Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 18:08, курсовая работа
Уникальный климат, ресурсный потенциал, стратегическое значение, основной форпост арктического проекта. Мурманская область образована 28 мая 1938 г. Территорию области составляет Кольский полуостров, омываемый водами Баренцева и Белого морей. Ее площадь 144,9 тыс. кв. км (8,6 % территории СЗФО и 0,85 % РФ).
1. Профиль Мурманской области
2. Историческая ретроспектива
3. Основные итоги 1990–2000-х гг. Проблемы развития Мурманской области
3.1. Экономический спад в 1990-е и проблема роста в 2000-е гг.
3.2. Текущие последствия мирового экономического кризиса для Мурманской области: экономический спад в 2009 г.
3.3. Уровень и качество жизни в Мурманской области
3.4. Упадок агропромышленного сектора в 1990-е гг. и его последствия
3.5. Трансформация системы расселения: структурные проблемы энергетики
3.6. Бюджетная сеть
3.7. Состояние региональных финансов
3.8. Экологическая ситуация: зоны экологического бедствия и высокие риски
3.9. Включенность в систему трансграничного и международного сотрудничества
4. Внешние факторы:
новые возможности, рамки и обстоятельства, в которых развивается Мурманская область
4.1. Арктика вновь на повестке дня
4.2. Кризис мировой экономики и разворот сырьевого суперцикла
4.3. Новые поколения и технологии, меняющие общество
5. Вызовы развития Мурманской области
6. Сценарии
7. Миссия (цели) и задачи органов власти и видение Мурманской области
7.1. Миссия и задачи РОИВ
7.2. Видение «Мурманская область-2025»
8. Основные направления социально-экономического развития Мурманской области
8.1. Основополагающие принципы развития Мурманской области
8.2. Основные направления социально-экономического развития
8.3. Механизмы реализации: роль федерального центра, политики РОИВ и формирование коалиций
9. Список использованной литературы
В
зоне влияния горнодобывающих
и металлургических
Система сбора
твердых бытовых отходов в
Мурманской области не обеспечивает
отделение из них вторичного сырья
и, что особенно важно, – опасных
отходов. Система переработки ТБО
в области практически
3.9. Включенность в систему трансграничного и международного сотрудничества
Мурманская
область глубоко вовлечена в
комплекс международных и
Мурманская
область – ресурсный регион неэффективной
ресурсной экономики. Именно эффективность
использования природных ресурсов и функционирования
основной инфраструктуры, экологические
проблемы и устойчивость развития являются,
помимо культурного взаимодействия, важнейшими
предметами международного и трансграничного
сотрудничества в последние десятилетия.
В силу разности уровней экономического
развития северные регионы России являются
контрагентами стран Северной Европы,
воспринимающими, а не предлагающими повестку
дня в вопросах, в которых Россия
в целом является «ведомой» страной. В
этом смысле международная коммуникация
делает Мурманскую область в большей степени
объектом сотрудничества и рынком сбыта,
с другой стороны, она служит для российского
региона источником идей, опыта и лучших
практик для модернизации. Международная
составляющая развития Мурманской области
приобрела одно из ключевых значений для
региона.
4. Внешние факторы:
новые возможности, рамки и обстоятельства, в которых развивается Мурманская область
4.1. Арктика вновь на повестке дня
Исследование и освоение Арктики вновь на повестке дня – теперь главным образом благодаря ресурсам шельфа и прилегающих территорий. В связи с тем что мировая энергетика и транспорт трансформируются медленно и, по большинству оценок, к 2050 г. углеводороды останутся в числе основных источников энергии, а материальная среда будет формироваться на основе ископаемых металлов и химических соединений, активность человека в освоении ресурсов планеты радикально возрастает – в ареалы освоения включаются шельфы морей, труднодоступные заполярные районы, океанические ресурсы эксплуатируются все более и более интенсивно. Арктическая стратегия России предполагает превращение Арктической зоны РФ в ведущую стратегическую ресурсную базу страны. Возможность расширения границ арктических владений РФ (осуществляемое в соответствии с требованиями международного права) является неотъемлемой частью российского видения Арктики.
4.2. Кризис мировой экономики и разворот сырьевого суперцикла
Долгосрочные стратегические следствия мирового финансово-экономического кризиса для России:
1. Коррекция
«повышательного» тренда
2. Доходная составляющая
федерального бюджета
3. Принята новая модернизационная повестка дня развития РФ, предполагающая не только обновление материальной базы хозяйства (за счет инвестиций на уровне не ниже 30% от ВВП) и достижение лидерства в отдельных важных высокотехнологичных секторах мировой экономики (атомная отрасль, авиакосмический сектор, медицина и индустрия здоровья, ИКТ и образование), но также и модернизацию общества в целом. Фактически принятая Концепция долгосрочного развития России до 2020 г. (КДР) была дополнительно актуализирована изменившимися внешними условиями. В результате:
во-первых, корректируются
сроки и, возможно, состав двух ключевых
для Мурманской области инвестиционных
проектов: комплексное освоение Штокмановского
газоконденсатного
во-вторых, в условиях снижения доходной составляющей бюджетов всех уровней и роста рисков на рынке труда возникают дополнительные вызовы, связанные с возможной утратой достижений последних лет и общей стабильности в социальной сфере;
в-третьих, комплексная и глубокая модернизация страны предполагает значительно большие акценты на развитие рынков, внутренней экономики, инноваций, создание возможностей самореализации и раскрытия человеческого потенциала на местах, т.е. в регионах. Новое качество жизни (в т.ч. города) и обновление как таковое становятся важнейшими темами региональной повестки дня.
