Оценка экономического потенциала Мурманской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Уникальный климат, ресурсный потенциал, стратегическое значение, основной форпост арктического проекта. Мурманская область образована 28 мая 1938 г. Территорию области составляет Кольский полуостров, омываемый водами Баренцева и Белого морей. Ее площадь 144,9 тыс. кв. км (8,6 % территории СЗФО и 0,85 % РФ).

Содержание

1. Профиль Мурманской области
2. Историческая ретроспектива
3. Основные итоги 1990–2000-х гг. Проблемы развития Мурманской области
3.1. Экономический спад в 1990-е и проблема роста в 2000-е гг.
3.2. Текущие последствия мирового экономического кризиса для Мурманской области: экономический спад в 2009 г.
3.3. Уровень и качество жизни в Мурманской области
3.4. Упадок агропромышленного сектора в 1990-е гг. и его последствия
3.5. Трансформация системы расселения: структурные проблемы энергетики
3.6. Бюджетная сеть
3.7. Состояние региональных финансов
3.8. Экологическая ситуация: зоны экологического бедствия и высокие риски
3.9. Включенность в систему трансграничного и международного сотрудничества
4. Внешние факторы:
новые возможности, рамки и обстоятельства, в которых развивается Мурманская область
4.1. Арктика вновь на повестке дня
4.2. Кризис мировой экономики и разворот сырьевого суперцикла
4.3. Новые поколения и технологии, меняющие общество
5. Вызовы развития Мурманской области
6. Сценарии
7. Миссия (цели) и задачи органов власти и видение Мурманской области
7.1. Миссия и задачи РОИВ
7.2. Видение «Мурманская область-2025»
8. Основные направления социально-экономического развития Мурманской области
8.1. Основополагающие принципы развития Мурманской области
8.2. Основные направления социально-экономического развития
8.3. Механизмы реализации: роль федерального центра, политики РОИВ и формирование коалиций
9. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Региональная экономика.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

12. Обеспечение высокого уровня социального обслуживания населения

Во-первых, развитие сети учреждений социального обслуживания населения и укрепления их материально-технической  базы, создание учреждений и служб нового типа для оказания социальных услуг, ориентированных на определенные категории граждан, открытие домов-интернатов малой вместимости и полустационарных учреждений (отделений) социального обслуживания и т.д. Во-вторых, обеспечение дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан за счет средств областного бюджета в рамках долгосрочных целевых программ: «Старшее поколение» на 2008–2010 гг., «Оказание помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействие их социальной реабилитации в Мурманской области» на 2010–2012 гг.

13. Новая (СО2-нейтральная и «умная») энергетика

Развитие энергетической системы региона будет осуществляться по следующим направлениям:

Во-первых, внедрение  в Мурманской области интеллектуальных электрических сетей, которые смогут самостоятельно контролировать состояние и режим работы потребителей, генераторов, электролиний и подстанций, что позволит бесперебойно осуществлять электроснабжение с максимальной экономической эффективностью57. Переход к использованию сверхпроводящих кабельных линий позволит существенно сократить потери электроэнергии, передавать большие потоки мощности при обычных габаритах кабеля, продлить срок эксплуатации кабельных линий, повысить уровень их пожарной и экологической безопасности, уменьшить площадь земель в городах, отчуждаемых под строительство энергообъектов. В настоящее время Кольская энергосистема характеризуется энергоизбыточностью, что позволяет реализовывать проекты по передаче электроэнергии: «Кольский энергомост» от АЭС в Финляндию (160 МВт электроэнергии, годовой объем поставки 1 млрд кВт·ч, с выделением агрегатов Йовской ГЭС и Кумской ГЭС для параллельной работы с энергосистемой скандинавских стран Nordel); «Северный транзит»: обеспечение перетока электроэнергии Кольской АЭС в Карельскую и Ленинградскую энергосистему путем удлинения уже построенной ЛЭП 330 кВ Кольская АЭС – Княжегубская – Лоухи за счет маршрута Лоухи – Путкинская ГЭС – Ондская ГЭС – Петрозаводская – Сясь – Киришская ГРЭС.

