Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение теоретических основ регулирования экспортных и импортных операций, а также анализ влияния таможенно - тарифных ограничений на развитие мировой торговли с целью повышения эффективности внешнеторговой политики РФ.

Содержание

Введение 3
1. Методы регулирования экспорта и импорта товаров 6
1.1. Тарифные методы регулирования 7
1.2. Нетарифные методы регулирования 13
2. Анализ влияния таможенно-тарифных ограничений на развитие мировой торговли 20
2.1. Особенности таможенно-тарифной политики развитых стран в условиях либерализации внешней торговли и вступлении в ВТО 20
2.2. Анализ таможенно-тарифной политики РФ 28
3. Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ 41
Заключение 51
Список использованной литературы 53

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

     2. Установление дифференцированных  по своему уровню ставок ввозных  таможенных пошлин, применяемых в отношении целого ряда комплектующих элементов, предназначенных, в одном случае, для промышленного производства, а в другом случае - не предназначенных для изготовления данных товаров.

     В 2005 году было принято постановление  Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки». В данном документе были максимально учтены интересы как потенциальных инвесторов, так и российских производителей автокомпонентов. В настоящее время прорабатывается возможность расширения перечня автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки, предназначенных для производства узлов и агрегатов.

     Представляется, что принятие таких предложений  позволяет, с одной стороны, обеспечить благоприятные условия для увеличения ввоза товаров, имеющих инвестиционный характер, как новыми предприятиями, так и работающими в этой области, а с другой стороны - в значительной степени снижает количество нарушений таможенных правил, имеющих место при ввозе компьютерной техники и телевизоров.

     3. Расширение практики применения  дифференцированных по уровню  абсолютных значений ставок таможенных  пошлин в зависимости от уровня  заявленной стоимости за единицу  товара, когда налогообложение тем  меньше, чем выше цена единицы продукции.

     Особенно  эффективен такой подход в случаях, когда требуется тарифная защита в отношении отечественных относительно недорогих товаров, производимых в  достаточных количествах российскими  предприятиями и обеспечивающих необходимый спрос внутри страны. При этом по дорогим видам рассматриваемого ассортиментного ряда таких товаров при импорте ставки сохраняются невысокими, что позволяет сохранить импорт и обеспечить определенные конкурентные условия. В 2005 году такие решения коснулись дифференцированных ставок пошлин в отношении защитных очков и кожаной обуви.

     4. Рассмотрение целесообразности  увеличения в Таможенном тарифе  Российской Федерации доли специфических  и комбинированных ставок ввозных  таможенных пошлин и перевода, в дальнейшем, специфических составляющих комбинированных ставок на «плюсовые».

     Реализация  такого предложения, как представляется, позволит на первом этапе (увеличение доли специфических и комбинированных  ставок) сократить «поле» возможностей для недостоверного декларирования таможенной стоимости, а на втором (переход на «плюсовые» составляющие ставок), при одновременном сохранении эффекта первого этапа, поможет оптимизировать порядок расчета размеров комбинированных ставок пошлин в части отсутствия обязательной согласованности величины адвалорных и специфических составляющих этих ставок.

     Практический  опыт применения такого подхода к  формированию таможенных тарифов в  США и ЕС показал его достаточно высокую эффективность в части  реализации регулятивной и протекционистской функций таможенного тарифа.

     Отдельным направлением таможенно-тарифной политики является изменение подходов к налогообложению товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и произведенных на территориях свободных экономических зон, расположенных на территории стран СНГ.

     Необходимость решения этого вопроса связана  с тем, что товары, произведенные  в данных зонах, изготавливаются  из иностранных материалов и компонентов, ввезенных на их территорию беспошлинно, и затем поставляются в Россию также без уплаты ввозной таможенной пошлины.

     Данное  обстоятельство ставит отечественных  производителей аналогичных товаров  в заведомо неравные конкурентные условия.

     В целях повышения эффективности  работы таможенных органов по определению  страны происхождения товаров было бы целесообразным определение на уровне Правительства Российской Федерации критериев происхождения для отдельных видов товаров в виде перечня технологических операций, осуществление которых позволит признать или наоборот не признаешь товар происходящим из той страны, в которой они были произведены. Именно такой подход в определении критериев происхождения наиболее понятен и прозрачен как для таможенных органов, так и для участников внешнеэкономической деятельности.

     Как самостоятельное направление таможенно-тарифного регулирования рассматривается применение тарифных квот.

