Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение теоретических основ регулирования экспортных и импортных операций, а также анализ влияния таможенно - тарифных ограничений на развитие мировой торговли с целью повышения эффективности внешнеторговой политики РФ.

Содержание

Введение 3
1. Методы регулирования экспорта и импорта товаров 6
1.1. Тарифные методы регулирования 7
1.2. Нетарифные методы регулирования 13
2. Анализ влияния таможенно-тарифных ограничений на развитие мировой торговли 20
2.1. Особенности таможенно-тарифной политики развитых стран в условиях либерализации внешней торговли и вступлении в ВТО 20
2.2. Анализ таможенно-тарифной политики РФ 28
3. Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ 41
Заключение 51
Список использованной литературы 53

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

     3. По каждому из товаров, где возможно снижение пошлин, в обязательном порядке должен предусматриваться адаптационный период, длительность которого определяется «чувствительностью» данного товара и его производителя и моментами фискального характера.

     4. Российская сторона не предполагает обязательств, связанных с участием в так называемых секторальных тарифных инициативах («ноль–ноль» по соглашению о гражданской авиации и т.п.) в качестве предварительного условия присоединения к ВТО. Однако по результатам двусторонних переговоров может рассматриваться возможность приближения к некоторым из них. В частности, это относится к гармонизации тарифов на химические товары и к соглашению по информационным технологиям.

     Необходимо  отметить, что методы тарифного регулирования, поощряемые ВТО, позволяют достаточно эффективно проводить структурную политику, благоприятствуя развитию определенных отечественных производств и, напротив, ограничивая другие. Это достигается более глубокой дифференциацией ставок импортного таможенного тарифа при общем снижении их уровня.

     Россия  пока еще не имеет четкой и обоснованной промышленной (отраслевой) политики, т.е. представления о том, какие отрасли  отечественной промышленности и  в какой мере нуждаются в протекционистской  защите или стимулировании, без чего переговоры о присоединении к ВТО идут во многом на ощупь. 

     Таблица 3

     Масштабы  распространения отдельных уровней  ставок импортного тарифа

Страны Число позиций, по которым применяются ставки импортных  пошлин на уровне
12-19 % 20-29 % 30-99 % 100-299 % свыше 300 %
ЕС 599 341 342 31 2
США 546 197 144 15 11
Япония 276 361 157 67 31
Канада 444 49 21 68 -
Бразилия 4130 770 - - -
Республика  Корея 58 432 341 - -
Китай 1400 996 2211 46 -
 
 

     При вступлении стран-претендентов в ВТО  допустимо обоснованное избирательное использование на согласованные сроки импортного таможенного тарифа для целей защиты потенциально конкурентных производств. В таком контексте повышенный уровень таможенных ставок по определенным позициям не противоречит правилам и практике ВТО. Как свидетельствуют фактические данные, многие страны-члены ВТО пользуются высокими импортными пошлинами для защиты и поддержки отечественных производителей. Это относится как к экономически развитым, так и к развивающимся странам, что можно проиллюстрировать данными, представленными в таблице 3.

     Отметим, что в целом приведенные выше уровни ставок импортного тарифа распространяются на 9% всей товарной номенклатуры импорта  в США; на 10% в Японии; на 7% в Бразилии; на 8% в Республике Корея и более  чем на 40% в Китае.

     По  предварительным оценкам, такой  вариант поддержки (защитительная  роль повышенных ставок таможенного  обложения) отечественных производителей может быть обоснованно применен в отношении: гражданского авиастроения, большинства видов автомобильных транспортных средств, универсального станкостроения, некоторых видов сельхозмашин, отдельных товаров химии, легкой, текстильной и пищевой промышленности и т.п. При этом, на данном этапе должна ставиться задача закрепления указанных отечественных производителей, в первую очередь, на внутреннем рынке. И здесь можно учесть опыт ряда развитых стран, где таможенные тарифы при импорте отдельных товаров были в 3–5 раз выше средневзвешенных: например, по текстилю и одежде в США – 14,6%, ЕС – 9,1% и в Японии – 7,6%.

