Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:41, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение теоретических основ регулирования экспортных и импортных операций, а также анализ влияния таможенно - тарифных ограничений на развитие мировой торговли с целью повышения эффективности внешнеторговой политики РФ.
Введение 3
1. Методы регулирования экспорта и импорта товаров 6
1.1. Тарифные методы регулирования 7
1.2. Нетарифные методы регулирования 13
2. Анализ влияния таможенно-тарифных ограничений на развитие мировой торговли 20
2.1. Особенности таможенно-тарифной политики развитых стран в условиях либерализации внешней торговли и вступлении в ВТО 20
2.2. Анализ таможенно-тарифной политики РФ 28
3. Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ 41
Заключение 51
Список использованной литературы 53
6) последовательное сокращение тарифных льгот, искажающих регулятивную функцию таможенных тарифов.
Ввиду значительных изменений в Таможенном тарифе в части снижения вплоть до нуля ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое и иное оборудование, аналоги которого не производятся в России, будут отменены тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал организаций с иностранными инвестициями.
Будет продолжен мониторинг режима свободной таможенной зоны в Калининградской области с целью его оптимизации, включая ограничение его применения в случаях, когда льготный режим использования иностранных товаров наносит значительный ущерб производителям на остальной части таможенной территории РФ.
7)
обеспечение стабильности и
Частые изменения ставок таможенных пошлин создают неопределенность и риски для предпринимателей. В период до 2011 г. будет создан механизм принятия решений, обеспечивающий стабильность условий в сфере таможенно-тарифного регулирования в течение одного финансового года. Исключения будут касаться ограниченного перечня случаев, когда оперативность принятия решений диктуется трудно устранимыми негативными последствиями для экономики.
Планируются также следующие меры по совершенствованию таможенного администрирования для реализации приоритетов таможенно-тарифной политики.
Для
эффективной реализации инструментов
таможенно-тарифного
Необходимо
разработать методику сопоставления
данных внешнеторговой статистики России
и ее торговых партнеров в целях
выявления объемов и
Предстоит упростить технологии таможенного оформления для производителей, использующих иностранные сырье и материалы, с целью сокращения издержек на логистику и хранение товаров.
Будет упрощена система учета товаров, используемых для промышленной сборки и переработки, и операций с ними для таможенных целей на основе использования сведений, содержащихся в бухгалтерском учете или обычном коммерческом учете предприятий.
Запланировано упростить систему таможенного оформления и контроля в отношении запасных частей к воздушным судам, оборудованию, другим товарам, в отношении которых длительное таможенное оформление приводит к неоправданным издержкам в коммерческой деятельности.
Необходимо принять нормативный правовой акт правительства РФ, определяющий порядок подтверждения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти использования товаров в определенных целях, если это влияет на размер ставки ввозной таможенной пошлины или тарифную классификацию товара.
Внешняя торговля РФ – важный инструмент экономического развития страны. Многие стержневые отрасли национальной экономики (например, отрасли ТЭК) работают преимущественно на внешний рынок. Для других отраслей, а также и для внутреннего потребительского рынка импорт стал существенным элементом хозяйственной деятельности. Большое значение для национальной экономики имеют и платежи, взимаемые при осуществлении внешнеторговых операций. В 2008 году в бюджет РФ перечислено 757,6 млрд. руб. таможенных платежей, что составило 40 % его доходной части.
Внешнеторговый комплекс обеспечивает не только устойчивое развитие промышленности страны, но и стабильность российской валюты, сбалансированность государственного бюджета, низкий уровень инфляции и многие другие важнейшие параметры экономики. Поэтому вопрос о создании эффективной системы таможенно-тарифного регулирования внешней торговли остается актуальным до настоящего момента.
Главным критерием оценки эффективности системы ввозных таможенных пошлин является повышение эффективности национальной экономики и рост совокупного дохода общества.
На
динамику и вектор трансформации
внешнеторгового комплекса
В целях стабилизации национальной торговой политики и обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику, государственное регулирование внешнеэкономических связей должно быть направлено на: сохранение позиций на мировых товарных рынках и расширение экспорта продукции глубокой степени переработки; повышение конкурентоспособности экономики РФ; обеспечение доступа российских товаров на мировой рынок, а также осуществление адекватной защиты внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции.
Основная задача государства в области международного товарообмена:
– помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентными на внутреннем рынке.
В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли. Предметом постоянных дискуссий среди экономистов и политиков является преимущество протекционизма (который дает возможность развиваться национальной промышленности) или свободной торговли (которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с мировыми). В истории международной экономики в разное время доминировали различные подходы. В 50 – 60-е годы внешняя торговля была более либеральной, затем с начала 70-х годов государства стали защищать внутренний рынок различными тарифными и особенно нетарифными барьерами.