Во-вторых, переход  к CO2-нейтральной генерации, в т.ч. с использованием местного потенциала электроэнергетики. Кольская АЭС останется важнейшим структурным элементом электроэнергетики Мурманской области. Однако необходимо проработать вопрос о ее модернизации или строительстве новых энергоблоков (Кольская АЭС-2 с вводом в эксплуатацию энергоблока №1 в 2018 г. и энергоблока №2 в 2020 г.).

Разработка Штокмановского газоконденсатного месторождения  и строительство газопровода  Териберка - Волхов должны привести к  газификации области. В Мурманске и в населенных пунктах, расположенных вдоль будущего газопровода, должны быть внедрены электро- и теплогенерирующие источники на основе парогазового цикла. В частности, ТЭЦ и тепловые котельные, обслуживающие Мурманск, нуждаются в замещении.

В Мурманской области необходимо расширять использование возобновляемых источников энергии. В настоящее время используется лишь гидропотенциал, на экспериментальной основе – энергия приливов и отливов (Кислогубская ПЭС). Необходимо провести комплексную оценку ветрового потенциала на территории региона, на основе которой рассматривать целесообразность размещения ветропарков60, дооценку потенциала энергии приливов и отливов (по предварительным данным, наиболее подходящее место размещения ПЭС – западная часть береговой линии Кольского полуострова), дооценку территории области на предмет размещения объектов малой гидроэнергетики, провести техническое перевооружение ГЭС (в первую очередь Нижнетуломской, Пазского каскада, Княжегубской), оценку потенциала использования биоресурсов (торф, лес) для производства электроэнергии. Завершающим этапом изменений в электроэнергетике (после 2025 г.) станет развитие полноценных (интеллектуальных и симметричных) энергетических сетей, опирающихся на мощную сеть разноплановых распределенных источников энергии. Фактически по мере увеличения числа ресурсопроизводящих зданий и сооружений и становления возобновляемой энергетики будет возрастать диверсификация «ресурсной базы» энергетики. Все источники и потребители будут связаны в рамках единых «виртуальных электростанций» (VPP – virtual power plant), автоматически регулирующих/балансирующих рынки энергии в режиме реального времени.  

Вызов 5. Устойчивость развития, экология и сохранение среды  обитания как условие освоения Северов  и Арктики.

14. «Большой экологический проект» - работа с унаследованными проблемами с привлечением международных ресурсов и создание нового имиджа территории. Экологическая тематика должна стать – и уже становится – одной из ключевых тем, формирующих общерегиональную (в т.ч. международную) повестку дня, и одним из ключевых критериев возможности реализации инвестиционных проектов, в особенности связанных с эксплуатацией экосистем. Для этого необходимы следующие действия и инициативы:

разработка повышенных и специфических экологических требований к заявленным и реализуемым проектам, в особенности сырьевым;

инкорпорация  экологических требований, целей  и основополагающих принципов устойчивого  развития, содержащихся в пуле федеральных  документов стратегического планирования, в региональную практику планирования и управления. Кроме того, необходимо постоянное изучение и пополнение данных норм и правил новыми данными, предоставляемыми российским и международным научным и экспертным сообществом;

обеспечение защиты и воспроизводства природных ресурсов области;

обеспечение управления ресурсами, способствующего ответственному использованию ресурсного потенциала и поддерживающего рост экономики  области, в т.ч. путем создания экологически безопасных замкнутых технологических систем для комплексной переработки природного минерального и биологического сырья и утилизации накопленных промышленных отходов;

обеспечение качественных рекреационных ресурсов;

обеспечение безопасности жизнедеятельности человека;

для эффективной  работы экологической информации необходимо широкое общественное экопросвещение и обсуждение тем экологического равновесия и устойчивого развития в региональном и международном форматах. Это предполагает обязательную открытость информации экологического характера, а также информации, освещающей известные результаты и все возможные последствия любой (экономической, научной, «военной») деятельности для экосистем региона. Экологическая тематика

должна стать  одним из основных направлений работы Сетевого центра координации, знаний и превосходства в Арктике;

развитие форумов, предоставляющих площадки для обсуждения экологических вызовов региона, на базе как существующих международных  организаций, так и с использованием возможностей, которые создают международные  сети неправительственных организаций;

развитие регулярной конгрессной деятельности в регионе  – научные (практические), отраслевые конференции;

развитие экологической  политики как одного из основных элементов  имиджа Мурманской области.

