Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:41, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение теоретических основ регулирования экспортных и импортных операций, а также анализ влияния таможенно - тарифных ограничений на развитие мировой торговли с целью повышения эффективности внешнеторговой политики РФ.
Введение 3
1. Методы регулирования экспорта и импорта товаров 6
1.1. Тарифные методы регулирования 7
1.2. Нетарифные методы регулирования 13
2. Анализ влияния таможенно-тарифных ограничений на развитие мировой торговли 20
2.1. Особенности таможенно-тарифной политики развитых стран в условиях либерализации внешней торговли и вступлении в ВТО 20
2.2. Анализ таможенно-тарифной политики РФ 28
3. Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ 41
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Новый таможенный тариф ещё в большей степени сократил ставки таможенных пошлин таким образом, что средний уровень импортных пошлин сократился с 16% до 10%. Это сказалось негативным образом не только на соотношении ставок таможенных пошлин России и основных торговых партнёров, но и на поступлении доходов от таможенных пошлин в бюджет.
Таким образом, давая оценку таможенно-тарифной политики РФ можно отметить, что на сегодняшний момент по многим товарным позициям Россия имеет более либеральный в сравнении со странами – членами ВТО режим доступа иностранных товаров на внутренний рынок. Следует также признать, что за последние несколько лет, Россия совершала одну и тужегрубую стратегическую ошибку – форсируя стремление стать членом ВТО. Наша страна резко сократила средний уровень таможенных пошлин; при этом, в России в настоящее время почти не задействованы нетарифные методы регулирования импорта, а ведь ввести их после вступления в ВТО будет невозможно.
Главной
целью таможенно-тарифной политики
России в контексте новой
Тарифно-таможенная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности. Возрастает ее роль в технологической модернизации российской экономики за счет обеспечения доступа российских компаний к передовым технологиям и оборудованию. Таможенно-тарифная политика должна создавать стимулы и условия для привлечения капитала в производство. Активнее должны использоваться специальные таможенные режимы, должен быть реализован принцип эскалации тарифа.
Усиливается
роль таможенно-тарифной политики в
формировании трансграничных производственно-
Усиливается значение таможенно-тарифной политики в регулировании внутренних рынков, повышении уровня их конкурентности и укреплении позиций российских компаний в нашей стране и за рубежом.
Единая таможенно-тарифная политика стран таможенного союза, формирующегося в рамках ЕврАзЭС, становится важным условием интеграции на евразийском пространстве.
Задачами
таможенно-тарифной политики являются:
содействие технологической модернизации
российской экономики за счет облегчения
доступа к использованию
Реализация поставленных задач будет обеспечиваться следующими приоритетными направлениями таможенно-тарифной политики:
1)
стимулирование переноса
Дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров (минимальные пошлины на материалы, сырье, комплектующие, максимальные - на готовые изделия) создает более привлекательные условия для изготовления товаров в России по сравнению с их импортом и способствует организации /переносу/ производств на территорию России.
В среднесрочной перспективе для стимулирования переноса производств в Россию планируются следующие меры.
Будет продолжена работа по изменению Таможенного тарифа с целью дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров.
Для создания условий, способствующих организации производства тех товаров, на которые ставки пошлин ниже, чем на компоненты для их производства, будет применяться классификация товаров, ввозимых в разобранном виде, по тарифной позиции, к которой относится товар в готовом виде. В таких отраслях, как автомобилестроение, сельхозмашиностроение, предстоит работа по подготовке правил классификации товаров, ввозимых в разобранном виде, по той номенклатуре товаров, где ставки ввозных таможенных пошлин на готовые изделия ниже, чем на материалы и комплектующие.
Необходимо реализовать преимущества таможенного режима переработки для внутреннего потребления для тех товаров, где снижение ставок пошлин на материалы, сырье и комплектующие не оправданно.
