Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:58, дипломная работа
Необходимо отметить, что рынок коммерческой недвижимости представлен не только объектами недвижимости, которые в нашей стране традиционно относят к объектам нежилого фонда, но и частью объектов жилого фонда, которые предлагаются на рынке в аренду.
Традиционно недвижимость делится на три основные группы: земельные участки, жилищный фонд, нежилой фонд (различного функционального назначения).
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, АНАЛИЗ РЫНКА ОФИСНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ 3
1.1.Нежилые помещения и факторы, влияющие на оценку офиса 3
1.2 Классификация офисных помещений 7
1.3 Количественные и качественные характеристики объекта оценки 11
1.4 Анализ рынка офисной недвижимости г. Самары за 2009-2011гг. 13
2 ГЛАВА. ОПИСАНИЕ ПОДХОДОВ И МЕТОДОВ ОЦЕНКИ НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ (ОФИСНОГО ПОМЕЩЕНИЯ) 29
2.1 Доходный подход к оценке недвижимости 29
2.2 Сравнительный подход к оценке недвижимости 42
2.3 Затратный подход к оценке недвижимости 47
3 ГЛАВА. РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ТРЕМЯ ПОДХОДАМИ И СОГЛАСОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 56
3.1 Применение сравнительного анализа продаж к оценке офиса 57
3.2 Применение метода прямой капитализации к оценке офиса 64
ГЛАВА 4. ОЦЕНКА НЕДВИЖИМОСТИ ПРИ ЗАЛОГЕ В РАМКАХ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 77
Офисное здание класса В: должно соответствовать не менее, чем 10-ти из 20-ти приведенных критериев.
Офисное здание класса С: соответствует менее, чем 8-ми из 20-ти приведенных критериев.6
На сегодняшний день в России существует несколько попыток разработки классификации объектов недвижимости различных секторов рынка недвижимости. Одной из самых известных классификаций офисной недвижимости можно назвать Классификацию Московского исследовательского форума 2003г. (Приложение А, таблица 1).7 Каждый тип недвижимости разделен на 4 класса: А, В, С, Д.
Офисная недвижимость на западе классифицируется на три класса - А, B, С. У России, в СНГ к этим трём классам может добавляется ещё два – D, E. Процесс присвоения зданию того или иного класса требует тщательного анализа всех его параметров и характеристик. Так же следует принять во внимание и тот факт, что границы между классами в большинстве случаях могут быть не чёткие. В таком случае после буквенного обозначения добавляют дополнительно знаки + и -. Далее рассмотрим основные различия между этими классами.
Офисы класса "А"
Офисы класса "А" - самые престижные офисные помещения, располагаются в новых офисных комплексах и бизнес-центрах в центре города. Эти офисные помещения имеют самый высокий уровень сервиса: "разумные" здания, предусматривающие полную оптимизацию и автоматизацию всех систем жизнеобеспечения, развернутую инфраструктуру централизованного обеспечения арендаторов оргтехникой, оптико-волоконную связь, ресепшн, конференц-залы, средства бытового обслуживания и отдыха. Все это содержится в безупречном состоянии.
Такие офисы обеспечены
собственными службами безопасности,
управления и обслуживания и охраняемыми
подземными стоянками. Данный класс
офисных помещений предполагает
современную свободную планиров
Дополнительными бонусами таких офисов являются организованная доставка сотрудников из города или от ближайшей станции метро до комплекса, а также большое количество парковочных мест. За границей, где бизнес-парки давно перестали быть экзотикой, предпочтение отдается вариантам офисов с оригинальной современной архитектурой, ландшафтным дизайном и дополнительными преференциями для арендаторов. Нормой для данного формата офисов является наличие больших рекреационных зон с парками, прогулочными аллеями, искусственными озерами и водоемами.
