Оценка экономического потенциала Мурманской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Уникальный климат, ресурсный потенциал, стратегическое значение, основной форпост арктического проекта. Мурманская область образована 28 мая 1938 г. Территорию области составляет Кольский полуостров, омываемый водами Баренцева и Белого морей. Ее площадь 144,9 тыс. кв. км (8,6 % территории СЗФО и 0,85 % РФ).

Содержание

1. Профиль Мурманской области
2. Историческая ретроспектива
3. Основные итоги 1990–2000-х гг. Проблемы развития Мурманской области
3.1. Экономический спад в 1990-е и проблема роста в 2000-е гг.
3.2. Текущие последствия мирового экономического кризиса для Мурманской области: экономический спад в 2009 г.
3.3. Уровень и качество жизни в Мурманской области
3.4. Упадок агропромышленного сектора в 1990-е гг. и его последствия
3.5. Трансформация системы расселения: структурные проблемы энергетики
3.6. Бюджетная сеть
3.7. Состояние региональных финансов
3.8. Экологическая ситуация: зоны экологического бедствия и высокие риски
3.9. Включенность в систему трансграничного и международного сотрудничества
4. Внешние факторы:
новые возможности, рамки и обстоятельства, в которых развивается Мурманская область
4.1. Арктика вновь на повестке дня
4.2. Кризис мировой экономики и разворот сырьевого суперцикла
4.3. Новые поколения и технологии, меняющие общество
5. Вызовы развития Мурманской области
6. Сценарии
7. Миссия (цели) и задачи органов власти и видение Мурманской области
7.1. Миссия и задачи РОИВ
7.2. Видение «Мурманская область-2025»
8. Основные направления социально-экономического развития Мурманской области
8.1. Основополагающие принципы развития Мурманской области
8.2. Основные направления социально-экономического развития
8.3. Механизмы реализации: роль федерального центра, политики РОИВ и формирование коалиций
9. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Региональная экономика.doc

— 251.50 Кб (Скачать)
 

Сценарий «Стратегический  центр освоения Арктики» является наиболее амбициозным и одновременно в  полной мере соответствует модернизационной повестке дня и амбициям России в  отношении Арктики. Этот сценарий принят как целевой. При этом сценарий «Мировые ресурсы» является в высокой мере вероятным – его реализация возможна при условии пассивной позиции региона в отношении стратегических проектов и возможностей, которые они с собой приносят, а также ввиду недооценки перспектив складывания полноценного трансграничного экономического и культурного макрорегиона в Арктике.

   

7. Миссия (цели) и задачи  органов власти  и видение Мурманской  области

   Стратегия социально-экономического развития Мурманской области является основополагающим документом системы управления развитием региона, его экономики, социальной сферы, человеческого и культурного потенциала. Она фиксирует согласованные позиции таких разноплановых игроков, как государственная власть (в т.ч. учитывает приоритеты, планы и позиции федеральных органов власти), общество, бизнес и наука, по поводу планов развития и является руководством к действию региональных органов исполнительной власти (РОИВ). В своих действиях, связанных с управлением социально-экономическим развитием региона, органы власти Мурманской области ориентируются на видение и опираются на понимание миссии (системы общих долгосрочных целей) РОИВ.

7.1. Миссия и задачи  РОИВ 

Миссия (главная  долгосрочная цель) органов государственной  власти Мурманской области состоит  в обеспечении высокого воспринимаемого качества жизни населения и социальной стабильности, широких возможностей развития человеческого капитала и самореализации и благоприятных условий (в пределах полномочий региона) для выполнения всего спектра военно-стратегических, исследовательских, освоенческих и экономических задач России в Арктическом макрорегионе и бассейне Северной Атлантики:

     Основными задачами РОИВ в рамках стратегии социально-экономического развития Мурманской области являются:

1. Привлечение  инвестиций в экономику Мурманской области.

2. Стимулирование  развития новых секторов, интенсивных  с точки зрения использования  знаний, новых технологий и иных  инноваций, опирающихся на потенциал  инвестиций в рамках стратегических  проектов, изменений в запросах  общества и тенденции к интеграции в глобальные системы отношений и рынки.

3. Городское  развитие – модернизация и  трансформация городов. Разнообразие, современный комфорт и удобство  городов, «городская экономика»  возможностей.

4. Развитие человеческого  потенциала Мурманской области по следующим направлениям:

-здоровье человека;

-образование, знания и ключевые компетенции как основа успешной самореализации, социальной интеграции и формирования качественного рынка труда;

-ценности коммуникации, открытости, индивидуальной и социальной ответственности и активной жизненной позиции.

