Организация кредитования корпоративных клиентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов информационного обеспечения кредитования корпоративных клиентов и выявление основных проблем информационного обеспечения кредитования корпоративных заемщиков.
Достижение поставленной цели обеспечивается посредством решения следующих задач:
 рассмотреть понятие корпоративных клиентов;
 изучить теоретические аспекты организации кредитования корпоративных клиентов;
 рассмотреть основные этапы процесса кредитования корпоративных клиентов
 выявить основные проблемы организации кредитования корпоративных клиентов;

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

1. Рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с потенциальным заемщиком;

2. Оценка кредитоспособности потенциального заемщика;

3. Структурирование кредита и заключение кредитного договора;

4. Предоставление кредита (выдача кредита);

5. Обслуживание кредита (кредитный мониторинг) и его погашение.

   Рассмотрим  более подробно содержание каждого  этапа кредитного процесса:

   Первый  этап – этап рассмотрения заявки на получение ссуды и интервью с потенциальным заемщиком. Предварительная информация о потенциальном заемщике частично отражена в кредитной заявке, в которой содержатся главные параметры ссудной операции: цель и сумма запрашиваемой ссуды, срок ссуды и порядок её погашения, виды обеспечения, порядок уплаты процентов. Банк тщательно анализирует заявку, а также прилагаемый к ней пакет необходимых документов, содержащих основные сведения о потенциальном заёмщике. [37, с. 29]

   В ходе первичного собеседования с  потенциальным заемщиком кредитный  менеджер выясняет первичные данные о клиенте и его мотивах  обращения в банк за кредитной  поддержкой. Методом интервью оцениваются причины, побудившие клиента оформить заявку, цели кредитования, планируемые источники погашения кредита, сфера деятельности и другие вопросы, позволяющие сформировать предварительное мнение о заявителе. [16, с.282]

   На  втором этапе кредитного процесса проводится анализ и оценка способности корпоративного заемщика погасить ссуду и проценты по ней в соответствии с кредитным договором. Источниками анализа служат данные баланса предприятия, отчёта о прибылях и убытках, кредитной заявки, информация о кредитной истории клиента. В мировой и отечественной практике используются три основных способа оценки кредитоспособности: способ финансовых коэффициентов, анализ денежных потоков и оценка делового риска.

   Способ финансовых коэффициентов предполагает применение для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, как правило, коэффициентов ликвидности; коэффициентов оборачиваемости (запасов, дебиторской задолженности, основных средств, активов); коэффициентов обеспеченности собственным капиталом; коэффициентов рентабельности. [28, с.111]

   Способ  анализа денежных потоков заключается в сопоставлении денежных притоков (прибыли, амортизации и др.) и оттоков (выплата налогов, дивидендов и др.) в период срока ссуды. [27, с.246]

   Способ  оценки делового риска заёмщика, основывается на определении уровня делового риска. Деловой риск связан с тем, что кругооборот фондов заёмщика прервётся или замедлится и не завершится в срок. [37, с.32]

   На  следующем этапе происходит структурирование кредита и заключение кредитного договора. Данный договор определяет взаимные права и обязанности банка-кредитора и клиента-заёмщика, цель и объект кредитования, размер, сроки, виды обеспечения ссуды, уровень ставки процента и другие условия выдачи, использования и погашения кредита.

   Четвертый этап предусматривает выдачу ссуды, то есть он заключается в определении порядка оформления и способ предоставления ссуды (в наличной и безналичной формах, в виде разовой ссуды, кредитной линии и т.д.).