Офисы класса "В"
Офисы класса "В" - это офисные помещения с почти такими же характеристиками, что и офисы класса "A". Офисы класса В могут находиться в новых или в только что реконструированных зданиях, имеющих необходимые инженерные коммуникации, зачастую расположенные не в самом центре города, но и не окраине. Офисы класса В обладают практическими теми же характеристиками, что и офисы класса А, но являются не столь престижными, кроме того имеют более узкий спектр предлагаемых услуг. Поэтому их иногда называют «бюджетными офисами» или «офисами эконом-класса». В таких офисах может отсутствовать центральная система кондиционирования. Эти офисы не столь престижны и спектр предлагаемых услуг не такой широкий - парковка, например, чаще всего расположена на открытом воздухе.
К этому классу офисов относятся также офисы класса "А" после 5-7 лет эксплуатации, реконструированные и переоборудованные под офисные помещения старинные особняки, расположенные в центре города.8
Офисы класса "С"
Офисы класса "С" - это офисные помещения, построенные или отреставрированные здания, расположенные обычно вне центра города, арендованные обычно у НИИ или производственного предприятия. Иногда их называют "советскими". Последний ремонт в таких офисных помещениях может быть сделан более 10 лет назад с использованием имевшихся в то время материалов, или выполнен с использованием дешевых материалов, фасад здания часто не отремонтирован и выглядит непрезентабельно.
В таком офисном помещении обычно нет современной связи, центрального кондиционирования, система вентиляции - обычная, а туалетная комната в коридоре. Таким строениям свойственны все «прелести» конторского метода организации труда – коридорная система, трудности с кондиционированием (полное отсутствие центрального кондиционирования), неудобный подъезд и отсутствие цивилизованного паркинга. В основном это недавно появившиеся офисные здания, находящиеся не в центре города, но на пересечении транспортных путей, вблизи станций метро и основных радиальных магистралей. Класс офиса "С" предполагает достаточно скромный набор услуг: телефон, возможен выход в Интернет.
Также в эту категорию входят качественные офисные помещения в административных, институтских и производственных зданиях, офисы, по характеристикам здания соответствующие классу В, но с недостатками. Такие здания достаточно импозантны, располагают некоторым бизнес-сервисом, общей автостоянкой.
Офисы класса "D"
Офисы класса "D" - офисные
помещения в зданиях с
Офисы класса "Е"
Офисы класса "Е" - офисные помещения в зданиях, не приспособленных для размещения офисов и требующих реконструкции. Это могут быть переоборудованные под офис подвальные и полуподвальные помещения, квартиры в жилых зданиях, иногда с отдельным входом и автостоянкой на 2-4 машины. При условии удачного расположения, ремонта европейского класса, оснащения качественной мебелью и оргтехникой такие офисы вполне могут конкурировать с офисами более высокого класса.9
Объект оценки представляет собой встроенное нежилое помещение, расположенное на первом этаже жилого дома.
Описание объекта оценки представлено в Таблице 1.
Таблица 1- Описание объекта оценки
Показатель |
Наличие и описание показателя |
Нежилое помещение | |
Собственник |
ЗАО «Партнер» |
Этаж расположения |
Первый |
Общая площадь оцениваемых помещений, м2 |
164 кв.м. |
Текущее использование |
Офисное |
Наличие парковочных мест |
Нет |
Удобство доступа в помещения |
Отдельный вход есть |
Материал стен |
Кирпичные |
Внутренняя отделка помещений объекта |
Хорошая |
Презентабельность помещения |
Не соответствует назначению объекта оценки и окружающей инфраструктуре |
Общее физическое состояние объекта |
Хорошее |
Высота потолков |
3,30 м. |
Пол в помещениях |
Плитка, линолеум |
Потолки в помещениях |
Выровнены и окрашены |
Оконные проемы |
Простые деревянные |
Отделка стен |
Обои, окраска, деревянные панели, плитка |
Входная дверь |
Металлическая |
Объект подключен к системам электроснабжения, водопровода, канализации |
Подключен |
Отопление |
Подключено |
Наличие телефонных линий |
Есть |
Существенные особенности |
Отсутствуют |
Внутреннюю отделку
помещений можно
Объект оценки расположен в районе средней удаленности от центра, имеет удобный подъезд на автомобильном транспорте (что характерно для офисных помещений класса В), но он располагается на первом этаже жилого дома и изначально имел другое назначение (что характерно для офисных помещений класса Д).