5. Обеспечение  стабильности общества и сокращение  неравенства путем создания равных  возможностей и доступа к инфраструктуре, сервисам и общественным благам.

6. Модернизация  и развитие инфраструктуры области на основе передовых технологий.

7. Устойчивое  развитие и жизнедеятельность  на Кольском полуострове: эколого-средовой  аспект, рачительное пользование  природными ресурсами и потенциалом  территории, стабилизация людности.

8. Формирование  позитивного и яркого международного и национального имиджа Мурманской области. Бренд «Стратегический центр освоения Арктики».  

7.2. Видение «Мурманская  область-2025» 

К 2025 году:

1. Город Мурманск, пользуясь преимуществами своего  положения, масштаба, благодаря повышению общей открытости России в отношении международных контактов, сотрудничества и взаимодействия станет главным научным, кадровым, культурным и деловым центром Арктики.

2. Опираясь на  выгоды географического положения,  унаследованную с советских времен инфраструктуру и значительный кадровый потенциал, Мурманская область представляет собой главный форпост России в Арктическом макрорегионе и Северной Атлантике, сосредоточив на своей территории:

-базу Северного флота ВМФ РФ, обеспечивающего военно-стратегическое превосходство России в Северном Ледовитом океане и Северной Атлантике;

-систему технологических портов, комплексов снабжения и переработки и узел логистики под проекты добычи углеводородов на шельфе арктических морей с учетом близости к богатому ресурсами шельфу Баренцева моря;

-крупнейший незамерзающий глубоководный порт России, имеющий прямой доступ к океанским маршрутам, круглогодичный характер безледокольной навигации, обеспечивающийся теплым течением Гольфстрим,

-основной в европейской части России центр пользования океаническими биоресурсами;

-национальный центр исследований, знаний и превосходства в Арктике.

3. Освоение природных  ресурсов территории, океана и  прилегающего шельфа северных  морей составляет основу развития  Мурманской области, но имманентно предполагает:

- во-первых, устойчивый  характер, т.е. не ведущий к  непоправимым экологическим последствиям  и не создающий угроз благополучию  следующих поколений. Облик региональной  экономики будут определять горно-металлургический  сектор, перешедший на передовую технологическую платформу, позволяющую снизить нагрузку на экосистемы и делающую само производство практически «безлюдным»; добыча океанических биоресурсов, в значительной мере переключившаяся на искусственное разведение рыбы; поиск и добыча углеводородных ресурсов на шельфе арктических морей, осуществляемые с соблюдением жесточайших требований экологической безопасности; - во-вторых, знаниевая и технологическая компоненты исследований Арктики, поиска и добычи ресурсов на ее территории в значительной степени локализуются в Мурманской области (главным образом в Мурманске), создавая полноценные технологические кластеры (по таким направлениям, как морские технологии добычи и снабжения удаленных технологических объектов, технологии газохимии, рыборазведения и рыбоперереработки, технологии горной добычи, рекультивации и восстановления экосистем и проч.), рабочие места так называемой «экономики знаний» и основание для развития глобально значимого центра знаний и превосходства по проблематике освоения, работы и жизни в Арктике.

4. Природа, ландшафты  и уникальные климатические ресурсы  региона будут включены в систему  хозяйствования за счет создания  и продвижения комплекса эко-  и спортивно-туристических продуктов,  способных привлечь внимание мировых рынков.

5. Грань между  «постоянным» и «временным» населением  будет стираться как в том,  что касается потребностей и  нагрузок на инфраструктуру, так  и в отношении значимости этих  категорий для освоения и экономической  деятельности.

6. С другой стороны, основные городские центры – Мурманск и городская система Кировск – Апатиты – Полярные Зори – Кандалакша – будут испытывать самые мощные притоки и оттоки населения, и они подвергнутся существенной модернизации, обновлению городской среды и недвижимости.

7. В основном  ареале размещения городских  центров и производственных проектов  энергетика, во-первых, приобретет более  распределенный характер; во-вторых, в большинстве своем будет  основана на СО2-нейтральных источниках, таких как атомная энергия и энергия ветра и приливов, широкодоступная в регионе, особенно на побережье; а в-третьих, будет опираться на эшелонированную «умную» сеть, обеспечивающую оптимальное энергопотребление и высокую устойчивость и безопасность всей системы.

8. Бюджетная  сеть пройдет оптимизацию, комплексную  модернизацию и развертывание  новой технологической платформы,  а также будет дополнена широким  спектром частных учреждений  индустрии здоровья и образовательного  сектора. В целом будут созданы устойчивые механизмы постоянного обновления и совершенствования социальной инфраструктуры, напрямую связанной с восприятием качества жизни и развитием человеческого капитала.

