Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение теоретических основ регулирования экспортных и импортных операций, а также анализ влияния таможенно - тарифных ограничений на развитие мировой торговли с целью повышения эффективности внешнеторговой политики РФ.

Содержание

Введение 3
1. Методы регулирования экспорта и импорта товаров 6
1.1. Тарифные методы регулирования 7
1.2. Нетарифные методы регулирования 13
2. Анализ влияния таможенно-тарифных ограничений на развитие мировой торговли 20
2.1. Особенности таможенно-тарифной политики развитых стран в условиях либерализации внешней торговли и вступлении в ВТО 20
2.2. Анализ таможенно-тарифной политики РФ 28
3. Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ 41
Заключение 51
Список использованной литературы 53

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

     Компенсационные пошлины применяются в случаях  ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в России.

     Применению особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых, компенсационных) предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством Российской Федерации по инициативе органов государственного управления Российской Федерации. Решения в ходе расследования должны основываться на количественно определяемых данных. Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Советом Министров Российской Федерации по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием занижения цены, субсидий и выявленного ущерба.

     Говоря  об импортных пошлинах, следует иметь  в виду, что все страны защищают национальное производство с помощью  таможенного обложения импортных  товаров. Таможенные пошлины формируются на основе разницы между мировыми и национальными ценами. В развитых странах уровень импортных таможенных пошлин относительно низок, в менее развитых и развивающихся - при высоких национальных издержках - таможенные пошлины на импортные товары достаточно высоки. В Российской Федерациив последние годы внутренние цены росли, в то время как мировые цены оставались стабильными либо снижались. В этих условиях не было предпосылок для снижения импортных пошлин, напротив, их повышение вполне оправдано состоянием отечественного производства. У нас сейчас довольно высокие ставки импортных пошлин, хотя по многим видам товаров они недостаточны для защиты национальных производителей.

     В России импортный тариф включает более 820 тарифных позиций по шестизначной Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Тарифная структура включает 11 уровней ставок (от 0 до 100%), причем для большинства товаров (49,2%), действуют тарифы от 10 до 15%; для 10,8% товаров - от 0 до 5%; для 22,2% - от 5- до 10%; для 14,5 - 15-20%; для 3,3% - от 25 до 100%. На 25 товарных позиций установлены пошлины в ЭКЮ за единицу товара в пределах от 0,12 до 100 ЭКЮ за единицу (л, кг, шт.).

     Необходимо  отметить, что в ближайшем будущем  будет превалировать тенденция  к понижению ставок пошлины, поскольку формально этого требует участие Российской Федерации в международной торговой системе, а также успехи в развитии национальной экономики. Однако, следует подчеркнуть, что это не должно ущемлять интересы национальной экономики. При вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) необходимо оговорить условия, которые позволяли бы Российской Федерации защищать в случае необходимости отечественное производство. Кроме того, снижение уровня пошлин в Российской Федерации должно встречать ответные уступки со стороны других государств.

     Одним из основных видов таможенных платежей являются сборы за таможенное оформление, взимаемые на основании ст. 114  Таможенного кодекса Российской Федерации.

     Таможенные  сборы за таможенное оформление взимаются  в валюте Российской Федерации в размере 0,15% таможенной стоимости товаров и транспортных  средств. Кроме того, взимаются таможенные сборы за оказание таможенных услуг.

     Таможенные  сборы  взимаются до или в момент принятия таможенной декларации к оформлению. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных сборов за таможенное оформление и оказание таможенных услуг не предоставляется. 

     Таможенное  оформление иностранных товаров, ввозимых на территорию России в соответствии с таможенным режимом реэкспорта, осуществляется только в случае обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов внесением причитающихся сумм на депозит таможни, в которой будет производиться таможенное оформление товаров. Под причитающимися суммами понимается величина, равная сумме исчисленных таможенных пошлин и налогов, если бы предполагаемые к реэкспорту товары были выпущены для свободного обращения.

     В соответствии с таможенным кодексом России должностным лицам и административно - техническому персоналу дипломатических  представительств иностранных государств предоставлено право ввоза транспортных средств на территорию российской федерации без взимания таможенных платежей. ГТК России разъяснил, что с разрешения таможенных органов отчуждение этих транспортных средств допускается другим иностранным гражданам, которым предоставлено право льготного ввоза транспортного средства на территорию российской федерации. При перерегистрации транспортных средств на приобретателя переходит обязанность вывезти за границу транспортные средства после истечения сроков командировки. В случае, если отчуждение транспортного средства производится с выпуском для свободного обращения на территории Российской Федерации, таможенное оформление допускается только со взиманием всех предусмотренных платежей.

     Конкретизирован порядок ввоза товаров представительствами и филиалами иностранных лиц, зарегистрированными в установленном порядке на территории российской федерации. Отсутствие у представительств и филиалов статуса юридического лица не может служить основанием для ограничения иностранных юридических лиц в праве на ввоз товаров в российскую федерацию. Не ограничивает это право и положение статьи 172 таможенного кодекса российской федерации о том, что декларантом может быть только российское лицо - это лишь означает необходимость обращения иностранных лиц к услугам таможенных брокеров. В то же время в случаях ввоза представительствами и филиалами крупных партий товаров в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения, предназначенных для коммерческой деятельности, ГТК России рекомендует сообщать об этом в налоговый орган по месту нахождения указанных представительств (филиалов).

