Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:41, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение теоретических основ регулирования экспортных и импортных операций, а также анализ влияния таможенно - тарифных ограничений на развитие мировой торговли с целью повышения эффективности внешнеторговой политики РФ.
Введение 3
1. Методы регулирования экспорта и импорта товаров 6
1.1. Тарифные методы регулирования 7
1.2. Нетарифные методы регулирования 13
2. Анализ влияния таможенно-тарифных ограничений на развитие мировой торговли 20
2.1. Особенности таможенно-тарифной политики развитых стран в условиях либерализации внешней торговли и вступлении в ВТО 20
2.2. Анализ таможенно-тарифной политики РФ 28
3. Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ 41
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Экспорт и импорт по некоторым объектам лицензируются.
Лицензирование — регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, вызываемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Основными видами лицензий являются разовая и генеральная.
Практически все промышленно развитые страны имеют этот нетарифный метод. Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство выдает разрешение на внешнеторговые операции определенными включенными в списки лицензируемыми по импорту и по экспорту товарами. Применяемые странами системы лицензирования характеризуются значительным разнообразием форм и процедур.
Квоты
— это предельные объемы определенных
товаров, которые разрешено
Квоты бывают:
Обычно политика импортных квот легче поддается административному управлению, чем тарифная политика. Квоты легче и быстрее вводить в случае чрезвычайных ситуаций, чем тарифы, которые обычно требуют рассмотрения в парламенте.
Квотирование экспорта товаров вводится при необходимости защиты государственных интересов на товары, проводимые в Российской Федерации, для регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, в соответствии с принятыми обязательствами по международным договорам, а также для принятия ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств. Объемы квот на экспорт устанавливает и утверждает Министерство иностранных дел. Оно же при необходимости вносит изменения в квоты и перечни квотируемых товаров.
Специфическим
типом квотирования, который полностью
запрещает торговлю называется эмбарго.
Оно может вводиться в
Главное
направление либерализации
Во-первых, при рыночных принципах формирования и развития международных экономических отношений это достаточно действенный и гибкий инструмент экономического регулирования.
Во-вторых, таможенные тарифы применяют практически все страны, что обусловливает их значимость для формирования международных товарных потоков и структуры экономики в целом.
В-третьих, национальные таможенные тарифы охватывают всю номенклатуру импорта, а не отдельные ее части или сферы внешнеэкономической деятельности, как другие средства и инструменты регулирования. В-четвертых, таможенные тарифы сравнительно просты, прозрачны и легко поддаются контролю.4
Скоординированная либерализация международного обмена товарами в рамках ВТО в целом выгодна странам-участницам, так как способствует:
1.
Снижению импортных тарифов и
связанных с этими изменениями
относительных цен, что
2. Адаптации национальной экономики к технологическим инновациям, новым структурам производства и новым условиям конкуренции. Это приводит к существенным выгодам в долгосрочном плане и облегчает потребителям доступ к более качественным и, как правило, менее дорогим товарам.
За период деятельности ГАТТ (ВТО), начиная с 1948 г., средний уровень таможенных тарифов снижен почти на порядок ( с 43–48% до 4–6%). При этом снижение было более существенным в экономически развитых странах и меньшим в развивающихся. Так, по данным упомянутого доклада Всемирного Банка, в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки средняя тарифная ставка сложилась на уровне от 10% (Чили) до 26–28% (Бангладеш и Филиппины) и 42% (Египет). Согласно данным ВТО, по отдельным развивающимся странам средневзвешенные импортные пошлины после завершения Уругвайского раунда составляли: в Мексике – 33,7%, Индии – 32,4%, Аргентине и Венесуэле – 30,9%, Таиланде – 28,0%, Бразилии – 27,0%, Турции – 22,3%, на Филиппинах – 22,2%.
В развитых странах средневзвешенные тарифные ставки снизились с 6,3 % перед Уругвайским раундом до 3,8% после него. А по отдельным странам и группам стран соответственно: США – с 5,4% до 3,5% ; страны ЕС – с 5,7% до 3,6%; Канада – с 9,0% до 4,8%; Япония – с 3,9% до 1,7% (3,9%).5
Следует также обратить внимание на довольно широкую дифференциацию ставок импортных пошлин в развитых странах (см. табл. 2).
Дополнительные данные по ряду других развитых стран приводятся в Приложениях 1 и 2.
Показательно, что действующие в России импортные таможенные тарифы примерно в 2,4 раза ниже, чем в развивающихся странах, и в 1,6 раза выше, чем в экономически развитых.
Таблица 2
Уровень таможенных ставок по товарной номенклатуре импорта в США и странах ЕС
Уровень таможенных ставок, % | Доля товарной номенклатуры, % | |
США | ЕС | |
Беспошлинно | 39,5 | 37,7 |
0,1-5,0 | 42,9 | 34,2 |
5,1-10,0 | 10,2 | 10,0 |
15,1-35,0 | 6,0 | 9,9 |
Свыше 35 | 0,1 | - |
Как видно из табл. 2, дифференциация ставок, их изменение по отдельным группам товаров активно используются с учетом конкретных ситуаций и задач как внешнеторговой, так и экономической политики в целом в рамках правил ВТО.
