Оптимизация налогового режима торгового предприятия в условиях крайнего Севера на примере ГУП «Верхоянскторг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 10:17, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработать легальные пути оптимизации налогового режима торгового предприятия ГУП «Верхоянскторг». Для этого нужно решить следующие задачи:

-исследовать состояние проблемы по обязательствам по налогам северно-арктических торговых предприятий, чувствительность на налоги;

-произвести оценку учетной политики ГУП «Верхоянскторг»;

-рассчитать налоговую нагрузку на финансовый результат деятельности ГУП «Верхоянскторг»;

-выявить недостатки и упущения, с учетом которых будут предложены меры для оптимизации налогов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 6
1.1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ПОНЯТИЕ НАЛОГА 6
1.2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ С РАЗВИТЫМ РЫНКОМ 11
1.3. НЕДОСТАТКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 17
1.4. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РС(Я) 18
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. 21
2.1. МЕТОДОЛОГИЯ И СТРАТЕГИЯ ИЗМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РОССИИ. 21
2.2. ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 29
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО НАЛОГАМ В ЦЕЛОМ ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ (ДВФО) И ПО РС(Я). 37
3.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ПОСТУПЛЕНИЯМ НАЛОГОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ. 37
3.2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ПОСТУПЛЕНИЯМ НАЛОГОВ ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ 46
3.3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ПОСТУПЛЕНИЮ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) 49
ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ ГУП «ВЕРХОЯНСКТОРГ») 55
4.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. 55
4.2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 63
4.3.ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ 75
4.4. АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ И РАСЧЕТ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ 92
ГЛАВА 5. ВЫБОР ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 94
5.1. ОПТИМИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА УЧЕТЕ ГУП «ВЕРХОЯНСКТОРГ» 94
5.2.ВЫБОР ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО РЕЖИМА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕВЕРНЫХ УЛУСОВ. 98
ГЛАВА 6. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. 100

Работа содержит 1 файл

Диплом готово2.doc

— 977.50 Кб (Скачать)

  3.2.1. Общая характеристика

     Дальневосточный федеральный округ расположен на крайнем востоке России. В состав округа входят 10 субъектов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская и Сахалинская области, Еврейская автономная область, Корякский и Чукотский автономные округа. Центр округа – г. Хабаровск. Площадь округа – 6215,9 тыс. км2, население – 7168,2 тыс. человек, в том числе городское – 5438,1 тыс. человек (78%). Средняя плотность населения всего 1,2 человека на км2 (самая низкая среди федеральных округов).

     Важнейшими  предпосылками развития хозяйства округа являются его обеспеченность многими видами природных ресурсов (руды цветных и редких металлов, уголь, алмазы, лес, гидроресурсы, биоресурсы океана) и выгодное транспортно-географическое положение, связанное с прямым выходом в Азиатско-Тихоокеанский регион.

     В общероссийском разделении труда Дальний  Восток выделяется производством цветных  металлов, алмазов, слюды, добычей рыбы и морепродуктов, продукцией лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, судоремонтом. Дальневосточный федеральный округ играет важную роль в морских перевозках страны.

     Дальний Восток – самый большой по площади (36,4% территории России), но самый слабозаселенный (всего 4,9% населения) федеральный округ. По объему валового регионального продукта (5,7%), промышленного производства (5,7%) и поступлениям налогов и сборов в федеральный бюджет Дальний Восток устойчиво занимает последнее место среди федеральных округов. Лишь по объему привлечения иностранных инвестиций округ занимает четвертое место среди семи федеральных округов.

     На  долю трех самых развитых субъектов  Федерации (Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края) приходится 70% ВРП округа, 73% промышленного производства и 70% поступлений в федеральный  бюджет.

     Величина  денежных доходов на душу населения в округе лишь немного (около 8% в год) выше среднероссийской. Среди субъектов Федерации, входящих в округ, имеет место почти четырехкратная разница между минимальным (Еврейская АО) и максимальным (Чукотский АО) уровнями денежных доходов на душу населения.  

Структура доходов консолидированного бюджета ДВФО за 2001 г.

(в % от  общего объема доходов)

 

Структура доходов консолидированного бюджета ДВФО за 2002 г.

(в % от  общего объема доходов)

 

Структура доходов консолидированного бюджета  ДВФО за 2003 г.

(в % от  общего объема доходов)

3.3. Исследование проблемы  по поступлению  налогов

  в бюджет Республики Саха (Якутия)10

     В 2004 году налоговые органы республики обеспечили самые высокие за последние пять лет показатели поступлений налоговых доходов.

