Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 18:08, курсовая работа
Уникальный климат, ресурсный потенциал, стратегическое значение, основной форпост арктического проекта. Мурманская область образована 28 мая 1938 г. Территорию области составляет Кольский полуостров, омываемый водами Баренцева и Белого морей. Ее площадь 144,9 тыс. кв. км (8,6 % территории СЗФО и 0,85 % РФ).
1. Профиль Мурманской области
2. Историческая ретроспектива
3. Основные итоги 1990–2000-х гг. Проблемы развития Мурманской области
3.1. Экономический спад в 1990-е и проблема роста в 2000-е гг.
3.2. Текущие последствия мирового экономического кризиса для Мурманской области: экономический спад в 2009 г.
3.3. Уровень и качество жизни в Мурманской области
3.4. Упадок агропромышленного сектора в 1990-е гг. и его последствия
3.5. Трансформация системы расселения: структурные проблемы энергетики
3.6. Бюджетная сеть
3.7. Состояние региональных финансов
3.8. Экологическая ситуация: зоны экологического бедствия и высокие риски
3.9. Включенность в систему трансграничного и международного сотрудничества
4. Внешние факторы:
новые возможности, рамки и обстоятельства, в которых развивается Мурманская область
4.1. Арктика вновь на повестке дня
4.2. Кризис мировой экономики и разворот сырьевого суперцикла
4.3. Новые поколения и технологии, меняющие общество
5. Вызовы развития Мурманской области
6. Сценарии
7. Миссия (цели) и задачи органов власти и видение Мурманской области
7.1. Миссия и задачи РОИВ
7.2. Видение «Мурманская область-2025»
8. Основные направления социально-экономического развития Мурманской области
8.1. Основополагающие принципы развития Мурманской области
8.2. Основные направления социально-экономического развития
8.3. Механизмы реализации: роль федерального центра, политики РОИВ и формирование коалиций
9. Список использованной литературы
Сценарий «Стратегический центр освоения Арктики» является наиболее амбициозным и одновременно в полной мере соответствует модернизационной повестке дня и амбициям России в отношении Арктики. Этот сценарий принят как целевой. При этом сценарий «Мировые ресурсы» является в высокой мере вероятным – его реализация возможна при условии пассивной позиции региона в отношении стратегических проектов и возможностей, которые они с собой приносят, а также ввиду недооценки перспектив складывания полноценного трансграничного экономического и культурного макрорегиона в Арктике.
7. Миссия (цели) и задачи органов власти и видение Мурманской области
Стратегия социально-экономического развития Мурманской области является основополагающим документом системы управления развитием региона, его экономики, социальной сферы, человеческого и культурного потенциала. Она фиксирует согласованные позиции таких разноплановых игроков, как государственная власть (в т.ч. учитывает приоритеты, планы и позиции федеральных органов власти), общество, бизнес и наука, по поводу планов развития и является руководством к действию региональных органов исполнительной власти (РОИВ). В своих действиях, связанных с управлением социально-экономическим развитием региона, органы власти Мурманской области ориентируются на видение и опираются на понимание миссии (системы общих долгосрочных целей) РОИВ.
7.1. Миссия и задачи РОИВ
Миссия (главная долгосрочная цель) органов государственной власти Мурманской области состоит в обеспечении высокого воспринимаемого качества жизни населения и социальной стабильности, широких возможностей развития человеческого капитала и самореализации и благоприятных условий (в пределах полномочий региона) для выполнения всего спектра военно-стратегических, исследовательских, освоенческих и экономических задач России в Арктическом макрорегионе и бассейне Северной Атлантики:
Основными задачами РОИВ в рамках стратегии социально-экономического развития Мурманской области являются:
1. Привлечение инвестиций в экономику Мурманской области.
2. Стимулирование
развития новых секторов, интенсивных
с точки зрения использования
знаний, новых технологий и иных
инноваций, опирающихся на
3. Городское
развитие – модернизация и
трансформация городов.
4. Развитие человеческого потенциала Мурманской области по следующим направлениям:
-здоровье человека;
-образование, знания и ключевые компетенции как основа успешной самореализации, социальной интеграции и формирования качественного рынка труда;
-ценности коммуникации, открытости, индивидуальной и социальной ответственности и активной жизненной позиции.
5. Обеспечение
стабильности общества и
6. Модернизация и развитие инфраструктуры области на основе передовых технологий.
7. Устойчивое
развитие и жизнедеятельность
на Кольском полуострове:
8. Формирование
позитивного и яркого международного
и национального имиджа Мурманской области.
Бренд «Стратегический центр освоения
Арктики».