С учетом изложенного, снижение среднего уровня ставок таможенного тарифа в связи со вступлением в ВТО не должно создать общеэкономических трудностей, но предполагает дифференцированный подход. Это обеспечит, с одной стороны, более легкий доступ к внутреннему российскому рынку, прежде всего, по товарам, не конкурирующим с отечественными, и нечувствительными производствами, а с другой, – защиту чувствительных и потенциально конкурентоспособных собственных производителей. Это в целом отвечает правилам и практике ВТО.
Таможенное регулирование импорта в РФ до недавнего времени не было определяющим инструментом регулирования экономики, несмотря на то, что уровни ставок таможенного тарифа при импорте явно носили защитно-фискальный характер и становились все более обременительными.
В настоящее время, с учетом вступления России в ВТО, тарифно-таможенная политика стала более целенаправленной. Была произведена ощутимая корректировка импортных таможенных пошлин в направлении их снижения, отказа от малопродуктивных запретительных пошлин и преодоления искажения их структуры из-за девальвационных процессов. Снижение и унификация уровня ввозных пошлин привели к уменьшению средневзвешенной ставки импортного таможенного тарифа до 10,7%. Кроме того, осуществлены меры по улучшению структуры импортного таможенного обложения по видам ставок (адвалорных, комбинированных), более широкому применению сезонных ставок при импорте сельхозпродукции.
Введенные пошлины на импорт предусматривают практический отказ от максимальной 30% адвалорной ставки (по 883 из 888 ранее действовавших позиций). Уровень таких ставок понижается до 20%, в первую очередь по промышленным товарам широкого потребления и оборудованию продукции химической промышленности. Ставка на уровне 30% сохраняется лишь по 5 позициям, в том числе по табачным изделиям и белому сахару. Существенно сокращено число позиций (с 624 до 104), ранее облагаемых по ставке 25%, куда, в частности вошли: фрукты, овощи, рыбопродукция, алкогольные напитки, некоторые химические товары. Ставка 25% сохранена только по одной группе – мясо птицы.
По однородным товарам (2072 позиции) ставки импортного таможенного обложения унифицированы. Из общего числа ставок импортного таможенного тарифа (более 11 тыс.) практически изменены пошлины по 3508 позициям, т.е. более 32% товарной номенклатуры ВЭД. При этом по 3068 позициям они снижены и лишь по 440 повышены.
Изменились таможенные импортные ставки по 610 позициям, из них по 481 (почти 80%) произошло снижение (в среднем на 5,8%), а по 108 – некоторое повышение, в среднем приблизительно на 5,5%. Указанное снижение коснулось машинотехнической продукции, в частности, транспортных средств, контрольно-измерительных аппаратов и инструментов, органических химудобрений. Повышение затронуло интегральные схемы и компоненты аппаратуры связи.
Введенные пошлины на импорт предусматривают практический отказ от максимальной 30% адвалорной ставки (по 883 из 888 ранее действовавших позиций). Уровень таких ставок понижается до 20%, в первую очередь по промышленным товарам широкого потребления и оборудованию продукции химической промышленности. Ставка на уровне 30% сохраняется лишь по 5 позициям, в том числе по табачным изделиям и белому сахару. Существенно сокращено число позиций (с 624 до 104), ранее облагаемых по ставке 25%, куда, в частности вошли: фрукты, овощи, рыбопродукция, алкогольные напитки, некоторые химические товары. Ставка 25% сохранена только по одной группе – мясо птицы.
По однородным товарам (2072 позиции) ставки импортного таможенного обложения унифицированы. Из общего числа ставок импортного таможенного тарифа (более 11 тыс.) практически изменены пошлины по 3508 позициям, т.е. более 32% товарной номенклатуры ВЭД.
По самым предварительным оценкам, средние ставки таможенного тарифа России при вступлении в ВТО должны сложиться на первоначальном уровне 7,0–9,0%.
Изложенные
подходы к либерализации
1. В момент присоединения к ВТО ни одна ставка таможенного тарифа не будет понижена.
2. Через определенное время после официального присоединения к ВТО импортные пошлины по некоторым товарным позициям могут быть незначительно (на 3–5 процентных пунктов) снижены. Это в основном те товары, в более широком допуске которых на российский внутренний рынок наша сторона заинтересована.
Во-первых, не производимые в России виды сырья и полуфабрикатов, элементы отделки, комплектующие, повышающие конкурентоспособность отечественной продукции, прогрессивное технологическое оборудование. Во-вторых, товары, снижение таможенных импортных пошлин на которые ничем не грозит для отечественных товаропроизводителей (вино, изделия из черных металлов).