Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 10:17, дипломная работа
Целью работы является разработать легальные пути оптимизации налогового режима торгового предприятия ГУП «Верхоянскторг». Для этого нужно решить следующие задачи:
-исследовать состояние проблемы по обязательствам по налогам северно-арктических торговых предприятий, чувствительность на налоги;
-произвести оценку учетной политики ГУП «Верхоянскторг»;
-рассчитать налоговую нагрузку на финансовый результат деятельности ГУП «Верхоянскторг»;
-выявить недостатки и упущения, с учетом которых будут предложены меры для оптимизации налогов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 6
1.1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ПОНЯТИЕ НАЛОГА 6
1.2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ С РАЗВИТЫМ РЫНКОМ 11
1.3. НЕДОСТАТКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ 17
1.4. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РС(Я) 18
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. 21
2.1. МЕТОДОЛОГИЯ И СТРАТЕГИЯ ИЗМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РОССИИ. 21
2.2. ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 29
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО НАЛОГАМ В ЦЕЛОМ ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ (ДВФО) И ПО РС(Я). 37
3.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ПОСТУПЛЕНИЯМ НАЛОГОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ. 37
3.2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ПОСТУПЛЕНИЯМ НАЛОГОВ ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ 46
3.3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ПОСТУПЛЕНИЮ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) 49
ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ ГУП «ВЕРХОЯНСКТОРГ») 55
4.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. 55
4.2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 63
4.3.ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ 75
4.4. АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ И РАСЧЕТ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ 92
ГЛАВА 5. ВЫБОР ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 94
5.1. ОПТИМИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА УЧЕТЕ ГУП «ВЕРХОЯНСКТОРГ» 94
5.2.ВЫБОР ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО РЕЖИМА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕВЕРНЫХ УЛУСОВ. 98
ГЛАВА 6. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. 100
1.Федеральные налоги.
Особенностью федеральных налогов является то, что они устанавливаются только федеральными законами и обязательны к взиманию на территории всей страны.
К числу федеральных налогов относятся1: НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, ЕСН, налог на прибыль организаций, НДПИ, налог на наследование или дарение, водный налог, государственная пошлина, сбор за право пользования объектами животного мира и вводно-биологическими ресурсами.
2. Региональные налоги: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.
3. Местные налоги: налог на имущество физических лиц, земельный налог.
К налоговым льготам относятся:
Классификация налогов на основе признаков:
1. налоги подразделяются по способу взимания на прямые, косвенные.
Прямые - налоги уплачиваемые непосредственно из того источника, который обложен этим налогом (налог на доход, налог на капитал, уплачиваемый из прибыли от этого капитала).
Косвенные - те налоги, которые вносятся в казну одной категорией, но фактически оплачиваются другой (например, налог с продаж или НДС, которые вносятся в казну продавцом, но фактически оплачиваются покупателем, так как продавец прибавляет этот налог к цене своего товара).
2. Налоги классифицируют по субъекту на: -физические лица и –юридические лица.
3. по уровням управления на, федеральные, региональные и местные.
4. по порядку ведения налогов:
-общеобязательные- взимаются на всей территории страны, независимо от бюджета куда они поступают,
-факультативные-
предусмотренные налоговой
В 2004 г. налоговые органы были реформированы, что было связано с реформированием исполнительной власти в РФ. Таким образом налоговой полиции не стало. Его функции перешли МВД. МНС переформировалось в ФНС под Минфином. В частности в РС(Я) были укрупнены налоговые инспекции на местах и появились межрайонные инспекции и инспекция по крупным налогоплательщикам.
Налоговая система находится на стадии реформирования. Не решен ряд принципиальных проблем налоговой реформы таких, как:
1) Не существует определенной продуманной концепции реформы,
2) ежегодно принимаются поправки к НК,
3)
затянулся процесс принятия глав на имущество
физических лиц и на дарение в Налоговом
Кодексе.
1.2. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым рынком
1.2.1 Налогообложение в США
Переход к рыночным отношениям заставляет обратить пристальное внимание на развитие налоговой системы в зарубежных странах.
Лучше всего сначала обратиться к примеру США. Государственное регулирование экономики, причем вплоть до национализации предприятий, было активно начато в США еще президентом Ф.Рузвельтом после небывалого кризиса 1929-1932 гг., когда безработица достигла уровня 25%. В 50-60 годы федеральное правительство старалось включить в регулирование экономики городские власти, и основным инструментом для этого являлось и является поныне финансовое воздействие.
Налоговая
политика западных стран рассчитана
на привлечение частного капитала.
Стимулирующее воздействие
Финансы зарубежных стран не имеют единой бюджетной системы, причем это относится как к федеративным, так и к унитарным государствам. Финансы крупных регионов - штатов, земель, департаментов, провинций и местных органов управления (городов, графств, тауншипов, дистриктов) обособлены. Государственный бюджет не является сводным. Каждый орган управления ведет свое финансовое хозяйство самостоятельно и независимо от вышестоящих органов. Такое положение достигается разделением источников доходов.
Самой крупной статьей доходов государственного бюджета является подоходный налог с населения. Он взимается дифференцированно, но средняя ставка составляет 28%. Налог на страхование, вторая по величине доходная статья, уплачивается как работодателем, так и самим наемным работником. Налог на корпорации, предприятия, фирмы занимает лишь третье место. В настоящее время он уплачивается по ставке, составляющей 34% чистого дохода. Заем, дающий 8% доходов федерального бюджета не спасает его от дефицита.