     В консолидированный бюджет (с учетом ЕСН) поступило 42 млрд. рублей налогов  и сборов, из них в федеральный  бюджет направлено 8 млрд. 237 млн. руб., в  республиканский бюджет – 13 млрд. 695 млн. руб., в бюджеты органов МСУ – 7 млрд. 11 млн. руб.. ЕСН – 13млрд.883 млн. руб., в том числе в территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 1 млрд. 306 млн. руб.

     В 2004 г. темп роста налоговых поступлений  опередил индекс потребительских цен на 8.3 процентных пункта. Таким образом, за счет темпов роста инфляции налоговые поступления возросли на 3 млрд. 697 млн. руб., а за счет усиления налоговыми органами администрирования – на 2 млрд. 958 млн. руб.

     Среди субъектов ДВФО по уровню собираемости налогов и сборов в консолидированный бюджет за 2004 г. республиканское управление занимает лидирующее положение. Доля Якутии в общем, объеме поступлений налоговых доходов в целом по округу за отчетный год составила 20.5%.

     Задание по мобилизации в федеральный бюджет выполнено на 116.4%, плановое задание консолидированного бюджета РС (Я)  - 118.3%. Бюджеты дополнительно получили 4 млрд. 359 млн. руб. доходов.

     По  состоянию на 1 января 2005 г. совокупная задолженность по налоговым платежам, налоговым санкциям и пеням в консолидированный бюджет составила 13 млрд. 175млн. руб. Это почти половина доходной части консолидированного бюджета республики.

     За 2004 г. налоговые органы направили налогоплательщикам более 47 тысяч требований о погашении задолженности на общую сумму 10 млрд. 886 млн. руб. По результатам принятых мер принудительного взыскания в счет погашения задолженности в бюджеты всех уровней поступило более 3 млрд. 532 млн. руб., что на 788 млн. больше, чем в 2003 г.

     На  учете в налоговых органах состоят 4.5 тыс. предприятий должников, которые давно не ведут никакой финансово-хозяйственной деятельности. Для того чтобы привести процедуру их банкротства, требуется свыше 90 млн. руб., или 20 тыс. руб. на одно такое предприятие. В соответствии с п. 2 постановления Правит. РФ №573 от 21.10.2004 г. «О порядке и условиях функционирования процедур банкротства отсутствующих должников» исполнительные власти республики должны предусмотреть выделение ассигнований в расходной части бюджетов территорий в 2005 г. на финансирование процедуры банкротства отсутствующих должников.

     Приоритетными направлениями налоговой политики, проводимой в этом году, является уменьшение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет снижения ставки ЕСН. Рассчитано, что в целом по России уменьшение поступлений единого социального налога составит 280 млрд. руб., по нашей республике, по расчетам управления, сокращение поступлений ЕСН составит 2 млрд. 358 млн. руб.

     В текущем году изменился порядок перечисления налога по уровням бюджетов. Зачисление налога будет произведено по двухуровневой системе: в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ. Кроме того, с 1 января 2005 г. доля бюджета субъекта по налогу на прибыль в размере 1.5 % передана федеральному бюджету. Снижение налога на прибыль по бюджету субъекта за год составит 374 млн. руб.

     Введены изменения в систему налогообложения  природопользования, в частности, принята  новая глава «Водный налог», увеличена  базовая ставка налога на добычу нефти- с 347 до 419 руб. за 1 тонну и на природный газ – со 107 до 135 руб. за 1000 куб метров.

     Предстоит начало промышленной эксплуатации программно-технического комплекса «Банковские счета» между налоговыми органами и банками, находящимся на территории республики.

     Наступает очень важный этап налоговой реформы, который позволит решить задачу последних  десяти лет, - в полной мере реализовать  конституционный принцип, что каждый должен уплачивать законно установленные  налоги.

     В настоящее время наиболее существенным является вопрос реформирования налогообложения земли. С 1 января 2005г. введена в действие глава НК «земельный налог», в которой предусмотрены кардинальные изменения в налогообложении земель.