     В целях законодательного закрепления  тарифных квот в том числе в  отношении некоторых видов мяса, импортируемого на территорию Российской Федерации из развитых стран принят Федеральный закон от «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» в соответствии с которым расширяется сфера применения тарифных квот, в частности по сельскохозяйственным товарам, независимо от страны происхождения. Данная поправка, позволяющая Правительству Российской Федерации принимать решения о квотировании независимо от страны происхождения товара, является существенной и необходимой.

     Кроме того, с целью более гибкого  реагирования на изменение конъюнктуры  цен в отношении ряда сельскохозяйственных продуктов следую активизировать применение сезонных пошлин. Такие пошлины, как мера поддержки национальных производителей достаточно активно используются многими зарубежными странами. Для того чтобы избежать "закрытия" рынка отдельных товаров для импорта и вследствие этого возможного ущерба для потребителей таких товаров, можно было бы расширить практику применения сезонных пошлин на сельскохозяйственные товары с короткими сроками хранения.

     В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации «О Таможенном тарифе» ставки вывозных таможенных пошлин являются оперативной мерой регулирования внешнеэкономической деятельности.

     В течение 2009-2012 гг. предполагается поэтапная отмена вывозных таможенных пошлин в отношении товаров с высокой степенью добавленной стоимости. А также в отношении товаров, экспорт которых не дает значительных поступлений в доходную часть федерального бюджета.7

     По  нашему мнению, одним из направлений  дальнейшей оптимизации Таможенного  тарифа является снижение пошлин в  отношении электробытовой и компьютерной техники. Эти товары сложны по номенклатуре и высоки по таможенной пошлине. Эффективный уровень таможенной защиты отечественных производителей с учетом НДС достаточно высокий и составляет 38 %. Первоначально эффективный таможенный тариф по данной товарной группе составлял 58 % (1996 год), при этом промышленность практически не развивалась. В 2008 году, напротив, уровень производства в данных отраслях удвоился. Кроме того, доля отечественных производителей на внутреннем рынке невысока – всего 5 – 10 %. Следовательно, нет необходимости в столь высоких защитных барьерах. Некоторые специалисты в области таможенного дела высказывают мнение, что импортная таможенная пошлина на цифровую технику должна быть снижена с 20 % до минимального уровня – 5 % (и лишь по отдельным позициям 10 %).

     Действительно, минимальная таможенная пошлина  на цифровую технику может стать  оптимальной. Так как это дорогостоящая  техника, то снижение импортных пошлин приведет к повышению достоверности  декларирования товаров в части заявления таможенной стоимости. В этом случае объем поступлений в государственный бюджет может возрасти.

     Необходимо  отметить также, что в ближайшее  время может возникнуть необходимость  замены инструмента регулирования  внешней торговли, которым является изменение ставок таможенного тарифа, на другие защитные меры. Это следствие присоединения России к ВТО, так как изменение ставок импортного тарифа будет ограничено обязательствами.8 
 
 

 

Заключение

 

     Таким образом, цель, поставленная в данной работе, достигнута. По работе можно сделать следующие выводы.

      Тарифные  методы являются наиболее традиционным и общепринятым средством регулирования  внешней торговли. Они рассматривались  как основной инструмент защиты национального  рынка, и именно на их снижение направлены многосторонние переговоры о либерализации торговли, в том числе в рамках ГАТТ/ВТО. В общем, тарифные методы как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности играют большую роль в экономике страны, поскольку выполняют важные для государства функции – фискальную, стимулирующую, протекционистскую.

     Переход к рыночной экономике в России сопровождался отменой монополии  и либерализацией внешнеторговой деятельности. Торговые организации и предприятия  получили право свободного выхода на мировой рынок. Однако государство осуществляет экономическое и административное регулирование внешней торговли, обеспечивающее защиту национальных производителей от иностранных конкурентов и оказывающее влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. Важным экономическим регулятором внешней торговли являются таможенные пошлины и таможенные тарифы.

     Таможенные  тарифы позволяют осуществить защиту национальных производителей от иностранной  конкуренции. Одновременно таможенные тарифы выполняют и другие функции. Например, таможенная пошлина служит во многих странах важным источником поступления средств в государственный бюджет.

     Таможенная  пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром  таможенной границы, который повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. Кроме того, таможенный тариф представляет собой один из источников поступления средств в государственный бюджет. Как правило, в каждой стране применяются свои национальные таможенные тарифы, однако могут применяться и общие для ряда стран, объединившихся в торгово-экономическую группировку (например, ЕС).