Традиционным, общепринятым инструментом государственного регулирования внешней торговли является таможенная пошлина. Система таможенных пошлин призвана всемерно содействовать целям и задачам внешней торговли, однако возможны и такие ситуации, когда, на первый взгляд, по отдельно взятым критериям таможенные пошлины соответствуют интересам страны, по другим критериям – противоречат им и наносят ущерб, а в целом оказывают негативное воздействие на социально-экономическое состояние общества.
В международной практике наибольшее распространение получила импортная таможенная пошлина (тариф). Ставка импортного тарифа в разных странах дифференцирована в зависимости от вида импортируемого товара и страны его происхождения.
Следует отметить, что при проведении переговоров России с ВТО о снижении ставок импортного тарифа рассматривается эффективный уровень таможенной защиты. Эффективная ставка импортного тарифа – это реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, учитывающий долю импортных комплектующих в конечной продукции и ставки таможенных пошлин на них. Например, номинальный и эффективный тарифы на продукты питания в ЕС составляют 10,1 % и 17,8 % соответственно, в США – 4,7 % и 10,6 %, в Японии – 25,4 % и 50,3 %. На основе расчета эффективного уровня таможенной защиты принимаются решения в области торговой политики, он является предметом переговоров во время возникновения торговых конфликтов.
Экспортный таможенный тариф в большинстве развитых стран отсутствует. Он применяется в основном к товарам традиционного экспорта (товары минерально-сырьевой группы и продукция сельского хозяйства).
Основная функция экспортного тарифа – фискальная.
В
2001 – 2002 гг. в системе таможенно-тарифного
регулирования внешней торговли
происходили значительные изменения.
Они вызваны объективной
Общепринятая мировая практика опирается на разветвленную систему многосторонних межгосударственных соглашений, действующих в рамках ВТО и Международной таможенной организации. Эти соглашения регламентируют и унифицируют правовые, административные и технические стороны деятельности таможенных служб. К числу этих соглашений относятся: Соглашение о таможенной стоимости, Соглашение о стране происхождения товаров и ряд других правовых документов ВТО, среди которых центральное место занимает ГАТТ – 1994, Конвенция об упрощении и унификации таможенных процедур (Конвенция Киото).
Также
была проведена большая работа по
оптимизации таможенного
Оптимальный
тариф имеет следующие основные
черты, которые необходимо учитывать
при осуществлении
В нашей стране ставка импортного тарифа была снижена в среднем на 5 %. В результате применения новых ставок ввозных таможенных пошлин стоимостной объем импорта товароввозрос более чем на 110 %, а сумма таможенных пошлин, взысканных с данных товаров, увеличилась более чем на 115 %.
Таким образом, увеличение объемов взысканных таможенных платежей произошло не только за счет роста объемов внешней торговли, но и в значительной мере за счет повышения достоверности их декларирования в части определения таможенной стоимости. На собираемость таможенных платежей в максимально полном объеме непосредственным образом влияет также борьба с недостоверным декларированием товаров в части классификации и определения страны происхождения товаров.
Постоянное увеличение положительного сальдо внешней торговли, причем в основном за счет торговли со странами дальнего зарубежья, позволяет говорить о существовании достаточно эффективного механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей. Однако работа по оптимизации таможенно-тарифного регулирования внешней торговли должна продолжаться.
Из Концепции Развития таможенной политики РФ на 2007-2011 годы известно, что основная работа в части совершенствования таможенно-тарифной политики будет направлена на оптимизацию таможенного тарифа, имея в виду снижение налоговой нагрузки по широкой номенклатуре товаров, не чувствительных к импорту, при одновременной селективной защите конкурентоспособных отечественных предприятий путем относительно высоких ставок тарифа.
В 2010 году была продолжена работа по установлению режима беспошлинного ввоза на оборудование для металлургической, пищевой, легкой и текстильной, целлюлозно-бумажной, мебельной и деревообрабатывающей и автомобильной промышленности.
Основными направлениями работы по оптимизации таможенного тарифа являются:
1. Снижение абсолютного размера ставок ввозных пошлин на большую часть номенклатуры технологического оборудования при одновременном точечном сохранении высоких ставок пошлин по тем товарам, где необходим уровень защиты.
Данная мера будет способствовать активному ввозу в Российскую Федерацию технологического оборудования, что является на сегодняшний день крайне актуальным вопросом ввиду высокого износа основных производственных фондов на большинстве российских предприятий. Ввоз современного специального технологического оборудования, предназначенного как для производства средств производства, так и для некоторых предметов потребления (особенно это касается изделий легкой и пищевой промышленности), окажет положительное влияние на развитие промышленного потенциала Российской Федерации.
Кроме того, проведена работа по подготовке решения Правительства Российской Федерации по отмене ставок ввозных таможенных пошлин в отношении широкого перечня оборудования для нефтегазовой, деревообрабатывающей, медицинской, металлургической, авиационной, судостроительной, электронной отраслей промышленности, средств связи и сельского хозяйства.
Отмена
ставок ввозных таможенных пошлин на
указанное оборудование позволит перевооружить
и модернизировать ряд