Основные элементы социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:22, реферат

Описание работы

Самыми главными элементами социальной политики, наиболее точно определяющими ее результативность, являются уровень жизни населения, потребительская корзина и потребительский бюджет, доходы населения и социальная справедливость.

Работа содержит 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 2 ИСПРАВЛЕННАЯ.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

     2. Основные элементы социальной политики 

     2.1 Уровень жизни

         Самыми главными элементами социальной политики, наиболее точно определяющими ее результативность, являются уровень жизни населения, потребительская корзина и потребительский бюджет, доходы населения и социальная справедливость.

     В последние годы в качестве обобщающего  социального индикатора экономисты рекомендуют использовать индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который  отражает степень здоровья населения, уровень его знаний и жизни. Величина индекса человеческого потенциала свидетельствует о степени приближения данной страны к оптимальному, с точки зрения мирового сообщества, уровню развития.

      При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

  • Ожидаемая продолжительность жизни — оценивает долголетие.
  • Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.
  • Уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательской способности (ППС) в долларах США.
 

      Разработана и научно обоснована обобщенная система  показателей, характеризующая количественные и качественные характеристики социально-экономической  дифференциации социального развития, включающая:

  • коэффициент дифференциации индекса развития человеческого потенциала, характеризующий степень различия в социально-экономическом развитии анализируемых стран, регионов внутри страны, социальных групп;
  • коэффициент дифференциации индекса здоровья (долголетия), показывающий, насколько состояние здоровья в одной стране, регионе лучше, чем в другом;
  • коэффициент дифференциации индекса образования.

      Такой показатель определяет степень превышения уровня образования населения в  одной стране (регионе или другом объекте исследования) над уровнем  образования (грамотности) населения другой страны;

коэффициент дифференциации индекса дохода, определяющий степень экономической дифференциации анализируемых стран или регионов;

коэффициент дифференциации индекса смертности, как показатель различий в состоянии  здоровья сравниваемых стран или регионов;

коэффициент дифференциации уровня профессионального  образования, отражающий различия в  степени охвата обучением второй и третьей ступени образования  в исследуемых странах или  регионах.

            Метод, используемый для вычисления ИРЧП

Для перевода любого показателя x в индекс, значение которого заключено между 0 и 1 (это позволит складывать различные показатели), используется следующая формула:

  • x-индекс =

где и являются минимальным и максимальным значениями показателя x среди всех исследуемых стран.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) определённой страны зависит от трёх следующих  показателей:

1. Индекс ожидаемой  продолжительности жизни (LEI) =

2. Индекс образования  (EI) =

  • Индекс средней продолжительности обучения (MYSI) =
  • Индекс ожидаемой продолжительности обучения (EYSI) =

3. Индекс дохода (II) =

ИРЧП является средним геометрическим этих трёх индексов:

    LE — Ожидаемая продолжительность жизни 
    MYS — Средняя продолжительность обучения населения в годах 
    EYS — Ожидаемая продолжительность обучения населения, ещё получающего образование, в годах 
    GNIpc — ВНД на душу населения по ППС в долларах США.

      Под уровнем жизни населения понимается степень развития физических, духовных и социальных потребностей населения, степень их удовлетворения и условия, которые предоставляются обществу для развития и удовлетворения этих потребностей.

     Уровень жизни зависит, во-первых, от фактического потребления материальных и духовных благ, во-вторых, от развития потребностей.

     Факторами, обусловливающими качественные и количественные характеристики уровня жизни, являются состояние производительных сил, характер производственных отношений, природно-климатические условия, географическое положение страны и другие особенности окружающей среды.

     Для оценки уровня жизни применяют ряд  показателей: доходы населения; потребительская корзина; потребительский бюджет; обеспечение и регулирование занятости населения; социальная защита; социальные гарантии. Рассмотрим некоторые из них более подробно. 
 

     2.2 Занятость населения 

     Взаимоотношения государства и граждан в сфере  трудовой деятельности регламентируется частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 24.11.1992г.

     В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь, принятой 15.03.1994г., гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создаёт условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

     Принуждение к труду в административном порядке  не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

     Гражданам, которые не в состоянии на равных условиях с другими конкурировать  на рынке труда, государство гарантирует  занятость путём создания дополнительных рабочих мест.

     В соответствии со ст. 2 Закона «О занятости  населения Республики Беларусь» безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости.

     В соответствии со ст. 9 Закона «О занятости  населения Республики Беларусь»  для реализации политики занятости  населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости.

     Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право  заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для трудоустройства; запрашивать у нанимателей сведения о наличии вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.

     Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости  населения осуществляет Государственный  фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений.

     Государство помогает безработным в начале их трудовой деятельности или в возобновлении  её и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:

     а) предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, уволенным  с военной службы без права  на пенсию;

     б) выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение этого периода в общий и непрерывный трудовой стаж;

     в) выплату в установленном порядке  пособия по безработице;

     г) оказание материальной помощи безработному и членам его семьи;

     д) возмещение расходов и получение  иных компенсаций, при необходимости  переезда на другое место жительства в другую местность для работы по направлению службы занятости. 

     2.3 Доходы населения

     Значительное  неравенство в распределении  доходов является социально опасным. В экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:

  1. Регулирование доходов населения;
  2. Перераспределение доходов через государственный бюджет. Практика регулирования доходов предполагает:
  • установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет большое значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;
  • регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;
  • защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.

        Политика перераспределения доходов включает:

  • аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов; высказываются мнения разных экономистов, что следует регулировать размеры фондов потребления или регулировать систему индивидуального налогообложения.
  • предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.
  • финансирование системы социальной защиты, включающей:
    1. систему социального страхования;
    1. систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.

     Социальная  защита населения предполагает выплату  государством трансфертных, т.е. безвозвратных платежей. Социальные трансферты — это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах.

       Вмешательство государства в перераспределительные процессы должно осуществляться в оптимальных размерах. Выравнивание доходов, признанное для современного общества необходимым в силу целого ряда причин, может привести к сокращению эффективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат. Проведение этой политики требует значительных средств на содержание бюрократического аппарата. 

     2.4 Социальная защита  

      Одной из важнейших задач при реформировании современного белорусского общества является создание адекватной системы социальной защиты населения, более динамичной, эффективной и, прежде всего, адресной.

Информация о работе Основные элементы социальной политики