Оценка экономического потенциала Мурманской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Уникальный климат, ресурсный потенциал, стратегическое значение, основной форпост арктического проекта. Мурманская область образована 28 мая 1938 г. Территорию области составляет Кольский полуостров, омываемый водами Баренцева и Белого морей. Ее площадь 144,9 тыс. кв. км (8,6 % территории СЗФО и 0,85 % РФ).

Содержание

1. Профиль Мурманской области
2. Историческая ретроспектива
3. Основные итоги 1990–2000-х гг. Проблемы развития Мурманской области
3.1. Экономический спад в 1990-е и проблема роста в 2000-е гг.
3.2. Текущие последствия мирового экономического кризиса для Мурманской области: экономический спад в 2009 г.
3.3. Уровень и качество жизни в Мурманской области
3.4. Упадок агропромышленного сектора в 1990-е гг. и его последствия
3.5. Трансформация системы расселения: структурные проблемы энергетики
3.6. Бюджетная сеть
3.7. Состояние региональных финансов
3.8. Экологическая ситуация: зоны экологического бедствия и высокие риски
3.9. Включенность в систему трансграничного и международного сотрудничества
4. Внешние факторы:
новые возможности, рамки и обстоятельства, в которых развивается Мурманская область
4.1. Арктика вновь на повестке дня
4.2. Кризис мировой экономики и разворот сырьевого суперцикла
4.3. Новые поколения и технологии, меняющие общество
5. Вызовы развития Мурманской области
6. Сценарии
7. Миссия (цели) и задачи органов власти и видение Мурманской области
7.1. Миссия и задачи РОИВ
7.2. Видение «Мурманская область-2025»
8. Основные направления социально-экономического развития Мурманской области
8.1. Основополагающие принципы развития Мурманской области
8.2. Основные направления социально-экономического развития
8.3. Механизмы реализации: роль федерального центра, политики РОИВ и формирование коалиций
9. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Региональная экономика.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

    В  зоне влияния горнодобывающих  и металлургических производств  в поверхностных водоемах наблюдается  высокое и экстремально высокое  содержание никеля, меди, марганца, железа, фторидов, сульфатов, соединений  азота и др. Значительный вклад в загрязнение окружающей природной среды вносят также предприятия жилищно-коммунального хозяйства (объем сточных вод этой отрасли составляет 21,4 % от общего количества загрязненных вод). Остро стоит вопрос обеспечения защиты хозяйственно-питьевого водоснабжения от вероятных радиационных выбросов объектов атомной энергетики, радиационно опасных объектов, расположенных на территории области. Одной из проблем области становится обеспечение экологической безопасности при транспортировке и перевалке нефти и нефтепродуктов.

Система сбора  твердых бытовых отходов в  Мурманской области не обеспечивает отделение из них вторичного сырья  и, что особенно важно, – опасных  отходов. Система переработки ТБО  в области практически отсутствует. Захоронение ТБО осуществляется на свалках также без предварительной их сортировки и сепарации. В Мурманской области в настоящий момент отсутствуют мощности и предприятия для глубокой переработки отходов нефтепродуктов с получением товарных нефтепродуктов. Остро стоит проблема с утилизацией твердых отходов, содержащих нефтепродукты. Не решена проблема утилизации отходов гальванических производств. Одной из актуальных проблем региона остается качество очистки и обеззараживание подаваемой населению воды.

3.9. Включенность в систему трансграничного и международного сотрудничества

    Мурманская  область глубоко вовлечена в  комплекс международных и трансрегиональных  взаимодействий в силу трех  причин: во-первых, за последние два  десятилетия Россия пережила  начальный период становления открытого общества, что для Мурманской области выразилось в ее включении в многочисленные сети межгосударственных и негосударственных трансграничных контактов; состояние закрытости и изолированности страны и региона представляется ушедшим безвозвратно. Во-вторых, экономика Мурманской области, как и сопредельных государств, опирается на эксплуатацию хрупких экосистем, выходящих за рамки национальных границ. Глобальная освоенческая динамика делает вновь актуальным статус Мурманской области как одного из арктических форпостов. Наконец, в-третьих, регион является приграничной территорией с мощным портовым экспортным комплексом и военно-стратегической базой – внешние контакты для региона географически «неизбежны» и необходимы.