3.3.1. по торговым предприятиям

     Состояние розничной торговли по республике в 2003г. характеризовалось следующими итогами:

     в течении года наблюдался устойчивый рост физической массы оборота розничной  торговли по сравнению с соответствующими периодами предыдущего года (в  среднем за месяц темп прироста составил 24,7%);

     отличалось  увеличение роли малого бизнеса в  розничной торговле: субъекты малого предпринимательства обеспечили 43,2% оборота розничной торговли против 37,6% в 2002г.;

     товарный  запас увеличился с 31 дня на 1 февраля 2003г. до 60 дней на 1 января 2004г.;

     не  произошло заметного улучшения  качества товаров поступающих на потребительский рынок. По товарам, произведенным Управление Госторгинспекции по РС(Я), удельный вес забракованных  продовольственных товаров был  выше уровня 2002 г. по большинству из них;

     несколько повысились темпы роста цен на потребительские товары с 109,91% в 2002 г. до 110,21% в 2003 г;

     в 2003г. (по данным бухгалтерской отчетности по крупным, средним и малым предприятиям) имело место снижение сальдированного  финансового результата всех организаций розничной торговли (в 2003г. составило 137,4 млн руб, в 2002г. – 291,7 млн руб);

     доля  непродовольственных товаров в  обороте розничной торговли, является одним показателей качества  жизни  населения, составляет 46,7%, (в 2002 г. – 47,6 %, в 2001 г. – 46,8 %);

     за  последний год наблюдается снижение инвестиционной привлекательности  крупных и средних предприятий  розничной торговли. Доля инвестиций в розничной торговле в общем  объеме инвестиций в основной капитал  снизилась с 0,4 % в 2002 г.до 0,2 % в 2003 г.

     доля  Валовой добавленной стоимости  отрасли «торговля и общественное питание» в валовом региональном продукте оставалась стабильным и составляла в 2002 г. 6,7 % (в 2001 г. – 6,2 %, в 2000 г. – 6,3%).

     Потребительский рынок в 2003 г. оставался стабильным. Оборот розничной торговли составил в 2003 г. 40286,4 млн. руб. или 125,1 % (в сопоставимых ценах к уровню 2002 г.). Устойчивый рост розничной продажи товаров по сравнению с 2002 г. был характерен для всех месяцев 2003 г.

     В структуре оборота розничной торговли по формам торговли наметившаяся в 2000 г. тенденция снижения удельного веса  продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках сменилось некоторым ростом, что связано с увеличением количества торговых площадей и количеством торгующих на них.

     В структуре розничной продажи  в 2003 г. по сравнению с 2002 г. несколько  снизилась доля цельномолочной продукции, овощей, строительных материалов и  бензинов автомобилей; возросла мяса, птицы, чая натурального, муки, макаронных изделий, мебели бытовой.

     На 1 января 2004 г. объем товарных запасов  в организации розничной торговли составила 2312,7 млн. руб., что в товарной массе на 1,7 % больше, чем было на 1 января 2003 г.

     Финансовое  состояние крупных и средних  организаций розничной торговли несколько ухудшилось. В 2003 г. сальдированный финансовый результат (П-У) составил -573,3 млн. руб., в 2002 г. +54,8 млн. руб.. В общем числе организаций розничной торговли удельный вес убыточных организаций увеличился с 37,4 % в 2002 г. до 41,5 % в 2003 г. Сумма убытка, полученного организациями розничной торговли в 2003 г. возросла по сравнению с 2002 г. на 90,8 %.

Структура оборота розничной торговли по северным улусам РС(Я) за 1999-2003гг.

По показателям  диаграммы можно сказать, что по обороту розничной торговли по северным улусам в 2003 г. первое место занимает Оймяконский улус, который на протяжении нескольких лет показывает первые и вторые результаты, на втором месте Кобяйский улус и на третьем Верхоянский улус, в котором находится анализируемое нами предприятие.

      ГУП “Верхоянскторг” является одним  из крупных предприятий улуса. В  сельской местности является основной торгующей организацией и ведущей  закупки сельскохозяйственной продукции и сырья, даров природы, системой, обеспечивающей сельское население товарами первой необходимости.

       Торговая выручка за 2003 год составляет 57094 тыс. руб, что в удельном весе торговой деятельности  по Верхоянскому улусу составляет 73%. Исходя из этого можно полагать, что данное предприятие стабильно и является монополистом и серьезной конкуренции со стороны индивидуального сектора нет. Для достижения такого положения на данной инфраструктуре рынка повлияли следующие факторы:

     -Сложная  транспортная схема не позволяет  мелким торгово-закупочным организациям окупать издержки обращения.

     -Поддержка  со стороны республики оказывает  значительное влияние на деятельность  предприятия.

     -Многопрофильность  предприятия делает ее наименее  уязвимой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Оптимизация налогового режима торгового предприятия в условиях крайнего Севера на примере ГУП «Верхоянскторг»