Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 10:17, дипломная работа
Целью работы является разработать легальные пути оптимизации налогового режима торгового предприятия ГУП «Верхоянскторг». Для этого нужно решить следующие задачи:
-исследовать состояние проблемы по обязательствам по налогам северно-арктических торговых предприятий, чувствительность на налоги;
-произвести оценку учетной политики ГУП «Верхоянскторг»;
-рассчитать налоговую нагрузку на финансовый результат деятельности ГУП «Верхоянскторг»;
-выявить недостатки и упущения, с учетом которых будут предложены меры для оптимизации налогов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 6
1.1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ПОНЯТИЕ НАЛОГА 6
1.2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ С РАЗВИТЫМ РЫНКОМ 11
1.3. НЕДОСТАТКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 17
1.4. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РС(Я) 18
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. 21
2.1. МЕТОДОЛОГИЯ И СТРАТЕГИЯ ИЗМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РОССИИ. 21
2.2. ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 29
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО НАЛОГАМ В ЦЕЛОМ ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ (ДВФО) И ПО РС(Я). 37
3.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ПОСТУПЛЕНИЯМ НАЛОГОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ. 37
3.2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ПОСТУПЛЕНИЯМ НАЛОГОВ ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ 46
3.3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ПОСТУПЛЕНИЮ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) 49
ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ ГУП «ВЕРХОЯНСКТОРГ») 55
4.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. 55
4.2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 63
4.3.ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ 75
4.4. АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ И РАСЧЕТ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ 92
ГЛАВА 5. ВЫБОР ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 94
5.1. ОПТИМИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА УЧЕТЕ ГУП «ВЕРХОЯНСКТОРГ» 94
5.2.ВЫБОР ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО РЕЖИМА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕВЕРНЫХ УЛУСОВ. 98
ГЛАВА 6. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. 100
Так, гражданским законодательством определены понятия мнимой и притворной сделок. Мнимая сделка заключается лишь для вида и без намерения создать соответствующие ей правовые последствия6. Такая сделка признается ничтожной (то есть не влечет за собой никаких последствий).
Широко распространена практика так называемой покупки юридических адресов при государственной регистрации юридических лиц. Дело в том, что любая организация должна иметь юридический адрес, не всегда совпадающий с ее фактическим местонахождением. Поэтому договор аренды нежилого помещения заключается только для подтверждения юридического адреса. При этом реального владения и пользования имуществом, выплаты арендной платы по такому договору не происходит. Таким образом, этот договор аренды является мнимой сделкой.
Притворная сделка заключается с целью прикрыть другую сделку и также считается ничтожной. Поэтому к реальной сделке, которая была скрыта посредством притворной сделки, будет применена соответствующая ответственность.
Некоторые
организации заключают
Вместе
с тем в налоговом
В мировой практике судами используются судебные доктрины (принципы), чтобы отделить действительно "хозяйственные" сделки от сделок, заключаемых налогоплательщиком с целью получения налоговых выгод. Эти доктрины иногда применяются и российскими судами.
1. Доктрина "Существо над формой" (от англ. - equity above the form).
Эта доктрина предполагает, что юридические последствия сделки должны определяться в большей степени ее сутью, нежели формой. Следует обратить внимание, что используя данную доктрину, можно эффективно выявлять притворные сделки.
2. Доктрина "Деловая цель" (от англ. - business purpose).
В этом случае сделка, дающая определенные налоговые преимущества, может быть признана недействительной, если не достигает деловой цели. Следует заметить, что, используя эту доктрину, можно выявлять мнимые сделки.
В частности, доктрине "Деловая цель" соответствует норма Налогового кодекса РФ: "При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов, то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица"7.
Отличить обычные хозяйственные сделки от мнимых или притворных достаточно сложно.
Налоговым кодексом РФ налогоплательщикам предоставлены определенные гарантии. В частности, налог с организации не может быть взыскан в бесспорном порядке, если обязанность по его уплате основана на изменении налоговым органом8:
Иначе говоря, в этих случаях налоговый орган может взыскать налог только через суд.
Кроме того, в силу установленной Налоговым кодексом РФ презумпции невиновности налогоплательщика9 доказывать его вину обязан налоговый орган, а не наоборот. Этот принцип в полной мере относится и к применению налогоплательщиком схем, позволяющих минимизировать налоговые платежи.
Приступая к налоговому планированию, целесообразно определить налоговую нагрузку предприятия и сравнить ее со средней величиной по стране.
1. Расчет совокупной налоговой нагрузки (СНН).
Эта величина характеризует долю налоговых платежей в совокупных доходах налогоплательщика и определяется по формуле:
СНН = (совокупные налоговые платежи)
Доходы определяются как сумма выручки от реализации и внереализационных и операционных доходов.
В России совокупная налоговая нагрузка в среднем колеблется в размере 15-25% от доходов, и по ней можно судить о размере уплачиваемых организацией налоговых платежей.
Если организация уплачивает налоги в размере более 25%, необходимо оптимизировать налоги. Практика показывает, что в результате мероприятий налогового планирования налоговая нагрузка может быть уменьшена до 10%. В то же время более существенное снижение налоговой нагрузки законными способами маловероятно.
Заслуживает внимания следующая закономерность - чем меньше налоговая нагрузка, тем выше, как правило, налоговый риск. Соответственно, значительно снижая налоговую нагрузку, следует приготовиться к возможным спорам с налоговыми органами (например, создать юридический отдел).
