Организация фирменной торговли и сервиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Фирменную торговлю образуют промышленные предприятия, выпускающие товары народного потребления. Фирменным магазином считается торговое предприятие, учредителем (учредителями) которого являются субъекты хозяйствования, выпускающие товары. В 1998 году Министерством торговли утверждено типовое положение о фирменном магазине, из которого следует, что фирменный магазин может быть открыт предприятием-изготовителем, причём как по месту его нахождения, так и в других регионах Республики Беларусь и за её пределами.

Работа содержит 1 файл

ОФТ1вРБ.docx

— 85.76 Кб (Скачать)

 

 Дальнейшее развитие  сети фирменных магазинов самообслуживания  должно обеспечить повышение  эффективности фирменной торговли  и сокращение ненужных расходов. Эффективность их работы во  многом зависит от правильной  организации работы, соблюдения  в этих магазинах всех принципов  самообслуживания.

 

 Под самообслуживанием  понимается такая форма реализации  товаров, при которой покупатели  имеют свободный доступ ко  всем товарам, открыто выложенным  в торговом зале на торговом  оборудовании, самостоятельно их  отбирают и производят оплату  в едином узле расчёта при  выходе из магазина или какого-либо  отдела (секции). Процесс обслуживания  покупателей в магазине самообслуживания  состоит из следующих основных  элементов: выбора покупателями  товаров и доставки их к  месту расчёта; расчёта с покупателями  за отобранные товары; оказания  покупателям различного рода  дополнительных услуг. 

 

 Обязательными методами  торгово-технологического процесса  при самообслуживании являются:

 

. Применение оборудования, позволяющего покупателям самостоятельно 

 

 осматривать и отбирать товары (тары-оборудования, поддонов, вешалок,

 корзин, кассет и т.д.);

 

. Рациональное размещение  товаров в торговом зале с  учётом частоты и 

 психологии спроса;

 

. Исключение встречных  и перекрещивающихся потоков  покупателей; 

 

. Использование наиболее  эффективных приёмов выкладки  товаров и 

 способов размещения  на оборудовании;

 

. Оказание помощи покупателям  при осмотре и выборе товаров,  создание 

 

 условий для самостоятельной  проверки покупателями качества, чёткое

 

 обозначение цен, наличие  плакатов, схем, аннотаций о потребительских

 свойствах товаров;

 

. Организация внутримагазинной  рекламы и информации о размещении 

 

 товаров в торговом  зале, оказываемых услугах и правилах  работы 

 магазина;

 

. Обеспечение покупателей  индивидуальными корзинами и  другими 

 средствами для отбора  товаров и доставки их к  узлу расчёта;

 

. Организация хранения  личных вещей покупателей. 

 

 За время своего  существования фирменная торговля  провела значительную работу  по совершенствованию работы  магазинов самообслуживания, повышению  их эффективности. Однако в  организации их работы имеются  ещё общеизвестные недостатки. Во  многом это обуславливается тем,  что некоторые торговые работники,  не имея достаточных знаний  и опыта, допускают ошибки при  организации работы магазинов  самообслуживания.

 

 Для некоторых фирменных магазинов самообслуживания характерны следующие недостатки: неэффективное использование торговой площади; ограничение доступа покупателей в магазин, в отделы самообслуживания и к товарам; проверка личных вещей покупателей; нерациональное размещение товаров в торговом зале, при котором товарные группы и отдельные товары располагаются без учёта покупательского спроса и товарного соседства, что создаёт неудобства для потребителей; неправильная (или неудачная) выкладка товаров на оборудовании; нечёткая организация внутриммагазинной информации; выбор торгового оборудования для магазина самообслуживания не по принципу функционального назначения, а по его фактическому наличию.[1, с.117 - 118]

 

 Преимущества самообслуживания  могут быть действенными только  при устранении недостатков, рациональном  внедрении основных принципов  данной формы, оптимальных технологических  решениях, использовании передового  опыта. 

