Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение теоретических основ регулирования экспортных и импортных операций, а также анализ влияния таможенно - тарифных ограничений на развитие мировой торговли с целью повышения эффективности внешнеторговой политики РФ.

Содержание

Введение 3
1. Методы регулирования экспорта и импорта товаров 6
1.1. Тарифные методы регулирования 7
1.2. Нетарифные методы регулирования 13
2. Анализ влияния таможенно-тарифных ограничений на развитие мировой торговли 20
2.1. Особенности таможенно-тарифной политики развитых стран в условиях либерализации внешней торговли и вступлении в ВТО 20
2.2. Анализ таможенно-тарифной политики РФ 28
3. Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ 41
Заключение 51
Список использованной литературы 53

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

Оглавление 

 

Введение

 

     Внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором развития народного хозяйства и экономической стабилизации России. Сейчас нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых странах, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности.

     На  всех исторических этапах развития государства внешнеэкономическая деятельность оказывала влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: народного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений, предприятий. Как часть общей структуры народного хозяйства внешнеэкономическая деятельность воздействуют на совершенствование внутрихозяйственных пропорций, размещение и развитие производственных сил. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы.

     Развитие  внешнеэкономической деятельности играет особую роль в современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в мировое хозяйство. Россия проводит политику последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми зарубежными странами, которые проявляют к этому готовность.

     Россия  имеет экспортно-импортные связи  более чем со 100 странами мира. Сегодня  невозможно представить деятельность ни одного крупного предприятия  без  участия его во внешнеэкономической  деятельности. Эффективность работы любого предприятия, вовлеченного в сферу внешнеэкономической деятельности, напрямую зависит от эффективности работы отдела внешнеэкономических связей. Это обусловливает актуальность темы курсового исследования.

     Актуальность данной работы определяется также тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой.

     Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для XXI века.

      Радикальная рыночная реформа признала в качестве одной из основных целей создание открытой экономики, полномасштабное  вхождение России в мировое хозяйство. Это вызывает необходимость постоянного  развития специфического вида государственной  и профессиональной деятельности по отлаживанию внешних связей и определяет особое значение таможенного регулирования экономических связей.

      Многогранность  и сложность возникающих в такой ситуации проблем обуславливает поиск и выбор нетрадиционных форм организации деятельности таможенной службы, включая усиление координации с федеральными органами государственной власти, региональными администрациями, межотраслевыми структурами, финансовыми и инвестиционными организациями, непосредственно с участниками ВЭД, а также повышает требования к теоретическому осмыслению и обоснованию путей обеспечения таможенной службой государственных, общественных и личных интересов граждан.

      Выполнение  мероприятий, предусмотренных Целевой  программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2006-2011 годы позволила улучшить качество таможенного администрирования таможенной системы на основных направлениях деятельности.

      Цель  данной курсовой работы – изучение теоретических основ регулирования экспортных и импортных операций, а также анализ влияния таможенно - тарифных ограничений на развитие мировой торговли с целью повышения эффективности внешнеторговой политики РФ.

      В соответствие с целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть методы регулирования экспорта и импорта товаров;
  • Изучить особенности таможенно-тарифной политики развитых стран в условиях либерализации внешней торговли и вступлении в ВТО;
  • Провести анализ таможенно-тарифной политики РФ;
  • Привести пути оптимизации таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ.
  • Объект исследования – внешнеторговые операции.
  • Предмет – политика регулирования экспортных и импортных операций.

 

1. Методы регулирования  экспорта и импорта  товаров

 

     Методы  государственного регулирования внешнеэкономической деятельности по своему характеру делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие методы (табл. 1). Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

     Таблица 1

     Методы регулирования  экспорта и импорта товаров

     Методы Инструменты      Регулирует
     Тарифные Таможенные  пошлины      Импорт
Нетарифные
     Количественные Квотирование      Импорт
Лицензирование      Импорт/экспорт
Добровольное

ограничение

     Экспорт
     Скрытые Гос. закупки      Импорт 
Требование  о содержании местных компонентов  
     Импорт
Технические барьеры      Импорт
Налоги  и сборы      Импорт
     Финансовые Субсидии      Экспорт
Кредитование      Экспорт
Демпинг      Экспорт

1.1. Тарифные методы  регулирования

 

     Тарифное  регулирование - форма государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу России.

     Главным инструментом в руках государства  при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования. Таможенный тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.

     Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная функции.

     Протекционистская функция связана с защитой  национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров  увеличивает стоимость последних  при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.

     Фискальная  функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

       Кроме вышеназванных функций  таможенный тариф, влияя на  внутренние цены, до определенной  степени содействует развитию  национального производства и  экспорта. Вследствие удорожания  импортных товаров на внутреннем  рынке страны повышается общий уровень цен на такие товары и национальные производители получают дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций в экономику страны или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, а также для повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках.

     Таможенный  тариф в ряде случаев может  быть использован для развития национального  экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых случаях  и нулевых ставок в отношении  отдельных товаров, необходимых для изготовления экспортной продукции.

     Одним из основных элементов проводимой в  стране экономической реформы, предусматривающей  переход от административных методов  управления кэкономическим, является усиление роли таможенно-тарифного  регулирования внешней торговли.

     Таможенно-тарифные меры - совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном  законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование  внешнеэкономической деятельности. В основе реализации таможенно-тарифного регулирования лежит применение таможенного тарифа.

     Таможенный  тариф Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза а вывоза.

     Основные  цели таможенного тарифа Российской Федерации:

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров в России;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;
  • защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  • обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику;

       Ставки таможенных пошлин являются  едиными и не подлежат изменению  в зависимости от лиц, перемещающих  товары через таможенную границу  Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законом.1

     В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения  с которыми не предусматривают режим  наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых  не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления России тарифных льгот (тарифных преференций).                   

     В целях защиты экономических интересов  Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин: антидемпинговые, специальные, компенсационные.

     Антидемпинговые пошлины применяются в случаях  ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более  низкой, чем их нормальная стоимость  в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.

     Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.

Информация о работе Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