15. «Мурманск – стратегический центр освоения Арктики»:

- Мурманск как  место представления и обсуждения  российской и международной повестки  дня по Арктике; Мурманск как  место обменов – информационных, торговых и экономических, интеллектуальных, культурных и человеческих; интернациональный бренд города Мурманска и имидж Мурманской области; - формирование плотного круглогодичного календаря событий по макрорегиональной тематике (экономика, ресурсы, экология, безопасность, транспорт, культура и малочисленные народы Севера, информационное общество и человек) и активное участие Мурманской области совместно с МИД РФ в формировании актуальной и амбициозной повестки для Евро-Арктического Баренц-региона и Арктики в целом; - ежегодный Мурманский экономический форум должен стать ключевым событием и дискуссионной площадкой для обсуждения основных тем повестки дня освоения Арктики. 

 Механизмы  реализации: роль федерального центра, политики РОИВ и формирование  коалиций 

1. Бюджет и  система политик РОИВ. Средства  регионального бюджета, направляемые на решение задач социально-экономического развития (в рамках системы политик), являются основными механизмами реализации Стратегии.

2. Стратегические  партнерства с ключевыми инвесторами  и построение коалиций для  целей успешной реализации стратегических проектов, формирования кластеров и центра знаний и превосходства в Арктике и модернизации университетской среды. Партнерство с крупнейшими инвесторами, работающими в регионе, могут фиксироваться соглашением о

стратегическом  партнерстве, предусматривающем механизмы координации действий инвестора и РОИВ, а также добровольные обязательства корпорации участвовать в социальном развитии территории и иных проектах развития. Партнерства, связанные с формированием кластера, оформляются соглашением о «кластерной инициативе»; органы власти области могут оказывать информационную поддержку, выступать инициаторами мероприятий.

3. Государственная  программа социально-экономического  развития Мурманской области,  связывающая ключевые региональные  инициативы и стратегические  проекты в единую систему мер развития Мурманской области. Программа будет представлять собой скоординированные и сфокусированные меры и действия Федерации, Мурманской области и корпоративного сектора, нацеленные на обеспечение высоких темпов и нового качества социального и экономического развития основного форпоста России на северном направлении. Программа должна включать следующие направления:

формирование  новой высокотехнологичной производственной базы Мурманской области на основе уникального ресурсного потенциала и за счет обеспечения привлекательной налоговой среды для инвесторов.

4. Инициация  и поддержка проектов инфраструктурного  развития и инновационных пилотных  проектов, способных получать финансовую, техническую и организационную  поддержку от национальных (ВЭБ) и международных институтов развития (ЕБРР, IFC), а также по линии бюджетных программ федеральных министерств.

5. Синхронизация  документов стратегического и  территориального планирования  Мурманской области и муниципальных  образований. 

6. Совершенствование системы государственного управления Мурманской области.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9. Список использованной  литературы 

1. Дидык В.В., Рябова Л.А. Тенденции экономического  и социального развития Мурманской  области в период рыночных  реформ //Темпы и пропорции социально-экономических процессов в регионах Севера. - Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2003.

2. Мотлохов В.Н.  Краткий анализ и пути ускорения  темпов экономического развития  Мурманской области // Темпы и  пропорции социально-экономических процессов в регионах Севера. - Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2003.

3. Основные положения  стратегии экономического развития  Мурманской области на период  до 2015 года. - Мурманск: Изд-во `Север`, 2002.

4. Пачина Т.М., Горлевская Н.С. Бюджетное пространство Мурманской области: параметры, тенденции, оценки //Темпы и пропорции социально-экономических процессов в регионах Севера. - Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2003.

5. Постановление  правительства Мурманской области  от 9 марта 2004 г. N 64-ПП `О концепции управления государственной собственностью Мурманской области`.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. М.: Изд-во Госкомстата РФ, 2004

7. www.murman.ru/

8. www.b-port.com.

9. Приложение к постановлению Правительства Мурманской области от 26.08.2010 № 383-ПП Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года Мурманск, 2010

10. www.gov-murman.ru/region/plan/

11. federal.polit.ru/govbody/mineconom_murmansk/

Информация о работе Оценка экономического потенциала Мурманской области