   Предоставление  кредита сопровождается открытием ссудного счета, от правильного установления вида которого во многом зависит успех кредитной сделки. При этом обычно используют следующие виды ссудных счетов: отдельный (простой), специальный, контокоррентный. [37, с.34]

   На  заключительном этапе проводится кредитный мониторинг, который представляет собой контроль банка за целевым использованием и погашением ссуды. Банк регулярно контролирует целевое использование ссуды, достаточность обеспечения кредита, своевременное погашение основного долга и процентов и выполнение иных условий кредитного договора. Для этого банк проверяет текущее состояние финансовой и хозяйственной деятельности заёмщика, в случае необходимости проводит аудиторские проверки на предприятии заёмщика.[15, с.280]

   Единой  модели погашения кредита не существует. На практике используют следующие варианты погашения ссуды:

  • эпизодическое погашение на основе срочных обязательств;
  • погашение по мере фактического накопления собственных средств и снижения потребности в кредите с расчётного счёта заёмщика;
  • систематическое погашение на основе заранее фиксируемых сумм (плановых платежей);
  • зачисление выручки, минуя расчётный счёт, в уменьшение ссудной задолженности;
  • отсрочки погашения кредита;
  • перенос просроченной задолженности на особый счёт «просроченные кредиты»;
  • списание просроченной задолженности за счёт резервов банка. [37, с.34]

   Рассмотренные варианты погашения кредитной задолженности позволяют классифицировать этот процесс в зависимости от ряда критериев. К ним относятся полнота возврата, частота погашения, время осуществления, источники погашения и др.

   По  полноте возврата выделяют полное и частичное погашение кредита. По частоте погашения – разовое и многоразовое погашение кредита. По времени осуществления можно выделить систематическое и многоразовое погашение кредита. По источникам погашения кредитной задолженности – собственные средства клиента, использование нового кредита, списание средств со счёта гаранта, поступление средств со счёта другого предприятия, бюджетные поступления. [21, с.213]

   Таким образом, каждый банк строго конфиденциально разрабатывает стратегию своего развития в области кредитования, руководствуясь результатами проведенного анализа, конъюнктурой рынка банковских продуктов и услуг, состоянием экономики и отдельных ее отраслей, как в целом, так и на региональном уровне, а также результатами оценки своей текущей деятельности и рейтинга банков-конкурентов.

   Определив основные ориентиры развития на ближайшую перспективу, ключевые стратегические задачи в сфере кредитования, банк приступает к их реализации по средствам проведения кредитных операций строго в той последовательности, которая регламентирована его внутренними документами. Следовательно, прежде чем клиент получит кредит, должно последовательно смениться несколько этапов: рассмотрение заявки на получение кредита, анализ и оценка кредитоспособности заёмщика, оформление кредитного договора. Также после выдачи кредита банк проводит кредитный мониторинг до момента погашения заемщиком кредитной задолженности. В принципе технология предоставления ссуд российскими коммерческими банками схожа, но имеет свои особенности, которые продиктованы современным состоянием экономики России и ее банковской системы.

   1.4. Проблемы организации кредитования корпоративных клиентов 

   Банковская  система РФ нуждается в совершенствовании, в разработке фундаментальных и прикладных основ, обеспечивающих ее устойчивое развитие, в устранении негативных черт, которые проявляются в современной банковской практике.

   Кредитование  корпоративных клиентов один из основных видов деятельности коммерческих банков. Но вместе с тем это и довольно рисковое дело. Не зря банки требуют  столь внушительные пакеты документов. Так, ни один перечень не обходится без заявления на предоставление кредита, анкеты поручителей, финансовой отчетности за два последних квартала текущего года с отметкой инспекции, списка основных средств, копий договоров с крупными покупателями и поставщиками, учредительных документов.

   В процессе организации кредитования корпоративных клиентов банки сталкиваются с рядом проблем, которые можно разделить на общие и специфические.

   Общие проблемы – это проблемы, с которыми соприкасается любой коммерческий банк, они формируются вне банка по не зависящим от него причинам. К ним относятся:

  • Высокая конкуренция среди банков;
  • Нестабильность и противоречивость законодательной базы;
  • Высокие процентные ставки за пользование кредитом.

   На  сегодняшний день количество коммерческих банков, как российского, так и иностранного происхождения, их филиалов и подразделений достигло такого количество, что даже встает вопрос об их необходимости, практически каждый месяц открывается новый филиал или дополнительный офис. В связи с этим происходит утечка кадров, а вместе с ними и часть корпоративных клиентов.