Будет
продолжена работа по дифференциации
ставок ввозных таможенных пошлин,
применяемых в отношении
Положительный опыт установления дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от предназначения товаров /для режима "промышленная сборки", или для защиты внутренних рынков, или для предотвращения обхода установленных ограничений/ будет распространен на другие отрасли в модифицированном виде, с учетом правил ВТО, то есть без требований по "локализации" производства.
Ограничением для дифференциации ставок пошлин в зависимости от предназначения товаров является правовая неопределенность в статусе товаров для таможенных целей, если он декларируется таможенным органам по пониженной ставке таможенной пошлины как предназначенный для промышленной сборки. Для расширения практики дифференциации пошлин на условиях, соответствующих правилам ВТО, необходима четкая регламентация правовых последствий для декларанта, если при импорте товаров им выбирается более низкая ставка пошлины.
Будут внесены изменения в Таможенный кодекс РФ с целью установления порядка взимания таможенных пошлин в случае использования товаров в иных целях, чем это предусмотрено Таможенным тарифом для применения пониженной ставки таможенной пошлины, если ставка пошлины дифференцирована в зависимости от предназначения товаров.
2)
усиление регулирующей функции
таможенного тарифа, обеспечение
сбалансированности и
Угроза вытеснения товаров отдельных секторов экономики с внутреннего рынка импортом требует создания определенных защитных барьеров для доступа импорта. В тоже время, искусственное и неоправданное ограждение от импорта снижает стимулы для повышения конкурентоспособности отечественного производителя, ущемляет интересы потребителя. Значительный рост промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиционной активности, развитие сферы услуг стимулирует повышение спроса на товары в области машиностроения, который отечественное производство не может удовлетворить в полной мере.
Сбалансированность регулирования импорта с учетом потребностей производителей и потребителей будет обеспечиваться: применением специфических тарифных инструментов в аграрном секторе (сезонные пошлины, тарифные квоты); гибким реагированием на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин; применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Будет продолжена работа по дальнейшему снижению ставок ввозных таможенных пошлин на прогрессивное технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, при одновременном сохранении защитных ввозных таможенных пошлин на конкурентоспособное оборудование, производимое отечественными предприятиями. Приоритет будет отдаваться импорту высокотехнологичного оборудования, использование которого способно повысить конкурентоспособность российской продукции.
Будет
осуществлен переход к
3)
отказ от необоснованных
В
среднесрочной перспективе
4)
адаптация инструментов
Двусторонние соглашения РФ о свободной торговле с государствами - участниками СНГ предусматривают осуществление взаимной торговли без взимания таможенных пошлин и применения количественных ограничений. Открытый доступ товаров на российский рынок и свободный экспорт сырья без увязки с едиными правилами регулирования внешней торговли, конкуренции и оказания государственной помощи, четкого правового механизма введения временных ограничений во взаимной торговле содержит потенциальные риски для интересов российской экономики.
Установленная система таможенного учета требует идентификации каждого компонента в готовом изделии с привязкой к партии товаров, в составе которой этот компонент ввозился.
В соответствии с планом действий по формированию таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества к 2011 г. Россия передаст полномочия в проведении таможенно-тарифной политики наднациональным органам таможенного союза.
В
среднесрочной перспективе
5) оптимизация национальной схемы тарифных преференций.
В России установлена система тарифных преференций, бенефициарами (пользователями) которой являются развивающиеся и наименее развитые страны. К товарам, происходящим из развивающихся стран, применяются ставки таможенных пошлин в размере 75 % от базовых ставок ввозных таможенных пошлин. В настоящее время в перечень развивающихся стран включены 103 государства. При ввозе товаров, происходящих из наименее развитых стран (всего – 53), таможенная пошлина не взимается.
В среднесрочной перспективе будет пересмотрена национальная схема преференций в торговле с развивающимися и наименее развитыми странами. В части уточнения перечня стран - бенефициаров, перечня товаров, а также правил производства товаров для предоставления тарифных преференций, она будет исходить из следующих принципов: содействие развивающимся и наименее развитым странам; минимизация рисков нанесения ущерба экономике России и ее отдельным отраслям; учет политики стран-бенефициаров в отношении России.