Организация кредитования корпоративных клиентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов информационного обеспечения кредитования корпоративных клиентов и выявление основных проблем информационного обеспечения кредитования корпоративных заемщиков.
Достижение поставленной цели обеспечивается посредством решения следующих задач:
 рассмотреть понятие корпоративных клиентов;
 изучить теоретические аспекты организации кредитования корпоративных клиентов;
 рассмотреть основные этапы процесса кредитования корпоративных клиентов
 выявить основные проблемы организации кредитования корпоративных клиентов;

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

   ВВЕДЕНИЕ 

   Информационное  обеспечение кредитования имеет  сложную структуру и определяется различными факторами: уровнем управления, целевым назначением информации, составом пользователей и др. На уровне коммерческого банка основу информационного обеспечения кредитования составляет различная кредитная и служебная документация.

   Организация эффективного управления информационными  потоками традиционно имеет крайне важное значение не только для предприятий  и организаций, но и для банковской сферы в целом. Любой коммерческий банк несомненно сталкивается с необходимостью обработки большого объема информации. Важной особенностью проводимых банком операций является их обязательное документирование, что предусматривает создание, хранение и использование объемных массивов документации как в бумажном, так и в электронном виде.

   В силу того, что главной активной работой банка является кредитование корпоративных клиентов, можно смело утверждать, что достаточно остро проявляется необходимость организации эффективного информационного обеспечения кредитования именно данной категории заемщиков. В этих условиях одной из основных задач становится участие в формировании эффективного информационного обеспечения банка в целом.

   Одним из важнейших направлений деятельности коммерческих банков, как уже было сказано выше, является кредитование. В банковской практике применяются различные виды кредитов. Основная доля кредитных операций в разрезе субъектов кредитования приходится на корпоративных клиентов. Приоритет предоставления кредитов юридическим лицам перед другими субъектами кредитования объясняется тем, что юридические лица – это системообразующий фактор развития экономики государства. В России это проявляется особенно, так как в отличие от стран с развитой экономикой, где зависимость юридических лиц от кредитов уменьшается, для российских предприятий банковский кредит является практически единственным источником для получения денежных ресурсов.

   В настоящее время функционирует  множество коммерческих банков, которые  предоставляют кредитные услуги корпоративным клиентам. Именно банки, аккумулируя огромные временно высвобождающиеся денежные ресурсы, направляют их по каналам кредитной системы, прежде всего, в ключевые, самые динамичные секторы и отрасли, способствуя тем самым структурной перестройке экономики. Также организация кредитования юридических лиц позволяет банку получать основные доходы, что способствует повышению устойчивости и надёжности банка.

   В современных российских условиях кредитование юридических лиц является одной  из самых рискованных активных операций банка, и неразумный подход к его осуществлению способен привести к потере ликвидности и, в конечном счёте, к банкротству. Поэтому необходимо уделять большое внимание не только основам кредитования, но и в главной степени информационному обеспечению, что позволит избежать некоторых ошибок, возникающих в процессе кредитования.

   В связи с выше изложенным выбранное  направление курсовой работы является чрезвычайно актуальным.

   Так как информационное обеспечение кредитования корпоративных клиентов – это обширный, многогранный процесс, то целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов информационного обеспечения кредитования корпоративных клиентов и выявление основных проблем информационного обеспечения кредитования корпоративных заемщиков.

   Достижение  поставленной цели обеспечивается посредством  решения следующих задач:

  • рассмотреть понятие корпоративных клиентов;
  • изучить теоретические аспекты организации кредитования корпоративных клиентов;
  • рассмотреть основные этапы процесса кредитования корпоративных клиентов
  • выявить основные проблемы организации кредитования корпоративных клиентов;
  • рассмотреть сущность понятия «информационное обеспечение»;
  • определить особенности информационного обеспечения кредитования корпоративных клиентов;
  • выявить основные проблемы информационного обеспечения кредитования корпоративных клиентов.

   В работе были использованы такие методы исследования, как изучение научной  литературы, метод экспертных оценок, сравнения, сопоставления, систематизации, классификации и анализа экономической литературы, группировки и обобщения данных.

   Объектом  исследования в данной работе выступает  кредитование корпоративных клиентов. Предмет исследования – информационное обеспечение кредитования корпоративных клиентов.

   Поставленные цели и задачи определили следующую структуру курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

   Во  введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель, задачи, объект и предмет исследования, раскрывается содержание работы.

   В первой главе рассматриваются понятие корпоративных клиентов, сущность и значение кредитования корпоративных заемщиков, основные этапы процесса кредитования корпоративных клиентов, а также обозначены и раскрыты проблемы, связанные с организацией кредитования корпоративных заемщиков в коммерческих банках.

   Вторая  глава работы посвящена изучению сущности и значения понятия «информационное обеспечение», особенностей информационного обеспечения кредитования корпоративных клиентов, а также в ней обозначены и проанализированы основные проблемы информационного обеспечения кредитования корпоративных заемщиков в российских банках.

   В заключении подводятся итоги проведенного исследования и представлены основные выводы по проделанной работе.

   При подготовке курсовой работы были использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации в области регулирования деятельности коммерческих банков, учебная и научно-методическая литература зарубежных и отечественных авторов, материалы периодической печати, сайты Интернет.