Отдельную от федеральной налоговую систему имеет каждый американский штат. Штаты взимают подоходный налог с корпораций и с граждан. При этом решать вопросы обложения подчас бывает непросто. Так, штат обладает правом взимать подоходный налог с корпорации в том случае, если она имеет на его территории строения или служащих. Однако компания может не иметь на территории данного штата ни того, ни другого, но торговать здесь и таким образом получать прибыль, особенно при широком распространении торговли по каталогам.
Одним
из основных источников доходов штатов,
которым они делятся с
Таким образом, финансы штатов базируются на подоходном налоге с граждан, подоходном налоге с корпораций и налоге с продаж.
Города США имеют свои налоговые источники. Главным из них можно назвать налог на имущество. Например, в Нью-Йорке он в настоящее время обеспечивает 40% всех доходов бюджета и взимается с владельцев примерно 900 тыс. зданий и сооружений. При этом коммерческая и иная собственность облагается налогом по дифференцированным ставкам. Собственник квартиры платит меньше, чем собственник сдаваемого внаем жилого дома или собственник основных производственных фондов. Арендатор квартиры не платит налог на имущество, хотя его величина учитывается при назначении владельцем арендной платы. Личное имущество, используемое для собственного потребления, данным налогом не облагается.
1.2.2. Налогообложение в странах ЕС
Анализ структуры и ставок местных налогов в западных странах позволяет разделить их на три основные группы. Первая - это собственные налоги, которые собираются только на данной территории. Сюда относятся прямые и косвенные налоги. Из прямых основными являются поимущественные, промысловые, поземельные, местные налоги с наследств и дарений. Косвенное налогообложение весьма разнообразно. Оно представлено как универсальным акцизом, т.е. общим налогом с продажи, так и специфическими акцизами.
Налог на добавленную стоимость (НДС) заменил целую серию других косвенных налогов, регрессивный характер которых лишь камуфлировал рост налогового бремени. Система налогообложения, базирующаяся на НДС, дает возможность изымать налоги частями, постепенно. Под обложение попадают все продажи фирмы, но налоги, уплаченные в результате промежуточных покупок, в дальнейшем вычитаются из общей суммы. Главное преимущество НДС в том, что на каждой стадии производства можно вычислить сумму уплаченного налога. Это позволяет, например, точно рассчитывать налоговые скидки на экспорт и предотвращать нарушения при предоставлении экспортных субсидий.
Налог на добавленную стоимость рассчитывается в ЕС по единой системе, хотя сохраняется значительная дифференциация по количеству ставок и по их уровням. В Дании, например, одна ставка процента, в Ирландии и Португалии - 4, а в Бельгии - целых 7. Величина же НДС варьируется от 38% на некоторые предметы роскоши в Италии до 0% на товары первой необходимости в Великобритании и Ирландии.
Исходя из этого Комиссия ЕС предложила комплекс мер по сближению налоговых ставок НДС и акцизов стран-участниц в рамках программы создания единого рынка. Базовый уровень НДС определен в пределах 14-20%; льготные ставки (на продукты питания, медикаменты, книги и т.п.) – 4-9%; повышенные ставки - на топливо, табак и алкоголь.
Вторая группа местных налогов включает в себя надбавки к общегосударственным налогам, отчисляющиеся в определенном проценте в местный бюджет. По финансовой сущности эти надбавки отличаются от местных налогов только формой мобилизации финансовых ресурсов.
Третья группа - налоги на транспортные средства, на зрелища, на гостиницы, коммунальные сборы и прочие.
Наконец, есть группа местных налогов, которые не носят фискального характера, а определяют политику местных органов управления. Это, прежде всего, экологические налоги, направленные на защиту природной окружающей среды.
В отличие от государственных, местные налоги характеризуются, как правило, множественностью и регрессивностью. Их ставки не учитывают доходов налогоплательщиков.
Во Франции взимается более 50 различных видов местных налогов, в Италии - свыше 70, в Бельгии - около 100. Сумма их поступлений в этих странах составляет от 30 до 60 % доходов местных бюджетов. Исключение составляет Великобритания, где действует всего один местный налог - имущественный; он взимается с собственников или арендаторов любого недвижимого имущества производственного или непроизводственного назначения. Он полностью идет в местные бюджеты и достаточно высок, чтобы обеспечивать примерно треть их поступлений.
В Италии, Франции, Германии, некоторых других странах важное место занимает вторая группа местных налогов, которые взимаются в качестве надбавок к общегосударственным. Например, в Италии это надбавки к поземельному и сельскохозяйственному налогам. В Германии подоходный налог (а он здесь, как и в США, один из главных источников доходов) распределяется так: по 42,5 % в федеральный бюджет и в бюджет Земли и 15 % - в местные бюджеты. Налог с корпораций делится поровну (по 50%) между федеральным центром и Землей. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами, но 50 % поступлений перечисляется в бюджеты Земли и федеральный. Налог с продаж также распределяется по различным уровням. Но в данном случае пропорции могут быть самыми различными. Этот налог выступает как регулирующий, за его счет идет выравнивание финансового положения Земель при формировании текущих бюджетов. Каждые 2-3 года финансовые органы федерального правительства и Земель проводят переговоры о распределении налога с продаж.
Германия одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов регионов. Высокодоходные Земли (например, Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым Землям - Шлезвиг-Гольштейну, Саксонии и другим.
Значительные
особенности имеет финансовая система
Нидерландов. Если в США есть три
более или менее