Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение теоретических основ регулирования экспортных и импортных операций, а также анализ влияния таможенно - тарифных ограничений на развитие мировой торговли с целью повышения эффективности внешнеторговой политики РФ.

Содержание

Введение 3
1. Методы регулирования экспорта и импорта товаров 6
1.1. Тарифные методы регулирования 7
1.2. Нетарифные методы регулирования 13
2. Анализ влияния таможенно-тарифных ограничений на развитие мировой торговли 20
2.1. Особенности таможенно-тарифной политики развитых стран в условиях либерализации внешней торговли и вступлении в ВТО 20
2.2. Анализ таможенно-тарифной политики РФ 28
3. Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ 41
Заключение 51
Список использованной литературы 53

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

          Новый таможенный тариф ещё в большей степени сократил ставки таможенных пошлин таким образом, что средний уровень импортных пошлин сократился с 16% до 10%. Это сказалось негативным образом не только на соотношении ставок таможенных пошлин России и основных торговых партнёров, но и на поступлении доходов от таможенных пошлин в бюджет.

      Таким образом, давая оценку таможенно-тарифной политики РФ можно отметить, что  на сегодняшний момент по многим товарным позициям Россия имеет более либеральный  в сравнении со странами – членами  ВТО режим доступа иностранных  товаров на внутренний рынок. Следует также признать, что за последние несколько лет, Россия совершала одну и тужегрубую стратегическую ошибку – форсируя стремление стать членом ВТО. Наша страна резко сократила средний уровень таможенных пошлин; при этом, в России в настоящее время почти не задействованы нетарифные методы регулирования импорта, а ведь ввести их после вступления в ВТО будет невозможно.

      Главной целью таможенно-тарифной политики России в контексте новой макроэкономической обстановки, очевидно, должно стать  использование импорта как фактора экономического роста, повышения конкурентоспособности и расширения экспортных возможностей обрабатывающего сектора национальной экономики. На данном этапе, с одной стороны, требуется поддержать начавшееся оживление деловой и инвестиционной активности для модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности. С другой стороны, важно, не препятствуя конкуренции, поставить на период реконструкции производства разумные протекционистские барьеры широкой экспансии зарубежной продукции.

      Тарифно-таможенная политика становится важнейшим и  неотъемлемым инструментом решения  внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения  глобальной конкурентоспособности. Возрастает ее роль в технологической модернизации российской экономики за счет обеспечения доступа российских компаний к передовым технологиям и оборудованию. Таможенно-тарифная политика должна создавать стимулы и условия для привлечения капитала в производство. Активнее должны использоваться специальные таможенные режимы, должен быть реализован принцип эскалации тарифа.

     Усиливается роль таможенно-тарифной политики в  формировании трансграничных производственно-технологических  связей, развитии специализации и  кооперации, прежде всего, в высокотехнологичных отраслях. Смещаются акценты таможенно-тарифной политики - от регулирования внешней торговли к содействию создания в обрабатывающих отраслях глобальных центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости.

     Усиливается значение таможенно-тарифной политики в регулировании внутренних рынков, повышении уровня их конкурентности и укреплении позиций российских компаний в нашей стране и за рубежом.

     Единая  таможенно-тарифная политика стран  таможенного союза, формирующегося в рамках ЕврАзЭС, становится важным условием интеграции на евразийском пространстве.

     Задачами  таможенно-тарифной политики являются: содействие технологической модернизации российской экономики за счет облегчения доступа к использованию передовых иностранных технологий; стимулирование развития производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, содействие переносу глобально ориентированных обрабатывающих производств на российскую территорию («импорт производств вместо импорта товаров»); повышение конкурентности российских рынков, защита развивающихся рынков, уязвимых для импорта; унификация таможенно-тарифной политики со странами, формирующими таможенный союз в рамках ЕврАзЭС.

     Реализация  поставленных задач будет обеспечиваться следующими приоритетными направлениями таможенно-тарифной политики:

     1) стимулирование переноса производств  на территорию России путем  дифференциации ставок таможенных  пошлин в зависимости от глубины  переработки и предназначения  товаров.

     Дифференциация ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров (минимальные пошлины на материалы, сырье, комплектующие, максимальные - на готовые изделия) создает более привлекательные условия для изготовления товаров в России по сравнению с их импортом и способствует организации /переносу/ производств на территорию России.

     В среднесрочной перспективе для  стимулирования переноса производств  в Россию планируются следующие  меры.

     Будет продолжена работа по изменению Таможенного  тарифа с целью дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от глубины переработки товаров.

     Для создания условий, способствующих организации  производства тех товаров, на которые  ставки пошлин ниже, чем на компоненты для их производства, будет применяться  классификация товаров, ввозимых в разобранном виде, по тарифной позиции, к которой относится товар в готовом виде. В таких отраслях, как автомобилестроение, сельхозмашиностроение, предстоит работа по подготовке правил классификации товаров, ввозимых в разобранном виде, по той номенклатуре товаров, где ставки ввозных таможенных пошлин на готовые изделия ниже, чем на материалы и комплектующие.

     Необходимо  реализовать преимущества таможенного  режима переработки для внутреннего  потребления для тех товаров, где снижение ставок пошлин на материалы, сырье и комплектующие не оправданно.

     Будет продолжена работа по дифференциации ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в отношении компонентов  и комплектующих элементов, в  одном случае ввозимых для промышленного  производства товаров, а в другом случае - не предназначенных для такого производства.

     Положительный опыт установления дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в  зависимости от предназначения товаров /для режима "промышленная сборки", или для защиты внутренних рынков, или для предотвращения обхода установленных ограничений/ будет распространен на другие отрасли в модифицированном виде, с учетом правил ВТО, то есть без требований по "локализации" производства.