   В России банковское законодательство пока не образует целостной системы. Существующие законы не вполне отвечают потребностям экономики переходного периода, постоянно вносятся поправки, корректировки в законодательные и нормативные документы.

   Особо следует отметить необходимость  совершенствования банковского  законодательства в области кредитования реального сектора экономики, в  том числе институциональной  структуры кредитных отношений, правовых отношений между кредиторами и заемщиками, обеспечивающих защиту их прав и интересов, а также создания налоговых льгот для кредитных организаций, осуществляющих кредитование предприятий реального сектора экономики.

   До  сих пор не решен вопрос о высвобождении от налогов части прибыли банков, направляемой на увеличение уставного капитала. Продолжает существовать двойное налогообложение доходов на вложенный капитал – налог на прибыль и налог на дивиденды. Освобождение от налогов суммы начисляемых дивидендов позволит банку повышать капитализацию. [35, с.56]

   Отсутствуют специальные законодательные нормы, регулирующие долгосрочное кредитование. Действующее банковское законодательство не проводит различий между кратко- и долгосрочным кредитованием –  как по источникам, так и по методам обеспечения ликвидности. Различные подзаконные акты оставляют много места для произвола.

   Корпоративные заемщики ищут более выгодные для себя кредитные условия, а банки в свою очередь не могут снизить ставки по кредитам, так как в условиях растущей инфляции цена за кредит включает не только доходность банка от проведенной операции, но и уровень инфляции. Темпами инфляции трудно управлять, а порой даже и невозможно, однако банки могут учитывать их при планировании своей деятельности.

   Специфические проблемы – это проблемы банка как кредитной организации, которые формируются внутри него и связаны с организацией процесса кредитования. К таким проблемам можно отнести:

  • Отсутствие единой методической и нормативной базой организации кредитного процесса;
  • Долгий срок рассмотрения кредитной заявки;
  • Высокий кредитный риск;
  • Недостоверность представленных заемщиками данных;
  • Низкий уровень прозрачности проводимых клиентом операций;
  • Оценка кредитоспособности;
  • Оценка залога.

   Специфика современной практики кредитования состоит в том, что российские банки не обладают в ряде случаев  единой методической и нормативной  базой организации кредитного процесса. Поэтому каждый из банков, исходя из своего опыта, вырабатывает свои подходы, свою систему кредитования, свои способы оценки кредитоспособности клиента исходя из существующих в современной литературе и используемых на практике методов оценки, предлагает клиентам собственный набор кредитных услуг, по собственным условиям (сроки, ставки, обеспечение и прочее), банк разрабатывает собственный процесс организации кредитования корпоративных клиентов. [38, с.13]

   Зачастую  корпоративным заемщикам деньги нужны «прямо сейчас». Время, потраченное на сбор огромного пакета документов, который должен представить клиент в банк, время, которое менеджер и кредитный комитет рассматривают заявку на кредит, все это приводит к затягиванию во времени процесса кредитования. А для клиентов банка время очень дорого.

   Банк  отдает предпочтение заемщикам, которые  планируют свои финансовые потоки и  заранее приходят за кредитом. Кредитное  решение действует в течение  шестидесяти дней, что позволят заемщику заранее подготовиться к «высокому» сезону, собрать все документы, получить кредитное решение и взять деньги в тот момент, когда они ему будут необходимы.

   Выход из данной проблемы очень простой – повышение доверия между банками и заемщиками. Банк и клиент должны выступать как деловые партнеры. Заемщики должны понимать, что банку выгодно, чтобы бизнес заемщика работал прибыльно. Более того, банк может выступать в качестве финансового консультанта для клиентов. Нужно стараться консультировать своих клиентов по всем возникающим финансовым вопросам, что помогает клиенту лучше оценивать и развивать свой бизнес.

Информация о работе Организация кредитования корпоративных клиентов