 

 В фирменных магазинах  особое внимание должно уделяться  организации такого процесса  обслуживания покупателей, при  котором основную долю времени  покупатели затрачивают на осмотр  товаров, их отбор и консультации, а затраты времени ориентирование  и поиск товаров в торговом  зале, ожидание консультации и  расчёта сводятся к минимуму. Работники магазина должны оказывать  покупателю необходимую помощь: объяснять порядок продажи товаров  (например, при самообслуживании, по  образцам или при открытой  выкладке) и расположения товарных  групп в торговом зале, информировать  о товарах, которые интересуют  покупателя, о дополнительных услугах,  предоставляемых магазином. Консультация должна быть полной, убедительной, а поведение работника магазина вежливым и предупредительным. Эффективность консультации во многом зависит от теоретической и практической подготовки продавца, знания им ассортимента товаров, умения рекомендовать изделие и без лишней потери времени обслуживать покупателя.

 

 Одним из важнейших  элементов процесса продажи –  расчёт с покупателями за отобранные  товары. Основной задачей при  этом является обеспечение высокой  скорости расчётов и эффективности  учёта и контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей в торговом зале. Расчёт у кассы завершает процесс покупки, поэтому от его организации во многом зависит общее впечатление покупателя о фирменном магазине самообслуживания.

 

 Заключительный этап  процесса продажи товаров в  фирменных магазинах – их упаковка, которую должны выполнять продавцы. При этом желательно, чтобы магазины  имели свою, фирменную упаковку (обёрточную  бумагу, полиэтиленовые пакеты и  др.).

4. Технологические решения  в фирменных магазинах.

 

 Одно из важнейших  направлений улучшения 

 

 торгового обслуживания  населения – выбор и внедрение  совершенных технологических планировок  и рационального использования  торговых площадей, оборудования, удобного  для покупателей размещения товаров  и др.

 

 В свою очередь на  технологические решения и всю  организацию торговотехнологического  процесса в фирменном магазине  существенное влияние оказывают  торговые здания и сооружения, а также оборудование. Для обеспечения  оптимального процесса продажи  наиболее эффективными являются  отдельно стоящие и встроенно-пристроенные  здания магазинов, которые должны  отвечать следующим основным  архитектурным, эксплуатационным, экономическим  и эстетическим требованиям: 

 

. Конструкция здания  должна быть подчинена основному  назначению 

 

 магазина – культурному  обслуживанию покупателей, быть  удобной для

 

 работы персонала магазина, обеспечивать полную сохранность 

 потребительских свойств  товаров;

 

. Форма и размеры здания  должны создавать условия для  внедрения 

 

 прогрессивной технологии, широкого применения современных  форм 

 

 продажи, в особенности  самообслуживания, комплексного удовлетворения 

 

 спроса покупателей,  рационального направления потоков  покупателей, 

 

 эффективного использования  всех площадей магазина, организации 

 различных дополнительных  услуг;

 

. Здание должно легко  поддаваться реконструкции, а  также расширению с

 помощью сборных конструкций;

 

. Архитектурное решение фасада магазина должно обеспечивать

 

 максимальную обозримость  интерьера торгового зала со  стороны улицы, 

 

 быть лаконичным, выразительным.  Наружные витрины и другие  рекламные 

 средства должны быть  броскими и максимально наглядными;

 

. Конструктивное решение  должно обеспечивать наилучшие  условия для

 

 выкладки и показа  оптимального количества товаров,  широкого и 

 

 эффективного применения  торгово-технологического оборудования,

 внедрения механизации  и автоматизации трудоёмких процессов.

 

 Устройство и планировка фирменных магазинов должны создавать оптимальные условия для оперативного и последовательного проведения всех операций, предусмотренных торгово-технологическим процессом (разгрузки, хранения, транспортирования товаров, подготовки к продаже и т.д.), для рационального размещения и показа оптимального количества товаров, быстрого расчёта за них, свободного перемещения покупателей в торговом зале и доступа их ко всем выставленным товарам, оказания покупателям различных услуг.

 

 Оптимизация торговых  помещений и рациональная планировка  торговых залов фирменных магазинов  в конечном итоге решают две  основные задачи: создать наиболее  благоприятные условия для покупателей  в процессе выборе и покупки  товаров и разместить наилучшим  образом торгово-технологическое  оборудование. Поэтому планировка  торговых залов во многом зависит  от применения типов торгового  оборудования, возможностей его  размещения и способов выкладки  товаров. 

5. Услуги в фирменных  магазинах.

 

 Уровень торгового  обслуживания населения в фирменных  магазинах в значительной степени  определяется состоянием оказываемых  покупателям услуг. 

