Организация кредитования корпоративных клиентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов информационного обеспечения кредитования корпоративных клиентов и выявление основных проблем информационного обеспечения кредитования корпоративных заемщиков.
Достижение поставленной цели обеспечивается посредством решения следующих задач:
 рассмотреть понятие корпоративных клиентов;
 изучить теоретические аспекты организации кредитования корпоративных клиентов;
 рассмотреть основные этапы процесса кредитования корпоративных клиентов
 выявить основные проблемы организации кредитования корпоративных клиентов;

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

   В широком смысле объект кредитования выражает не только предмет в его материальном, осязаемом состоянии, но и материальный процесс в целом, который вызывает потребность в ссуде и ради обеспечения непрерывности и ускорения которого заключается кредитная сделка. В данном случае объектом кредитования, к примеру, может быть временной разрыв в платежном обороте, когда собственных средств и поступающей выручки (доходов) предприятия оказывается недостаточно для осуществления текущих или предстоящих платежей. Как правило, причины такого разрыва носят объективный характер, связаны с сезонностью производства, снабжения и сбыта продукции, текущими временными потребностями в платежах. В отдельных случаях общая потребность в ссуде может быть связана и с субъективными факторами, выражающими недостатки в деятельности заемщиков. [17, с.247]

   Обеспечение кредита – это комплекс мероприятий (действий), в ходе которых формируются и поддерживаются потенциальные и реальные денежные потоки, перемещающие кредитные ресурсы от заемщиков к кредиторам. [28, с.73]

   Обеспечением банковского кредита могут служить залог, поручительство, банковская гарантия, переуступка требования (цессия), страхование кредитного риска.

   Особое  место среди способов обеспечения  исполнения обязательств занимает залог имущества, который определяют как комплекс правомочий кредитора в отношении имущества, выделенного должником в качестве обеспечения выполнения им принятых на себя обязательств. [21, с.205]

   Понятие «залог» – очень широкое понятие. Залог различается по способу владения, месту хранения и видам предметов и прав, которые могут быть переданы в залог. [см. Приложение 3]

   Поручительство – это способ обеспечения исполнения обязательств, сущность которого заключается в том, что поручитель обязывается отвечать перед кредитором другого лица за исполнение последним его обязательства полностью или его определенных пунктов. Тем самым поручительство повышает для кредитора вероятность исполнения обязательств, поскольку в случае их нарушения должником кредитор может предъявить свои требования поручителю. Поручительство является договором, заключаемым между поручителем и кредитором в рамках основного обязательства. [11, с.268]

   Банковская  гарантия – это способ обеспечения кредитных обязательств, неисполненных заёмщиком, банком-гарантом в соответствии с условиями выданной им гарантии по представлению письменного требования об уплате долга кредитором. [28, с.99]

   Банковская  гарантия как документ представляет собой одностороннее обязательство  в письменной форме, в соответствии с которым гарант обязуется оплатить кредитору по обеспечиваемому банковской гарантией обязательству определенную денежную сумму.

   Право кредитора в отношении гаранта  может быть реализовано путем  предъявления письменного требования до истечения срока, оговоренного в  гарантии, это требование должно отвечать условиям, предусматриваемым самой банковской гарантией и быть оформлено с приложением документов, указанных в гарантии, и обоснованием нарушения заемщиком основного обязательства. [16, с.324]

   За  выдачу банковской гарантии заемщик уплачивает гаранту вознаграждение, размер и порядок уплаты которого определяется соглашением о выдаче банковской гарантии.