1.2. Нетарифные методы  регулирования

 

     Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные принципиальные подходы и механизмы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, хотя в этой сфере до сих пор сталкиваются две противоречивые тенденции: протекционизма (защита собственного производства от иностранной конкуренции) и либерализма (предоставление возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок). Государства стремятся к поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеэкономической деятельности резидентов и нерезидентов. За последние годы тенденция к либерализации внешней торговли несколько ослабла; число новых и более высоких устанавливаемых государствами барьеров в торговле между странами превысило количество  отмененных и сниженных ограничений.

     При использовании административных (нетарифных) средств нарушается рыночный механизм, сокращается ассортимент товаров, возможности доступа к ресурсам и фактически насильственным путем предрешается выбор продукции или ресурсов потребителем в пользу отечественных.

     Нетарифные  методы включает в себя широкий круг инструментов современной экономической и торговой политики государств, различные ограничительные правила и процедуры — до запрета торговли с определенными странами, вывоза и ввоза конкретных товаров и т.д.

     По  классификации Организации Объединенных Наций нетарифные методы регулирования разбиты на следующие группы:

  • прямое ограничение импорта и экспорта посредством лицензирования и квот на импорт; введение системы минимального предельного уровня цен на импортируемые товары на внутреннем рынке;
  • антидемпинговые меры; так называемые добровольные ограничения экспорта определенных товаров в конкретную страну и т.п.

     В ряде случаев государства могут  вводить полный или частичный  запрет (эмбарго на торговлю с данной страной как по собственной инициативе (США - Куба), так и главным образом по решению Совета Безопасности Организация Объединенных Наций (Ирак).

     Указанные выше группы являются самыми многочисленными  и охватывают более половины всех:

  • таможенные формальности;
  • технические стандарты и нормы (по безопасности товаров для потребителей);
  • санитарные и ветеринарные требования;
  • стандарты упаковки и маркировки разливу напитков;
  • сведения о стране происхождения ввозимых товаров и др.

     Названные методы, непосредственно не направлены на ограничение внешней торговли и относятся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю:

  • валютные ограничения, в частности, по переводу прибылей, дивидендов, налоговых и других платежей;
  • регулирование притока капиталов (максимальный процент иностранного капитала и местного персонала в иностранных предприятиях;  льготные условия для участвующих в международных торгах на сооружение объектов местных фирм и т.д.).

     Последние две группы методов непосредственно  не направлены на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но их действие зачастую ведет именно к этому результату.

     Нетарифные  методы требуют больших затрат, дают больше возможностей для бюрократизма и волокиты, для злоупотреблений, чем более простые по механизму  их осуществления экономические методы.

     К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования импорта (а  иногда и экспорта) относятся лицензии и квоты. Практически все промышленно  развитые страны применяют эти нетарифные методы.

     В настоящее время мировая практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств.

     Особое  место в этом ряду занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения.

     Среди методов нетарифного регулирования  следует упомянуть административно-бюрократические  проволочки при въезде, увеличивающие неопределенность и расходы на содержание товарно-материальных запасов.

     Специфическим методом регулирования внешней  торговли являются импортные депозиты, представляющие собой форму залога, который импортер должен внести в  банк на определенный срок, — беспроцентный вклад в сумме, равной всей или части стоимости ввозимого товара. Тем самым омертвляется его капитал и ограничивается платежеспособность.

     Определяющим  моментом в современном развитии мировой экономики и международных  экономических отношений является международное движение капитала. Высокий динамизм движения капитала, превращение его в объект острой международной конкуренции сделали настоятельно важным выработку международных стандартов и правил в этой области.

     На  национальном уровне административное регулирование движения капитала осуществляется в основном в рамках двухсторонних соглашений, которые включают в себя четкое определение правового режима, порядок допуска инвестиций и инвесторов, определяется режим (справедливый и недискриминационный, национальный, наиболее благоприятствуемой нации), порядок национализации и компенсации, перевод прибылей и репатриация капитала и порядок урегулирования споров.

     “Добровольное ограничение” экспорта — это установление минимальных импортных цен. Специфика этих ограничений состоит в нетрадиционной технике их установления. Торговый барьер устанавливается на границе экспортной страны. Соглашение о добровольном ограничении экспорта представляет собой навязанную экспортеру под угрозой санкций, обязательство по ограничению экспорта определенных товаров в импортирующую страну.

     Формы стимулирования и поощрения экспорта или финансовые методы торговой политики, к ним относятся:

     Субсидии  — Это денежная выплата направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

     По  характеру выплат они делятся  на: прямые и косвенные.

     Косвенные - это скрытое дотирование экспортеров  через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, возврат импортных пошлин, займов по ставке ниже рыночных.

     Прямые - это непосредственные выплаты экспортером после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода.

     Кредитование  — это скрытое субсидирование экспортера, финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

     Демпинг — этот метод заключается в  продвижении товаров на внешний  рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен  существующих в этих странах.

     Технические барьеры — это скрытый метод  торговой политики возникший в силу того, что национальные технически-административные и другие нормы и правила построены так чтобы препятствовать ввозу товара из-за рубежа.

Информация о работе Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