Организация производства детали "Втулка"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы разработать и рассчитать организацию производства изготовления детали «втулка».
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- выбрать и обосновать тип производства детали;
- выбрать и рассчитать потребное количество и марку станков и материалов, необходимых для изготовления данной детали;

Работа содержит 1 файл

Курсов. Орг.Пр..docx

— 147.55 Кб (Скачать)

С точки зрения технологической  однородности оборудования различают  обслуживание:

- станков-дублеров, т. е. однотипных станков, на которых выполняются одинаковые операции;

- однотипного оборудования, на котором выполняются разные операции;

- технологически разнородного оборудования, если в состав оборудования входят различные станки.      

По соотношению длительности операций, выполняемых многостаночным комплексом (при разнообразном сочетании операционного времени –  машинного и ручного), различают:

           - операции на всех станках одинаковые по длительности и структуре;

- операции, разные по структуре, но одинаковые по длительности;

- операции, длительность которых неравная, но кратная.

По форме организации труда  различают:

- индивидуальное многостаночное обслуживание, если один рабочий обслуживает несколько станков;

           - коллективное многостаночное обслуживание, если несколько станков, агрегатов или аппаратов обслуживает звено или бригада рабочих разных специальностей и уровней квалификации.

При необходимости в такие звенья (бригады) многостаночников могут включаться и вспомогательные рабочие, например, наладчики или рабочие по текущему ремонту и техническому обслуживанию технологического оборудования.

Система обслуживания оборудования в  условиях многостаночной работы может  быть циклической, нециклической и  комбинированной. 
           Циклическое (маршрутное) обслуживание предполагает регламентируемый, циклический обход станков по заранее утвержденному маршруту.

Нециклическое (сторожевое) обслуживание имеет место при обслуживании группы разнотипного оборудования, на котором выполняются операции разной длительности. В этом случае рабочий-многостаночник наблюдает за работой всех станков  и подходит к тому, который требует  обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           4 Обслуживание рабочих мест

 

4.1 Организация и обслуживание рабочего места

 

 

Организация рабочего места представляет собой материальную основу, обеспечивающую эффективное использование оборудования и рабочей силы. Главной ее целью  является обеспечение высококачественного  и эффективного выполнения работы, в установленные сроки на основе полного использования оборудования, рабочего времени, применения рациональных приемов и методов труда, создания комфортных условий труда, обеспечивающих длительное сохранение работоспособности  работников. Для достижения этой цели к рабочему месту предъявляются  технические, организационные и  эргономические требования.

С технической стороны, рабочее  место должно быть оснащено прогрессивным  оборудованием, необходимой технологической  и организационной оснасткой, инструментом, контрольно-измерительными приборами, предусмотренными технологией, подъемно-транспортными  средствами.

С организационной стороны, имеющиеся  на рабочем месте вышеперечисленное  оборудование, должно быть рационально расположено в пределах рабочей зоны; найден вариант оптимального обслуживания рабочего места по его своевременному обеспечению сырьем, материалами, заготовками, деталями, инструментом, ремонтом оборудования и оснастки, уборкой отходов, обеспечены безопасные и безвредные условия труда.

С экономической стороны организация  рабочего места должна обеспечить оптимальную  занятость работника(ов), максимально высокий уровень производительности труда и качество работы.

Эргономические требования имеют  место при проектировании оборудования, технологической и организационной  оснастки, планировке рабочего места.

Процессу труда работника, независимо от того какие функции он выполняет, свойственны присущие ему закономерности определяющие:

- размещение работника в рабочей зоне;

- положение рабочей позы;

           - последовательность, количество и пространственную протяженность составляющих трудовой процесс трудовых движений;

- последовательность вхождения человека в работу;

- появление, наращивание и снижение утомляемости.

Эргономика исследует влияние, оказываемое на функциональное состояние  и работоспособность человека различными факторами производственной среды. Последние учитываются при проектировании оборудования, организационной и  технологической оснастки, при обосновании  планировки.