   Одна  из главных отличительных черт банковской гарантии, выделяющих ее из круга всех остальных способов обеспечения исполнения обязательств – независимость банковской гарантии от основного обязательства. Принцип независимости обязательства гаранта перед кредитором от основного обязательства проявляется в том, что основаниями к отказу в удовлетворении требования кредитора могут служить только обстоятельства, связанные с несоблюдением условий самой гарантии, не имеющие никакого отношения к основному обязательству. [15, с.261]

   Следующей формой обеспечения своевременного возврата кредита заемщиком выступает  переуступка требований (цессия) и счетов заемщика в пользу третьего лица. Оформляется переуступка специальным соглашением или договором цессии по уступленному требованию (дебиторским счетам). Банк имеет право воспользоваться поступившей выручкой только для погашения выданного кредита и уплаты процентов за него. [28, с.101]

   В условиях формирования рыночных отношений в экономике и активного создания новых предприятий, основанных на различных формах собственности, которые не располагают достаточным капиталом, чтобы всегда гарантировать выполнение своих обязательств перед банком в части погашения ссуд, в 1990 г. в практику введена новая для России форма обеспечения возвратности ссуд – страхование ответственности заемщиков за непогашение кредита. В соответствии с установленным органами государственного страхования порядком заемщик заключает со страховщиком договор страхования, в котором предусматривается, что в случае непогашения кредита в установленные сроки страховщик выплачивает банку, выдавшему кредит, возмещение в размере от 50 до 90 % не погашенной заемщиком суммы кредита, включая проценты за пользование кредитом. Страхование кредитного риска как форма обеспечения возвратности ссуд является взаимовыгодной сделкой для всех участников. [28, с.100]

   Таким образом, кредитование корпоративных клиентов осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами кредитования. Последние представляют собой главный элемент системы кредитования, поскольку отражают сущность и содержание кредитных операций, а также требования объективных экономических законов. Нарушение принципов кредитования приводит к искажению экономического смысла кредитных операций.

   Основными составляющими элементами системы кредитования корпоративных клиентов являются: объект кредитования, субъект кредитования, обеспеченность кредитной операции и наличие доверия между банком и заемщиком. Базовые элементы системы кредитования неотделимы друг от друга. Успех в деятельности банка по кредитованию приходит только в том случае, если каждый из них дополняет друг друга, усиливает надежность кредитной сделки. С другой стороны, попытка разорвать их единство неизбежно нарушает всю систему, подрывает ее, может привести к нарушению возвратности банковских ссуд.

   1.3. Этапы кредитования корпоративных клиентов 

   Решением  вопросов о предоставлении корпоративным клиентам кредитов в коммерческих банках в основном занимаются кредитные отделы или управления (если банк является крупным, с филиальной сетью). Однако следует отметить, что их работа строится в тесной взаимосвязи с целым рядом других отделов, подразделений и служб банка, к которым, в частности, относятся: юридический отдел, служба безопасности банка, его бухгалтерия, казначейство, отдел методологии кредитных операций, отдел ценных бумаг и другие отделы, что обусловлено самой сутью процесса кредитования.

   Рассматривая  понятие «кредитование» как процесс, автор настоящей работы будет  использовать понятия «процесс кредитования»  и «кредитный процесс» как равнозначные.

   Итак, кредитным процессом корпоративных клиентов называется процесс предоставления банковской ссуды корпоративному заемщику на определенных заранее условиях.

   Под организацией кредитного процесса в  банке понимается техника и технология кредитования с целью соблюдения законодательных норм банковской деятельности, снижения кредитного риска и получения достаточной прибыли от совершенной кредитной сделки. [15, с.277]

   Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов, каждый из которых  вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для банка, а также позволяет установить взаимоотношения кредитного отдела с другими структурными подразделениями банка по выдаче кредита и управлению им.

   В современной экономической литературе нет единого подхода к выделению основных этапов кредитования корпоративных клиентов. [см. Приложение 4]

   Так Тагирбеков К.Р. считает, что «организация работы банка по предоставлению кредита, как правило, состоит из нескольких взаимодополняемых блоков процедур (в свою очередь состоящих из этапов) и выглядит следующим образом:

1. Программирование:

    1.1. Выбор кредитной политики банка.

