Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:41, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение теоретических основ регулирования экспортных и импортных операций, а также анализ влияния таможенно - тарифных ограничений на развитие мировой торговли с целью повышения эффективности внешнеторговой политики РФ.
Введение 3
1. Методы регулирования экспорта и импорта товаров 6
1.1. Тарифные методы регулирования 7
1.2. Нетарифные методы регулирования 13
2. Анализ влияния таможенно-тарифных ограничений на развитие мировой торговли 20
2.1. Особенности таможенно-тарифной политики развитых стран в условиях либерализации внешней торговли и вступлении в ВТО 20
2.2. Анализ таможенно-тарифной политики РФ 28
3. Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ 41
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в России.
Применению особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых, компенсационных) предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством Российской Федерации по инициативе органов государственного управления Российской Федерации. Решения в ходе расследования должны основываться на количественно определяемых данных. Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Советом Министров Российской Федерации по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием занижения цены, субсидий и выявленного ущерба.
Говоря
об импортных пошлинах, следует иметь
в виду, что все страны защищают
национальное производство с помощью
таможенного обложения
В России импортный тариф включает более 820 тарифных позиций по шестизначной Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Тарифная структура включает 11 уровней ставок (от 0 до 100%), причем для большинства товаров (49,2%), действуют тарифы от 10 до 15%; для 10,8% товаров - от 0 до 5%; для 22,2% - от 5- до 10%; для 14,5 - 15-20%; для 3,3% - от 25 до 100%. На 25 товарных позиций установлены пошлины в ЭКЮ за единицу товара в пределах от 0,12 до 100 ЭКЮ за единицу (л, кг, шт.).
Необходимо отметить, что в ближайшем будущем будет превалировать тенденция к понижению ставок пошлины, поскольку формально этого требует участие Российской Федерации в международной торговой системе, а также успехи в развитии национальной экономики. Однако, следует подчеркнуть, что это не должно ущемлять интересы национальной экономики. При вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) необходимо оговорить условия, которые позволяли бы Российской Федерации защищать в случае необходимости отечественное производство. Кроме того, снижение уровня пошлин в Российской Федерации должно встречать ответные уступки со стороны других государств.
Одним из основных видов таможенных платежей являются сборы за таможенное оформление, взимаемые на основании ст. 114 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в валюте Российской Федерации в размере 0,15% таможенной стоимости товаров и транспортных средств. Кроме того, взимаются таможенные сборы за оказание таможенных услуг.
Таможенные сборы взимаются до или в момент принятия таможенной декларации к оформлению. Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных сборов за таможенное оформление и оказание таможенных услуг не предоставляется.
Таможенное оформление иностранных товаров, ввозимых на территорию России в соответствии с таможенным режимом реэкспорта, осуществляется только в случае обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов внесением причитающихся сумм на депозит таможни, в которой будет производиться таможенное оформление товаров. Под причитающимися суммами понимается величина, равная сумме исчисленных таможенных пошлин и налогов, если бы предполагаемые к реэкспорту товары были выпущены для свободного обращения.
В
соответствии с таможенным кодексом
России должностным лицам и
Конкретизирован порядок ввоза товаров представительствами и филиалами иностранных лиц, зарегистрированными в установленном порядке на территории российской федерации. Отсутствие у представительств и филиалов статуса юридического лица не может служить основанием для ограничения иностранных юридических лиц в праве на ввоз товаров в российскую федерацию. Не ограничивает это право и положение статьи 172 таможенного кодекса российской федерации о том, что декларантом может быть только российское лицо - это лишь означает необходимость обращения иностранных лиц к услугам таможенных брокеров. В то же время в случаях ввоза представительствами и филиалами крупных партий товаров в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения, предназначенных для коммерческой деятельности, ГТК России рекомендует сообщать об этом в налоговый орган по месту нахождения указанных представительств (филиалов).
Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные принципиальные подходы и механизмы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, хотя в этой сфере до сих пор сталкиваются две противоречивые тенденции: протекционизма (защита собственного производства от иностранной конкуренции) и либерализма (предоставление возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок). Государства стремятся к поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеэкономической деятельности резидентов и нерезидентов. За последние годы тенденция к либерализации внешней торговли несколько ослабла; число новых и более высоких устанавливаемых государствами барьеров в торговле между странами превысило количество отмененных и сниженных ограничений.
При использовании административных (нетарифных) средств нарушается рыночный механизм, сокращается ассортимент товаров, возможности доступа к ресурсам и фактически насильственным путем предрешается выбор продукции или ресурсов потребителем в пользу отечественных.
Нетарифные методы включает в себя широкий круг инструментов современной экономической и торговой политики государств, различные ограничительные правила и процедуры — до запрета торговли с определенными странами, вывоза и ввоза конкретных товаров и т.д.
По
классификации Организации
В ряде случаев государства могут вводить полный или частичный запрет (эмбарго на торговлю с данной страной как по собственной инициативе (США - Куба), так и главным образом по решению Совета Безопасности Организация Объединенных Наций (Ирак).
Указанные выше группы являются самыми многочисленными и охватывают более половины всех:
Названные методы, непосредственно не направлены на ограничение внешней торговли и относятся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю:
Последние две группы методов непосредственно не направлены на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но их действие зачастую ведет именно к этому результату.
Нетарифные методы требуют больших затрат, дают больше возможностей для бюрократизма и волокиты, для злоупотреблений, чем более простые по механизму их осуществления экономические методы.
К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования импорта (а иногда и экспорта) относятся лицензии и квоты. Практически все промышленно развитые страны применяют эти нетарифные методы.
В настоящее время мировая практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств.
Особое место в этом ряду занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения.
Среди
методов нетарифного
Специфическим методом регулирования внешней торговли являются импортные депозиты, представляющие собой форму залога, который импортер должен внести в банк на определенный срок, — беспроцентный вклад в сумме, равной всей или части стоимости ввозимого товара. Тем самым омертвляется его капитал и ограничивается платежеспособность.
Определяющим
моментом в современном развитии
мировой экономики и
На национальном уровне административное регулирование движения капитала осуществляется в основном в рамках двухсторонних соглашений, которые включают в себя четкое определение правового режима, порядок допуска инвестиций и инвесторов, определяется режим (справедливый и недискриминационный, национальный, наиболее благоприятствуемой нации), порядок национализации и компенсации, перевод прибылей и репатриация капитала и порядок урегулирования споров.
“Добровольное ограничение” экспорта — это установление минимальных импортных цен. Специфика этих ограничений состоит в нетрадиционной технике их установления. Торговый барьер устанавливается на границе экспортной страны. Соглашение о добровольном ограничении экспорта представляет собой навязанную экспортеру под угрозой санкций, обязательство по ограничению экспорта определенных товаров в импортирующую страну.
Формы стимулирования и поощрения экспорта или финансовые методы торговой политики, к ним относятся:
Субсидии — Это денежная выплата направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.
По характеру выплат они делятся на: прямые и косвенные.
Косвенные
- это скрытое дотирование
Прямые - это непосредственные выплаты экспортером после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода.
Кредитование — это скрытое субсидирование экспортера, финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.
Демпинг — этот метод заключается в продвижении товаров на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен существующих в этих странах.
Технические барьеры — это скрытый метод торговой политики возникший в силу того, что национальные технически-административные и другие нормы и правила построены так чтобы препятствовать ввозу товара из-за рубежа.