   Теоретическую основу работы составили методологические и методические разработки основных исследователей в области банковского дела и банковского кредитования, в области информационного обеспечения таких, как: Жуков Е.Ф., Тагирбеков К.Р., Челноков В.А., Жарковская Е.П., Белоглазова Г.Н., Коробова Г.Г., Лаврушин О.И., Райзберг Б.А., Тютюнник А.В., Тавасиев А.М., Печникова А.В. и др.

   Иллюстративный  материал к работе в виде таблиц и схем представлен в 7 приложениях.

   Курсовая  работа носит не только теоретический, но и практический характер. Материалы  исследования могут быть использованы при разработке практических рекомендаций по совершенствованию информационного обеспечения кредитования корпоративных клиентов в коммерческих банках.

 

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КЛИЕНТОВ 

   1.1. Понятие корпоративных клиентов 

   Одним из важнейших направлений деятельности коммерческих банков является кредитование. Рассматривая основных субъектов банковского кредитования – акционерные и частные компании, кредитно-финансовые учреждения (банки), население, федеральные и местные органы власти, – можно выделить клиентов, относящихся к категории корпоративных, заслуживающих особого внимания. Основная доля кредитных операций в разрезе субъектов кредитования приходится на корпоративных клиентов.

   В современной экономической литературе нет четкого определения понятия  корпоративных клиентов. Чаще всего  это понятие встречается на практике.

   Так, одни авторы под корпоративным клиентом понимают юридическое лицо, другие – вообще не рассматривают данное понятие.

   Например, Тагирбеков К.Р. считает, что корпоративные клиенты – «это юридические лица, клиенты банка (кроме кредитных организаций, населения, субъектов Федерации и муниципальных образований)». [27, с.238] В свою очередь клиент (от лат. cliens), по мнению данного автора, – «это лицо, пользующееся услугами учреждения, организации, предприятия (например, клиент банка), постоянные покупатели, заказчики». [27, с.238]

   Такое определение корпоративных клиентов недостаточно четкое, оно не отражает специфику данной категории заемщиков, так как Тагирбеков К.Р. считает  понятие «корпоративные клиенты» и  понятие «юридические лица» тождественными.

   Большинство авторов таких, как Лаврушин О.И., Белоглазова, Тавасиев А.М. и др. вообще не рассматривают понятие «корпоративных клиентов». В их понимании всех субъектов банковского кредитования можно разделить на юридических и физических лиц. При определении понятия «юридическое лицо» Лаврушин О.И., Белоглазова Г.Н., Тавасиев А.М. и др. ссылаются на Гражданский кодекс РФ.

   В соответствии со ст.48 Гражданского Кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. [1]

   Такое определение понятия «юридическое лицо», по мнению автора настоящей работы, является достаточно узким, так как оно не отражает особенностей хозяйствующего субъекта как основного заемщика коммерческого банка.

   В банковской практике под корпоративными клиентами понимают крупных заемщиков – юридических лиц различных организационно-правовых форм (в основном в форме акционерного общества закрытого или открытого типа или общества с ограниченной ответственностью), чья задолженность перед банком превышает сто миллионов рублей. Эта цифра может варьироваться в пределах от семидесяти пяти миллионов и выше в зависимости от масштабов деятельности самой кредитной организации.

   Автор курсовой работы придерживается данной точке зрения, которая имеет практический характер, так как, по его мнению, такое определение наиболее точно отражает специфические особенности данной категории заемщиков, говорит об их значимости для банков.

   Итак, под корпоративными клиентами автор будет понимать: крупных заемщиков коммерческого банка – юридических лиц различных организационно-правовых форм, имеющих ряд специфических особенностей, а именно: индивидуальный подход, большой объем, высокая доходность и высокая рискованность совершаемой кредитной сделки.

   Таким образом, основными субъектами банковского кредитования являются корпоративные клиенты, которые заслуживают особого внимания в силу их особой значимости для коммерческих банков. Приоритет в предоставлении кредитов для данной категории заемщиков перед другими субъектами кредитования свидетельствует об особой роли корпоративного кредитования как системообразующего фактора развития российской экономики. В современных российских условиях кредитование корпоративных клиентов является одной из самых рискованных активных операций, и неразумный подход к его осуществлению способен привести к потере ликвидности и, в конечном счете, к банкротству банка.

   1.2. Сущность и значение кредитования корпоративных клиентов 

   В России кредитование является одной  из трех основных операций, определяющих понятие «банк». Экономический смысл кредитных операций можно охарактеризовать как неявную эмиссию безналичных денежных средств, осуществляемую для расширения денежной базы экономических отношений. Это становится возможным благодаря привлечению предприятиями на какое-то время дополнительного ссудного капитала при отсутствии собственных средств, необходимых для развития деятельности.

   В течение последнего времени в  экономически развитых странах наблюдается  значительное увеличение доли кредитных  операций в общем объеме осуществляемых банками операций, до 70% на сегодняшний день. Можно с уверенностью строить прогноз о том, что рынок привлеченных ресурсов будет развиваться и в дальнейшем, в том числе в нашей стране, где объем кредитования экономики существенно меньше реальных потребностей. Данное занижение продиктовано прежде всего тем, что экономическая ситуация в стране, на российских предприятиях и организациях достаточно сложна, в частности относительно высоки процентные ставки, устанавливаемые банками по долгосрочным кредитам, по кредитам на развитие производства, что тормозит развитие экономики в целом. Однако, в отличие от стран с развитой экономикой, где зависимость предприятий и организаций от банковского кредитования уменьшается, для российских предприятий банковский кредит является практически основным источником для получения денежных ресурсов.

Информация о работе Организация кредитования корпоративных клиентов