 

 Под торговой услугой  понимается дополнительная деятельность  торгового предприятия, направленная  на оказание помощи покупателям  в совершении покупки товаров,  их доставке и использовании.  Важность услуг в фирменной  торговле определяется тем, что они являются одной из форм удовлетворения потребностей покупателя.

 

 Как известно, различают  услуги материального характера  и чистые. На предоставление первых  затрачивается труд. Под второй  формой услуг понимают ту часть  затрат, которая не принимает  предметной формы и не входит  в стоимость какого-либо товара. Услуги в торговле, как правило,  относятся к услугам второй  формы. 

 

 В фирменных магазинах  покупателям предлагаются разнообразные  услуги, и их характер зависит  от условий, объёма работы, ассортимента  продаваемых товаров. Услуги подразделяются  на три основные группы:

 

1. Услуги, являющиеся частью  самого процесса продажи; 

 

2. Услуги, оказываемые покупателям  после продажи, т.е. связанные  с

 использованием товара, его упаковкой, доставкой на  дом;

 

3. Услуги культурно-бытового  характера, создающие различные  удобства во

 время пребывания покупателей  в магазинах.

 

 Услуги первой группы  непосредственно связаны с покупкой  товаров. Они создают удобства  покупателям при выборе товара, сокращают затраты времени и  усилия при совершении покупки  и расчётах. Эти услуги можно  назвать основными. Их оказывают  сами работники магазина (торгового  зала).

 

 Цель второй группы  услуг (сопутствующих) – оказать  помощь покупателям в совершении  покупки и потреблении купленных  товаров (упаковке товаров, доставке  их на дом, мелкой переделки  швейных изделий, консультации  специалистов и др.).

 

 Услуги третьей группы  носят нетоварный характер и  направлены на культурно-бытовое  обслуживание покупателей. Они  способствуют повышению комфортности  пребывания покупателей в магазине (это справочное бюро, камеры хранения  личных вещей и др.).

 

6. Фирменный магазин Дзержинской  бройлерной птицефабрики “Птушыны

 пачастунак”.

 

 Фирменный магазин  Дзержинской бройлерной птицефабрики  “Птушыны пачастунак” находится в городе Минске на пересечении улиц Коржа и Карла Либкнехта. В этом районе в основном находятся небольшие 2 – 5 этажные дома, так что плотность населения невысокая, и, следовательно, число потенциальных покупателей в данном районе также невелико. В тоже время магазин находится сравнительно недалеко от центра города и известен не только в данном районе.

 

 Этот фирменный магазин  находится на первом этаже  жилого дома, т.е. является встроенным. В нём сделан современный ремонт, используется современное торгово-технологическое  оборудование. В магазине используется  форма продажи через прилавок, что, скорее всего, объясняется  небольшими размерами помещения  магазина, а также неприспособленностью  его для организации самообслуживания.

 

 Теперь об ассортименте. В магазине имеется неплохой  выбор продукции своей птицефабрики. Почти всегда в продаже имеются  свежие цыплята (куры), причём  часть товара обычно поступает  уже разделанной и фасованной, что более удобно для покупателей,  так как позволяет выбрать  именно то, что нужно покупателю, и в тоже время не тратится  время на взвешивание покупки.  При этом учитываются и интересы  малообеспеченных слоёв населения,  так как они могут выбрать  для себя что-нибудь подешевле (например, суповые наборы и т.д.). Также в этом магазине продаются полуфабрикаты и продукты переработки (например, куриные котлеты, куриные рулеты, куриная ветчина, копчёные куры и т.д.).

 

 Помимо продукции своей  птицефабрики, магазин реализует  винно-водочную продукцию (в магазине  есть специализированный отдел), табачные изделия, кондитерские  изделия, макаронные изделия,  различные крупы, консервы и  другое.

 

 На сегодняшний день  в нашей республике продукты  питания пользуются повышенным  спросом населения, благодаря  чему магазин не испытывает  особых проблем, связанных с  реализацией товара. Ассортимент  в магазине достаточно стабилен, но, тем не менее, если по  всему городу в продаже нет  какогонибудь продукта (например, яиц куриных), то его обычно нет и в этом фирменном магазине. Однако, это является следствием экономической нестабильности в нашей стране, а не недостатком данного магазина.

Информация о работе Организация фирменной торговли и сервиса