    Мурманская  область – ресурсный регион неэффективной ресурсной экономики. Именно эффективность использования природных ресурсов и функционирования основной инфраструктуры, экологические проблемы и устойчивость развития являются, помимо культурного взаимодействия, важнейшими предметами международного и трансграничного сотрудничества в последние десятилетия. В силу разности уровней экономического развития северные регионы России являются контрагентами стран Северной Европы, воспринимающими, а не предлагающими повестку дня в вопросах, в которых    Россия в целом является «ведомой» страной. В этом смысле международная коммуникация делает Мурманскую область в большей степени объектом сотрудничества и рынком сбыта, с другой стороны, она служит для российского региона источником идей, опыта и лучших практик для модернизации. Международная составляющая развития Мурманской области приобрела одно из ключевых значений для региона.  
 

4. Внешние факторы:

новые возможности, рамки и обстоятельства, в которых  развивается Мурманская область 

4.1. Арктика вновь на повестке дня

Исследование  и освоение Арктики вновь на повестке дня – теперь главным образом  благодаря ресурсам шельфа и прилегающих  территорий. В связи с тем что  мировая энергетика и транспорт  трансформируются медленно и, по большинству  оценок, к 2050 г. углеводороды останутся в числе основных источников энергии, а материальная среда будет формироваться на основе ископаемых металлов и химических соединений, активность человека в освоении ресурсов планеты радикально возрастает – в ареалы освоения включаются шельфы морей, труднодоступные заполярные районы, океанические ресурсы эксплуатируются все более и более интенсивно. Арктическая стратегия России предполагает превращение Арктической зоны РФ в ведущую стратегическую ресурсную базу страны. Возможность расширения границ арктических владений РФ (осуществляемое в соответствии с требованиями международного права) является неотъемлемой частью российского видения Арктики.

4.2. Кризис мировой  экономики и разворот  сырьевого суперцикла 

Долгосрочные  стратегические следствия мирового финансово-экономического кризиса для России:

1. Коррекция  «повышательного» тренда мировых  цен на углеводороды и неопределенность  энергетических рынков в целом,  связанная с проблемами спроса  и политическими акцентами в  пользу т.н. безуглеродной (CO2-free или CO2-нейтральной) энергетики. Для компаний сырьевого сектора возникли бюджетные ограничения и новые условия для принятия инвестиционных решений.

2. Доходная составляющая  федерального бюджета сократилась  при практически неизменных и порой расширяющихся социальных обязательствах. Бюджет вновь стал дефицитным, сохранив социальную направленность, масштабные «проекты развития», связанные с большими капитальными затратами, отошли на второй план.

3. Принята новая  модернизационная повестка дня развития РФ, предполагающая не только обновление материальной базы хозяйства (за счет инвестиций на уровне не ниже 30% от ВВП) и достижение лидерства в отдельных важных высокотехнологичных секторах мировой экономики (атомная отрасль, авиакосмический сектор, медицина и индустрия здоровья, ИКТ и образование), но также и модернизацию общества в целом. Фактически принятая Концепция долгосрочного развития России до 2020 г. (КДР) была дополнительно актуализирована изменившимися внешними условиями. В результате:

во-первых, корректируются сроки и, возможно, состав двух ключевых для Мурманской области инвестиционных проектов: комплексное освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения  и комплексное развитие Мурманского  транспортного узла. Они корректируются как по причине изменения финансового положения основных участников – корпораций и государства, так и в связи с необходимостью отказа от исключительно сырьевого характера развития России;

во-вторых, в  условиях снижения доходной составляющей бюджетов всех уровней и роста рисков на рынке труда возникают дополнительные вызовы, связанные с возможной утратой достижений последних лет и общей стабильности в социальной сфере;

в-третьих, комплексная  и глубокая модернизация страны предполагает значительно большие акценты на развитие рынков, внутренней экономики, инноваций, создание возможностей самореализации и раскрытия человеческого потенциала на местах, т.е. в регионах. Новое качество жизни (в т.ч. города) и обновление как таковое становятся важнейшими темами региональной повестки дня.