Помещениям класса Д присуща не развитая инфраструктура централизованного обеспечения арендаторов средствами связи и телекоммуникации, отсутствие конференц-залов, средств бытового обслуживания, питания и отдыха.
Рассмотрев характеристики объекта оценки, можно сделать вывод, что офисное помещение, расположенное на ул. Дыбенко в доме 120а относится к классу С.
Рассмотрим другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость.
Таблица 2- Характеристика месторасположения объекта оценки
Показатель |
Наличие и описание показателя |
Область, административный район |
Самарская область, г. Самара, Советский район |
Местоположение в районе |
Объект расположен на первой линии улицы Дыбенко в доме 120а |
Удаленность (км) от объектов, влияющих на экологию (фабрика, завод, иное) |
Удален более чем на 5 км |
Благоустройство территории |
Подъездные пути – дорога с твердым покрытием |
Локальные особенности расположения: - транспортная доступность |
Проезд на автомобильном и общественном транспорте. Маршруты городского наземного транспорта: А-70,74; МТ-70,246,264. Ост. "ул. Дыбенко". |
Парковка |
Нет |
Схема местоположения
Рисунок 1 – Расположение объекта оценки
В г. Самаре исторически сложилось разделение на промышленную и административную части города; так, центром деловой активности, насыщенным офисами и магазинами, традиционно считается исторический центр города, а также наиболее приближённые к нему Ленинский, Самарский и Октябрьский районы, а объекты производственной и логистической направленности расположены в удалённых от центра города Промышленном и Кировском районах.
Поскольку Самарский регион является развитым с позиции промышленного производства и финансового сектора, то кризисные явления оказали существенное влияние на изменение деловой активности в 2009г.
Одним из главных последствий
снижения деловой активности в Самарском
регионе стало изменение
- сокращение штата
в ряде компаний составило
20-50% от общей численности
- сокращение головными компаниями количества представительств, филиалов и доп. офисов.
В результате этого прирост количества безработных в Самаре с за 2010 год составил более 15%.
Основным макроэкономическим фактором, влияющем на количество предложения коммерческих площадей, в 2009-2010 годах был низкий уровень ликвидности финансового сектора. В условиях отсутствия финансирования, обусловленным дефицитом ликвидности, одни девелоперские компании отказались от новых проектов в сфере офисной недвижимости, другие были вынуждены приостановить работы на уже возводимых объектах.10
По состоянию на 2009 г. ставка аренды офисных помещений, в среднем по городу, составила 550 руб./1 кв.м. в мес. На условиях продажи стоимость 1 кв.м. офисных площадей составила, в среднем по городу, 57,5 тыс. руб. (см. Таблицу 3). На рынке также присутствует дифференциация стоимости в зависимости от района местоположения объекта, что можно проследить по Рисунку 2.
Ситуацию на рынке офисной недвижимости Самары в 2009 году назвать однозначной трудно: с одной стороны, спрос на офисные площадки не превышал предложение, с другой - существующие здания не всегда были заполнены на 100%. Примерно треть всех офисных центров Самары были заполнены в среднем лишь на 50%. Эксперты связывают это с тем, что в городе наблюдался дефицит именно качественных площадок, офисов классов А и В. Уровень заполнения существующих офисных зданий сегодня неодинаков, он колеблется в диапазоне 40-100%. Количество офисных площадей растет примерно на 30% в год. В 2009г. строительные компании все чаще совмещают в пределах одного комплекса торговые и офисные, а часто и жилые зоны.
Отрицательной динамике в большей степени оказались подвержены объекты высокого уровня.
Аренда офисных площадей – это одна из первых статей расходов, которую в условиях финансового кризиса стали оптимизировать компании, работающие в самых различных сегментах рынка. Большинство арендаторов предпочло либо отказаться от дорогостоящих площадей, либо сократить размер офиса. Эта тенденция нашла отражение в уровне наполняемости офисных помещений.
Информация о работе Оценка рыночной стоимости нежилого помещения (на примере ЗАО «ПАРТНЕР»)