     Отдельный вопрос – сельское хозяйство. И здесь, по замыслу ВТО и в соответствии с договоренностями Уругвайского раунда, акцент в либерализации торговли должен быть сделан в перспективе  на тарифно-таможенные меры. Хотя уже  сейчас в ряде стран, прежде всего экономически развитых, на многие виды сельскохозяйственных, продовольственных товаров установлены повышенные размеры таможенных пошлин.

     В США импортный тариф составляет: на сахар – 244%, на молоко – 83%; в Канаде: на масло – 360%, сыр – 289%, куриные  яйца – 236%. Для сравнения укажем, что в России ставки действующего таможенного тарифа составляют: на мясо крупного рогатого скота – 15%, куриное мясо – 25%, молоко – 15%, пшеницу – 5%, – 25%.

     В развитых странах и, в частности, в США и Европейском Союзе, масштабная государственная поддержка сельскохозяйственного производства и экспорта осуществляется с помощью субсидий. В ЕС, наряду с национальным субсидированием сельского хозяйства, осуществляется его поддержка в рамках единой сельскохозяйственной политики.

2.2. Анализ таможенно-тарифной  политики РФ

 

     Для раскрытия сути отечественной практики таможенного регулирования следует  отметить, что после дефолта в 1998 г., который был спровоцирован  резким сокращением таможенных доходов, поступавших ранее в федеральный  бюджет, законодательные и исполнительные власти приняли ряд принципиальных решений, направленных на увеличение поступлений в федеральный бюджет, в том числе за счет введения вывозных (экспортных) пошлин на относительно многочисленную группу товаров экспортоориентированных отраслей.

     В перечень товаров, на которые были установлены  вывозные пошлины, попали продукты экспортоориентированных  отраслей, связанных с добычей  и первичной переработкой природных  ископаемых: нефтяной и газовой промышленности, нефтехимии, металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности.

     До 2001 г. включительно конкретные ставки вывозных пошлин устанавливало федеральное  правительство, как правило, сроком действия на предстоящий бюджетный год. Теперь же, в связи с принятием поправок в Федеральный закон «О таможенном тарифе», изменены правила и процедуры установления вывозных пошлин на сырую нефть.

     На  экспортную сырую нефть вывозная пошлина устанавливается исходя из внешнеторговой цены на нефть Юралс, которая представляет собой смесь сырой нефти различных сортов, добытых на месторождениях Западной Сибири, Урала и Поволжья, и поставляемая на продажу в порты Средиземноморья. При этом если цена ниже 15 дол. США, то применяется нулевая ставка. Если цена находится в диапазоне от 15 до 25 дол.за баррель нефти, то применяется ставка в 35% разницы между фактической ценой и ценой базовой за баррель (15 дол.). При уровне цены выше 25 дол.за баррель применяется комбинированная ставка, исходя из начальной специфической ставки в 25,53 дол. и адвалорной в 40% на разницу между фактической ценой и ценой в 25 дол. Но сами пошлины, как известно, устанавливаются в расчете на 1 т сырой нефти, которая по своему объему равняется 7,31 бар.

     В настоящее время прорабатывается  вариант повышения средней (эффективной) ставки вывозной пошлины на сырую нефть в целях дополнительного учета так называемой природной ренты (табл. 4).

     Использование вывозных пошлин есть результат приватизации в топливно-энергетическом комплексе  России, поскольку в большинстве  стран, экспортирующих сырую нефть, господствуют государственные компании, сверхдоходы которых напрямую регулируются государством, исходя из принятых налоговых режимов:

     а) исходя из разницы доходов и расходов компаний, так называемый сметный  подход, на основе которого сверхдоходы напрямую поступают в бюджетную систему страны;

 

 

     Таблица 4

     Предложения по изменению формирования вывозной таможенной пошлины на сырую нефть

Уровень цены Юралс за баррель Условия формирования ставки
До 15 дол. Нулевая ставка
До 20 дол. 35% разницы
До 25 дол. 12,78 дол.и плюс 50% разницы 
Свыше 25 дол. 31,73 дол.и плюс 70% разницы 
 

     б) квази-налогового режима, когда применяются  налоги на сверхдоходы (прибыль) государственных  компаний, занимающихся добычей, транспортировкой и переработкой углеводородного сырья.