     Анализ  влияния таможенно-тарифных ограничений  на развитие мировой торговли показал, что таможенное регулирование импорта в РФ до недавнего времени не было определяющим инструментом регулирования экономики, несмотря на то, что уровни ставок таможенного тарифа при импорте явно носили защитительно-фискальный характер и становились все более обременительными. В настоящее время, с учетом предполагаемого вступления России в ВТО, тарифно-таможенная политика стала более целенаправленной.

     Постоянное  увеличение положительного сальдо внешней  торговли, причем в основном за счет торговли со странами дальнего зарубежья, позволяет говорить о существовании достаточно эффективного механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей. Однако работа по оптимизации таможенно-тарифного регулирования внешней торговли должна продолжаться.

 

Список  использованной литературы

 
 
     
  1. Федеральный закон от 13.10.95 г. № 157-ФЗ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”;
  2. Таможенный кодекс РФ от 18.06.93 г. № 5221-1 (ред. от 30.06.08 г.)
  3. Постановление Правительства РФ “О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации”
  4. Постановление Правительства Российской Федерации “О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки”
  5. Алексеев И.С.  “Управление внешнеэкономической деятельностью“.
  6. Бахрамов Ю.М., Глухов В.В.  “Организация внешнеэкономической деятельности: Особенности менеджмента”. СПб: Лань, 2005. - 448 с.
  7. Бурмистров В.Н., Холопов К.В. “Внешняя торговля Российской Федерации”;Учеб.пособие”.  М.:  Юристъ, 2005.
  8. Золотогоров В.Г. “Энциклопедический словарь по экономике”. Минск, 2005
  9. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник/ Под ред. В.И. Кушлина, Н.А.Волгина.  М.:  Экономика, 2005.
  10. Гофман Н. Ф., Маховикова Г. А. “Основы внешнеэкономической деятельности”. СПб: Питер, 2006. — 208 с.
  11. Дудкова В. -ВТО ожидает рост мировой торговли // Таможня. 2004. № 7. С. 8.
  12. Ершов А.Д. “Основы управления и организации в таможенном деле”; Учебное пособие. СПб., 2006.
  13. Камаева В.Д. “Основы экономической теории”. - М.: Изд. МГТУ, 2006.
  14. Международное регулирование внешнеэкономической деятельности; Под ред. Каменкова В.С.; Издательство деловой и учебной литературы; 2005 г.; 800 с.
  15. Попов С. Г. “Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга”; Учебное пособие. - Изд. 4-е, доп. - М.: Издательство «Ось-89», 2007 г. - 368 с.
  16. Прогноз внешнеэкономической деятельности России в 2005 - 2011 гг.// Бюллетень иностранной коммерческой информации.
  17. Смитиенко Б. М., Поспелов В. К., Карпова С. В. и др. “Внешнеэкономическая деятельность”.  М: Мастерство, 2006. - 304 с.
  18. Толковый словарь бухгалтера / Сост. Н.Н. Шаповалова, В.М. Прудников.-М., 2006
  19. Официальный сайт Госкомстат РФ www.gks.ru
  20. Официальный сайт Всемирная торговая организация. www.wto.ru
 
 
 

 

Глоссарий

      Экспорт (Export)- any good or commoditytransported fromonecountrytoanothercountryin a legitimatefashion, typicallyforusein trade. Рус: вывоз за границу товаров, услуг и капитала для реализации на внешних рынках.

Импорт (Import)- any good (e.g. a commodity) or service broughtinfromonecountrytoanothercountryin a legitimatefashion, typicallyforusein trade.

Рус: ввоз в страну заграничных  
товаров и технологий для реализации на внутреннем рынке или транзита в третьи страны. 

      Субсидия (Subsidy)- денежная выплата направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

Eng: any good (e.g. a commodity) or service broughtinfromonecountrytoanothercountryin a legitimatefashion, typicallyforusein trade.

      Кредитование (Lending)- это скрытое субсидирование экспортера, финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

Eng: creditingenterprisesofvariousprofilesofferingthem a widerangeofloanproductsforthefollowingpurposes.

      Демпинг (Dumping)- продвижение товаров на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен существующих в этих странах. Eng: thepricingof a productbelowitscostofproduction.

      Лицензирование (Licensing) - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, вызываемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.Eng: inventions/discoveriesmadebyacademicstaffareprotectedbytheirinstitutionbeforebeingmarketedandnegotiatedwiththeindustry.

      Квота (Quota) - это предельный объем определенных товаров, которые разрешено импортировать (экспортировать) на территорию страны в течение определенного срока. Eng: a typeoftraderestriction.

Информация о работе Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