    1.2. Разработка внутренних нормативных  документов банка.

2. Предоставление  банковской ссуды:

    2.1. Переговоры с заемщиком и первичный  анализ заявки на кредит.

    2.2. Анализ кредитоспособности заемщика.

    2.3. Принятие решения о предоставлении кредита и заключение кредитного договора.

3. Текущий  мониторинг кредитов:

    3.1. Оценка качества кредита.

    3.2. Оценка соблюдения условий кредитного  договора.

    3.3. Оценка состояния обеспечения  кредита.

4. Погашение  кредита

    4.1. Добровольное погашение кредита.

    4.2. Работа с проблемными ссудами». [27, с.239]

   Белоглазова Г.Н. в кредитном процессе выделяет пять основных этапов: разработку стратегии кредитных операций; знакомство с потенциальным заемщиком (рассмотрение заявки на кредит и пакета документов к ней); оценку кредитоспособности заемщика и риска, связанного с выдачей ссуды; подготовку и заключение кредитного договора и обеспечительных обязательств, выдачу кредита; кредитный мониторинг (контроль за выполнением условий договора и погашением кредита). [15, с.278]

   Тавасиев  А.М. говорит о том, что «организация банковского кредитования включает (помимо формирования кредитной политики и определения системы мер, способных ее реализовать):

  • рассмотрение заявки (заявления) клиента о выдаче ему кредита;
  • принятие уполномоченными лицами и органами банка соответствующего (положительного либо отрицательного) решения;
  • подготовку и заключение кредитного договора;
  • процессы выдачи кредита, его сопровождения, возврата (погашения), контроля на всех этапах». [31, с.158]

   Подход Тагирбекова К.Р., Белоглазовой Г.Н. и Тавасиева А.М., по мнению автора, является довольно широким, отражающим не только сам процесс кредитования, но и процесс разработки кредитной политики.

   Тютюнник  А.В. считает, что «в современных коммерческих банках могут быть реализованы различные технологии кредитования, обусловленные организационной структурой банка, направлением деятельности на рынке финансовых услуг, кредитной политикой банка и другими причинами. Наиболее распространенная бизнес-модель процесса кредитования для любого коммерческого банка может быть разбита на пять укрупненных бизнес-процессов: предварительную стадию, подготовку оформления кредита, выдачу кредита, последующий мониторинг, прекращение кредитного договора». [32, с.66]

   Печникова А.В. в кредитный процесс (процесс кредитования) включает пять основных этапов: «рассмотрение заявки на кредит, оценка кредитоспособности заемщика, оформление кредитного договора, выдача ссуды, контроль за целевым использованием и погашением ссуды (кредитный мониторинг)». [28, с.94]

   Подходы Тютюнника А.В. и Печниковой А.В., по мнению автора настоящей работы, схожи, отличие состоит лишь в названии этапов кредитного процесса, однако содержание их совпадает.

   Коробова  Г.Г. считает, что «процесс кредитования условно можно разделить на несколько этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи и погашения:

    1. Рассмотрение кредитной заявки и собеседование с клиентом;
    2. Изучение кредитоспособности клиента;
    3. Подготовка и заключение кредитного договора, выдача кредита;
    4. Формирование резерва на возможные потери по ссудам;
    5. Контроль банка за выполнением условий договора и погашением кредита (сопровождение кредита);
    6. Работа банка с проблемными ссудами». [16, с. 280]

   Такой подход, по мнению автора, немного отличается от всех остальных. Коробова Г.Г. отдельно выделяет этап формирования резерва  на возможные потери по ссудам и  работу с проблемными ссудами, тогда как остальные экономисты включают их в состав других этапов и отдельно не рассматривают.

   Итак, проанализировав мнение различных  экономистов, автор настоящей работы считает целесообразным выделение следующих этапов процесса кредитования корпоративных клиентов:

Информация о работе Организация кредитования корпоративных клиентов