Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:21, дипломная работа
Цель работы - выявить проблемы и наметить пути совершенствования кредитования физических лиц на покупку автомобилей в Российской Федерации
Для достижения цели ставились следующие задачи;
- провести экономико - теоретическое обоснование автокредитования физических лиц;
- провести оценку современного состояния автокредитования физических лиц в России, выявить проблемы и предложить пути совершенствования;
- проанализировать особенности кредитования физических лиц на покупку автомобилей в ЗАО «КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК»;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ……………..
8
1.1. Сущность и классификация банковского потребительского кредитования………………………… 8
1.2. Автокредитование и его виды, организация выдачи автокредитов в торговой точке ………………...……….. 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗАО «КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК» НА РЫНКЕ АВТОКРЕДИТОВАНИЯ…………………………………
31
2.1. Характеристика ЗАО КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК……… 31
2.2. Анализ автокредитования ККО №1 ЗАО «КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК» г. Тюмень……………………………. 43
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА АВТОКРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ ………………….
58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………
Анализ факторов показал, что
рынок кредитования связан не
только с желанием заемщика
взять кредит, но и необходимостью
его обслуживать и возвращать,
а со стороны кредитора не
только с желанием выдать
Тенденции развития
При достаточно высоком потенциале потребительского кредита многие российские банки пока не имеют возможность расширять это направление кредитования. Этому препятствует наличие ряда переменных проблем, связанных с влиянием на банковскую деятельность различных внешних и внутренних факторов.
Дополнительные платежи, которые заемщику приходится платить помимо погашения основного долга и процентов по кредиту. К ним можно отнести:
-кредитная ставка (% годовых) единовременные платежи первоначальный взнос, плата за открытие ведение счета клиента,
-комиссия за предоставление кредита, ежемесячные платежи комиссия за ведение ссудного дела, комиссия при предоставлении кредита, комиссия за расчетно-кассовое обслуживание, комиссия за организацию кредита, за ведение кредитного досье. Особенно чувствительна для потребителя ежемесячная комиссия, размер которой колеблется в пределах 0,82% от суммы кредита. Причем, вне зависимости от того, что остаток по ссуде с каждым очередным платежом уменьшается, комиссия (в отличие от процентов) берется с первоначальной, большой суммы. Получается, что в дополнение к основному долгу и ежемесячным процентам кредит «тяжелеет» на 24% годовых (если брать максимальный размер комиссии)
- штрафы пеня за несвоевременное внесение очередного платежа по кредиту, штрафные санкции за досрочное погашение кредита, за каждый день просрочки платежа.
И лишь суммирование всех плат и комиссий позволяет получить полное представление о реальной стоимости кредита. В результате этого суммирования общая процентная ставка вырастает в несколько раз, даже при условии получения так называемого беспроцентного кредита.
По итогам анализа, проведенного Федеральной антимонопольной службой России, объявленная банком заемщику процентная ставка во многих случаях была меньше эффективной процентной ставки в 2-2,5 раза (таблица 3.2)Данная проблема, связана с элементарной безграмотностью населения в области кредитования, с их незнанием правовых основ и банковской терминологии. Ведь большинство потребителей не только не могут отличить годовую процентную ставку от ежедневного процента, но даже и даже не знают, что такое банковская комиссия.
Банкам надлежит информировать заемщиков об условиях, использования и возврата кредита в стандартизированной форме, позволяющей потребителю сравнить условия кредитов разных банков и сделать осознанный выбор.
3
марта 2010 банки проиграли
Включение
банком в кредитный договор, заключаемый
с гражданином, не являющимся индивидуальным
предпринимателем, условия о возможности
одностороннего изменения процентных
ставок, ущемляет установленные законом
права потребителей», - отмечается в
постановлении президиума ВАС. Президиум
также признал незаконными
Постановление
ВАС создало прецедент, который
перечеркивает банковскую политику
розничного кредитования. Сами банкиры
считали одностороннее
Признание незаконными санкций за просрочку платежа и вовсе удивило банкиров. Государство РФ пытается любыми способами защитить клиентов перед банками, что обосновано. Но нельзя забывать, что при этом могут нарушаться права банков. [26 с 42].
Повышаются риски, которые банки теперь должны будут закладывать в процентную ставку, что означает ее рост. Решение ВАС приведет к волне исков недовольных заемщиков. Заемщики, ранее проигравшие в суде, теперь могут требовать пересмотра дела с учетом решения ВАС. В результате, любые платежи, которые шли на основании новых ставок, могут быть признаны незаконными. И банки должны будут компенсировать их заемщикам. [26 с 43].
Риск возникновения кредитного «пузыря» (неконтролируемый рост невозвращенных или ненадлежащим образом обслуживаемых клиентами кредитов) обычно приводит к краху кредиторов и отбрасывает назад всю индустрию кредитования. По официальным данным, показанная доля нестандартных розничных кредитов в портфелях ключевых участников рынка, как правило, не превышает 5% . Однако, по неофициальным оценкам самих банкиров, эта цифра может быть в два-три раза выше, а значит, проблема приобретает уже вполне серьезные очертания. [40 с 20].