2. Анализ доли уплачиваемых налогов.
На этом этапе определяется доля каждого налога в совокупной сумме уплаченных организацией налогов (см. таблицу). В результате можно выявить те налоги, которые составляют наибольшую долю платежей. Именно на них в первую очередь должны быть направлены мероприятия по планированию.
Из таблицы видно, что НДС составляет наибольшую долю в совокупной налоговой нагрузке. Следовательно, при налоговом планировании именно этому налогу надо уделить повышенное внимание.
Таблица 2.2.2.1. Распределение налоговой нагрузки на примере условной компании
|
Способы налогового планирования
Основные способы налогового планирования.
Использование "пробелов" законодательств. Этот способ достаточно рискованный, к тому же рассчитан на небольшой период, поскольку законодатель со временем обычно устраняет "пробелы". Кроме того, применение этого способа требует серьезной консультации у юриста.
С другой стороны, нельзя забывать и о том, что "все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика".
В качестве примера можно привести ситуацию с налогом на доходы, существовавшую до вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ. В тот период ответственность за неудержание суммы налога на доходы российским налоговым агентом из доходов иностранного лица не применялась. Соответственно этим "пробелом" активно пользовались многие организации, но он был устранен.
Применение налоговых льгот. Законодательством предусмотрено большое количество льгот по налогам, однако далеко не все предприятия используют их в полном объеме. Если правильно применять эти льготы, можно значительно уменьшить налоговые платежи. Некоторые налогоплательщики считают, что с 1 января 2002 г. количество льгот резко сократилось, поэтому их использование не играет существенной роли. Такое мнение связано с тем, что главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ льготы по этому налогу отменены. Однако не полностью (часть льгот продолжает действовать). Кроме того, по этому налогу имеются скрытые льготы (см. перечень доходов, не облагаемых налогом на прибыль, указанный в ст. 251 НК РФ). По другим налогам также существуют льготы, на которые следует обратить внимание.
Выбор формы деятельности. Физическое лицо вправе осуществлять свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или зарегистрироваться как юридическое лицо. Организации могут открыть филиал или учредить дочернюю фирму (если планируется вести деятельность за пределами места регистрации). Можно применить специальный налоговый режим (упрощенную систему налогообложения). Каждый из вариантов имеет свои особенности налогообложения, анализ которых - предмет оптимизации.
Применять этот способ лучше до начала ведения деятельности, хотя он вполне может быть использован при изменении формы уже осуществляемой деятельности.
Правильное формирование учетной политики. Сумма и порядок уплаты налогов зависят от выбранных вами способов учета и налогообложения. Поэтому следует обратить внимание на учетную политику, которая определяется, как известно, до начала календарного года.
Учетная
политика дает широкие возможности
для оптимизации
Оффшоры. Достаточно часто прибыль "выводится" в фирмы, зарегистрированные в зонах с льготным налогообложением - оффшорах. Для их использования нужно подробно изучить условия работы, действующие в таких зонах, поскольку они различны. Причем законодательство в оффшорных зонах меняется быстро. Не исключено, что любимый российскими предпринимателями Кипр скоро не будет оффшорной зоной. Во всяком случае, этот вопрос сейчас рассматривает кипрский парламент.
Для использования оффшора важен не только уровень налогообложения в такой зоне, но и анализ способов "вывода" средств в эту страну.
Применение льготных предприятий. Суть этого способа заключается в том, что основная налоговая база "выводится" на предприятия, которым законом предоставлены льготные условия налогообложения. Пока таких предприятий не много (например, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения).
Изменение срока уплаты налогов. Законодательство позволяет отсрочить уплату налогов, что можно эффективно использовать в своей работе. Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность получения отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.
Правильная организация сделок. Нередко правильно организованные сделки позволяют существенно снижать налоговое бремя организаций. Здесь возможны два варианта - разделение отношений и замена отношений (на более выгодные с налоговой точки зрения).
Предположим, налогоплательщик производит ремонт и модернизацию объекта одновременно. Если в документах четко выделить расходы на ремонт и расходы на модернизацию объекта, то расходы на ремонт будут уменьшать налогооблагаемую прибыль (затраты на модернизацию могут уменьшать налогооблагаемую прибыль только через амортизацию).
Если же по документам эти расходы не разделены, то налоговые органы могут признать все затраты как расходы на модернизацию объекта, что невыгодно налогоплательщику.
Глава 3. Исследование проблемы по налогам в целом по Дальневосточному федеральному округу (ДВФО) и по РС(Я).
3.1. Исследование проблемы по поступлениям налогов
в федеральный бюджет.
В январе-ноябре 2004 года в федеральный бюджет страны поступило администрируемых ФНС России налогов и сборов (включая единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет) 1 775,1 млрд. рублей, что на 257,8 млрд. рублей, или на 17,0% больше, чем за соответствующий период 2003 года. Задание, установленное ФНС России на январь-ноябрь т.г. в сумме 1 726,7 млрд. рублей, выполнено на 102,8%, федеральный бюджет получил дополнительно 48,4 млрд. рублей.
Годовое задание, установленное в соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год» в сумме 1 890,2 млрд. рублей, выполнено за январь-ноябрь 2004 г. на 93,9%.
Налоговых и неналоговых доходов, контролируемых ФНС России, в федеральный бюджет страны мобилизовано 1 386,7 млрд. рублей, что на 189,7 млрд. рублей, или на 15,8% больше, чем за соответствующий период 2003 года.