Правильная планировка должна предусматривать  такое размещение работника в  зоне рабочего места и такое расположение в ней предметов, используемых им в процессе работы, которые бы обеспечили наиболее удобную рабочую позу; наиболее короткие и удобные зоны движения; наименее утомительные положения корпуса, рук, ног и головы при длительном повторении определенных движений.

Таким образом, задачи в области  организации труда в области  организации рабочих мест направлены на достижение рационального сочетания  вещественных элементов производственного  процесса и человека, обеспечение  на этой основе высокой производительности и благоприятных условий труда.

Обслуживание рабочих мест является важной частью производственного процесса и имеет своей целью их обеспечения  средствами и предметами труда, необходимыми для осуществления производства. Такое обслуживание включает:

- своевременное доведение до рабочих производственного задания с соответствующей документацией;

- бесперебойное снабжение рабочих мест материалами, заготовками, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, инструментом и приспособлениями;

- ремонтное обслуживание, наладочные и транспортные работы, контроль качества продукции, поддержание чистоты на рабочих местах.

Эффективность труда вспомогательных  рабочих, выполняющих перечисленные  выше функции, во многом зависит от того, какая система обслуживания основных рабочих принята на предприятии. Система обслуживания представляет собой комплекс регламентированных по объему, периодичности, срокам и  методам мер, определяющих сферу  деятельности отдельных групп вспомогательных рабочих по обеспечению рабочих мест основных рабочих материалами, инструментом, документацией и комплексом услуг и работ, необходимых для бесперебойного высокопроизводительного труда. Она должна соответствовать типу производства и характеру труда на рабочих местах основного производства, увязана со структурой производства и управления, обеспечивать комплексность обслуживания.

Система обслуживания рабочих мест базируется на функциональном разделении труда на предприятии, в результате которого основные рабочие максимально высвобождаются от выполнения вспомогательных работ, а каждая функция обслуживания осуществляется определенными профессионально-квалификационными группами вспомогательных рабочих.

Различают следующие функции обслуживания рабочих мест:

- производственно-подготовительная – комплектование предметов труда, выдача производственного задания и технической документации, проведение производственного инструктажа;

- инструментальная – обеспечение инструментом и приспособлениями, заточка и ремонт инструмента;

- наладочная – наладка, переналадка и подналадка оборудования и технологической оснастки.

Первоначальная наладка заключается  в установке, оснащении и регулировке  нового оборудования; переналадка –  в смене оснастки и регулировки  оборудования при переходе к производству нового изделия; подналадка – в устранении появившихся в ходе выполнения производственного  задания нарушений в работе оборудования, приспособлений и оснастки;

- контрольная - контроль качества продукции и соблюдение  технологического режима, предупреждение брака, обслуживание и ремонт мерительного инструмента и контрольно-измерительной аппаратуры;

- транспортно-складская – приемка, учет, хранение и выдача материалов, деталей, инструмента, доставка к рабочим местам предметов и средств труда, вывоз с рабочих мест готовой продукции, а также отходов производства;

- поддержания в рабочем состоянии основного и вспомогательного оборудования, включающая его профилактическое обслуживание, все виды ремонтов;

- энергетическая – обеспечение рабочего места (единицы оборудования) всеми видами энергии – электричеством, сжатым воздухом, паром и т.д.;

- ремонтно-строительная – текущий ремонт производственных помещений строительство мелких вспомогательных помещений, ремонт дорог и подъездных путей;

- хозяйственно-бытовая – систематическая уборка производственных помещений и территорий, санитарно-гигиеническое и культурно-бытовое обслуживание.

Все эти функции могут выполняться  по различным системам: централизованной, децентрализованной и смешанной.

При централизованной системе, обслуживание осуществляется едиными функциональными  службами предприятия.

Децентрализованная система предусматривает, что функции обслуживания выполняются  либо производственными, либо обслуживающими рабочими, находящимися в данных подразделениях (цех, участок, линия).

При смешанной (комбинированной) системе  одни функции обслуживания выполняются  централизованно, другие – децентрализовано.

Значительными организационными и  экономическими преимуществами обладает централизованное обслуживание. Оно  позволяет более рационально  использовать работников обслуживающих служб.   