4.3. Новые поколения и технологии, меняющие общество
Новые поколения
– «Эхо-бумеры» и Millennials – и
технологии. Сервисная и интеллектуальная
экономика. Общество будущего – более
мобильное, коммуникабельное, открытое
и плюралистичное; новые требования к
городам. Как регионам привлекать и удерживать
«таланты»? Для этого необходимо обеспечить:
новые требования к городам как к пространству
комфорта, жизни и обмена. Стирание границ
между «постоянным» и «временным» населением
– жизнь на вахте без потери качества
(без потери лет жизни человека); туризм
как образ проведения свободного времени
и получения новых эмоций – «эмоционально
напряженный отдых» вместо «отдыха от
переживаний»; транспортную и информационную
(через телекоммуникацию) доступность
и широкие возможности самореализации,
которые позволят сократить утечку человеческого
капитала, а открытость привлечет внимание.
5. Вызовы развития Мурманской области
Для чего нужна стратегия развития?
На стыке накопленных структурных экономических и социальных проблем и «больших» внешних тенденций сложилась система вызовов развития Мурманской области, актуальная в средне- и долгосрочной перспективе. Вызовы по своей природе амбивалентны – они несут в себе как риски, так и возможности развития. Стратегия развития Мурманской области призвана наметить пути и механизмы работы со складывающейся системой вызовов.
1. Стратегические
мегапроекты имеют
2. Неустойчивая
структура экономики региона,
характерная для
3. Социально-гуманитарная
проблема. Постепенная утрата
4. Устаревшая инфраструктура не позволяет обеспечить высокое (необходимое) качество жизни, условия для динамичного развития экономики в части как инфраструктурных ограничений, так и развития человеческого капитала. Она требует комплексной модернизации и развития в соответствии со ставящимися задачами экономического и социального обновления.
5. Устойчивый (экологичный
и рачительный) характер
6. Ключевые проблемы
макрорегиона – экология, устойчивый
характер освоения и
6. Сценарии
Пространство возможного.
Во-первых, пространство
возможных сценариев развития Мурманской
области «рассечено» на два разнородных
горизонта: комплексное освоение с
опорой на развитую городскую систему
«противостоит» вахтовому освоению
«кладовых» Кольского полуострова и шельфа.
Перспективы освоения ресурсов арктической
зоны (в терминах масштаба, интенсивности
и сроков) остаются неопределенными, в
т.ч. ввиду набирающего силу политического
императива перехода к «постуглеродной»
энергетике. Экстраполяция основных демографических
и экономических трендов последних десятилетий
и изменение «коридора» мировых цен на
углеводороды и другие сырьевые ресурсы
создали основание для повышенного интереса
к арктической зоне. Однако уровень неопределенности
в отношении перспектив Арктики как ресурсной
базы будущего остается высоким ввиду
возможных технологических (в энергетике
и транспорте) и социальных (модели потребления)
сдвигов, а также постепенно формирующегося
глобального политического консенсуса
по проблеме изменения климата. Во-вторых,
уже заявленные и начатые крупнейшие проекты
– освоение Штокмановского месторождения
и развитие МТУ – могут сдвигаться на
более поздние периоды, а их состав – пересматриваться.
Финансовое состояние корпораций, являющихся
основными участниками обоих ключевых
проектов, а также рентабельность проектов
значительно зависят от состояния мировой
экономики.
Рис. 6.1. Сценарии развития Мурманской области
Ключевые параметры сценария | Базовый процесс | Ключевые сектора экономики | Динамика численности населения и система расселения | Структура экономики (соотношение производства и услуг, % от ВРП) |
«Кладовая» – стратегический запас | ||||
1. Освоение ресурсов на основе вахтового метода 2. «Закрытая» территория | Освоение ресурсов в изоляционистском режиме, углубление «провинциальности» | Стратегические проекты (ГПК, шельфовые месторождения, порт) | Быстрое сокращение населения области и Мурманска, консервация и сжатие системы расселения в силу «обезлюдения» технологий и по мере истощения ресурсов | 60/40 |
Терминал и «База флота» | ||||
1.
Активная стратегия |
Мобилизационная (изоляционистская) реиндустриализация, редуцированная модернизация (c приоритетом «стратегических» секторов), углубление «провинциальности» | Порт и база флота, шельфовые проекты, судоремонт и ГПК, наука, рыба, редуцированная городская экономика (платные услуги и бюджетная сеть) | Сокращение населения области и Мурманска, сжатие системы расселения при стабилизации и сохранении поселениями «стратегической функции» | 50/50 |
«Мировые ресурсы» | ||||
1.
Освоение ресурсов на основе
вахтового метода 2. Открытое для
международных обменов |
Реализация стратегических проектов с широким участием иностранных партнеров, сохранение «провинциальности» | Стратегические проекты (ГПК, шельфовые месторождения, порт), рыбный комплекс, туризм | Сокращение населения области и Мурманска, сжатие системы расселения в силу обезлюдения технологий и по мере истощения ресурсов | 45/55 |
«Стратегический центр освоения Арктики» | ||||
1.
Активная стратегия |
Мощный рывок развития городов, приобретение Мурманском статуса стратегического центра освоения Арктики, преодоление «провинциальности», комплексная реиндустриализация и модернизация на принципах устойчивого развития | Городская экономика (HORECA, развлечения, сложные деловые услуги, реклама, PR, деловой туризм, конгрессы, экономика столичной функции в Мурманске), стратегические проекты и кластеры «вокруг» них (морская деятельность, горно-металлургический и горно-химический кластеры, транспортно-логистический кластер), а также рыбопромышленный и аквакультурный кластер, туристический кластер | Сокращение населения области и рост населения Мурманска. Сохранение матрицы системы расселения при глубокой модернизации ее сути. Стирается граница между постоянным и временным населением. «Новое население» и новые инфраструктуры | 35/65 |
Информация о работе Оценка экономического потенциала Мурманской области