7.2. Видение «Мурманская область-2025»
К 2025 году:
1. Город Мурманск,
пользуясь преимуществами
2. Опираясь на
выгоды географического
-базу Северного флота ВМФ РФ, обеспечивающего военно-стратегическое превосходство России в Северном Ледовитом океане и Северной Атлантике;
-систему технологических портов, комплексов снабжения и переработки и узел логистики под проекты добычи углеводородов на шельфе арктических морей с учетом близости к богатому ресурсами шельфу Баренцева моря;
-крупнейший незамерзающий глубоководный порт России, имеющий прямой доступ к океанским маршрутам, круглогодичный характер безледокольной навигации, обеспечивающийся теплым течением Гольфстрим,
-основной в европейской части России центр пользования океаническими биоресурсами;
-национальный центр исследований, знаний и превосходства в Арктике.
3. Освоение природных
ресурсов территории, океана и
прилегающего шельфа северных
морей составляет основу
- во-первых, устойчивый
характер, т.е. не ведущий к
непоправимым экологическим
4. Природа, ландшафты
и уникальные климатические
5. Грань между
«постоянным» и «временным»
6. С другой стороны, основные городские центры – Мурманск и городская система Кировск – Апатиты – Полярные Зори – Кандалакша – будут испытывать самые мощные притоки и оттоки населения, и они подвергнутся существенной модернизации, обновлению городской среды и недвижимости.
7. В основном
ареале размещения городских
центров и производственных
8. Бюджетная
сеть пройдет оптимизацию,
9. Характерными
чертами государственного
8. Основные направления социально-экономического развития Мурманской области
«Наша программа действий»
8.1. Основополагающие принципы развития Мурманской области
1. Принцип устойчивости развития:
сохранность экологии, природы, среды обитания и экосистем;
рачительное ресурсопользование;
устойчивая система расселения, сохранение численности населения и культурное освоение.
2. Приоритет
социальной стабильности, развития
и раскрытия человеческого
8.2. Основные направления социально-экономического развития
Вызов 1. Стратегические проекты играют определяющую роль в развитии Мурманской области, но они могут быть реализованы с минимальной локализацией – значительная часть их потенциала «скрыта» от региона. Для его реализации необходимы специальные усилия, механизмы и организационные инновации в виде кластерной инициативы и системы соглашений о стратегическом партнерстве.
1. Стратегические инвестиционные проекты. Перспективы развития Мурманской области во многом определяются, во-первых, планами осуществления субъектами хозяйствования инвестиционных проектов на территории области в рамках собственных стратегий развития, во-вторых, реализацией разработанных по инициативе государственных органов власти программ и проектов. Сформирован пул крупных стратегически значимых проектов, связанных с использованием транзитного и ресурсного потенциала территории области и прилегающего морского пространства.
Во-первых, комплексное освоение Штокмановского ГКМ. Проект предполагает комплексную разработку Штокмановского газоконденсатного месторождения29 с выходом на объем добычи 51 млрд. м3 природного газа к
2021 г.
В рамках
проекта запланировано
Со
Штокмановского ГКМ будут
Во-вторых, комплексное развитие Мурманского транспортного узла. Целью проекта является использование потенциала Мурманского транспортного узла для обслуживания грузопотоков Северного морского пути, Баренцево-Евроатлантического транспортного коридора, а также транспортировки углеводородного сырья, связанной с разработкой и эксплуатацией Штокмановского и Приразломного месторождений. Проект развития МТУ включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» и обеспечит диверсификацию и конкурентоспособность системы портов на Северо-Западе РФ.
Структурно (по географическому расположению возводимых объектов) проект может быть разделен на «западную» и «восточную» части. В рамках «западной» части проекта предполагается строительство портового перегрузочного комплекса для угля и генеральных грузов мощностью 20 млн. тонн угля в год35, портового комплекса по перегрузке нефти и нефтепродуктов мощностью 35 млн. тонн сырой нефти в год, а также строительство нефтеперерабатывающего завода с объемом переработки 6 млн. тонн нефти в год36. В рамках «восточной» части проекта предполагается строительство контейнерного терминала в ММТП мощностью 1 млн. TEU, реконструкция угольного терминала ММТП мощностью 9,6 млн. тонн угля в год, строительство дистрибуционно-логистического комплекса и логистического центра в рамках создания портовой особой экономической зоны. Также в рамках проекта предусмотрена модернизация железнодорожной сети Мурманской области38, автодороги «Кола», аэропорта «Мурманск». Для реализации проекта образована управляющая компания ОАО «Мурманский Транспортный Узел» (ММТП – 40 %, РЖД – 25 %, Роснефть – 15%, Росморпорт – 15 %).
Информация о работе Оценка экономического потенциала Мурманской области