимальность.
Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования — от предварительного планирования до составления общей стратегии и плана аудита.
Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов, увязке этапов планирования по срокам и обособленным подразделениям проверяемого субъекта. При планировании аудита на длительный период аудиторской организации (аудитору) следует своевременно корректировать общую стратегию и план проведения аудита с учетом изменений в финансово-хозяйственной деятельности заказчика и результатов поэтапного аудита.
Принцип оптимальности означает, что аудиторская организация (аудитор) в процессе планирования должна ориентироваться на лучший из возможных вариантов общей стратегии и плана аудита.
Факторы, значимые для характера и объема мероприятий по планированию аудита:
• цели и задачи предстоящего аудита;
• размер и особенности финансовой и хозяйственной деятельности аудируемого лица;
• опыт работы аудиторской организации, в том числе с данным аудируемым лицом;
• обстоятельства, возникающие по ходу проведения аудита.
На этапе предварительного планирования (т.е. до заключения договора оказания аудиторских услуг) в задачу аудиторской организации (аудитора) входит:
• удостовериться в своей независимости по отношению к аудируемому лицу и (или) заказчику аудита;
• обсудить с заказчиком объект, цель и этапы проведения аудита;
• с согласия аудируемого лица получить информацию, которая необходима для понимания его финансовой и хозяйственной деятельности и оказывает влияние на данные его бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• оценить возможность проведения аудита у данного аудируемого лица и но результатам сделать выбор: принять предложение заказчика либо обоснованно отказаться.
Следующий этап — разработка общей стратегии аудита, определяющей его объем, сроки проведения и спектр работы, а кроме того, указывающей направления формирования детального плана аудита.
Общая стратегия аудита — документально оформленные основные решения аудиторской организации по предполагаемому объему аудита, временным рамкам его проведения и основным направлениям работы.
Информация о работе Основные этапы и порядок проведения аудиторской проверки