     В последнее время в России ставится задача применения налогового режима (режима б) по отношению к сверхдоходам частных нефтяных компаний, однако, его применение в российских условиях требует жесткого контроля деятельности частных компаний, по сути дела холдингов, собственники которых находятся за рубежом. Кроме того, должны быть устранены недостатки налогового планирования, позволяющие нефтяным компаниям значительно уменьшать размеры налогооблагаемой части прибыли, в том числе за счет так называемого трансфертного ценообразования.6

     На  нынешнем этапе, когда ведутся переговоры о вступлении нашей страны в ВТО, Россия еще не связана международными многосторонними обязательствами. Доступ иностранным товарам и услугам на внутренний рынок следует открывать осторожно и продуманно, не повторяя ошибок 1990-х гг., когда преждевременное широкое открытие доступа иностранным товарам на внутренний рынок страны нанесло серьезный ущерб российским товаропроизводителям и поставило под угрозу экономическую безопасность страны.

     В экономическом плане структура  доходов от внешнеторговой деятельности, поступающих в федеральный бюджет, выглядит следующим образом:

     а) доходы от таможенных пошлин;

     б) доходы от таможенных сборов, к которым  относятся сборы с физических лиц (челноков), сборы за оформление и сопровождение товаров;

     в) косвенные налоги на товары и услуги внешнеторгового обмена, связанные  с реализацией товаров. К ним  относятся: налог на добавленную  стоимость (НДС), акцизы на специфические  товары (товары народного потребления);

     г) внутренние налоги, связанные с деятельностью предприятий и организаций, а также с производством и реализацией (косвенные и прямые налоги). В первом случае к ним можно отнести налоги на продукты, включаемые в конечную цену реализации. В частности, акцизы на природный газ и сырую нефть. Прямо подсчитать стоимость этих налогов невозможно, поэтому для расчета вклада внешней торговли применяется другой относительно простой способ, определяемый расчетами долей внешнеторгового обмена с производством и потреблением внутри страны.

     Между внутренним налоговым регулированием и таможенным регулированием есть тесная взаимосвязь. Например, в 2004 г. предусмотрено  повышение адвалорной ставки вывозной пошлины на экспорт природного газа с 5 до 30% с одновременной отменой  акциза и вводом в действие налога на добычу природного газа по схеме близкой к определению НДПИ сырой нефти. В целом произошло переложение налогового бремени на таможенные пошлины. Поскольку экспорт сжиженного газа из России носит эпизодический характер, то применение метода тарифного регулирования удобнее, чем использование внутреннего акциза. Но в свою очередь это противоречит общим методам таможенно-тарифного регулирования, применяемых странами ВТО.

      Таким образом, в целом, что касается особенностей таможенно-тарифной политики РФ за последние годы, то можно отметить ряд факторов.

Во –  первых, средний уровень тарифных барьеров по автономным ставкам, применяемым  к России как к стране, не являющейся участником зоны «организованной» торговли, значительно превышает средний уровень отечественных ставок.

      Во  – вторых, торговый режим, установленный  для РФ её основными партнёрами, на которых приходится подавляющая  часть российского экспорта, характеризуется  крайне высокими таможенными пошлинами  на продукцию пищевой промышленности, индустрии стройматериалов, машиностроения и т.п.

      В- третьих, средний уровень таможенного тарифа таких крупнейших российских торговых партнёров, как страны ЕС, в зоне действующих правил Всемирной торговой организации (ВТО) существенно превышает средний уровень отечественных ставок. Если в России уровень средневзвешенного тарифа, определяющего реальную планку тарифных барьеров чуть больше 16%, то в странах ЕС – 27%.

Информация о работе Оптимизация таможенно-тарифных ограничений в целях повышения эффективности внешнеторговой политики РФ