Организация кредитования корпоративных клиентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов информационного обеспечения кредитования корпоративных клиентов и выявление основных проблем информационного обеспечения кредитования корпоративных заемщиков.
Достижение поставленной цели обеспечивается посредством решения следующих задач:
 рассмотреть понятие корпоративных клиентов;
 изучить теоретические аспекты организации кредитования корпоративных клиентов;
 рассмотреть основные этапы процесса кредитования корпоративных клиентов
 выявить основные проблемы организации кредитования корпоративных клиентов;

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

   В современных условиях кредитование корпоративных клиентов является одной  из самых рискованных операций любого коммерческого банка, и неразумный подход к его осуществлению способен привести к потере ликвидности или к банкротству. Высокий риск кредитования корпоративных клиентов, связан с большими суммами совершаемых сделок и со сложной процедурой выдачи кредита. Это и обуславливает значимость и важность данной категории заемщиков.

   Российский  бизнес как таковой существует менее  двадцати лет и в этих условиях далеко не всегда можно говорить о  сложившихся положительных репутациях и кредитных историях заемщиков, в силу низкой прозрачности проводимых клиентами операций и недостоверности представляемых данных.

   Отсутствие  ликвидного и достаточного обеспечения и проблема его оценки решается при помощи бланковых (беззалоговых) кредитов. Однако размер таких кредитов ограничен в связи с высокими рисками, которые может понести банк.

   Решение вышеперечисленных проблем достигается  по мере повышения профессионального  уровня специалистов банка и при использовании индивидуального подхода к клиенту.

   Задача  руководства коммерческого банка – предотвращение отрицательных результатов деятельности и выявление возможных методов и путей решения вышеизложенных проблем. В этой связи грамотная организация процесса кредитования является важной задачей деятельности банка и позволяет банку повысить свою привлекательность и конкурентоспособность.

   Таким образом, в процессе кредитования корпоративных клиентов в банках существуют специфические проблемы. Решение их предполагает проведение предварительного планирования, анализа по определению последствий их применения. Окончательное решение должно быть принято с учетом всех существенных аспектов. Учитывая сказанное выше, можно с уверенностью сказать, что эффективная организация кредитования относится к необходимым условиям успешной работы банка, т.к. создаются предпосылки для повышения привлекательности и конкурентоспособности банков и увеличения банковских ресурсов.

 

    ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРЕДИТОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ 

   2.1. Сущность и значение информационного обеспечения  

   Информационное  обеспечение предназначено для  отражения информации, характеризующей состояние управляемого объекта и являющейся основой для принятия управленческих решений.

   В современной литературе приводится большое количество различного рода определений понятия «информационное обеспечение». [см. Приложение 5] При этом все точки зрения можно разделить на две группы. Представители первой группы считают, что информационное обеспечение – это совокупность определенных действий и элементов.

   Так, например, Золотогоров В.Г. под информационным обеспечением понимает «совокупность мероприятий и документов, обеспечивающих успешное функционирование системы, связанной с использованием, хранением, обновлением, передачей и обработкой информации, сохранением ее конфиденциальности». [22, с.183]

   В Энциклопедическом систематизированном  словаре-справочнике дано следующее определение информационного обеспечения (Information Provision (ensuring)): – «это совокупность процессов по подготовке и предоставлению специально подготовленной научно-технической информации для решения управленческих и научно-технических задач в соответствии с этапами их решения». [42]

   Румянцева Е.Е. под информационным обеспечением понимает «совокупность информационных ресурсов (банков данных), средств, методов и технологий сбора, обработки, накопления и выдачи информации (информационная и информационно-справочная работа), используемых в интересах объекта управления». [30, с.168]

   В Словаре по естественным наукам информационное обеспечение определено как «совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации и информационных массивов». [42]

   В Современном экономическом словаре содержится определение понятия «информационное обеспечение», отличное от всех остальных: «Информационное обеспечение – это создание информационных условий функционирования системы, обеспечение необходимой информацией, включение в систему средств поиска, получения, хранения, накопления, передачи, обработки информации, организация банков данных». [40] Точное такое же определение представлено в Большом экономическом словаре. [19, с.589] В данном случае под информационным обеспечением понимается ни совокупность, ни информация, а создание информационных условий.

   Ко  второй группе относятся авторы, понимающие под информационным обеспечением определенную информацию.

   Так, например, Райзберг Б.А. трактует информационное обеспечение как «информацию, необходимую для управления экономическими процессами, содержащуюся в базах данных информационных систем». [29, с.140] Такое же определение представлено в Большом экономическом словаре. [19, с.589]

   В Словаре по экономике и финансам информационное обеспечение определено как «информация, найденная в ходе работ по удовлетворению информационных потребностей пользователя и представленная в виде удобном для потребителя». [40]

   Итак, проанализировав точки зрения различных специалистов, автор в рамках настоящей работы, придерживаясь при этом второй точке зрения, под информационном обеспечением будет понимать, информацию, необходимую для управления экономическими процессами и обеспечивающую успешное функционирование этих процессов. По мнению автора, такое определение информационного обеспечения наиболее точно отражает его сущность и значение в рамках рассматриваемой темы.