4.3. Новые поколения и технологии, меняющие общество

Новые поколения  – «Эхо-бумеры» и Millennials – и  технологии. Сервисная и интеллектуальная экономика. Общество будущего – более  мобильное, коммуникабельное, открытое и плюралистичное; новые требования к городам. Как регионам привлекать и удерживать «таланты»? Для этого необходимо обеспечить: новые требования к городам как к пространству комфорта, жизни и обмена. Стирание границ между «постоянным» и «временным» населением – жизнь на вахте без потери качества (без потери лет жизни человека); туризм как образ проведения свободного времени и получения новых эмоций – «эмоционально напряженный отдых» вместо «отдыха от переживаний»; транспортную и информационную (через телекоммуникацию) доступность и широкие возможности самореализации, которые позволят сократить утечку человеческого капитала, а открытость привлечет внимание.  

5. Вызовы развития  Мурманской области

Для чего нужна  стратегия развития?

     На  стыке накопленных структурных экономических и социальных проблем и «больших» внешних тенденций сложилась система вызовов развития Мурманской области, актуальная в средне- и долгосрочной перспективе. Вызовы по своей природе амбивалентны – они несут в себе как риски, так и возможности развития. Стратегия развития Мурманской области призвана наметить пути и механизмы работы со складывающейся системой вызовов.

1. Стратегические  мегапроекты имеют определяющее  значение для развития области,  но использование их потенциала  во благо региона теперь предполагает нетривиальные решения и механизмы.

2. Неустойчивая  структура экономики региона,  характерная для индустриального  общества, с преобладанием промышленно-сырьевого  сектора, переживающего модернизацию (внедрение т.н. безлюдных технологий). Промышленный сектор, служивший ранее основой рынка труда Мурманской области, будет только сокращать свои потребности в людях – даже несмотря на реализацию новых масштабных сырьевых и инфраструктурных проектов, а иногда благодаря ей – одновременно повышая уровень квалификационных требований к персоналу.

3. Социально-гуманитарная  проблема. Постепенная утрата накопленного  человеческого потенциала территории  и сложности с привлечением  «талантов» и «специалистов»  из-за пределов региона, обусловленные  недостаточным разнообразием возможностей самореализации (коренящимся в «индустриальном» характере экономики и узости экономической базы в целом) и несоответствием городских пространств современным и перспективным, генерируемым новыми поколениями требованиям комфорта, гибкости, разнообразия и мобильности.

     4. Устаревшая инфраструктура не позволяет обеспечить высокое (необходимое) качество жизни, условия для динамичного развития экономики в части как инфраструктурных ограничений, так и развития человеческого капитала. Она требует комплексной модернизации и развития в соответствии со ставящимися задачами экономического и социального обновления.

5. Устойчивый (экологичный  и рачительный) характер освоения  природных ресурсов Севера становится  определяющим условием и критерием развития.      

6. Ключевые проблемы  макрорегиона – экология, устойчивый  характер освоения и использования  ресурсов северных территорий  и социально-гуманитарный кризис  – носят общий для Мурманской  области и ее «арктических»  соседей характер, а их решение требует совместных усилий, идей и действий. Повестка дня для Евро-Арктического Баренц-региона, ее проектное наполнение и интернационализация сотрудничества требуют повышенного внимания и дополнительных усилий со стороны России и Мурманской области.

   

6. Сценарии

Пространство  возможного.

