Основные элементы социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:22, реферат

Описание работы

Самыми главными элементами социальной политики, наиболее точно определяющими ее результативность, являются уровень жизни населения, потребительская корзина и потребительский бюджет, доходы населения и социальная справедливость.

Работа содержит 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 2 ИСПРАВЛЕННАЯ.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

      С 2001 г. в Беларуси действует система  государственной адресной социальной помощи (ГАСП), получателями которой стали более 470 тыс. человек. Адресную помощь в виде ежемесячного и единовременного пособия могут получить все семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, пенсионеры и инвалиды, не имеющие трудоспособных членов семьи, доходы которых не превышают 60% бюджета прожиточного минимума . На январь 2007 г. доля населения, охваченного ГАСП, составила 0,6% . Результатом внедрения принципа адресности при оказании государственной помощи стало сокращение малообеспеченного населения с 42% в 2000 г. до 12,6% в 2006 г..

      Законом «О пенсионном обеспечении» (1992 г.) установлены  два вида государственных пенсий: трудовые (финансируются за счет страхового тарифа: 35% фонда оплаты труда для нанимателей и 1%, уплачиваемого работником.) и социальные (финансируются за счет средств республиканского бюджета). Возраст выхода на пенсию для мужчин составляет 60 лет при стаже работы 25 лет, для женщин – 55 лет при стаже работы 20 лет. Социальные пенсии получают граждане, не имеющие права на трудовую пенсию: инвалиды, в том числе инвалиды с детства; лица, достигшие пенсионного возраста; дети в случае потери кормильца. Размер среднемесячной пенсии в Беларуси в ноябре 2011 г. достиг 941тыс. рублей.

      Сегодня различные виды пенсий получают 26,3% населения (2,6 млн. человек). В существующей пенсионной системе насчитывается более 20 групп льготников по пенсиям (около 33% всех пенсионеров). Очевидно, что без ввода накопительных элементов пенсионная система не в состоянии обеспечить меняющиеся в связи с демографическими и социально-экономическими изменениями потребности общества. Следует отметить, что определенные шаги в этом направлении уже сделаны: с 2003 года введен индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного социального страхования, т.е. создаются предпосылки пенсионного страхования.

      Однако, белорусскому государству предстоит  решить и другие важные проблемы пенсионного обеспечения: низкое качество управления пенсионной системой; излишнее перераспределение сумм пенсий, т.е. отсутствие связи между размером взноса в пенсионную систему и размером получаемой пенсии; действие системы учета при определении размера трудовой пенсии периодов без уплаты страховых взносов (кредитных периодов) наравне с периодами их уплаты; наличие большого количества оснований для более раннего выхода на пенсию; отсутствие обязательного государственного пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда; ухудшение финансового состояния Фонда социальной защиты и т.д.

      Для социальной защиты семьи, укрепления ее положения в обществе, охраны материнства и детства законом о государственных пособиях семьям, воспитывающим  детей, установлены пособия: по беременности и родам; в связи с рождением ребенка; матери, ставшей на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности; пособие и отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (период ухода за  ребенком зачисляется в непрерывный трудовой стаж); пособие на детей в возрасте от 3 до 16 (18) лет (размер его устанавливается в процентах к бюджету прожиточного минимума в среднем на душу населения и зависит от совокупного ежемесячного дохода семьи); пособия по уходу за больными детьми и детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, в т. ч. пособия на детей, ВИЧ-инфицированных или больных СПИДом; выплачиваются надбавки к государственным пособиям на детей, рожденных вне брака, воспитываемых одним родителем в случаях, установленных закононодательством, а также на детей- инвалидов в возрасте до 18 лет.

      Кроме пособий семьям, воспитывающим детей, к важнейшим видам пособий относятся: по временной нетрудоспособности (материальная поддержка граждан, которые по различным причинам временно утратили возможность трудиться и получать трудовой доход); по безработице; на погребение.

      Пособие по безработице гарантируется и  регулируется законом о занятости населения. Оно не облагается налогами и подлежит индексации в установленном порядке. Уровень зарегистрированной безработицы на 1 декабря 2006 г. составил 1,2% к численности экономически активного населения (на начало 2006 г. этот показатель равнялся 1,5%).  

     2.5 Потребительская корзина 

     Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь точку  отсчета. Таковой является “потребительская корзина”, включающая набор благ и услуг, обеспечивающий определённый уровень потребления. Включенные в нее блага и услуги представляют все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. В потребительскую корзину входят следующие блага и услуги:

     питание;

     одежда, белье, обувь;

     лекарства, предметы санитарии и гигиены;

     бытовые услуги, транспорт, связь;

     содержание  детей в дошкольных учреждениях;

     обязательные взносы и платежи.

     мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;

     жилье и коммунальные услуги;

     культурно-просветительные  мероприятия и отдых;

     Потребительская корзина составляется из 149 позиций  по продовольственным товарам с  таким расчетом, чтобы структура  еды обеспечивала суточную калорийность для работающих в количестве 2822 кал, для пенсионеров - 2026 и для детей - 2123.

     Система потребительских корзин является основой  натурально-вещественной структуры  минимальных потребительских бюджетов (МПБ). МПБ - это та граница доходов, ниже которой не может быть обеспечено простое воспроизводство и социально приемлемый образ жизни человека. Минимальные потребительские бюджеты разрабатываются конкретно для разных социальных групп (пенсионеры, работающие, студенты и т.д.) в среднем на душу населения, а также для средней семьи, состоящей из 4-х человек.