   Цель  разработки информационного обеспечения  – повышение качества управления на основе повышения достоверности и своевременности данных, необходимых для принятия управленческих решений. Основное назначение – обеспечивать такую организацию и представление информации, которые отвечали бы любым требованиям пользователей, а также условиям автоматизированных технологий. [24, с.112]

   Основными носителями информации, используемыми  в сфере управления, являются документы. Документы – материальные носители, содержащие информацию, оформленную в установленном порядке и имеющие юридическую силу.

   В современной литературе существуют различные классификации информации. [см. Приложение 6]

   По  свойствам отражаемых явлений и процессов информация бывает двух видов – количественная и качественная. По степени применения различают информацию общего характера и специфическую информацию. В зависимости от сферы возникновения можно выделить юридическую, финансовую, техническую и др. виды информации. [39]

   По  способу образования информация подразделяется на первичную, производную и интегральную. По способу формирования информация бывает нормативная, плановая, учетная, отчетная и аналитическая. По отношению к предприятию различают информацию внутреннего и внешнего характера.

   Информация  внешнего характера может быть классифицирована как:

    • Информация, формируемая на финансовых рынках,
    • Информация налогового характера,
    • Информация о стоимости ресурсов на различных рынках,
    • Информация о конкурентах,
    • Информация о внешнеэкономической деятельности.

   Информация внутреннего характера представлена финансовой, статистической, внутренней отчетностью и данными первичного бухгалтерского учета. [41]

   Таким образом, информационное обеспечение представляет собой информацию, предназначенную для отражения данных, которые характеризуют состояние объекта управления и которые необходимы для управления любыми процессами в экономике. Информация всегда является основой для принятия управленческого решения. Правильная организация информационного обеспечения, соответствие информации основным требованиям таким, как объективность, достоверность, актуальность, конфиденциальность, полнота, своевременность получения и качественная однородность, приводят к оперативному, качественному и эффективному принятию решений.

   2.2. Особенности информационного обеспечения кредитования корпоративных клиентов 

   Под информационным обеспечением кредитования корпоративных клиентов автор понимает информацию, необходимую для организации кредитования данной категории заемщиков, сопровождающую процесс кредитования и обеспечивающую эффективное функционирования банка в данной области.

   Всякая  экономическая, в том числе и  кредитная, сделка требует определенного  документального оформления. В целом  комплект документов, представляемых клиентами в банк, регламентируется Положением ЦБ РФ «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» № 54-П.

   Необходимо  заметить, что в соответствии с  этим Положением банки обязаны иметь ряд внутренних документов, в том числе отражающих:

    • политику банка по предоставлению кредитов;
    • учетную политику и подходы к ее реализации;
    • процедуру принятия решений по кредитованию;
    • распределение полномочий между подразделениями и должностными лицами;
    • порядок кредитования клиентов кредитной организации. [5]

   Информационное  обеспечение кредитования корпоративных  клиентов имеет ряд особенностей. В связи с этим, всю кредитную информацию можно сгруппировать в три основных блока. [см. Приложение 7]

   Первый  блок информационного обеспечения включает в себя представляемую клиентом информацию, т.е. документы, которые определяют необходимость кредитной сделки и правовую основу клиента. Внутри данного блока можно выделить юридическую, финансовую и специальную информацию, а также информацию, характеризующую обеспечение кредита.

   Юридическая информация – это документы, подтверждающие правоспособность заемщика. К ним относятся:

  • анкета заемщика;
  • копия Устава, зарегистрированного в порядке, установленном законодательством (нотариально заверенная);
  • копия учредительного договора о создании предприятия (нотариально удостоверенная);
  • копия свидетельства о государственной регистрации предприятия (нотариально удостоверенная);
  • справка о регистрации выпуска ценных бумаг в ФСФР (для заемщиков, созданных в форме ОАО или ЗАО);
  • разрешения (лицензии) на занятие определенными видами деятельности;
  • копии документов, подтверждающих полномочия первых должностных лиц предприятия-заемщика;
  • карточка образцов подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом в банке, и оттиска печати (нотариально заверенная);
  • справки других банков, подтверждающих наличие у них открытого предприятию расчетного счета и (или) текущего валютного счета. [15, с.281]

   Данный  пакет документов необходим банку  для того, чтобы провести правовую экспертизу потенциального заемщика: проверить законность деятельности предприятия, определить его организационно-правовую форму, сроки деятельности с момента создания, величину объявленного и оплаченного капитала, права и обязанности руководства в подписании хозяйственных и других договоров, а также денежно-расчетных документов.

   Финансовая информация – документы, характеризующие финансовое состояние заемщика. В состав финансовой информации включаются:

  • годовая бухгалтерская отчетность за последний финансовый год;
  • аудиторское заключение по годовой бухгалтерской отчетности за последний финансовый год;
  • ежеквартальные бухгалтерские балансы;
  • расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности;
  • выписки оборотов по расчетным (текущим) счетам предприятия за последние 3-6 месяцев;
  • справки о кредитах, полученных предприятием в других банках, заверенные печатью и подписями первых должностных лиц этих банков (с указанием суммы кредитов, сроков их погашения, количества пролонгации, вида обеспечения по ним, наличия просроченной задолженности по основному долгу и (или) процентам по ссудам);
  • бизнес-план на текущий и последующие 1-2 года;
  • документы, подтверждающие добросовестную кредитную историю предприятия-заемщика в течение последних 3 месяцев до даты настоящего обращения в банк за получением ссуды, т.е. подтверждающие исполнение им всех условий кредитных договоров. [15, с.283]

Информация о работе Организация кредитования корпоративных клиентов