Во-первых, пространство возможных сценариев развития Мурманской области «рассечено» на два разнородных  горизонта: комплексное освоение с  опорой на развитую городскую систему  «противостоит» вахтовому освоению «кладовых» Кольского полуострова и шельфа. Перспективы освоения ресурсов арктической зоны (в терминах масштаба, интенсивности и сроков) остаются неопределенными, в т.ч. ввиду набирающего силу политического императива перехода к «постуглеродной» энергетике. Экстраполяция основных демографических и экономических трендов последних десятилетий и изменение «коридора» мировых цен на углеводороды и другие сырьевые ресурсы создали основание для повышенного интереса к арктической зоне. Однако уровень неопределенности в отношении перспектив Арктики как ресурсной базы будущего остается высоким ввиду возможных технологических (в энергетике и транспорте) и социальных (модели потребления) сдвигов, а также постепенно формирующегося глобального политического консенсуса по проблеме изменения климата. Во-вторых, уже заявленные и начатые крупнейшие проекты – освоение Штокмановского месторождения и развитие МТУ – могут сдвигаться на более поздние периоды, а их состав – пересматриваться. Финансовое состояние корпораций, являющихся основными участниками обоих ключевых проектов, а также рентабельность проектов значительно зависят от состояния мировой экономики.  

Рис. 6.1. Сценарии развития Мурманской области 

Ключевые  параметры сценария Базовый процесс  Ключевые сектора  экономики Динамика численности  населения и система расселения Структура экономики (соотношение производства и услуг, % от ВРП)
«Кладовая»  – стратегический запас 
1. Освоение ресурсов на основе  вахтового метода 2. «Закрытая» территория  Освоение ресурсов в изоляционистском режиме, углубление «провинциальности» Стратегические  проекты (ГПК, шельфовые месторождения, порт) Быстрое сокращение населения области и Мурманска, консервация и сжатие системы  расселения в силу «обезлюдения»  технологий и по мере истощения ресурсов 60/40
Терминал  и «База флота»
1. Активная стратегия комплексного  освоения с опорой на развитые  городские системы 2. «Закрытая»  территория  Мобилизационная (изоляционистская) реиндустриализация, редуцированная модернизация (c приоритетом  «стратегических» секторов), углубление «провинциальности» Порт и база флота, шельфовые проекты, судоремонт и ГПК, наука, рыба, редуцированная городская  экономика (платные услуги и бюджетная  сеть) Сокращение  населения области и Мурманска, сжатие системы расселения при стабилизации и сохранении поселениями «стратегической функции» 50/50
«Мировые  ресурсы»
1. Освоение ресурсов на основе  вахтового метода 2. Открытое для  международных обменов пространство  Реализация  стратегических проектов с широким  участием иностранных партнеров, сохранение «провинциальности» Стратегические  проекты (ГПК, шельфовые месторождения, порт), рыбный комплекс, туризм Сокращение  населения области и Мурманска, сжатие системы расселения в силу обезлюдения технологий и по мере истощения ресурсов 45/55
«Стратегический центр освоения Арктики»
1. Активная стратегия комплексного  освоения с опорой на развитые  городские системы 2. Открытое  для международных обменов пространство  Мощный рывок  развития городов, приобретение Мурманском статуса стратегического центра освоения Арктики, преодоление «провинциальности», комплексная реиндустриализация и модернизация на принципах устойчивого развития Городская экономика (HORECA, развлечения, сложные деловые  услуги, реклама, PR, деловой туризм, конгрессы, экономика столичной функции в Мурманске), стратегические проекты и кластеры «вокруг» них (морская деятельность, горно-металлургический и горно-химический кластеры, транспортно-логистический кластер), а также рыбопромышленный и аквакультурный кластер, туристический кластер Сокращение  населения области и рост населения  Мурманска. Сохранение матрицы системы  расселения при глубокой модернизации ее сути. Стирается граница между  постоянным и временным населением. «Новое население» и новые инфраструктуры 35/65

Информация о работе Оценка экономического потенциала Мурманской области