     МПБ используется как основополагающий норматив в целом ряде направлений, одним их которых является установление минимума заработной платы (МЗП). МЗП - социально-экономический норматив, определяющий минимально допустимый уровень  денежных средств, выплачиваемых нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить простое воспроизводство его рабочей силы.

     Следует заметить, что минимальный потребительский  бюджет используется как социальный норматив. Однако в условиях кризисной  экономики низким экономическим возможностям государства больше соответствует такой важнейший норматив, используемый при осуществлении социальной политики, как бюджет прожиточного минимума.

     Прожиточный минимум — это минимальный  набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

     Бюджет  прожиточного минимума — это стоимостная  величина прожиточного минимума, а  также обязательные платежи и  взносы.  

     2.6 Социальная справедливость и кривая Лоренца 

     Уровень потребления населения прямо зависит от уровня дохода. Политика формирования доходов населения является главным звеном в социальной политике государства. Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, которые получают субъекты в процессе экономической деятельности за определенный промежуток времени.

     Уровень доходов членов общества является важнейшим  показателем их благосостояния, так  как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума. Среди  факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

     Номинальный доход /NI/ — количество денег, не зависящее  от налогообложения и уровня цен.

     Располагаемый доход /DI/ — доход, который может  быть использован на личное потребление  и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.

     Реальный  доход /RI/ — представляет собой количество товаров и услуг, которое можно  купить на располагаемый доход с  поправкой на изменение уровня цен.

     В каждой стране существует такая проблема, как неравномерное распределение дохода, оценить которую можно с помощью кривой распределения доходов, или кривой Лоренца (рис. 1). Для этого на графике по оси абсцисс откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат — долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей.

     Рис. 1. Кривая Лоренца 

     Если  бы доходы у всех людей были одинаковыми, т.е. 1 % населения располагал 1 % доходов, 15 % населения — 15 % доходов, то кривая Лоренца заняла бы положение линии абсолютного равенства и превратилась в прямую. На рис. 1 теоретически абсолютно равное распределение доходов иллюстрирует линия ОЕ, ее угол наклона к оси абсцисс составляет 45°. Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, тем более неравномерно распределены в обществе доходы. [2, с. 59]

     Если  участок графика между кривой ОЕ и кривой Лоренца обозначить Т, то можно получить следующее соотношение:

     социальный  политика потребительский справедливость лоренц

      T

      G =    ,

         OFE 

     где G - показатель, измеряющий степень неравенства  в доходах.

     Этот  показатель в экономической теории называется коэффициентом Джини, по имени итальянского экономиста и  статика Коррадо Джини (1884 - 1965 гг.). Он варьируется от 0 до 1, и чем  выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе. Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с линией ОЕ, доходы в обществе распределены абсолютно равномерно. Считается, что его значение, большее, чем 0,4 (40), отражает достаточно высокую степень расслоения общества. [6, с.441] Можно сравнить показатель нашей страны с другими странами.

     Данные  Всемирного банка (2000 г.) таковы: Россия - 0, 37; Украина - 0, 31; Белоруссия - 0, 2816. Эксперты ЮНИСЕФ (2002 г.) полагают, что в Белоруссии индекс Джини составлял 0,24, а в Украине - 0,32. В отношении России они оперируют как последними данными 1998 г. - 0, 374

     Согласно  данным о развитии человеческого  потенциала ПРООН, индекс Джини составлял  в 2004 году для Российской федерации 0,31, для Украины - 0,29, для Беларуси – 0,30. Для Чешской республики данный индекс составил 0,25, для Венгрии - 0,26. С образцовой с точки зрения сочетания рыночных механизмов и эгалитарных ценностей Швеции Джини был равен 0,25. Напомним, что последние данные Джини для Советского Союза составляли 0,26.

     Самый высокий уровень Джини традиционно  фиксируется во многих африканских  и латиноамериканских странах, отличающихся общей социальной неустроенностью - Нигере (0,5), Центральноафриканской  республике (0,61), Намибии (0,7 - мировой рекорд), Парагвае (0,57), Гватемале (0,59), Сальвадоре (0,53). Наиболее же низкие показатели Джини фиксируются в европейских странах.

     Важный  стратегический ориентир социальной политики — всемерное стимулирование мотивации  экономической активности человека, создание условий для проявления его инициативы, энергии и способностей, возможностей обеспечивать своим трудом достойный уровень жизни. Проведение такой стратегической линии требует серьезных сдвигов в общественном сознании и сложившейся системе ценностей, преодоления многолетних стереотипов, привычки рассчитывать не на свои силы, а на благодеяние властей. Для всей долгосрочной перспективы остается актуальной задача обеспечения социальной справедливости.

     Социальная  справедливость означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов. Социальная справедливость заключается в равных стартовых возможностях для всех граждан. Это исходная база социальной политики. Однако есть ли в нашей стране справедливость? Мнения по этому вопросу могут расходиться. Некоторые считают, что есть, но как правило это те люди, которым приходится беспокоиться о еде на завтрак, обед или ужин, о детях, их здоровье и образовании.

Информация о работе Основные элементы социальной политики