Что, в свою очередь, позволяет концентрировать их усилия в необходимый период на определенных участках обслуживания, механизировать труд и т.д.

При этом улучшаются возможности для  организации внутрипроизводственного  планирования работ по обслуживанию, что повышает его качество, надежность, своевременность, экономичность. Не случайно, на таких  предприятиях, как ВАЗ, КамАЗ, централизация вспомогательных служб приближается к 100 %.

При децентрализованной системе каждый руководитель цеха имеет в своем  подчинении вспомогательных рабочих, которые выполняют весь комплекс необходимых работ. Это обеспечивает своевременность и оперативность  их выполнения. Однако, как показала практика, при этой системе сложно обеспечить нормальную и стабильную занятость вспомогательного персонала, рациональное его использование  в соответствии с квалификацией.

Наибольшее распространение на предприятиях промышленности получила смешанная (комбинированная) система  обслуживания, при которой часть  функций обслуживания осуществляется централизованно, а другая часть  – децентрализовано.

На  выбор той или иной системы обслуживания влияют такие факторы как масштаб и тип производства, производственная структура предприятия, качественный уровень имеющегося оборудования, сложность выпускаемой продукции, требования к ее качеству, планировка производственных площадей и т.д. Однако, во всех случаях, критерием выбора оптимальной системы обслуживания является стремление к минимизации затрат рабочего времени и материальных ресурсов на обслуживание. При этом необходимо добиваться высокого качества этого обслуживания.  

С этой точки зрения, в основу построения любой из перечисленных систем должны быть  заложены следующие принципы:

- планово-предупредительный, профилактический характер;

- гибкость;

- комплексность;

- высокое качество обслуживания;

- экономичность.

Планово-предупредительный, профилактический характер обслуживания означает согласование системы обслуживания с оперативно-календарным  планированием хода основного производства, предварительную подготовку и доставку всего необходимого для эффективного функционирования рабочего места, включая  комплектование его материалами, заготовками, инструментом, приспособлениями, документацией  в течение всех смен. Регламент обслуживания должен быть подчинен графику основного производства.

На основании этого условия работы, требующие остановки оборудования, должны выполняться во внутрисменные и междусменные перерывы, или в нерабочие дни.

Гибкость системы означает возможность  оперативной ее перестройки в  связи с возможными отклонениями от нормального хода процесса обслуживания.

Комплексность системы предполагает согласование и увязку между собой  всех функций обслуживания, выполняемых  различными службами предприятия в  течение одного и того же промежутка времени, и на одних объектах.

Высокое качество и экономичность  обеспечиваются соответствующей квалификацией  вспомогательных рабочих, при оптимальной  их численности, четкая организация  их труда, обеспечением всем необходимым  для выполнения своих функций.

Конкретное обслуживание рабочих  мест может осуществляться в виде одной из трех основных форм: стандартной, планово-предупредительной и дежурной.

Стандартное (регламентированное) обслуживание позволяет строго увязать работу обслуживающего персонала с графиком работы основного производства и  тем самым сводит к минимуму простои  основных рабочих и оборудования. Эта увязка обеспечивается разработкой  графиков или расписаний, согласно которым функции обслуживания осуществляются в обязательном порядке и объеме, в установленные сроки. К достоинствам данной формы обслуживания относится  обеспеченность полной загрузки вспомогательных  рабочих, сокращение затрат времени  на обслуживание, высокое качество работ. Эта система наиболее целесообразна  в условиях массового и крупносерийного  производства.

В серийном производстве, где существует большая вероятность возможных  отклонений от нормального течения  производственного процесса, целесообразно  использовать планово-предупредительное  обслуживание. Эта форма  носит  предупредительный характер, который  находит выражение в предварительном  комплектовании рабочей документации, инструментов и приспособлений, заготовок, проведение ремонтов, наладок и других работ. Все комплекты, в соответствии с календарными планами-графиками  основного производства изделий, заблаговременно  доставляются на рабочее место. Таким  образом, обеспечивается четкая и ритмичная  работа обслуживающего персонала и минимальная вероятность возникновения простоев у основных рабочих.

Информация о работе Организация производства детали "Втулка"