К вышеназванной проблеме примыкает и проблема просроченных задолженностей по ранее выданным кредитам, что свидетельствует о недостаточной эффективности применяемых методов оценки и управления кредитным риском. Предоставление кредитов по анкете создало угрозу массовых невозвратов в условиях кризиса. Необходимо оценивать риски неплатежеспособности заемщика по развернутой шкале факторов: доходы по основному месту работы; экономическая активность; возраст заемщика; состав семьи; уровень образования; наличие имущества в собственности; состояние здоровья; уровень расходов; наличие полиса добровольного медицинского страхования; поездки за рубеж в течение последнего года; ведение бизнеса как источник дополнительного дохода.
В
условиях общей экономической
Невозвраты по кредитам существуют и в условиях стабильной экономической ситуации, но связаны они главным образом с нежеланием обслуживать долг. На сегодняшний день неспособность людей платить по ссудам связана с отсутствием доходов. Ситуация усугубляется тем, что на некоторые семьи приходится несколько кредитов. Сегодня у таких заемщиков, особенно лишившихся дохода, возникает просроченная задолженность одновременно перед несколькими банками.
Одна
из причин этого связана с тем,
что законодательно кредитные учреждения
не были застрахованы от таких ситуаций.
В частности, фактически не работало
бюро кредитных историй, и заемщик
мог свободно взять кредит в нескольких
банках под один семейный бюджет. С
другой стороны, проблема в том, что
кредитный бум в стране развернулся,
когда культура планирования семейного
бюджета у большей части
В случае неисполнения обязательств по кредиту банк вынужден прибегать к судебному взысканию долга или добиваться реализации залогового имущества. В конце 2008 г. правительство приняло ряд законодательных мер, направленных на поддержку банков и защиту их интересов. Так, поправки в закон «О несостоятельности (банкротстве)» и закон «О залоге» признают возможной процедуру банкротства физических лиц. Они также предусматривают право кредитора (в том числе банка) заключить с заемщиком соглашение об обращении взыскания на заложенное имущество (как движимое, так и недвижимое) и его продажу без решения суда с установлением четкой процедуры реализации предмета залога. Однако принятые меры малоэффективны. Судебная система, как и экономика страны в целом, пока не готова к банкротству физических лиц. Суды и служба судебных приставов не смогут оперативно обрабатывать огромное количество дел. Отсутствуют также профильные специалисты, опыт и механизмы реализации изъятого имущества.
Необходимость регулирования ситуации с банкротством физических лиц очевидна. В настоящее время Министерство Экономического Развития и Торговли РФ (МЭРТ РФ) разрабатывает проект закона о потребительском банкротстве. Но прежде всего следует устранять причины выдачи некачественных ссуд. Для этого огромное значение имеет разработка методик оценки платежеспособности заемщиков и риска невозврата кредита. В действительности банки отреагировали на кризис неплатежей ограничением количества и величины выдаваемых ссуд, а также повышением стоимости кредита. При более высоких процентных ставках добросовестные заемщики вынуждены оплачивать потери банка, связанные с некачественными ссудами. В то же время следует углубить и расширить процедуры рассмотрения каждого потенциального заявителя и изучать большее количество факторов платежеспособности.
В частности, предлагается
Для создания цивилизованной системы кредитования населения необходимо создать несколько специальных структур, которые бы взяли на себя функции кредитного брокера, выступающего в роли посредника между банком и заемщиком, а также функции, связанные со сбором долгов по кредитам и подготовкой оформления залога для получения кредита с обеспечением, а значит, с более низкими процентными ставками по нему. Накопление просроченных ссуд потребует от банков создавать с нуля или совершенствовать специальные службы, занимающиеся взысканием просроченных долгов. Альтернативой может быть обращение к услугам коллекторских агентств, которые, несомненно, будут востребованы и могут рассчитывать на процветание своего бизнеса. Важно провести четкую границу между выбиванием и возвратом кредита. [28. с 42]
Коллекторские агентства в настоящее
время функционируют в рамках действующего
законодательства, которое не обеспечивает
полноту правовой базы для эффективного
развития этих учреждений. Законодательством
не закреплены параметры, которым должны
соответствовать
коллекторские агентства, порядок ведения
их реестра; порядок передачи информации
о гражданах в эти агентства, виды и способы
мер воздействия, которые могут применяться
агентствами при возврате долгов
К проблемам касающимися непосредственно организации банковского кредитования в автосалоне можно отнести следующее:
Для выхода на данный рынок клиенту необходима очень серьезная подготовка как в части юридического оформления кредита так и приобретение принципиально нового дорогого программного обеспечения так как практически невозможно начать работать удаленно с теми же формами кредитных договоров и на том же ПО что и в подразделениях банка все это требует серьезных материальных и временных затрат.
Следующей проблемой является ограниченность рынка. Автосалоны готовы работать только с двумя тремя проверенными партнерами.
Так же стоит отметить повышение рисков
банка, весь процесс оформления кредита
сосредоточен в руках одного сотрудника
хорошо знакомого с процедурой оценки
заемщика, что увеличивает вероятность
внутреннего мошенничества со стороны
сотрудника банка: подтасовка данных заемщика,
оформления кредита на третьих лиц, сговора
с сотрудниками автосалона и т.д. Но,
несмотря на это данный сегмент весьма
привлекателен для коммерческих банков,
в связи с обилием потенциальных клиентов
и реализации одного из самых интересных
продуктов банка