9. Характерными  чертами государственного управления  Мурманской области станут: во-первых, «компактная», профессиональная и высокоэффективная исполнительная власть; во-вторых, полноценное электронное правительство, обеспечивающее подотчетность, прозрачность решений, открытость процесса планирования и возможность удаленного (бесконтактного) получения основной части государственных услуг; в-третьих, использование передовых технологий коммуникации, администрирования и принятия решений региональными органами государственной власти.

8. Основные направления  социально-экономического развития Мурманской области

«Наша программа  действий» 

8.1. Основополагающие  принципы развития  Мурманской области 

1. Принцип устойчивости  развития:

сохранность экологии, природы, среды обитания и экосистем;

рачительное ресурсопользование;

устойчивая система расселения, сохранение численности населения и культурное освоение.

2. Приоритет  социальной стабильности, развития  и раскрытия человеческого потенциала (общество и экономика возможностей) и модернизации экономики и  общества, переведенных на основу инноваций и знаний.

8.2. Основные направления  социально-экономического  развития 

Вызов 1. Стратегические проекты играют определяющую роль в  развитии Мурманской области, но они  могут быть реализованы с минимальной  локализацией – значительная часть их потенциала «скрыта» от региона. Для его реализации необходимы специальные усилия, механизмы и организационные инновации в виде кластерной инициативы и системы соглашений о стратегическом партнерстве.

1. Стратегические инвестиционные проекты. Перспективы развития Мурманской области во многом определяются, во-первых, планами осуществления субъектами хозяйствования инвестиционных проектов на территории области в рамках собственных стратегий развития, во-вторых, реализацией разработанных по инициативе государственных органов власти программ и проектов. Сформирован пул крупных стратегически значимых проектов, связанных с использованием транзитного и ресурсного потенциала территории области и прилегающего морского пространства.

Во-первых, комплексное  освоение Штокмановского ГКМ. Проект предполагает комплексную разработку Штокмановского газоконденсатного месторождения29 с выходом на объем добычи 51 млрд. м3 природного газа к

2021 г.

 В рамках  проекта запланировано строительство  морского добычного комплекса,  подводного газопровода до береговой инфраструктуры, установки по подготовке природного газа31, портового транспортно-технологического комплекса и завода по производству сжиженного газа в поселке Териберка, также существует возможность строительства газохимического комплекса.

     Со  Штокмановского ГКМ будут осуществляться  поставки природного газа по  магистральному трубопроводу Териберка  – Мурманск – Волхов для  потребителей Северо-Западного региона  России и для экспортных поставок  в страны Западной Европы32, а также поставки СПГ на рынки США и Европы. Для реализации проекта создано совместное предприятие «Shtokman Development AG» (ОАО «Газпром» – 51 %, Total S.A. (Франция) – 25 % и Statoil ASA (Норвегия) – 24 %).

Во-вторых, комплексное развитие Мурманского транспортного узла. Целью проекта является использование потенциала Мурманского транспортного узла для обслуживания грузопотоков Северного морского пути, Баренцево-Евроатлантического транспортного коридора, а также транспортировки углеводородного сырья, связанной с разработкой и эксплуатацией Штокмановского и Приразломного месторождений. Проект развития МТУ включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» и обеспечит диверсификацию и конкурентоспособность системы портов на Северо-Западе РФ.

Структурно (по географическому расположению возводимых объектов) проект может быть разделен на «западную» и «восточную» части. В рамках «западной» части проекта  предполагается строительство портового  перегрузочного комплекса для угля и генеральных грузов мощностью 20 млн. тонн угля в год35, портового комплекса по перегрузке нефти и нефтепродуктов мощностью 35 млн. тонн сырой нефти в год, а также строительство нефтеперерабатывающего завода с объемом переработки 6 млн. тонн нефти в год36. В рамках «восточной» части проекта предполагается строительство контейнерного терминала в ММТП мощностью 1 млн. TEU, реконструкция угольного терминала ММТП мощностью 9,6 млн. тонн угля в год, строительство дистрибуционно-логистического комплекса и логистического центра в рамках создания портовой особой экономической зоны. Также в рамках проекта предусмотрена модернизация железнодорожной сети Мурманской области38, автодороги «Кола», аэропорта «Мурманск». Для реализации проекта образована управляющая компания ОАО «Мурманский Транспортный Узел» (ММТП – 40 %, РЖД – 25 %, Роснефть – 15%, Росморпорт – 15 %).

Информация о работе Оценка экономического потенциала Мурманской области