     Ограничением  для дифференциации ставок пошлин в  зависимости от предназначения товаров является правовая неопределенность в статусе товаров для таможенных целей, если он декларируется таможенным органам по пониженной ставке таможенной пошлины как предназначенный для промышленной сборки. Для расширения практики дифференциации пошлин на условиях, соответствующих правилам ВТО, необходима четкая регламентация правовых последствий для декларанта, если при импорте товаров им выбирается более низкая ставка пошлины.

     Будут внесены изменения в Таможенный кодекс РФ с целью установления порядка взимания таможенных пошлин в случае использования товаров в иных целях, чем это предусмотрено Таможенным тарифом для применения пониженной ставки таможенной пошлины, если ставка пошлины дифференцирована в зависимости от предназначения товаров.

     2) усиление регулирующей функции  таможенного тарифа, обеспечение  сбалансированности и рациональная  защита внутренних рынков.

     Угроза  вытеснения товаров отдельных секторов экономики с внутреннего рынка  импортом требует создания определенных защитных барьеров для доступа импорта. В тоже время, искусственное и неоправданное ограждение от импорта снижает стимулы для повышения конкурентоспособности отечественного производителя, ущемляет интересы потребителя. Значительный рост промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиционной активности, развитие сферы услуг стимулирует повышение спроса на товары в области машиностроения, который отечественное производство не может удовлетворить в полной мере.

     Сбалансированность  регулирования импорта с учетом потребностей производителей и потребителей будет обеспечиваться: применением специфических тарифных инструментов в аграрном секторе (сезонные пошлины, тарифные квоты); гибким реагированием на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин; применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

     Будет продолжена работа по дальнейшему снижению ставок ввозных таможенных пошлин на прогрессивное технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, при одновременном сохранении защитных ввозных таможенных пошлин на конкурентоспособное оборудование, производимое отечественными предприятиями. Приоритет будет отдаваться импорту высокотехнологичного оборудования, использование которого способно повысить конкурентоспособность российской продукции.

     Будет осуществлен переход к постепенному отказу от необоснованно завышенных пошлин, прежде всего, на товары промышленно-производственного  и социального назначения, не производимые в России. Сохранение ставок таможенных пошлин с фискальной целью приводит к повышению цен по всей цепочке использования товаров и, соответственно, нагрузки на потребителя. Другим негативным эффектом наличия высоких ставок является провоцирование нарушений таможенного законодательства в целях минимизации размера таможенных платежей.

     3) отказ от необоснованных ограничений  российского экспорта за счет  оптимизации применения вывозных  таможенных пошлин. Сегодня вывозные  таможенные пошлины применяются в качестве инструмента изъятия природной ренты, выполняют функцию ограничений /запретов/ на экспорт ряда товаров, а также фискальную функцию.

     В среднесрочной перспективе будет  осуществлен постепенный переход  к отказу от применения вывозных таможенных пошлин, за исключением товаров энергетической группы, а также необработанного леса, металлолома и некоторых других видов сырья; использованию нетарифных мер ограничения экспорта в случаях, установленных федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», вместо применения запретительных вывозных таможенных пошлин.

     4) адаптация инструментов тарифно-таможенной  политики к условиям таможенного  союза и зон свободной торговли.

     Двусторонние  соглашения РФ о свободной торговле с государствами - участниками СНГ предусматривают осуществление взаимной торговли без взимания таможенных пошлин и применения количественных ограничений. Открытый доступ товаров на российский рынок и свободный экспорт сырья без увязки с едиными правилами регулирования внешней торговли, конкуренции и оказания государственной помощи, четкого правового механизма введения временных ограничений во взаимной торговле содержит потенциальные риски для интересов российской экономики.

     Установленная система таможенного учета требует идентификации каждого компонента в готовом изделии с привязкой к партии товаров, в составе которой этот компонент ввозился.

     В соответствии с планом действий по формированию таможенного союза  в рамках Евразийского экономического сообщества к 2011 г. Россия передаст полномочия в проведении таможенно-тарифной политики наднациональным органам таможенного союза.

     В среднесрочной перспективе будут  уточнены условия взаимной торговли в рамках СНГ: подготовлено новое  соглашение о свободной торговле в рамках ЕврАзЭС, к которому в будущем смогут присоединиться другие страны - участницы СНГ; двухсторонние соглашения о свободной торговле будут дополнены договоренностями о механизмах защиты внутренних рынков стран-участниц. Россия должна обеспечить достижение договоренностей со сторонами - партнерами по формированию таможенного союза о принципах и правилах таможенно-тарифного регулирования в таможенном союзе, отвечающих социально-экономической политике России.

     5) оптимизация национальной схемы тарифных преференций.

     В России установлена система тарифных преференций, бенефициарами (пользователями) которой являются развивающиеся  и наименее развитые страны. К товарам, происходящим из развивающихся стран, применяются ставки таможенных пошлин в размере 75 % от базовых ставок ввозных таможенных пошлин. В настоящее время в перечень развивающихся стран включены 103 государства. При ввозе товаров, происходящих из наименее развитых стран (всего – 53), таможенная пошлина не взимается.

     В среднесрочной перспективе будет пересмотрена национальная схема преференций в торговле с развивающимися и наименее развитыми странами. В части уточнения перечня стран - бенефициаров, перечня товаров, а также правил производства товаров для предоставления тарифных преференций, она будет исходить из следующих принципов: содействие  развивающимся и наименее развитым странам; минимизация рисков нанесения ущерба экономике России и ее отдельным отраслям; учет политики стран-бенефициаров в отношении России.

Информация о работе Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